Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №08 (97) Август 2024

УДК 159.9

Дата публикации 31.08.2024

Когнитивные искажения при тревожно-депрессивном состоянии у подростков

Дуданова Анастасия Сергеевна
студент, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», РФ, г. Пенза, nastya.dudanova@mail.ru
Памфилова Светлана Алексеевна
канд. псх. наук, доцент кафедры «Прикладная психология», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», РФ, г. Пенза, pamfilova58@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема когнитивных искажений подростков, находящихся в тревожно-депрессивном состоянии. Подростковый возраст характеризуется как кризисный период в жизни каждого человека. В этот период подростки сталкиваются с большим количеством эмоциональных переживаний, которые негативно влияют на процесс самовосприятия, а как следствие, возникают ошибки суждения, которые искажают представления ребенка о самом себе, что негативно влияет на развитие личности. Проведено эмпирическое исследование, результаты которого показали, что подростки, находящийся в тревожно-депрессивном состоянии, в большей степени склонны к когнитивным ошибкам в мышлении, чем нормотипичные подростки, которые проявляются в персонализации, катастрофизации, выученной беспомощности, преувеличении опасности.
Ключевые слова: тревожно-депрессивное состояние, эмоциональное неблагополучие, когнитивные искажения, ошибки суждения, подростковый возраст.

Cognitive distortions in anxiety and depression in adolescents

Dudanova Anastasia Sergeevna
student, Penza State University, Russia, Penza
Pamfilova Svetlana Alekseevna
Cand. Sci. (Psychology), аssistant professor of Applied Psychology department, Penza State University, Russia, Penza

Abstract: This article examines the problem of cognitive distortions of adolescents in an anxiety-depressive state. Adolescence is characterized as a crisis period in everyone's life. During this period, adolescents are faced with a large number of emotional experiences that negatively affect the process of self-perception, and as a result, errors of judgment arise that distort the child's ideas about himself, which negatively affects the development of personality. An empirical study was conducted, the results of which showed that adolescents in an anxiety-depressive state are more prone to cognitive errors in thinking than normotypic adolescents, which manifest themselves in personalization, catastrophization, learned helplessness, exaggeration of danger.
Keywords: anxiety-depressive state, emotional distress, cognitive distortions, errors of judgment, adolescence.

Правильная ссылка на статью
Дуданова А.С., Памфилова С.А. Когнитивные искажения при тревожно-депрессивном состоянии у подростков // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 08 (97). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/kognitivnye-iskazheniya-pri-trevozhno-depressivnom-sostoyanii-u-podrostkov.html (Дата обращения: 31.08.2024)

 

 

Подростковый возраст – это переломный этап в жизни человека. Часто весь подростковый период трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», подчеркивается его бурное протекание, сложности и для самого подростка, и для находящихся с ним взрослых [1, с. 40]. Кризисность подросткового возраста обусловлена, прежде всего, невозможностью подростков доминантно овладеть своей эмоциональной сферой в условиях значительной перестройки телесной организации и в условиях изменившихся требований общества к культурно-социальному статусу подростков. Глубокие эмоциональные переживания, которые возникают у подростков в течение этого кризиса, иногда выходят из-под контроля и приводят к эмоциональному неблагополучию. 

Эмоциональное неблагополучие подростка – один из объектов пристального внимания педагогов-психологов в условиях работы в общеобразовательных учреждениях. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия – тревожно-депрессивное состояние.

В настоящее время феномен тревожно-депрессивного состояния является наиболее часто встречаемым на планете. Распространенность эпизодов тревожно-депрессивного состояния среди подростков уже превысило 40% и продолжает расти [2, с. 15]. Во многих научно-исследовательских работах подчеркивается частота аффективных расстройств в данном возрасте, а также подростки представляют собой группу высокого риска развития тревожно-депрессивного состояния.

Подростки, находящиеся в тревожно-депрессивном состоянии, активно изучают и окунаются в свой внутренний мир. В проникновении во внутреннюю действительность, в мир собственных переживаний решающую роль играет возникающая в переходном возрасте функция образования понятий. Только с образованием понятий наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, переживаний. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка. В свою очередь, переживание подростком тревожно-депрессивного состояния отрицательно влияет на формирование понятий о самом себе. Искажается процесс самовосприятия, что характеризуется появлением ошибок суждения или когнитивных искажений, которые сопряжены с неправильной интерпретацией индивидуу­мом ситуаций окружающего мира [3, с. 71].

Цель исследования – изучение особенностей проявления когнитивных искажений при тревожно-депрессивном состоянии у подростков.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой, у подростков, находящихся в тревожно-депрессивном состоянии, в отличие от нормотипичных подростков, имеются когнитивные искажения, проявляющиеся в «персонализации», «катастрофизации», «выученной беспомощности».

Методики исследования:

  1. Опросник когнитивных ошибок (CMQ) А. Фридмана и Р. Девулфа;
  2. Шкала депрессии, тревоги и стресса (DASS-21) С. Ловибонда и П. Ловибонда.

Эмпирическая база исследования: МБОУ СОШ №36 г. Пензы, Пензенской области, Пензенского района. В исследовании приняли участие 39 подростков, обучающихся в среднем звене.

Рассмотрим результаты эмпирического исследования.

С целью изучения тревожно-депрессивных состояний у подростков была проведена методика «Шкала депрессии, тревоги и стресса» С. Ловибонда и П. Ловибонда. Результаты представлены в таблице 1.

 

 

Таблица 1. Результаты испытуемых по методике «Шкала депрессии, тревоги и стресса» С. Ловибонда и П. Ловибонда (в %)

Шкалы

Уровень проявления

Низкий

Средний

Высокий

Депрессия

28

20

52

Тревога

23

33

44

Стресс

28

49

23

 

Анализируя результаты по данной методике, было выявлено, что у 28% испытуемых по выборке уровень стресса находится на низком уровне, что говорит об отсутствии повышенной раздражительности и эмоциональной устойчивости опрошенных. У 49% испытуемых по выборке уровень стресса находится на среднем уровне, что говорит о трудностях, связанных с расслаблением и отдыхом, склонности к нервозности и вспыльчивости. У 23% испытуемых по выборке уровень стресса находится на высоком уровне, данный показатель говорит о постоянном эмоциональном напряжении, дистрессе, невозможности расслабиться, раздражительности.

Результаты по шкале «Тревога» у 23% испытуемых находятся на низком уровне, это говорит об отсутствии тревожных переживаний, эмоциональном равновесии и спокойствии испытуемых. У 33% испытуемых по выборке уровень тревоги находится на среднем уровне, что говорит об присутствии переживаний и волнений, склонности к тревожности. У 44% испытуемых по выборке уровень тревоги находится на высоком уровне, это говорит о тревожном состоянии опрошенных, которое они ощущают на протяжении продолжительного периода времени.

Результаты по шкале «Депрессия» находятся у 28% испытуемых по выборке на низком уровне, что говорит о отсутствии депрессивных мыслей, касаемо себя, эмоциональной стабильности и благополучии. У 20% испытуемых по выборке показатель депрессии находится на среднем уровне, что говорит о наличии у подростков переживаний и склонности к апатичному состоянию. У 52% испытуемых по выборке показатель депрессии находится на высоком уровне, это говорит о присутствии у опрошенных депрессивного состояния, которое характеризуется обесцениваем жизни, апатии, склонности к самоунижению и самоуничтожению.

Таким образом, опираясь на полученные результаты исследования, группа испытуемых была разделена на две группы. В первую группу вошли испытуемые с высоким уровнем тревоги и депрессии, что было выявлено у 44% (17 человек) испытуемых по выборке и является показателем тревожно-депрессивного состояния. Во вторую группу вошли 56% (22 человека) испытуемых по выборке, у которых был выявлен низкий и средний уровень тревоги и депрессии, что говорит об отсутствии изучаемого феномена.

Далее была проведена методика «Опросник когнитивных ошибок» А. Фридмана и Р. Девулфа с целью изучения когнитивных искажений у подростков, находящихся в тревожно-депрессивном состоянии. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты испытуемых по методике «Опросник когнитивных ошибок» А. Фридмана и Р. Девулфа (в %)

Шкалы

Тревожно-депрессивные подростки

Нормотипичные подростки

Уровень проявления

Уровень проявления

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Персонализация

29

18

53

50

23

27

Чтение мыслей

41

18

41

41

32

27

Упрямство

71

29

0

32

50

18

Морализация

65

29

6

50

36

14

Катастрофизация

18

47

35

50

41

9

Выученная беспомощность

30

35

35

59

32

9

Максимализм

65

35

0

27

59

14

Преувеличение опасности

18

30

52

41

32

27

Гипернормативность

41

59

0

50

27

23

 

Анализируя полученные результаты по данной методике, было выявлено, что у 29% испытуемых по выборке, склонных к тревожно-депрессивному состоянию, шкала «Персонализация» находится на низком уровне, это говорит об адекватном реагировании на критику и положительном общем фоне восприятия себя. У 18% испытуемых по выборке выявлен средний уровень по данной шкале, что говорит о ожидании враждебного и неодобрительного отношения к себе, обидчивости на критику и замечания окружающих. Высокий уровень выраженности когнитивных искажений выявлен у 53% испытуемых по данной выборке, что свидетельствует о неуверенности в себе и своих суждениях, фиксации на критических замечаниях в свою сторону, подростки в ходе взаимодействия с окружающими проявляют настороженность, так как ожидают негативно-пристрастного отношения к себе, обмана, унижения со стороны одноклассников. Анализируя результаты нормотипичных подростков было выявлено, что результаты по данной шкале у 50% находятся на низком уровне, что означает отсутствие каких-либо ошибок суждения, связанных с персонализацией. У 23% испытуемых по выборке результаты находятся на среднем уровне, что говорит о обидчивости подростков и резком реагировании на любую критику в свою сторону. У 27% испытуемых по выборке результаты находятся на высоком уровне, что говорит о ожидании враждебного и неодобрительного отношения к себе у подростков, а любое несогласие со мнением воспринимается как отвержение и унижение.

Результаты по шкале «Чтение мыслей» у 41% испытуемых по выборке, у которых был выявлен феномен тревожно-депрессивного состояния, находятся на низком уровне, что говорит об отсутствии тенденции к «додумыванию» суждений за других людей. У 18% испытуемых по выборке результаты по данной шкале находятся на среднем уровне, что говорит о склонности приходить к недостаточно логически обоснованным выводам, такие люди, как правило, изначально настроены на негативную обратную связь, опираясь на субъективные ожидания. У 41% испытуемых был выявлен высокий уровень результатов по данной шкале, что говорит о неумении логически и с различных сторон рассматривать причины и обстоятельства поведения окружающий, что приводит к ошибкам суждения, проявляющиеся в ожидании негативной реакции на их поведение. Анализируя результаты нормотипичных подростков, было выявлено, что у 41% испытуемых по выборке выявлен низкий уровень когнитивных искажений по шкале «Чтение мыслей», что говорит о внутренней уверенности в ходе взаимодействия с окружающими и умении грамотно анализировать сложившуюся ситуацию. У 32% испытуемых по выборке результаты по данной шкале находятся на среднем уровне, что говорит о склонности к «додумыванию» скрытых смыслов в ходе общения. У 27% испытуемых по данной выборке результаты находятся на высоком уровне, что говорит об одностороннем мышлении, неумении логически обосновано анализировать ситуацию, что проявляется в негативных суждениях о намерениях и оценках других людей.

Результаты по шкале «Упрямство» у 71% испытуемых по выборке, находящихся в тревожно-депрессивном состоянии, находятся на низком уровне, что говорит об отсутствии желания оспаривать чужую позицию и неумении отстаивать свои взгляды. У 29% испытуемых результаты по данной шкале находятся на среднем уровне, что также говорит о трудностях отстаивания своей позиции у подростков. Анализируя полученные результаты по шкале «Упрямство» у нормотипичных подростков, было выявлено, что у 32% испытуемых по данной выборке результаты находятся на низком уровне, что говорит о невозможности открыто говорить о своих чувствах и неумении отстаивать свою позицию при споре. У 50% испытуемых по выборке результаты по данной шкале находятся на среднем уровне, что говорит о склонности подростков скрыто оспаривать мнение и предложения других людей. У 18% испытуемых по выборке результаты по данной шкале находятся на высоком уровне, что говорит о настойчивом стремлении отстаивать свою позицию «из принципа», негибкости суждений и преобладании эгоцентрических защитных механизмов.

Результаты по шкале «Морализация» у 65% испытуемых, склонных к тревожно-депрессивному состоянию, находятся на низком уровне, что говорит об отсутствии повышенной моральной ответственности у подростков. У 29% испытуемых по данной выборке результаты находятся на среднем уровне, что говорит о склонности к постоянно рационализации происходящего для убеждения себя в необходимости происходящих событий. У 6% испытуемых результаты по шкале находятся на высоком уровне, что говорит о повышенной моральной ответственности, стремление обеспечить себе безопасность за счет морального контроля над окружающими. Анализируя полученные результаты по шкале «Морализация» у нормотипичных подростков, было выявлено, что у 50% испытуемых по данной выборке результаты находятся на низком уровне, что говорит об отсутствии моральной ответственности у подростков за происходящие события. У 36% испытуемых по выборке результаты находятся на среднем уровне, что говорит о склонности подростков морально контролировать окружающих. У 14% испытуемых по выборке выявлен высокий уровень результатов по данной шкале, что говорит о преобладании моральных суждений и оценок в восприятии явлений и людей, представляющих потенциальное неудобство или опасность.

Результаты по шкале «Катастрофизация» у 18% испытуемых, переживающих тревожно-депрессивное состояние, находятся на низком уровне, что говорит об адекватном реагировании на стрессовые ситуации и умении принимать важные решения в таких обстоятельствах. У 47% испытуемых по выборке результаты по данной шкале находятся на среднем уровне, что говорит о склонности подростков преувеличивать значимость возникшей проблемы. У 35% испытуемых по выборке результаты находятся на высоком уровне, что говорит о негативно преувеличенном реагировании на проблемы, выражающееся в нереалистичном ожидании угрозы жизни. Анализируя результаты по шкале «Катастрофизация» у нормотипичных подростков, было выявлено, что у 50% по выборке результаты по данной шкале находятся на низком уровне, что говорит о эмоциональной стабильности подростков, умении быстро адаптироваться в стрессовых ситуациях и адекватно реагировать на изменяющиеся условия. У 41% испытуемых по выборке результаты по шкале находятся на среднем уровне, что говорит о склонности преувеличивать трудности и излишне переживать в процессе их преодоления. У 9% испытуемых по выборке выявлен высокий уровень по данной шкале, что говорит о склонности к аффективно-шоковым реакциям в стрессовых ситуациях, уверенности в обмане со стороны других, а также негативном реагировании на возникающие проблемы.

Результаты по шкале «Выученная беспомощность» у 30% испытуемых, склонных к тревожно-депрессивному состоянию, находятся на низком уровне, что говорит о адекватном оценивании себя, своих способностей и уверенности в том, что все трудности преодолимы. У 35% испытуемых по выборке результаты по данной шкале находятся на среднем уровне, что говорит о неуверенности подростков в своих силах и способностях. У 35% испытуемых по выборке результаты находятся на высоком уровне, что говорит о склонности к обесцениванию своего собственного «Я», принижении своих возможностей и способностей. Анализируя результаты по шкале «Выученная беспомощность» у нормотипичных подростков, было выявлено, что 59% испытуемых по выборке результаты по данной шкале находятся на низком уровне, что говорит о стабильной самооценке и уверенности в своих способностях. У 41% испытуемых по данной выборке можно наблюдать склонность к принижению себя в ситуациях оценивания, что сопряжено со стремлением переложить ответственность за неудачи на другого. У 9% испытуемых по выборке результаты находятся на высоком уровне, что говорит о склонности обесценивать собственное «Я», декларировать свою слабость и беспомощность с целью оправдать собственные неудачи и ошибки.

Результаты по шкале «Максимализм» у 65% испытуемых, у которых был выявлен феномен тревожно-депрессивного состояния, находятся на низком уровне, что говорит о отсутствии склонности преувеличивать свои достижения и способности. У 35% испытуемых по выборке результаты находятся на среднем уровне, что говорит о склонности к проявлению нарциссических черт характера, желании получать восхищения и поощрения у подростков. Анализируя результаты по шкале «Максимализм» у нормотипичных подростков, было выявлено, что у 27% испытуемых результаты по данной шкале находятся на низком уровне, что говорит о желании не привлекать на себя много внимания окружающих и стремлении получать похвалу только за свои собственные заслуги. У 59% испытуемых по данной выборке результаты по шкале находятся на среднем уровне, что говорит о крайностях в суждении, тенденции преувеличивать свои достижения и упрекать окружающих в их недооценке. У 14% испытуемых по выборке результаты находятся на высоком уровне, что говорит о склонности преувеличивать свои заслуги, обесценивать других для собственного возвышения в обществе.

Результаты по шкале «Преувеличение опасности» у 18% испытуемых, склонных к тревожно-депрессивному состоянию находятся на низком уровне, что говорит о адекватном реагировании на непредвиденные обстоятельства. У 30% испытуемых по выборке результаты по данной шкале находятся на среднем уровне, что говорит о склонности избегать проблемные ситуации и преувеличивать опасность. У 52% испытуемых результаты находятся на высоком уровне, что говорит о склонности к самоограничениям и повышенном самоконтроле с целью обеспечения безопасности. Анализируя результаты по шкале «Преувеличенная опасность» у нормотипичных подростков, было выявлено, что у 41% испытуемых по данной выборке результаты по шкале находятся на низком уровне, что говорит о умении разрешать проблемные ситуации. У 32% испытуемых по выборке результаты по данной шкале находятся на среднем уровне, что говорит о склонности преувеличивать опасность, такие подростки всегда ожидают неблагоприятное развитие событий. У 27% испытуемых по выборке результаты по шкале находятся на высоком уровне, что говорит о склонности избегать ответственности и соперничества вследствие преувеличения опасности, такие подростки часто излишне осторожны и пассивны.

Результаты по шкале «Гипернормативность» у 41% испытуемых, находящихся в тревожно-депрессивном состоянии, находятся на низком уровне, а у 59% испытуемых результаты находятся на среднем уровне, что свидетельствует о соблюдении подростками правил, принятых в обществе, но всегда присутствует критичность и анализ всего, что транслирует общество и взрослые. Анализируя результаты по данной шкале у нормотипичных подростков было выявлено, что у 50% испытуемых по выборке они находятся на низком уровне, что говорит о критичности мышления, правила и нормы поведения соблюдаются только в том случае, если подростки видят в них смысл. У 27% испытуемых по выборке результаты находятся на среднем уровне, что говорит о стремлении тщательно следовать нормам и социальным предписаниям. У 23% испытуемых по данной выборке выявлен высокий уровень, что говорит о иррациональном стремлении следовать стандартам поведения, предписанным в обществе, избыточной вежливости и аккуратности во взаимоотношениях.

Таким образом, анализируя полученные данные по методике, было выявлено, что у подростков, склонных к тревожно-депрессивному состоянию, доминирует такие когнитивные искажения, как персонализация, чтение мыслей, катастрофизация, выученная беспомощность, преувеличение опасности, что характеризуется нестабильной эмоциональной сферой, обесцениванием своих способностей, страхом совершить ошибку, они ожидают, что окружающие будут к ним негативно относиться, поэтому склонны додумывать за других людей их суждения, очень остро реагируют на любые свои ошибки и избегают прямого столкновения мнения с другими, так как испытывают трудности в отстаивании своей позиции. В то время как нормотипичные дети не испытывают таких трудностей, они открыты, умеют отстаивать свое мнение, стараются не избегать проблемных ситуаций и умеют адекватно реагировать на непредвиденные обстоятельства.

На заключительном этапе исследования был проведён сравнительный анализ результатов обеих групп и статистическая обработка данных с помощью U-критерия Манна-Уитни, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3. Различия в когнитивных искажениях у подростков с разными уровнями состояния тревоги и депрессии

Когнитивные искажения

Достоверность различий

Персонализация

Uэмп=97, при р≤0,01

Чтение мыслей

Различия не выявлены, Uэмп = 175

Упрямство

Различия не выявлены, Uэмп=125

Морализация

Различия не выявлены, Uэмп=155

Катастрофизация

Uэмп=89, при р≤0,01

Выученная беспомощность

Uэмп=80, при р≤0,01

Максимализм

Различия не выявлены, Uэмп=135

Преувеличение опасности

Uэмп=96.5, при р≤0,01

Гипернормативность

Различия не выявлены, Uэмп=180

В ходе математико-статистической обработки полученных результатов были выявлены значимые различия по шкалам: «Персонализация» (Uэмп=97, при р≤0,01), «Катастрофизация» (Uэмп=89, при р≤0,01) «Выученная беспомощность» (Uэмп=80, при р≤0,01), «Преувеличение опасности» (Uэмп=96.5, при р≤0,01).

На основании математико-статистической обработки полученных результатов, можно утверждать, что подростки, склонные к тревожно-депрессивному состоянию, испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми. Они считают, что окружающие хотят причинить им вред, поэтому подростки проявляют излишнюю настороженность и боязливость в ходе общения. Испытуемые по данной выборке склонны преувеличивать опасность возникающих непредвиденных обстоятельств, тяжело ориентируются в новых условиях. Тревожно-депрессивные подростки не способны адекватно оценивать свои возможности, часто принижают себя и свои способности для того, чтобы избежать ответственности.

Проведенное исследование указывает на существование различий в когнитивных искажениях у тревожно-депрессивных подростков и подростков, у кого данный феномен отсутствует. Нами была сформирована гипотеза, согласно которой у подростков, находящихся в тревожно-депрессивном состоянии, в отличие от нормотипичных подростков, имеются когнитивные искажения, проявляющиеся в «персонализации», «катастрофизации», «выученной беспомощности». Данная гипотеза подтвердилась, действительно, подростки, находящийся в тревожно-депрессивном состоянии, в большей степени склонны к когнитивным ошибкам в мышлении.

Полученные результаты в ходе эмпирического исследования говорят о важности проведения своевременной диагностики когнитивной сферы у тревожно-депрессивных подростков, с целью выявления когнитивных искажений и дальнейшей профилактической и коррекционной работы, ведь ошибки суждения искажают процесс самовосприятия и негативно влияют на развитие личности подростка.

 

Расскажите о нас своим друзьям: