Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 371.

Дата публикации 23.05.2023

Конкурсы педагогического мастерства как инструмент профессионального развития учителей родного языка

Иванова Татьяна Анатольевна
научный сотрудник отдела научно-инновационных технологий в образовании бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок», г. Ханты-Мансийск, e-mail: ilem210@mail.ru

Аннотация: Профессиональное развитие педагога и его методической компетентности – это целенаправленный процесс, оказывающий влияние на качественные изменения всех элементов образовательной деятельности. Одним из важных условий профессионального развития педагога является участие учителя в конкурсах педагогического мастерства. Цель исследования заключается в раскрытии влияния конкурса педагогического мастерства на повышение профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих свою деятельность в популяризации и сохранении родных языков в современных условиях. В статье раскрывается аспект влияния конкурсов педагогического мастерства на профессиональное развитие учителей на примерах конкурсов: – «Учитель родного языка и литературы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (в рамках ежегодного Конкурса «Педагог года Югры»); – Окружной конкурс на звание лучшего педагога в сфере сохранения родного языка коренных малочисленных народов Севера «Оберегаемое слово предков». Научная новизна исследования состоит в уточнении классификации видов конкурсов профессионального мастерства педагогов, выделении специфики каждого вида соревнований. Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что результаты исследования могут послужить основой для написания других научных работ по заданной теме. Практическая значимость обусловлена тем, что результаты исследования могут быть использованы в образовательных целях, для мотивации педагогов к участию в конкурсах педагогического мастерства, а также принятия управленческих решений администрацией образовательной организации по дальнейшему организационно-методическому сопровождению будущих конкурсантов. Статья позволяет сделать вывод о том, что участие в конкурсах педагогического мастерства направлено на интенсивное и эффективное решение проблем, обсуждаемых на конкурсах. Сотрудничество педагогов при участии в конкурсах педагогического мастерства способствует обмену опытом между педагогическими работниками, демонстрации своих исследований, повышению профессионального педагогического мастерства. При написании статьи использованы нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и проведение мероприятий, аналитические справки и отчеты, результаты проведенных мероприятий. Развитие профессионализма – это длительный, развёрнутый во времени процесс овладения профессией; но, если учитель неравнодушен к своему делу, способен чутко реагировать на любые изменения образовательного процесса, находится в потоке инноваций и творческого поиска, участвует в конкурсах профессионального мастерства и этим самым подает пример своим ученикам, - он обязательно будет успешен! Итак, сегодня профессиональное развитие педагога считается одним из основных факторов успешности его работы.
Ключевые слова: Конкурс; номинации; компетенция; педагогическое мастерство; профессиональное развитие; профессиональная компетенция; сотрудничество педагогов; самопрезентация.

Pedagogical skill contests as a tool for professional development of native language teachers

Ivanova Tatiana Anatolyevna
Researcher at the Department of Scientific and Innovative Technologies in Education of a budgetary institution Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Ugra "Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development", Khanty-Mansiysk

Abstract: The professional development of a teacher and his methodological competence is a purposeful process that influences qualitative changes in all elements of educational activity. One of the important conditions for the professional development of a teacher is the participation of a teacher in pedagogical skill competitions. The purpose of the study is to reveal the impact of the pedagogical skills competition on improving the professional competence of teachers who carry out their activities in popularization and preservation of native languages in modern conditions. The article reveals the aspect of the influence of pedagogical skill competitions on the professional development of teachers using the examples of competitions: – The competition "Teacher of the native language and literature of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Yugra" (within the framework of the annual competition "Teacher of the Year of Yugra"); – The district competition for the title of the best teacher in the field of preserving the native language of indigenous small peoples of the "The protected word of the ancestors." The scientific novelty of the study consists in clarifying the classification of types of competitions of professional skills of teachers, highlighting the specifics of each type of competition. The theoretical significance of the work is due to the fact that the results of the study can serve as a basis for writing other scientific papers on a given topic. The practical significance is due to the fact that the results of the study can be used for educational purposes, to motivate teachers to participate in pedagogical skill contests, as well as to make managerial decisions by the administration of an educational organization for further organizational and methodological support of future contestants. The article allows us to conclude that participation in pedagogical skill competitions is aimed at intensive and effective solution of the problems discussed at the competitions. The cooperation of teachers with participation in pedagogical skill competitions promotes the exchange of experience between teaching staff, demonstration of their research, and improvement of professional pedagogical skills. When writing the article, regulatory documents regulating the organization and conduct of events, analytical reports and reports, the results of the events were used. The development of professionalism is a long, time–consuming process of mastering a profession; but if a teacher is not indifferent to his work, is able to react sensitively to any changes in the educational process, is in the flow of innovation and creative search, participates in professional skill competitions and thereby sets an example to his students, he will definitely be successful! So, today the professional development of a teacher is considered one of the main factors of the success of his work.

Правильная ссылка на статью
Иванова Т.А. Конкурсы педагогического мастерства как инструмент профессионального развития учителей родного языка // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/konkursy-pedagogicheskogo-masterstva-kak-instrument-professionalnogo-razvitiya-uchitelej-rodnogo-yazyka.html (Дата обращения: 23.05.2023)

Сегодня государство диктует новые требования к личности педагога как основной фигуре инновационных изменений в системе образования. Для правительства Российской Федерации является актуальной и важной поддержка педагогов на государственном уровне. Об этом свидетельствует Указ Президента, который объявил 2023 год - Годом педагога и наставника, целью которого является повышение социального престижа профессии, развитие творческого и профессионального потенциала учителей, признание особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность [3]. В связи с этим требуется поиск форм и методов работы, которые способствуют повышению уровня педагогической компетентности каждого педагога и коллектива в целом.

Профессиональное развитие педагога и его профессиональных компетенций – это целенаправленный процесс, оказывающий влияние на качественные изменения всей образовательной деятельности. Одним из важных условий профессионального развития педагога является его участие в конкурсах педагогического мастерства. Слова великого российского педагога К.Д. Ушинского о том, что единственный курс учительской жизни – это вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться, находят наиболее яркое отражение в участии педагогов в конкурсной деятельности.

Среди таких форм, получивших признание и распространение в педагогическом сообществе, существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства. В настоящее время Министерство просвещения Российской Федерации предлагает широкий спектр всевозможных конкурсов педагогического мастерства всероссийского масштаба, например, «Учитель года России», «Воспитатель года России», «Первый учитель», организуется масса дистанционных конкурсов и пр.

Вот уже много лет в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре проводится окружной конкурс «Педагог года Югры» (первоначально конкурс назывался «Учитель года»). Более 10 лет, начиная с 2008 года в рамках этого мероприятия проводится Конкурс «Учитель родного языка и литературы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Как следует из положения о профессиональном конкурсе «Учитель родного языка и родной литературы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», целью определено «выявление и распространение инновационного педагогического опыта лучших учителей родных языков и родных литератур и воспитателей, реализующих основные образовательные программы на родном языке, а также их поддержки и поощрения». Реализация вышеуказанной цели осуществляется посредством задач, также прописанных в положении. Следует отметить, что в связи с тем, что конкурс ориентирован на учителей предмета «Родной язык и родная литература», а также воспитателей, реализующих основные образовательные программы на родном языке, задачи специфицированы.

Так упомянутые ранее задачи конкурсной деятельности в целом, а именно выявление талантливых учителей, повышение престижа и социального статуса профессии, обобщение передового опыта и другие сформулированы с акцентом на изучение родных языков и литератур.

За участием учителя в конкурсах педагогического мастерства стоит нечто большее, чем возможность взобраться на пьедестал. В действительности конкурсы педагогического мастерства служат реализации более важных задач.

Во-первых, участие в конкурсах педагогического мастерства способствует популяризации как профессии учителя в целом, так и повышения престижа отдельных предметных областей. Зачастую учитель, победивший в конкурсе, становится образцом для подражания для своих коллег, а наличие титула несомненно означает повышение престижа профессии, что довольно важно в современном обществе.

Во-вторых, конкурсы педагогического мастерства способствуют формированию благоприятной мотивационной среды для профессионального роста и развития педагогов, а также формируют сообщество активных и инициативных единомышленников. Благоприятная среда, в свою очередь, способствует зарождению и подготовке к внедрению новых идей в области преподавания тех или иных предметов, воспитания и социализации.

Сотрудничество педагогов при участии в конкурсах способствует обмену опытом, демонстрации своих практик, повышению профессионального педагогического мастерства. Победители всероссийских конкурсов также становятся участниками всевозможных съездов и конференций, транслируя свои эффективные педагогические практики широкому кругу заинтересованных коллег.

К тому же конкурсы педагогического мастерства являются импульсом к профессиональному определению, что также является немаловажным для педагогов, поскольку невозможно помогать в самоопределении ученикам, испытывая самому трудности в данном вопросе.

Более того, конкурсы педагогического мастерства являются способом задавать важнейшие ценностные ориентиры, которые косвенно отражаются в целях и задачах конкурсов в целом, конкурсных испытаниях и критериях к их оцениванию, отражённых в положениях, регламентирующих порядок проведения конкурсов педагогического мастерства.

Более детальное отражение политических сигналов и ценностных ориентирах содержится в конкурсных испытаниях. Реалии современного мира таковы, что педагог, как и многие другие профессии, становится публичной, в связи с чем он должен не только уметь представлять себя в информационном пространстве, но и владеть современными технологиями. Запрос на данные компетенции находит отражение в критериях оценки конкурсного испытания «Медиавизитка».

Одним из показателей успешности педагога является качество организации учебно-воспитательного процесса, требования к которому находят отражение в конкурсных испытаниях «Методическая мастерская» и «Урок». Помимо классических методических требований, предъявляемых к уроку, например, наличие актуальности, структуры, рефлексии, методической и психолого-педагогической грамотности, в критериях оценивания испытания прописаны «информационная, коммуникативная и языковая культура» и «наличие ценностных ориентиров».

Важность воспитания и социализации как неотъемлемой части образования также находит своё отражение в конкурсных испытаниях, таких как «Воспитательное событие». Педагог как один из основных координаторов процесса воспитания и становления ребёнка, должен посредством личного примера обеспечивать формирование речевой и коммуникативной культуры обучающихся, демонстрировать творческий подход к решению воспитательных задач, удерживать воспитательную ценность проводимого мероприятия. Стоит также отметить, что, как и в испытаниях «Методическая мастерская» и «Урок», так и в испытании «Воспитательное событие» акцент делается на актуальность выбранной конкурсантом темы.

Умение осуществлять взаимообмен инструментами работы и успешными практиками в условиях профессионального взаимодействия также является значимым для современного педагога. Помимо сформулированных в предыдущих конкурсных испытаниях компетенций, в требованиях к выполнению задания «Мастер-класс» оценивается способность педагога организовать обратную связь, что является немаловажным для дальнейшего профессионального развития. Актуальность и обоснованность выбранных инструментов позволяют педагогу удерживать в фокусе практическую значимость и применимость в жизни организованного мероприятия.

Принятие решения о включении номинации для воспитателей в рамках конкурса позволяет сделать выводы, что значение преемственности уровней образования, в том числе в рамках предметной области «Родной язык и родная литература», возрастает. Так конкурсные испытания с участием воспитанников предъявляют требования к развитию профессиональных компетенций у воспитателей, реализующие основные образовательные программы на родном языке. Несмотря на то, что количество конкурсных испытаний в рамках организации мероприятий с детьми дошкольного возраста значительно меньше, чем для школьного уровня, данное направление имеет перспективы развития в будущем.

Конкурс «Учитель родного языка и литературы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры состоит из двух этапов: первый этап – заочный, второй – очный.

В заочном этапе и в первом туре очного этапа принимают участие все участники конкурса, во втором туре очного этапа принимают участие только победители первого тура очного этапа – финалисты (5 человек или 3 человека).

Участниками регионального конкурса могут стать педагоги образовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, преподающие родной язык и литературу коренных малочисленных народов Севера, победители муниципального/школьного этапа конкурсов. За прошедшие 5 лет с 2019 по 2023 в этом конкурсе приняло участие 19 педагогов родного языка и литературы.

Несомненно, участие в конкурсах подразумевает наличие определённых вызовов для педагогов, как профессиональных, так и личностных. Нехватка времени на качественную подготовку к участию в профессиональном конкурсе в условиях высокой загруженности, возникновение стрессовой ситуации, связанной с необходимостью встать в позицию публичной оценки, страх поражения, которое может привести к репутационным рискам, зачастую препятствуют желанию принять участие. Однако, если воспринимать возникающие вызовы, как потенциальные точки роста, то можно выделить дополнительную пользу. Таким образом, участие в конкурсах профессионального мастерства способствует развитию техники и методов управления временем, управления собой, совершенствованию навыков публичного выступления, самопрезентации.

Победа в региональном конкурсе является основанием представлять Югру на всероссийском конкурсе «Лучший учитель родного языка и родной литературы».

С 2022 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре стартовал новый конкурс на звание лучшего педагога в сфере сохранения родного языка коренных малочисленных народов Севера «Оберегаемое слово предков».

Организатором Конкурса является Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа ‒ Югры совместно с бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок».

 Задачами конкурса являются:

    • выявление и поощрение лучших педагогов автономного округа;
    • распространение передового педагогического опыта в области преподавания родных языков коренных малочисленных народов Севера;
    • поддержка новаторских подходов к развитию языковой культуры;
    • повышение профессионального мастерства и квалификации учителей родных языков, педагогов дополнительного образования, а также воспитателей, внедряющих этнокультурный компонент в дошкольном образовании;
    • формирование этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Севера автономного округа посредством освоения образовательных программ;
    • укрепление интереса к родному языку как нематериальному культурному наследию.

Конкурс проводится по трем номинациям:

    • «Педагогический талант»;
    • «Сохранение традиций»;
    • «Педагогические инновации».

Конкурсные материалы представлялись в виде:

    • I Номинация: «Педагогический талант» (видеоролик не менее 5 и не более 15 мин., в котором представлены: визитная карточка участника Конкурса; видеофрагмент урока (занятия) на родном языке; презентация педагогического опыта).
    • II Номинация: «Сохранение традиций» (презентация, в которой изложены разделы: «Мои успехи по сохранению родного языка»; «Взаимодействие  с        родителями по             изучению родного языка»; «Взаимодействие с общественными организациями по изучению родного языка»).
    • III Номинация «Педагогические инновации» (научнометодическая разработка конспекта урока на родном языке с использованием инновационных технологий).

Участник конкурса имеет право подать 1 заявку на участие в Конкурсе по выбранной номинации.

В конкурсе принимают участие педагоги, воспитатели, осуществляющие свою трудовую деятельность в образовательной организации, реализующей образовательные программы по сохранению родного языка коренных малочисленных народов Севера; педагоги, осуществляющие свою трудовую деятельность в организациях дополнительного образования, специализирующиеся в области сохранения родного языка коренных малочисленных народов Севера.

Экспертизу проектов проводит Экспертная комиссия в количестве не менее 5 человек.

- В состав Экспертной комиссии входят представители исполнительных органов государственной власти Ханты- Мансийского автономного округа – Югры, научной, педагогической общественности, средств массовой информации, высококвалифицированные специалисты в сфере сохранения родных языков.

- Экспертная комиссия действует в соответствии с Положением об Экспертной комиссии.

- Экспертная комиссия оценивает Конкурсные материалы Участников конкурса, представленные на Конкурс, выносит решение об итогах Конкурса.

- Заседание экспертной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 состава Экспертной комиссии.

- Решения Экспертной комиссии заносятся в итоговый протокол заседания.

- Протокол заседания Экспертной комиссии подписывает председатель и секретарь.

Порядок проведения Конкурса.

  • Конкурс проходит заочно в один этап по каждой номинации, обозначенной в Положении.
  •  Конкурсные материалы направляются в электронном варианте на указанный адрес электронной почты оргкомитета Конкурса с пометкой: Конкурс «Оберегаемое слово предков».
  • Конкурсные материалы, представленные с нарушением требований, установленных Положением, и срока предоставления конкурсных материалов, не рассматриваются.
  • Основанием для регистрации Конкурсных материалов является предоставление полного комплекта Конкурсных материалов, обозначенных в Положении.
  • По результатам технической экспертизы Конкурсных материалов формируется список Участников конкурса.
  • По итогам проведения Конкурса секретарь Экспертной комиссии формирует ранжированный список Участников конкурса (рейтинг).
  • Максимальное количество баллов составляет – 50 б. по каждой номинации.
  • Первые 3 участника в каждой номинации, набравшие наибольшее количество баллов в общем рейтинге по итогам Конкурса, признаются победителями и призерами Конкурса (9 человек).

Согласно Положению о проведении Конкурса экспертная комиссия оценивает работы по критериям. По каждой номинации – свои критерии Максимальная сумма баллов по каждой номинации составляло – 50 баллов.

Подведение итогов Конкурса

  • На основании Рейтинга Департамент формирует список победителей и призёров Конкурса.
  • Список победителей и призеров Конкурса утверждается приказом Департамента.
  • Победителям и призерам Конкурса вручаются дипломы соответствующих степеней.
  • Участникам Конкурса оформляются сертификаты участника.

Победителям и призерам присуждается Премия в размерах, утвержденных приложением № 7 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.12.2021 № 639-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера»:

  • 1 место – 300 000 руб. (победителям)
  • 2 место – 200 000 руб. (призерам)
  • 3 место – 100 000 руб. (призерам) (по каждой номинации отдельно)

В результате организационных мероприятий Организаторами были сформированы пакеты конкурсных заявок и материалов 17 участников из 7 муниципалитетов в 2022 году и 22 участника из 6 муниципалитетов в 2023 году.

Заявки поданы по всем трем номинациям и всем категориям участников.

Самыми активными участниками конкурса являются педагоги Сургутского и Березовского районов. Средний возраст участников составил 47 лет и варьируется от 22 до 67 лет.

Конкурсные заявки распределились следующим образом (таблица 1):

Таблица 1. Численность участников конкурса на звание лучшего педагога в сфере сохранения родного языка коренных малочисленных народов Севера «Оберегаемое слово предков» в разрезе муниципальных образований

Муниципальные образования

ОО

(школы)

ДОО

(д/сад)

ДОП

 

 

2022

2023

2022

2023

2022

2023

1

Белоярский район

3

3

0

0

0

0

2

Березовский район

2

4

1

0

1

0

3

Кондинский район

1

0

0

0

0

0

4

Нижневартовский район

2

5

0

0

0

0

5

Октябрьский район

1

1

0

1

0

0

6

Сургутский район

3

 2

1

0

0

0

7

г. Ханты-Мансийск

0

0

0

0

2

6

 

Всего:

12

15

2

1

3

6

В таблице 2 представлена информация по численности участников по номинациям и по образовательным организациям. Больше всего было заявлено по номинации «Сохраняя традиции» – 8 чел. – в 2022 году, 10 чел. – в 2023 году; «Педагогический талант» – 6 чел. – 2022 г., «Педагогические инновации» - 3 чел.– в 2022 году, 6 чел.– в 2023 году.

Таблица 2. Численность участников конкурса на звание лучшего педагога в сфере сохранения родного языка коренных малочисленных народов Севера «Оберегаемое слово предков» по номинациям

Наименование номинаций

ОО

(школы

ДОО

(д/сад)

ДОП

 

 

2022 г.

2023 г.

2022 г.

2023 г.

2022 г.

2023 г.

1

«Педагогический талант»

4

2

1

0

1

1

2

«Сохраняя традиции»

5

10

1

1

2

2

3

«Педагогические инновации»

3

3

0

0

0

3

 

Всего:

12

15

2

1

3

6

По итогам конкурса 2022 года составляется рейтинг конкурсных работ по каждой номинации и определены 3 победителя и 6 призеров. Приказом Департамента образования и науки утверждены

Вместе с тем хотелось бы отметить, что при проведении конкурсов профессионального мастерства возникают следующие проблемы, на которые стоит обратить внимание:

  • организация трудового дня. Педагогу приходится уплотнять свой рабочий день и использовать массу личного времени для подготовки к конкурсу. Не исключены ситуации с отменой и переносом занятий;
  • участие в конкурсе может принести как успех, так и неудачу. И в связи с этим многие испытывают стресс, который может привести к снижению самооценки;
  • негативное отношение к участникам конкурсов со стороны некоторых коллег вместо создания атмосферы открытости, взаимопомощи и дружеского расположения.

Задача организаторов конкурса – максимально сгладить острые углы, убедить каждого, что он и его опыт – уникален, помочь представить себя в максимально выгодном свете, а в случае неудачи – сделать полезные для себя выводы. Самое главное, чтобы все участники образовательного процесса, включая педагогов, администрацию, родителей и обучающихся, помогли педагогу-конкурсанту, поддержали его, радовались его успехам.

Организация профессиональных конкурсов – это не рутинная работа, а непрерывный творческий процесс, в который вовлекаются не только педагоги, но и дети, и их родители.

Росту профессионализма педагогических работников в сфере этнонационального образования способствуют научно-методические мероприятия регионального, межрегионального и российского уровней. Традиционно в августе каждого года в рамках регионального образовательного форума проводятся секции, круглые столы для педагогов родных языков по важным для развития этнонационального образования проблемам.

Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть, что профессиональные конкурсы - это не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку, они как будто бы получают ещё одно образование: повышается уровень их педагогического мастерства, продвигается карьера.

Современный педагог постоянно повышает уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.

Конкурс – своеобразный ритуал единения профессионального сообщества, это тот случай, когда можно показать не только достижения сегодняшнего дня, но и то, на что система образования будет ориентироваться в будущем.

Во всех субъектах конкурсной деятельности (участниках, членах жюри, организаторах, сопровождающих, педагогических коллективах конкурсных площадок) просыпается собственная творческая энергия, аккумулируются мысли, стимулируется мотивация саморазвития. Поэтому конкурсы профессионального мастерства не только создают атмосферу позитивной соревновательности, заинтересованности, но и являются активным средством повышения профессиональной компетентности педагогов и коллективов образовательных организаций. Подводя итог всему выше сказанному, следует отметить, что конкурсы профессионального мастерства – это средство повышения уровня педагогической компетентности педагогов, это публичная, открытая, общественно значимая форма повышения их квалификации [2].

В заключении хотелось бы отметить, что конкурсы педагогического мастерства призваны становиться механизмом развития профессиональных компетенций педагогов, площадкой для формирования профессионального сообщества активных и инициативных единомышленников, способствуют популяризации профессии учителя. Конкурсы педагогического мастерства также являются способом трансляции важнейших ценностных ориентиров, актуальных в определённый момент развития образования. Ценностные ориентиры, а также требования к формированию тех или иных компетенций у учителей предметной области «Родной язык и родная литература», а также воспитателям, реализующим основные образовательные программы на родном языке, находят как прямое, так и косвенное отражение в нормативных документах, регламентирующих проведение окружного конкурса «Учитель родного языка и родной литературы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».


Список литературы

1. Секреты успеха: как провести конкурс педагогических достижений и подготовить педагогов к участию в нем (методическое пособие) – СПб. ГБУ ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга, 2020. – с. 104.
2. Курицина, С.И. Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения уровня педагогической компетентности участников (размышления организатора) [Текст] / С.И. Курицина// Образовательная панорама, научно-методический журнал - Ярославль : Ин-т развития образования, – С.74-80
3. Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003?ysclid=lhomblg44p707571708

4. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.12.2001 № 89-оз «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», электронный ресурс https://depobr.admhmao.ru/obrazovanie-v-yugre/korennye-malochislennye-narody-severa/dokumenty/1710741/zakon-khmao-yugry-ot-04-12-2001-n-89-oz-o-yazykakh-korennykh-malochislennykh-narodov-severa-prozhiva/ (дата обращения 18.04.2022 г.)
5. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.07.2013 № 68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», электронный ресурс https://depobr.admhmao.ru/obrazovanie-v-yugre/korennye-malochislennye-narody-severa/dokumenty/1710747/zakon-khmao-yugry-ot-01-07-2013-n-68-oz-/ (дата обращения 18.04.2022 г.)
6. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 05.10.2018 № 338-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования», электронный ресурс http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/8600201810120010? (дата обращения 18.04.2022 г.)

Расскажите о нас своим друзьям: