Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №02 (55) Февраль 2021

УДК 159.9.07

Дата публикации 28.02.2021

Характеристика психологического здоровья студентов (на примере геологического и механико-математического факультетов)

Бячкова Наталия Борисовна
доцент кафедры общей и клинической психологии, канд. филос.наук, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия
Першин Илья Игоревич
студент 5 курса ФСФ специальность «Клиническая психология», Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия

Аннотация: В статье анализируется понятие психологического здоровья как фактора формирования специалиста по информационной безопасности. Исследуются значимые различия и особенности взаимосвязей параметров психологического здоровья: смысложизненных ориентаций, самоконтроля, эмоциональной стабильности, чувства связности. Обобщаются результаты эмпирического исследования, проведенного на выборке студентов двух факультетов университета: геологического и механико-математического.
Ключевые слова: психологическое здоровье, формирование специалиста, информационная безопасность.

Characteristics of the Psychological Health of Students (on the example of Faculty of Geology and Faculty of Mechanics and Mathematics)

Biachkova Nathalia B.
associate Professor of the Department of General and clinical psychology, candidate of philosophy associate Professor, Perm State University, Perm, Russia
Pershin Ilya I.
5th year student of the FSF speciality «Clinical Psychology», Perm State University, Perm, Russia

Abstract: The article analyzes the concept of psychological health as a factor of education of an information security specialist. Significant differences and peculiarities of interrelations of parameters of psychological health are investigated: life-meaning orientations, self-control, emotional stability, feelings of cohesion. The results of an empirical study are summarized, which was carried out on a sample of students from two university faculties: Faculty of Geology and Faculty of Mechanics and Mathematics.
Keywords: psychological health, specialist training, information security.

Правильная ссылка на статью
Бячкова Н.Б., Першин И.И. Характеристика психологического здоровья студентов (на примере геологического и механико-математического факультетов) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 02 (55). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/kharakteristika-psikhologicheskogo-zdorovya-studentov-na-primere-geologicheskogo-i-mekhaniko-matematicheskogo-fakultetov.html(Дата обращения: 28.02.2021)

Проблема исследования

Современное понимание содержания деятельности специалиста по информационной безопасности требует наличия у него не только профессиональных умений и навыков, но и того психологического состояния личности, которое позволит специалисту быть стрессоустойчивым, высоко работоспособным, активным в самореализации. С нашей точки зрения, именно психологическое здоровье человека является основой для формирования и реализации данных качеств. Понятие психологическое здоровье было введено в современную психологию Дубровиной И. В. Речь идет не о противопоставлении хорошо известного в мировой науке понятия «психическое здоровье» какому-то особому психологическому здоровью. Дубровина И. В. указывает на то, что «если термин “психическое здоровье” имеет отношение … прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин “психологическое здоровье” относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов» [4]. Шувалов А. В., в свою очередь, определяет психологическое здоровье как интеграл полноты и цельности субъекта (жизнеспособности и человечности индивида) [12].

Таким образом, психическое здоровье имеет отношение к определённым психическим процессам и механизмам, а психологическое здоровье даёт характеристику личности в целом.

Изучив результаты зарубежных и отечественных исследований проблемы психологического здоровья, мы выделили следующие составляющие этого понятия. Наиболее информативными, с нашей точки зрения, являются следующие: «хорошо развитая рефлексия, стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации» (Дубровина И. В. [4]), «успешная адаптированность к социуму» (Хухлаева О. В. [11]), «умение и возможность контролировать свое поведение, эмоции, состояния, умение планировать, ставить цели и достигать их» (Сергиенко Е. А. [8]). Важным критерием психологического здоровья является «характер и динамика основных процессов, определяющих душевную жизнь индивида» (Аболин Л. М. [1]), «изменение ее свойств и особенностей на разных возрастных этапах» (Братусь Б. С. [2]).

Отметим концепцию салютогенеза Антоновски А. По его мнению, системным критерием психологи психологического  здоровья является чувство связности как общая ориентация личности, зависящая от того, в какой степени человек испытывает проникающее во все сферы жизни, устойчивое, но динамическое чувство, включающее в себя три компонента: постижимость, управляемость, осмысленность.

Постижимость связана с тем, в какой степени индивид рассматривает стимулы, с которыми он сталкивается, как имеющие когнитивный смысл, как структурированную, согласованную, ясную и упорядоченную информацию, которую можно предсказать, в противовес информации хаотической, случайной, беспорядочной, непредсказуемой. Человек, обладающий чувством постижимости, не обязательно стремится постичь мир, но рассматривает его как постижимый в принципе; он не избегает неопределенных ситуаций, но уверен, что в них можно обнаружить порядок и смысл.

Управляемость связана с тем, в какой степени индивид рассматривает доступные ему ресурсы как достаточные для того, чтобы соответствовать требованиям, которые выдвигают перед ним стимулы. Речь здесь идет не только о тех ресурсах, которыми человек непосредственно располагает и которые он может контролировать, но также и о внешних ресурсах, на которые он может рассчитывать. Так. человек с высоким чувством управляемости верит не в то, что он способен предотвратить те или иные несчастья, а в то, что, используя свои собственные силы и способности или опираясь на внешние факторы, он сможет справиться с несчастьями, пережить их.

Осмысленность связана с тем, в какой степени человек испытывает эмоциональное переживание того, что жизнь имеет смысл, насколько он чувствует, что проблемы и требования, которые жизнь ставит перед ним, стоят того, чтобы активно включаться в них, вкладывая свою энергию, что они являются вызовами, которые человек приветствует, а не бременем, которого он стремится избежать. В отличие от когнитивной постижимости, эмоциональная осмысленность указывает на то, что мир не только упорядочен, но и небезразличен человеку. Например, если работа для человека является осмысленной, она не обязательно приносит ему радость и внутреннее удовлетворение, но может рассматриваться им как средство, необходимое для реализации каких-то субъективно важных целей [13].

Многие авторы считают понятия «психическое здоровье», «психологическое здоровье» и «психологическое благополучие» синонимичными. Так, например, Рифф К. [цит. по 9] выделяя составляющие психологического благополучия, сформулировала предикторы, во многом схожие с критериями Хухлаевой О. В. [11]: позитивное отношение к себе и своей прошлой жизни, наличие целей и занятий, представляющих жизненный смысл, чувство постоянного развития и самореализации, позитивное отношение к другим, способность следовать собственным убеждениям. Психологическое благополучие представляет собой непрерывный личностный рост и полноценность жизни. Так, психологическое благополучие можно определить через позитивное отношение с окружающими, личностный рост, целеустремлённость, самопринятие, автономию и умение преуспевать в среде функционирования.

 Изучая результаты исследований нарушений психологического здоровья, мы выяснили, что характер нарушений отличается определенной спецификой. Так, Шувалов А. В. подчеркивает, что нарушения психологического здоровья не аналогичны психическим нарушениям. Напротив, люди могут успешно приспосабливаться к различным ситуациям, производить благоприятное впечатление, преуспевать и избегать поводов для внутреннего дискомфорта». Но вместе с тем внутреннее, прежде всего, эмоциональное, психологическое состояние этих людей не позволяет отнести их к личностно здоровым. Психологическое здоровье, в свою очередь, не исключает тревоги и растерянности, сомнений и заблуждений, конфликтов и кризисов. Состояние психологического здоровья имеет «мерцательную природу» [12]. Продолжая эту мысль, можно сказать, что психологическое здоровье динамично, следовательно, доступно для воздействия, что означает, что при создании благоприятных условий можно повлиять на уровень психологического здоровья человека.

Проблема психологического здоровья студентов недостаточно изучена в отечественной психологии. Однако, нам удалось найти несколько интересных исследований. Отметим концепцию Волочкова А. А., который связал психологическое здоровье студентов с учебной активностью и пришел к выводу, что фактор «учебная активность» является значимым ресурсом психологического здоровья в студенческом возрасте [3]. Жуланова И. В., Медведев А. Н. и соавт., в свою очередь, описывают целый комплекс, отрицательно сказывающихся на формировании и развитии физического и психологического здоровья студентов, социальных и педагогических факторов. Сюда входят: недостаток/отсутствие в профессиональном образовании социально-педагогических знаний, способствующих личностному росту студентов; недостаток методик, воспитательных технологий в области воспитания студентов; не освещение темы «общего здоровья»; недостаток внимания к формированию мотиваций и установок к здоровому образу жизни. Условиями, способными повысить уровень психологического здоровья студентов, выступает помощь со стороны педагогов и психологов при выборе профессии и выбора в целом, помощь при сложных жизненных ситуациях и т. п. [5].

Итак, теоретический анализ проблемы позволяет сделать следующие выводы:

1. Главным содержанием психологического здоровья являются вполне определенные качества личности: адекватное восприятие окружающей реальности и комфортные взаимоотношения с ней, естественное принятие себя, других, природы, спонтанность деятельности и поступков, простота в отношениях, естественность поведения, направленность на задачу, автономия личности, чувство связности, глубокие межличностные отношения, различение средств и целей.

2. Особенности психологического здоровья являются очень важным показателем успешности личности в современном мире, требующем максимальной отдачи.

3. Исследование особенностей психологического здоровья особенно необходимо на этапе получения высшего образования в связи с тем, что данный этап жизни является одним из наиболее ресурсозатратных в развитии и становлении профессионала, и достаточно серьёзным кризисом в жизни.

  • и полученные результаты

Выборку исследования составили студенты университета, обучающиеся на геологическом факультете (ГЛГ) и механико-математическом факультетах (МАТ). Объём выборки составил 106 человек (50 человек – студенты, обучающихся на механико-математическом факультете, 56 человек, обучающихся на геологическом факультете. 46 девушек, 60 юношей. Средний возраст 18,09 лет от 17 до 22. Стандартное отклонение - 0,76.

Для измерения характеристик психологического здоровья студентов использовались следующие методики:

1.Тест смысложизненных ориентаций Д. Крамбо и Л. Махолика в адаптации Д. А. Леонтьева (2006) [6].

2. Опросник «Большая пятерка» 5PFQ Мак-Крае Р. и Коста П. в адаптации Хромова А. Б. [10] – использовались шкалы «самоконтроль-импульсивность» и «эмоциональная неустойчивость-эмоциональная устойчивость».

3. Шкала «Чувство связности» Антоновски А. в адаптации Дымщица М. Н. [7].

4. Общий опросник здоровья GHQ (General Health Questionnaire)  Гольдберга Д., предназначенный для исследования психологического благополучия и эмоциональной стабильности.  [14, 15].

При первичной обработке полученных в ходе исследования показателей был использован критерий Колмогорова–Смирнова, а также показатели асимметрии и эксцесса. С определенной долей вероятности можно утверждать, что полученные в ходе исследования характеристики выборки носят характер нормального распределения. Анализ распределения позволил нам сделать вывод о возможности использования критерия Стьюдента для анализа значимых различий параметров психологического здоровья у студентов разных факультетов и корреляционного анализа Пирсона для выявления значимых взаимосвязей показателей психологического здоровья студентов разных факультетов.

Таблица 1. Анализ значимых различий параметров психологического здоровья студентов геологического и механико-математического факультетов

Параметры

ГЛГ

МАТ

t-value

p

Цели в жизни

28,04

28,66

-0,49

0,62

Процесс жизни

30,14

28,72

1,23

0,22

Результативность жизни

24,95

24,10

0,87

0,39

Локус контроля-Я

18,68

19,08

-0,54

0,59

Локус контроля-Жизнь

29,32

30,50

-1,06

0,29

Общая осмысленность жизни

96,96

97,48

-0,16

0,87

Связность

102,2

103,9

-0,79

0,43

Самоконтроль

51,36

53,12

-1,01

0,32

Эмоциональная неустойчивость

47,73

47,10

0,25

0,80

ОПЗ

11,48

11,20

0,27

0,79

Результаты сравнительного анализа с применением t-критерия Стьюдента указывают отсутствие значимых различий. Однако можно отметить, что показатели шкалы «процесс жизни», означающей восприятие индивидом процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом, имеют более высокие значение у студентов геологического факультета.

Таблица 2. Анализ значимых взаимосвязей показателей психологического здоровья у студентов геологического факультета

  1.  

Цели в жизни

Процесс жизни

Результ-ь жизни

Локус контроля-Я

Локус контроля-Жизнь

Общая осмыслен. жизни

Чувство связности

0,02

-0,17

-0,23

0,01

0,03

-0,10

Самоконтроль

0,43

0,43

0,41

0,37

0,52

0,53

Эмоциональная неустойчивость

-0,54

-0,51

-0,53

-0,50

-0,49

-0,55

ОПЗ

-0,49

-0,57

-0,62

-0,52

-0,47

-0,58

Критическое значение р <0,05

Результаты корреляционного анализа на выборке «Геологи» показали, что все шкалы методики «Смысложизненные ориентации»

- значимо положительно коррелируют со шкалой «Самоконтроль – импульсивность»: «цели в жизни» (0,43 р<0,05); «процесс жизни» (0,43 р<0,05); «результативность жизни» (0,41 р<0,05); «локус контроля-Я» (0,37 р<0,05); «локус контроля-Жизнь» (0,52 р<0,05); «осмысленность жизни» (0,53 р<0,05);

- значимо отрицательно коррелируют со шкалой «Эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость»: «цели в жизни» (-0,54 р<0,05); «процесс жизни» (-0,51 р<0,05); «результативность жизни» (-0,53 р<0,05); «локус контроля-Я» (-0,50 р<0,05); «локус контроля-Жизнь» (-0,49 р<0,05); «осмысленность жизни» (-0,55 р<0,05);

- и результатами Общего опросника здоровья: «цели в жизни» (-0,49 р<0,05); «процесс жизни» (-0,57 р<0,05); «результативность жизни» (-0,62 р<0,05); «локус контроля-Я» (-0,52 р<0,05); «локус контроля-Жизнь» (-0,47 р<0,05); «осмысленность жизни» (-0,58 р<0,05).

Также все шкалы методики «Смысложизненные ориентации» значимо коррелируют со шкалой «чувство связности». Выявлены положительные значимые связи со следующими показателями: «цели в жизни» (0,02 р<0,05); «локус контроля-Я» (0,01 р<0,05); «локус контроля-Жизнь» (0,03 р<0,05) и отрицательные связи с показателями: «процесс жизни» (-0,17 р<0,05); «результативность жизни» (-0,23 р<0,05); «общая осмысленность жизни» (-0,10 р<0,05).

Выявлена положительная корреляционная связь шкал «Эмоциональная неустойчивость–эмоциональная устойчивость» и результатами «Общего опросника здоровья» (0,62 р <0,05). Помимо этого, установлена отрицательная корреляционная связь шкалы «Самоконтроль – импульсивность» и результатами «Общего опросника здоровья» (0,10 р <0,05).

Таблица 3. Анализ значимых взаимосвязей показателей психологического здоровья у студентов механико-математического факультета

  1.  

Цели в жизни

Процесс жизни

Резуль-ть жизни

Локус контроля-Я

Локус контроля-Жизнь

Общая осмыслен-ть жизни

Чувство связности

 

-0,36

 

 

-0,30

-0,28

Самоконтроль

 

 

0,31

0,40

 

 

Эмоциональная неустойчивость

 

-0,37

-0,51

-0,46

-0,40

-0,43

ОПЗ

-0,50

-0,59

-0,57

-0,49

-0,48

-0,59

Критическое значение р <0,05

Отметим, что выборке «Математики» значимых корреляционных связей меньше чем в выборке «Геологи»: 16 и 24 соответственно.

Как и в группе «Геологи» в группе «Математики» все шкалы методики «Смысложизненные ориентации» значимо отрицательно коррелируют с результатами Общего опросника здоровья: «цели в жизни» (-0,50 р<0,05) «процесс жизни» (-0,59 р<0,05); «результативность жизни» (-0,57 р<0,05); «локус контроля-Я» (-0,49 р<0,05); «локус контроля-Жизнь» (-0,48 р<0,05); «осмысленность жизни» (-0,59 р<0,05).

Как и в группе «Геологи» шкала «чувство связности» значимо отрицательно связана с показателями: «процесс жизни» (-0,36 р<0,05); и «общая осмысленность жизни» (-0,28 р<0,05); шкала Самоконтроль значимо положительно коррелирует с показателями шкал «результативность жизни» (0,41 р<0,05); «локус контроля-Я» (0,37 р<0,05). Также общими для обеих групп являются отрицательные взаимосвязи шкалы «Эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость» и результатов шкал «результативность жизни» (-0,53 р<0,05); «локус контроля-Я» (-0,50 р<0,05); «локус контроля-Жизнь» (-0,49 р<0,05); «осмысленность жизни» (-0,55 р<0,05).

Отметим, что показатель «локус контроля-Жизнь» значимо отрицательно коррелирует с показателем «чувство связности» (-0,30 р<0,05). Такая связь в группе «Геологи» отсутсвует.

 

Обсуждение результатов

Результаты Т-критериального анализа показывают, что студенты разных направлений обучения демонстрируют в целом одинаковые показатели параметров психологического здоровья, что позволяет предположить, что психологическое здоровье студентов связано не столько с особенностями обучения, сколько с другими социально-психологическими факторами. Однако есть тенденция к тому, что студенты геологического факультета склонны в большей степени воспринимать свою жизнь как эмоционально насыщенную и наполненную смыслом нежели студенты механико-математического факультета.

Результаты корреляционного анализа позволяют предположить, что те студенты геологического факультета, которые отличаются высокой целеустремленностью, нацеленностью на получение результата, убежденные в себе как в личности, способной к преодолению трудностей, отличаются большей организованностью и самоконтролем, обязательностью и настойчивостью в достижении своих целей. При этом они эмоционально стабильны и устойчивы, характеризуются эмоциональной зрелостью и самодостаточностью. В то же время студенты с менее осознанными целями и меньшей направленностью на результат, считающие себя недостаточно способными к преодолению трудностей, демонстрируют меньшую эмоциональную стабильность и психологическое благополучие.

Что касается студентов механико-математического факультета, то полученные данные позволяют нам предположить, что у наиболее целеустремленных, нацеленных на результат студентов, наблюдается выраженное стремление к контролю получаемых результатов и управлению своей жизнью. При этом также можно говорить об эмоциональной стабильности и психологическом благополучии тех студентов, которые стремятся к достижениям, нацелены на результат, стремятся активно управлять своей жизнью. Более того, чем в большей степени студенты стремятся управлять своей жизнью, осмыслять ее, чем насыщеннее и разнообразнее их жизнь, тем в большей степени они воспринимают ее как логичную, последовательную, наполненную упорядоченностью и смыслом.

Полученные данные могут быть использованы в профилактической работе со студентами.


Список литературы

1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань : Изд-во Казан. ун-та. 1987. С. 261.
2. Братусь Б. С. Анатомия личности. М. 1988. С. 304.
3. Волочков А. А. Учебная активность и психологическое здоровье студента // Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества / под ред. А. А. Волочкова. Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т, 2015. С. 120-135.
4. Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. C. 17-21.
5. Жуланова И. В., Медведев А. Н. Традиции развивающего обучения как основа инноваций в высшем образовании // Психология обучения. № 3. 2014. С. 71-86.
6. Леонтьев Д. А. Тест cмысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М. 2000. С. 18.
7. Осин Е. Н. Чувство связности как показатель психологического здоровья и его диагностика // Психологическая диагностика. 2007. № 3. С. 22-40.
8. Сергиенко Е. А. Психологическое здоровье: субъективные факторы // Вестник РГГУ. Серия Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 4. С. 98-117.
9. Хамитов Н.В. Философия человека: от метафизики к метаантропологии. Киев: Ника-Центр, 2002. С. 336.
10. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: учеб.-метод. пособие. Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2000. С. 23.
11. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Академия. 2006. С. 208.
12. Шувалов А. В. Психологическое здоровье человека // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2009. № 4 (15). С. 87-101.
13. Antonovsky A. The Sense of Coherence as a Determinant of Health //Advances, Institute for Avancement of Health. 1984. Vol. 1, № 3. P. 37–50.
14. Goldberg D.P., & Hillier V.F. A scaled version of the General Health Questionnaire. Psychol Med. – 1979. – 9(1). P. 139–45.
15. Goldberg D.P. et al. Manual of the General Health Questionnaire. Windsor, England: NFER Publishing, 1978.

Расскажите о нас своим друзьям: