Коррекционная психология | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 37.02

Дата публикации 31.05.2023

Принципы формирования учебной мотивации у младших школьников с ЗПР

Андрусёва Ирина Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь
Агафонова Карина Юрьевна
студентка Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь

Аннотация: В данной статье рассматриваются принципы и пути формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития. Обусловлена актуальность данной темы, также дано определение что значит «формирование мотивации». В статье дана характеристика детям с задержкой психического развития.
Ключевые слова: учебная мотивация, принципы, младшие школьники, школьники с ЗПР, задержка психического развития, мотивация.

Principles and methods of formation of educational motivation in primary school children with ZPR

Andruseva Irina Vladimirovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Simferopol
Agafonova Karina Yurievna
student, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Simferopol

Abstract: This article discusses the principles and ways of forming educational motivation in younger schoolchildren with mental retardation. The relevance of this topic is determined, and the definition of what "motivation formation" means is also given. The article characterizes children with mental retardation.
Keywords: educational motivation, principles, primary school students, students with ZPR, mental retardation, motivation.

Правильная ссылка на статью
Андрусёва И.В., Агафонова К.Ю. Принципы формирования учебной мотивации у младших школьников с ЗПР// Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/printsipy-formirovaniya-uchebnoj-motivatsii-u-mladshikh-shkolnikov-s-zpr.html (Дата обращения: 31.05.2023)

Большую часть младших школьников с трудностями в обучении составляет дети с задержкой психического развития (ЗПР). Для них характерно временное нестойкое и обратимое психическое недоразвитие, замедление его темпа, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности, часто осложнённое расстройствами в эмоциональной и личностной сферах. Они составляют около 50 % среди неуспевающих учащихся начальных классов.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного  воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции,

введением всеобщего обязательного среднего образования

Одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения. Мотивационная готовность у детей с ЗПР к моменту поступления в школу не сформирована. Яркое проявление их мотивационной незрелости – результат запаздывания в развитии всех основных компонентов игровой деятельности. Её низкий уровень не обеспечивает бескризисного перехода ребёнка к учебной деятельности. Он ещё «не перерос» игровую деятельность, не овладел её высшими формами, ведущей для него остаётся игра в её элементарных формах, а в школьной жизни игре отводится минимальное место.

Именно ЗПР препятствует формированию учебной мотивации. Эти дети не готовы принимать требования, которые предъявляет школьное обучение и которые не стали мотивами поведения: ученики не осознают важности и нужности обучения, не принимают учебные цели, их деятельность характеризуется общей неорганизованностью, недостаточной целенаправленностью (не умеют обдумывать свою работу, планировать и контролировать ход её выполнения). Они избегают занятия, близкие к учебным. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Во избежание непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения дети с ЗПР прибегают в качестве защиты к отказу от заданий и посещения школы [1].

Формирование мотивации – это воспитание у младших школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетание с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единства слова и дела, активную жизненную позицию школьника.

Для формирования учебной мотивации у младших школьников с ЗПР, необходимо применять в своей работе следующие принципы, разработанные А.К. Марковой:

1. Принцип перспективы, резервов и задач развития мотивации учения в младшем школьном возрасте.

Необходимо установить и исходить из возрастного своеобразия деятельности и мотивации как важной личностной характеристики в возрасте, в возрасте, предшествующем данному, в возрасте, следующем за данным.

Следовательно, формирование мотивации учения должно опираться на установленный уровень развития, который сложился в предыдущем возрасте, предполагает определение ближайших перспектив ее развития.

2. Принцип активности видов деятельности (учебная, общественно-полезная) и других видов общественных взаимодействий (с учителем, сверстниками).

3. Принцип развития психических новообразований.

Эти новообразования состоят в проявлении у ребенка нового, действенного отношения, новой позиции: к изучаемому объекту (лингвистическому); к другому человеку; к себе и своей деятельности.

4. Принцип качественного изменения мотивационной сферы, усложнение отношений новообразования и, следовательно, строения мотивационной сферы, более произвольных, т. е. регулируемая волей, ее организация.

5. Принцип развития мотивации через учебную деятельность.

Необходимо установить систему задач учебного курса для учащихся, которая преподносится им как к самостоятельному обнаружению теоретических положений, чтобы у них в сознании отработалась учебная деятельность как единый компонент для построения внутренней устойчивой мотивации для занятий, таким образом и обобщается мотивация к самому учению.

6. Принцип самодостижения. Этот принцип является частью принципа сотрудничества субъектов образовательного процесса [3].

Также необходимо определиться с принципиальными путями формирования мотивации. Их существует несколько:

Первый путь – его называют путем «сверху вниз» состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какой должна быть мотивация к учебной деятельности. Здесь младшие школьники с ЗПР усваивают известные виды мотивации как те эталоны, по которым они сверяют свое поведение, производят отождествление мотивации с предлагаемой обществом.

Второй путь – «снизу-вверх» состоит в том, что ребенок включается взрослым в реальные виды деятельности и так приобретает практический опыт соответствующего поведения - успешную учебную деятельность [4].

Школьники с ЗПР чувствуют себя счастливыми в единственной ситуации «Хорошо учусь». Для них успех в учении – единственный источник внутренних сил для преодоления трудностей, желания учиться. Похвала стимулирует активность ребёнка. А активность детей, вызванная стремлением к похвале, нередко переходит в заинтересованность самой учебной работой, а иногда и в познавательный интерес.

Ребёнка нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к ним. Для включения учеников в работу по – настоящему организовывать деятельность, в ходе которой поставленные задачи не только поняты, но и приняты ими (приобрели значимость, нашли отклик и опорную точку в их переживании). Для возникновения у детей стойкой мотивации – «хочу учиться, хочу учиться хорошо» – формировать в них уверенность в своих силах, чтобы потом, по происшествии некоторого времени, робкое «могу» превратилось в радостное «хочу».

В своей практике стараться избегать «будничности, серости», монотонности, бедности, нечёткости сообщаемой информации, отрыва содержания обучения от личного опыта ребёнка, не допускать учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировать учебный материал по объёму и качеству соответственно возможностям детей), использовать содержание как источник развития познавательных интересов [5].

Формируя учебную мотивацию у учащихся, в соответствии с использованием принципов формирования учебной деятельности, в процессе обучения учащихся, педагог обращает внимание на результаты, достигнутые самим учащимся и поощряет за его малейшие успехи. Поощрение успеха, достигнутого по отношению к результатам, полученным учеником ранее, оказывает значительный эффект в обучении, и проводит к благоприятной коррекционной работе с детьми с ЗПР, и в целом к благоприятному учебному процессу.

Ученик усваивает знания и формируется как личность только в процессе деятельности по осуществлению учебной мотивации. Поэтому учитель должен решать задачу – формировать учебные мотивы на уроке и внеклассных занятиях.

 


Список литературы

1. Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием [Текст] / И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. – Москва : АКАДЕМIА, 2020 – 456 с.
2. Грабал, В.В. Мотивация достижения и её развитие в процессе учебной деятельности [Текст] / В.В. Грабал. – Москва : Просвещение, 2019 – 196 с.
3. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников [Текст] / А. К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. – Москва : Академия, 2016 – 274 с.
4. Кичатинов, Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников [Текст] / Л.П. Кичатинов. – Москва : АСТ, 2020 – 122 с.
5. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] : учебное пособие / И.Ф. Харламов. – Москва : Гардарики, 2016 – 519 с.

Расскажите о нас своим друзьям: