Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 37.02

Дата публикации 31.05.2023

Классификация видов самостоятельной работы обучающихся при изучении иностранного языка

Чигирёва Анастасия Николаевна
студентка Филиала ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки, Россия, nastyxa98nas@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается вопрос классификации самостоятельной работы при изучении иностранного языка. В ходе исследования можно прийти к выводу, что нет единой системы классификации, и рассматривает разные подходы к этому вопросу. Они основаны на источнике знаний, методике, а также на функциях, которые выполняет самостоятельная работа. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося. Самостоятельная работа обучающихся – ключевая составляющая процесса обучения. Она может быть направлена на повторение материала, закрепление знаний, самопроверку, анализ и обобщение информации. Рассмотрены классификации по источнику знаний, Б. П. Есипова, М. И. Моро, И. Э. Унт, В.П Стрезикозина, П. И. Пидкасистого и др. Таким образом, самостоятельная работа способствует развитию творческого мышления, самостоятельности и ответственности обучающихся.
Ключевые слова: классификация, самостоятельная работа, знания, умения, навыки, иностранный язык.

Classification of types of independent work of students in the study of a foreign language

Chigiryova Anastasia Nikolaevna
Student of the branch of «The Stavropol State Pedagogical Institute» in Essentuki, Essentuki, Russia

Abstract: The article deals with the issue of classification of independent work in the study of a foreign language. During the study, it can be concluded that there is no single classification system, and considers different approaches to this issue. They are based on the source of knowledge, methodology, as well as on the functions that independent work performs. It is also important to take into account the individual characteristics of each student. Independent work of students is a key component of the learning process. It can be aimed at repeating the material, consolidating knowledge, self-examination, analysis and generalization of information. The classifications according to the source of knowledge, B. P. Esipova, M. I. Moro, I. E. Unt, V. P. Strezikozin, P. I. Pidkasisty and others are considered. Thus, independent work contributes to the development of creative thinking, independence and responsibility students.
Keywords: classification, independent work, knowledge, skills, foreign language.

Правильная ссылка на статью
Чигирёва А.Н. Классификация видов самостоятельной работы обучающихся при изучении иностранного языка // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/klassifikatsiya-vidov-samostoyatelnoj-raboty-obuchayushhikhsya-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka.html (Дата обращения: 31.05.2023)

В настоящее время, следуя тенденциям образования практически невозможно выделить единую систему классификации видов самостоятельной работы обучающихся при овладении иностранным языком. В первую очередь рассмотрим само понятие «самостоятельная работа». Самостоятельная работа – это работа, которую обучающийся проводит самостоятельно, без непосредственного руководства учителя или других взрослых лиц. Она может проводиться как в школе, так и дома. Самостоятельная работа включает в себя чтение учебных материалов, написание домашних заданий, подготовку к контрольным работам и экзаменам, изучение дополнительной литературы, самостоятельное проведение исследования и т.д. Самостоятельная работа помогает обучающимся развивать самостоятельность, ответственность, организованность и другие навыки, необходимые для успешного обучения и жизни в целом. Следовательно, можно сказать о ёмкости и обусловленности свойствами, благодаря которым возникает огромная вариативность приемов к основе классификации.

Рассматривая научные работы разных дидактов и методистов, можно заметить, что наиболее востребованной и часто употребляемой оказалась классификация, которая ориентируется на источник знаний. Другими словами, это: использование учебной и дополнительной литературы, иллюстраций, карт, атласов, гербариев, и т.д. Владимир Павлович Стрезикозин был тем, кто более детально работал с данной классификацией и представил её в законченном варианте. Изучая классификацию Владимира Павловича, можно выделить несколько основных видов самостоятельной учебной деятельности обучающихся:

1) использование учебной литературы (для данного вида характерно - составление плана наиболее значимых пунктов, ответы на вопросы педагога, составление анализа самой идеи произведения или его художественных особенностей по вопросам преподавателя, описание персонажей, работа над документацией, а также другими первичными источниками и др.);

2) использование справочной литературы;

3) решение и составление задач;

4) тренировочные упражнения;

5) сочинение и описание (опираясь на ключевые слова, картины, личные впечатления и пр.);

6) наблюдение и лабораторные работы

7) работа, связанная с использованием раздаточного материала (комплекты картинок, фигурок, кубиков и пр.);

8) графические работы.

Следует обратить внимание, что данная классификация носит вспомогательный характер, так как не может быть заданий, основанных только на работе с учебником, таблицей и другим раздаточным материалом. В основе всегда лежит значимая цель. На наш взгляд, такая классификация в педагогике играет важную роль, исходя как минимум из потребности обучающихся в усвоении учебного материала и овладении навыками в одновременном порядке. Следовательно, учитель будет строить систему знаний для самостоятельной работы обучающихся индивидуально, как по содержанию, так и по источнику знаний.

Все упражнения и задания, предназначенные для самостоятельной работы с источниками знаний при получении новой информации и овладении приемами учебной работы, могут различаться. Это могут быть: как простые задачи и вопросы, так и логически связанные задания; можно предложить обучающимся тесты, инструкции, планы; составление схемы или доказательство, объяснение определенной темы или ее обоснование; задачи количественные, качественные, познавательные.

Ранжирование видов самостоятельной работы отражает ее внешнюю или, говоря с точки зрения деятельности педагога, управленческую сторону этого понятия. Эта классификация указывает на разнообразие методов активации самостоятельной работы в учебную деятельность обучающихся, поэтому можно отметить определенную ей ценность. Но такой классификационный подход является односторонним, в нем не раскрывается внутреннее содержание работы, незамеченным остается уровень мыслительной деятельности обучающихся. Вышеперечисленное отражается в трудах многих ведущих дидактов, но в данном случае следует остановиться на человеке, который в своих работах наиболее точно совместил обе стороны содержания самостоятельной работы. Это был советский педагог и ученый – Борис Петрович Есипов. Классификация Бориса Петровича базировалась на дидактическом назначении и разделяла виды самостоятельной работы на основные звенья учебного процесса. В то же время, характеризуя выделяемые Есиповым виды самостоятельной работы, можно отметить стремление педагога показать степень затруднений и проблем каждого вида, внутреннюю динамику мыслительной деятельности обучающихся [7, с.9].

Ученые и исследователи пытаясь найти лучший способ для отображения внутренней стороны содержания самостоятельной работы стали ориентироваться на постоянный рост продуктивных и творческих начал как в самостоятельной деятельности, так и в задачах, конструирующих эту деятельность и отражающих изменения в уровне мышления обучающихся.

Одной из первых, попыталась классифицировать вышеприведенные данные Мария Игнатьевна Моро в 1963 году, где попыталась отразить следующие виды самостоятельной работы:

а) те виды, которые основываются, преимущественно, на подражании, на воспроизведении обучающимися действий педагога и его рассуждений;

б) те виды, которые требуют от обучающихся самостоятельного использования знаний, умений и навыков, ранее полученных под руководством педагога в условиях, аналогичных тем, в которых они формировались;

в) то же, но в условиях, которые в некоторой степени отличаются от тех, которые имели место при формировании знаний, умений и навыков, применяемых обучающимися в ходе выполнения задач;

г) творческая работа, которая требует от обучающихся проявления самостоятельности в постановке вопроса и нахождении пути его решения, самостоятельном проведении необходимых наблюдений, самостоятельного получения вывода.

В дидактике такой подход ученые обосновывают результативностью психологических исследований, благодаря которым можно выделить два вида мышления - репродуктивный и продуктивный. Конечно, нельзя игнорировать то, что в реальном процессе познания в «чистом виде» не проявляются; они выступают в диалектическом единстве и в зависимости от уровня проблемности ситуации может варьироваться, от репродуктивного к продуктивному мышлению. Иными словами, шкала проблемности непрерывна и поэтому границы между выделенными классификационными единицами (ступенями и т.д.) весьма размыты и условны.

В своих научных трудах 1966 года Унт Инге Эриховна обращалась и основывалась на два принципа классификации самостоятельной работы, что в последствии помогло Инге предоставить две классификации самостоятельной работы обучающихся. Свою первую классификацию И. Унт предложила исходя из источника знаний, или, как говорит сама Унт, «методика самостоятельной работы обучающихся».

В последствии Инге Эриховна представила обновленную классификацию, исходя из содержания заданий для самостоятельной работы, выделяя при этом несколько типов учебных заданий:

1) задания, при помощи которых происходит опосредование учебной информации (задания, содержащие учебный материал, а также указывающие на исток знаний, от части замещающие устную речь педагога и предназначены для первичного восприятия учебного материала);

2) задания, с помощью которых происходит управление рабочим процессом обучающихся с необходимым материалом (задания, руководящие осмыслением и систематизацией учебного материала, самоконтролем; систематизацией и выводами; формированием знаний, умений и навыков - наблюдения, работа над текстом учебной литературы, упражнения, практические и лабораторные работы);

3) задания, которые требуют от обучающегося творческой деятельности (направлены на ориентирование обучающихся на самостоятельный сбор необходимого материала, поиск примеров и составления задач, написание сочинений и т.д.., поиск проблем и путей их решения).

В 1970-х значение формирования у обучающихся самозанятости возросло в связи с социально-экономическим развитием общества, в связи с научно-техническим прогрессом, а также повлияла модернизация производства.

Изменения в тенденциях образования, развитии общества приводят и к огромным изменениям в педагогике. Так происходят изменения и в классификации видов самостоятельной работы обучающихся. Раньше, в середине 20-го века были предложены классификации таких ученых как: Есипов Б.П. и его классификация по диагностическим целям, Стрезикозин В.П. и его классификация, основанная на источнике. А вот позднее, в 70-х годах ученые и педагоги основывались на структуре познавательной деятельности обучающихся [6].

Тут выделяется новый подход к классификации, предложенный доктором педагогических наук, профессором Павлом Ивановичем Пидкасистым, который предложил следующие типы самостоятельных работ:

─ по образцу;

─ реконструктивные;

─ вариативные;

─ творческие.

Каждый из приведенных выше типов преследует определенные дидактические задачи.

Самостоятельная работа с моделью применяется при формировании навыков и привычек, их прочного закрепления. Они составляют основу действительно самостоятельной деятельности обучающегося.

Реконструктивные самостоятельные работы дают возможность научиться давать анализ происходящему, способствуют формированию приёмов и методов познавательной деятельности, развивают внутренние мотивы по отношению к познанию, условий развития мыслительной деятельности обучающихся.

Предложенные виды составляют основу для последующей творческой деятельности обучающегося.

Вариативные самостоятельные работы тренируют умения и навыки поиска ответа за рамками того, что обучающему уже известно. Находясь в состоянии постоянного поиска, обобщая и систематизируя полученные знания, дублируя их в нестандартные ситуации помогают обучающимся сделать свои знания более гибкими, формируют творческую личность.

Творческая самостоятельная работа считается центром системы самостоятельной деятельности обучающихся. Такой вид помогает закрепить навыки самостоятельного поиска знаний, применяется как один из наиболее действенных методов формирования творческой личности.

Делая вывод, могу сказать, что практическое применение различных видов и методов самостоятельных работ мотивирует обучающихся на совершенствование умений работать самостоятельно и развитие самостоятельности. Но нельзя забывать, что работа каждого обучающегося должна начинаться с понимания целей и задач, действий и способов действий.

Евгения Павловна Бруновт и Михаил Николаевич Скаткин, а также ряд других педагогов классифицируют самостоятельную работу обучающихся по степени самостоятельности. Различают самостоятельную работу:

  1. подражательного характера;
  2. тренировочные с применением имеющихся знаний;
  3. исследовательского характера, то есть знания, обучающиеся получают из наблюдений, опытов.

Основным понятием, применяемым при формировании самостоятельного мышления обучающихся можно назвать системность. В ходе мыслительных процессов внимание фокусируется на содержании образования, системе научных знаний, которыми овладевают обучающиеся. Следует отметить, что перед тем как предложить обучающимся самостоятельную задачу, необходимо, прежде всего, учитывать наличие знаний по данному вопросу. В процессе научения обучающихся самостоятельно мыслить школьников в ходе получения знаний означает, учитывая их природные особенности, базироваться на методических и психологических основах их развития.

Итак, зарубежные и отечественные педагоги и ученые в течении многих лет изучали различные подходы к классифицированию самостоятельной работы обучающихся. И на основе их работ можно более подробно остановиться на изучении классификации видов самостоятельной работы при изучении иностранного языка. Самостоятельная работа обучающихся при изучении иностранного языка — это работа, которую обучающиеся должны выполнять без помощи учителя вне урочного времени для улучшения их знаний и навыков в языке. Она включает в себя чтение, письмо, говорение, прослушивание и выполнение упражнений, использование онлайн-ресурсов и других материалов для изучения иностранного языка. Самостоятельная работа является важным компонентом процесса обучения иностранным языкам, поскольку она улучшает понимание языка и помогает обучающимся сформировать навыки общения на иностранном языке.

При изучении иностранного языка обучающиеся выполняют различные виды самостоятельной работы, которые помогают им развивать навыки чтения, письма, говорения и понимания на слух.

Вот подробная классификация каждого вида самостоятельной работы при изучении иностранного языка:

1. Чтение:

- Чтение художественной литературы: обучающиеся читают книги, рассказы или статьи на иностранном языке для улучшения своего понимания написанного текста и расширения словарного запаса.

- Чтение текстов: обучающиеся читают учебники, научные статьи и другие материалы, связанные с их областью изучения, чтобы углубить свои знания в специфической тематике иностранного языка.

2. Письмо:

- Письменные упражнения: обучающиеся выполняют упражнения на написание предложений, параграфов или эссе на иностранном языке, чтобы развить свои навыки письма и грамматики.

- Письменные работы: обучающиеся пишут эссе, отчеты или другие работы на иностранном языке, чтобы продемонстрировать свои знания и умения в письменной форме.

3. Говорение:

- Устные упражнения: обучающиеся выполняют упражнения на произношение, диалоги или монологи на иностранном языке, чтобы улучшить свою устную речь и произношение.

- Устные доклады и презентации: обучающиеся готовят и представляют доклады, презентации или ролевые игры на иностранном языке, чтобы развить навыки публичного выступления и коммуникации на иностранном языке.

4. Понимание на слух:

- Аудирование аутентичных материалов: обучающиеся слушают аудиозаписи на иностранном языке, такие как радиопередачи, подкасты или разговоры носителей языка, чтобы улучшить свою способность понимать речь на слух и развить словарный запас.

- Аудирование академически.

Основная цель самостоятельной работы в обучении иностранному языку - это получение практического опыта в общении на языке. Чем больше времени обучающийся проводит на самостоятельной работе, тем быстрее и результативнее прогресс в его знаниях. Необходимо понимать, что самостоятельная работа - это не привилегия, а неотъемлемая часть учебного процесса, без которой не обойтись.

Самостоятельная работа обучающихся при изучении иностранного языка имеет несколько дополнительных аспектов:

1. Использование учебных материалов: Обучающиеся могут использовать учебники, рабочие тетради, онлайн-курсы и другие ресурсы, предназначенные специально для изучения иностранного языка. Эти материалы обычно предлагают различные задания и упражнения для самостоятельной работы, которые помогают развивать различные навыки языка.

2. Использование онлайн-ресурсов и приложений: Существует широкий выбор онлайн-ресурсов и мобильных приложений, которые помогают обучающимся в изучении иностранного языка. Это могут быть приложения для изучения новых слов, игры, интерактивные упражнения, видеоуроки и многое другое. Использование таких ресурсов может сделать самостоятельное обучение более интересным и мотивирующим.

3. Общение с носителями языка: Возможность общаться с носителями иностранного языка является ценным опытом для обучающихся. С помощью онлайн-платформ для обмена языков, разговорных клубов, языковых партнеров и т. д. студенты могут практиковать свои устные навыки, улучшать свое произношение и получать обратную связь от носителей языка.

4. Самостоятельное изучение грамматики и лексики: Обучающиеся могут уделять время изучению грамматических правил и новых слов самостоятельно. Существуют учебники, онлайн-ресурсы и словари, которые предлагают структурированный материал для самостоятельного изучения грамматики и расширения словарного запаса. Важно отметить, что самостоятельная работа обучающихся при изучении иностранного языка требует дисциплины и самоорганизации. Регулярная практика, постепенное увеличение сложности заданий и постоянное взаимодействие с языком помогут достичь лучших результатов в изучении иностранного языка.

Таким образом, можно прийти к выводу, исходя из которого следует, что завершенные классификации основаны на внешних признаках. В то время как попытки выделения видов самостоятельной работы, основанные на внутреннем содержании деятельности обучающегося, пока не принесли эффективных результатов. Из наиболее перспективных хотелось бы выделить попытки показать внутреннюю сущность самостоятельной работы через классификацию заданий предложенные Исааком Яковлевичем Лернером, Павлом Ивановичем Пидкасистым, Ингой Эриховной Унт. Но, несмотря на большой вклад педагогов каждая из этих классификаций нуждается в доработке. Однако, даже идеально выстроенная классификация заданий будет косвенно отражать характер деятельности обучающегося при выполнении самостоятельной работы. И также маловероятно будет ожидание возникновения появления одной универсальной классификации видов самостоятельной работы, которая бы отражала свойства данного двуединого процесса. Все приведенные выше классификации, даже если они логически завершены, окажутся в какой-то мере искусственными.

Из трудов педагогов и представленной информации о самостоятельной работе обучающихся при изучении иностранного языка можно сделать следующий вывод:

  • Самостоятельная работа является неотъемлемой частью эффективного процесса изучения иностранного языка. Она предоставляет обучающимся возможность развивать различные навыки, такие как чтение, письмо, говорение и понимание на слух, и активно применять полученные знания в практических ситуациях.
  • Классификация самостоятельной работы обучающихся включает такие виды деятельности, как чтение, письмо, говорение и понимание на слух. Каждый из этих видов самостоятельной работы имеет свои особенности и задачи. Чтение помогает улучшить понимание написанного текста и расширить словарный запас, письмо развивает навыки письма и грамматики, говорение способствует развитию устной речи и произношения, а понимание на слух помогает развить навыки восприятия иностранной речи на слух.
  • Кроме того, использование учебных материалов, онлайн-ресурсов, приложений и общение с носителями языка являются важными составляющими самостоятельной работы. Эти инструменты и возможности позволяют обучающимся углубить свои знания, практиковать навыки и развивать уверенность в использовании иностранного языка.

В целом, самостоятельная работа обучающихся при изучении иностранного языка способствует их активному вовлечению в учебный процесс, развитию самостоятельности, самоорганизации и самодисциплины. Она помогает обучающимся стать более компетентными и уверенными в использовании иностранного языка в реальных коммуникационных ситуациях.


Список литературы

1. Методика преподавания иностранного языка: учебное пособие / А. В. Кузнецова, Т. С. Синякина, М. В. Фомичева и др. – М.: Флинта, 2016. – 288 с.
2. Климова Е.В. Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках иностранного языка. - М.: Просвещение, 2005.
3. Кузнецов, А.В. Классификация форм и методов самостоятельной работы студентов при изучении иностранных языков / А.В. Кузнецов // Язык и культура. - 2018. - № 1(57). - С. 53-58.
4. Иванова, Е.С. Самостоятельная работа студентов при изучении английского языка: теоретические аспекты / Е.С. Иванова // Новые исследования в лингвистике и методике преподавания иностранных языков. - 2018. - № 9. - С. 28-34.
5. Малышева, Е.А. Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка: проблемы и перспективы / Е.А. Малышева // Современные научные исследования и инновации. - 2018. - № 4. - С. 78-83.
6. Стрекозин В.П. Самостоятельная работа обучающихся на уроках иностранного языка. - М.: Просвещение, 2018.
7. Есипов Б.П. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка. - М.: Просвещение, 2018.

Расскажите о нас своим друзьям: