Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №09 (86) Сентябрь 2023
УДК 37.012.85
Дата публикации 30.09.2023
К вопросу популяризации психолого-педагогической науки в системе непрерывного образования: региональный аспект
Дрокова Светлана Владимировна
к. пс.н, доцент кафедры дошкольной и коррекционной педагогики и психологии, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, РФ, г., Комсомольск-на-Амуре, svd_kms@rambler.ru
Понкратенко Галина Фёдоровна
к.пед.н., доцент кафедры педагогики профессионального образования, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, РФ, г. Комсомольск-на-Амуре, gal_pon@mail.ru
Аннотация: В статье актуализируется вопрос популяризации, распространения и внедрения достижений и разработок психолого-педагогической науки в образовательную практику в системе непрерывного образования, обосновывается важность и необходимость владения педагогами психолого-педагогическими знаниями с целью повышения качества и эффективности собственной педагогической деятельности, повышения интереса и вовлеченности педагогически ориентированной молодежи и работников сферы образования в творческую исследовательскую деятельность, представлено описание мероприятий дорожной карты в системе непрерывного образования дальневосточного региона в контексте решения обозначенной проблемы.
Ключевые слова: популяризация научных знаний, популяризация психолого-педагогических знаний, система непрерывного образования, дорожная карта, психолого-педагогическая наука.
Docent, of pre-school and special needs pedagogy and psychology department, Amur State University of Humanities and Pedagogy, Russia, Komsomolsk-on-Amur
Docent, of functional education pedagogy department, Amur State University of Humanities and Pedagogy, Russia, Komsomolsk-on-Amur
Abstract: The article brings up the subject of popularization, amplification and implementation of achievements and developments of psycological-pedagogical science to educational practice in continuing education system. It explains the importance and relevancy of teachers’ proficiency in psycological-pedagogical competence, in order to increase the quality and efficiency of personal pedagogical activity, rise the interest in research and creative actions among pedagogically oriented young people and workers of the education sphere. The work flow charts events for project realization in continuous education system for the Far East region in the context of the outlined problem are presented.
Keywords: popularization of scholarly knowledge, popularization of psychological and pedagogical knowledge, system of continuing education, work flow chart, psychological and pedagogical science.
Дрокова С.В., Понкратенко Г.Ф. К вопросу популяризации психолого-педагогической науки в системе непрерывного образования: региональный аспект // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 09 (86). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-populyarizatsii-psikhologo-pedagogicheskoj-nauki-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya-regionalnyj-aspekt.html (Дата обращения: 30.09.2023)
Финансирование: исследование выполнено в рамках реализации государственного задания на проведение прикладного научного исследования по теме «Популяризация психолого-педагогической науки в системе непрерывного образования» (Дополнительное соглашение МинпросвещенияРоссии и ФГБОУ ВО «АмГПГУ» № 073-03-2023-031/3 от 19 июня 2023 г.).
Обращение к проблеме популяризации, распространения и внедрения достижений и разработок психолого-педагогической науки в образовательную практику вызвано необходимостью повышения уровня профессионализма педагогов в области решения педагогических ситуаций, в том числе, нестандартных, в процессе педагогической деятельности.
Актуальность рассматриваемой нами проблемы очевидна, поскольку связана с возможностью повышения качества образования в целом и на всех его этапах. Важность решения данного вопроса для Российского образования подтверждается реализуемой сегодня, Программой популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности (на 2019-2024 г.г.), разработанной в 2018 г. Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации с подключением ряда других министерств, в которой четко определены и прописаны её основные цели, связанные с вовлечением молодежи в научную, и инновационную деятельность; повышением информированности общества о передовых достижениях науки и выдающихся ученых; увеличением интереса к науке и технике, повышением престижа научно-исследовательской и инновационной деятельности общества [1].
Отметим также, что по мнению многих экспертов, в том числе Д.Ф. Ильясова, Е.А. Селивановой упрочение позиций России в мировом сообществе связано, в первую очередь сиспользованием научных знаний и теоретических разработок, повышающих качество жизни и результативность любой профессиональной деятельности и формированием инновационного мышления человека [2, с. 6].
Вместе с тем, имеющиеся в распоряжении авторов данной статьи собственные опытныеданные, а также данные, полученные и опубликованные рядом ученых в данном направлении, позволяют констатировать факт того, что большинство педагогов общеобразовательных организаций испытывают значительные трудности вприменении психолого-педагогических знаний в собственной образовательной практике или совсем их не применяют [3]. И только треть педагогов так или иначе, с разной степенью постоянства включены и осуществляют научно-исследовательскую деятельность.
Что же представляет феномен популяризации науки в реалиях современных исследований? Популяризация науки в настоящее время понимается как процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей, имеющих определенный уровень подготовленности для получения информации [4].Кроме того акцентируется внимание на том, что популяризация науки представляет собой доступное, рассчитанное на широкую аудиторию, изложение фундаментальных научных знаний и является значимым компонентом образовательного процесса [5].
Популяризация науки как феномен сложен и многоаспектен. Это подтверждают имеющиеся сегодня научные публикации. Анализ исследованийроссийских ученых Б.Ф. Ломова [6] , Л.М. Гайдаровой [7] , С.Е. Мишиной [8], Д.Р. Рамизова [9], Ю.Н. Кулюткина [10], М.А. Хозовой [11], В.Ю.Иваницкого [12], Д.Ф. Ильясова [2], Е.А. Селивановой [2], Е.Н. Гудзюк [13] и др. в рамках обозначенной тематики, позволяет констатировать позитивное влияние науки на все сферы жизни и деятельности человека, а также и на повышение эффективности его профессиональной деятельности.
Так, в исследовании Б.Ф. Ломова [5] на основе актуализации теории познания выделяются направления её использования субъектами образовательного процесса с целью повышения эффективности решения поставленных задач.
Изыскания Л. М. Гайдаровой [6], С. Е. Мишиной [8], Д. Р. Рамизова [9] убедительно доказывают значимость и необходимость применения научных знаний в педагогическом процессе как практикующими педагогами, так и будущими, а также описывают условия их эффективного использования.
Ю. Н. Кулюткин [10], рассматривая проблему совершенствования психолого-педагогическойподготовки студентов, указывает на необходимостьиспользования потенциала научных знаний для её решения, а М. А. Хозова [11], в свою очередь, раскрывает направленность психологических знаний педагога для формирования личности каждого школьника. Также необходимо отметить исследование В. Ю. Иваницкого [12], которое актуализирует проблему повышения роли научных знаний и значимости науки через популяризацию научной информации.
Обусловленность успешности профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных организаций использованием ими научных знаний описывается в научных публикациях Д. Ф. Ильясова[2] и Е. А. Селивановой [2]. Ученые указывают на принципиально важное условие применения научных знаний в практической деятельности, которое предполагает использование научного знания без искажения и фальсификации.
Научная позиция Е. Н. Гудзюк [13] на популяризацию научных знаний раскрывается через рассмотрение ее не только как значимого факторауспешности осуществления педагогической деятельности, но и как обязательного условияразвития и апгрейда образования [13].
Также исследователи М. Ф. Аноп [14], Д. Ф. Ильясов [2], и Е. А. Селиванова [2] отмечают низкую мотивацию педагогов к освоению научно аргументированных, эмпирически подтвержденных знаний по педагогике и психологии, что явно отражается на результативности и качестве их педагогической деятельности.
Вместе с тем, анализ обращений родителей, детей и педагогов к психологам показывает, что многие педагоги испытывают сложности в решении проблемных ситуаций связанных с поведением детей, с взаимоотношениями с участниками педагогического процесса (детьми, их родителями, коллегами, администрацией образовательных организаций). К сожалению, приходится констатировать, что порой принятые педагогами решения носят непопулярный характер и обостряют конфликтные отношения между педагогами, детьми и их родителями. Зачастую педагоги на курсах повышения квалификации ожидают получить готовые рецепты для решения тех или иных проблемных ситуаций. Очевидно, что обеспечитьпедагогов вариантами решений на все случаи жизни невозможно, следовательно, необходимо оптимизировать систему работы, направленную на получение научно обоснованных знаний в области педагогики и психологии. Вместе с тем считаем необходимым проводить аналогичную работу не только с педагогами, но и со студентами педагогических вузов, а также школьниками профильных психолого-педагогических классов.
Осуществить поставленные цели возможно через систему непрерывного образования. По мнению А.Ф. Присяжной, непрерывное образование как педагогическая система представляет собой совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культурного воспитания гражданской и нравственной зрелости [15, с. 44].
Согласно результатам опытно-экспериментальной работы В.П. Ковалева и Т.В. Горбуновой, положительные результаты формирования профессиональной готовности педагогов обеспечиваются формированием профессиональной готовности на довузовском этапе через педагогические классы, на вузовском этапе ипослевузовском этапе становления педагога [3, с.107]. На наш взгляд, сопровождение педагогов в сфере психолого-педагогической науки необходимо осуществлять в течение всего периода их профессиональной деятельности, а не только на этапе становления педагога.
Безусловно встаёт вопрос о необходимости выявлении эффективных механизмов, путей и средств популяризации психолого-педагогической науки на всех этапах профессионального роста педагога.
Беря во внимание проблему организации профильных психолого-педагогических классов, следует отметить, что данная идея не нова. Ещё в 1958 году был принят Закон о школе, предполагающий создание педагогических классов. Цель данных классов состояла в подготовке выпускников к работе вожатыми и воспитателями. Начиная с этого периода времени количество педагогических классов в нашей стране только нарастало и преследовалась конкретная профориентационная цель [17, с. 244].
На современном этапе развития общества повышается престиж педагогической профессии, актуализируется проблема привлечения молодых специалистов, в связи с чем организация психолого-педагогических классов не теряет своей значимости и приобретает новые формы, отвечающие современным вызовам. Дальний Восток не является исключением в данном вопросе и, включился в мероприятия по развитию сети профильных психолого-педагогических классов (групп) в субъектах Российской Федерации: Хабаровский край, Приморский край, Сахалинская область.
В дорожную карту внесены такие мероприятия для обучающихся профильных психолого-педагогических классов как:
• Всероссийская акция «День единых действий классов психолого-педагогической направленности».
• Просветительская акция «Педагогический поиск».
• Региональная психолого-педагогическая олимпиада «Педагогический Олимп».
• Конкурс эссе «Учитель в современной России».
• Организация работы «Школы будущего учителя филологии».
• Научно-практической конференции для школьников «Путь в науку».
• Проведение мастер-классов.
• Каникулярные и тематические школы на базе Технопарка универсальных педагогических компетенций Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета (г. Комсомольск-на-Амуре) и так далее.
Решая проблему популяризации психолого-педагогической науки на вузовском этапе становления будущих педагогов, мы поставили перед собой задачу отобрать лучшие практики решения данного вопроса. Мы подвергли анализу значительное число различных проектов, которые внедрены в систему вузов нашей страны, отражённых в работах М. Ф. Анопа [14], А. С. Воронова[18], И. И. Гоголевой [19], В. П. Кузнецовой [20], А. Ю. Проскурина [21].
Следует отметить, что проекты популяризации науки относятся к различным сферам и имеют универсальную форму. В частности, наиболее популярными практиками популяризации психолого-педагогической науки среди студенческой молодежи и активного включения их в научную деятельность является следующие: научное волонтёрство;студенческие научные общества (объединения), реализующие свою работу через организацию и проведение мероприятий научной направленности на базе созданных в вузах клубов СНО(интеллектуальные игры, игры-квесты, научные викторины, вечера показов научного кино, заседания дискуссионного клуба, круглые столы и др.);ежегодные вузовские конференции, в том числе и с международным участием, а также «Конференции провалов»; вебинары психолого-педагогической тематики; научные экскурсии; встречи с учёными;различного рода научные программы («Научные менторы», путеводитель по науке (города, края и др.), «Кулибин»), проекты («Бигин», «Первые шаги в науке»), комплексные мероприятия («Коридор науки», «Дни научного кино», научные ярмарки, дни исследований и тестирования студентов, интеллектуальные игры, фестивали науки); презентации студенческих научных кружков и студенческих организаций (выставки-ярмарки плакатов о научной деятельности, постеров, фотографий, таблиц, разработанных моделей, инструментов, приборов, муляжей, тренажёров и фантомов учебного назначения, информационныхнаучных роликов др.).
Применительно к вопросу популяризации, распространения и внедрения достижений и разработок психолого-педагогической науки в образовательную практику в Амурском гуманитарно-педагогическом государственном университете помимо участия студентов в научных обществах, проводится ежегодный Конкурс педагогического мастерства, в котором студенты имеют возможность продемонстрировать профессиональную компетентность.
Аналогичные мероприятия проводятся и в других вузах региона, результатом которых является региональный Конкурс педагогического мастерства.
Заключительным аспектом рассматриваемой нами проблемы, считаем послевузовское сопровождение педагогов в сфере психолого-педагогической науки. В дорожной карте для педагогов предусмотрены такие мероприятия как:
• Вебинары по вопросам актуализации психолого-педагогических знаний.
• Научно-методические и практические семинары по актуальным проблемам психолого-педагогической науки.
• Круглые столы.
• Педагогические мастерские.
• Использование активных методов психолого-педагогической науки и так далее.
Считаем, что популяризация психолого-педагогической науки способствует вовлечениюобучающихся общеобразовательных школ, студентов педагогических вузов, педагогов образовательных организаций в исследовательскую деятельность, что позволит в последствии применять полученные знания на практике, развивать критическое мышление и самостоятельность, опыт работы в научной сфере. Проект данного масштаба находится в начале нашего исследовательского пути, а значит вперспективе мы намерены проанализировать эффективность системы работы по популяризации психолого-педагогической науки на региональном уровне.
Список литературы
1. Программа популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности и план действий по ее реализации одобрены поручением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № ТГ-П8-9172.
2. Ильясов Д.Ф., Селиванова Е.А. Популяризация научных психолого-
педагогических знаний среди педагогов общеобразовательных организаций с использованием метода кинопедагогики // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. №2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/populyarizatsiya-nauchnyh-psihologo-pedagogicheskih-znaniy-sredi-pedagogov-obscheobrazovatelnyh-organizatsiy-s-ispolzovaniem-metoda (дата обращения: 03.09.2023).
3. Ильясов Д.Ф., Селиванова Е.А. Активные методы популяризации научных
психолого-педагогических знаний среди учителей общеобразовательных организаций // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022. №2 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-metody-populyarizatsii-nauchnyh-sihologo-pedagogicheskih-znaniy-sredi-uchiteley-obscheobrazovatelnyh-organizatsiy (дата обращения: 29.08.2023).
4. Макарова Е.Е. Популяризация науки в Интернете: содержание, формы, тенденции развития // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/populyarizatsiya-nauki-v-internete-soderzhanie-formy-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 03.10.2023).
5. Тарумова Наталья Тимофеевна Популяризация культурно-исторических знаний в сети Internet // Ярославский педагогический вестник. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/populyarizatsiya-kulturno-istoricheskih-znaniy-v-seti-internet (дата обращения: 08.10.2023).
6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Электронный ресурс] / Б. Ф. Ломов. – Режим доступа: https://books.google.ru/books (дата обращения: 04.10.2023).
7. Гайдарова Л. М. Подготовка учителей рус-ского языка и литературы к использованию науч-ных знаний в практической деятельности : учеб. пособие / Л. М. Гайдарова, А. Н. Семенов, Р. Б. Цирмане. – Рига : МП ЛатвССР, 1985. – 64 с.
8. Мишина С. Е. Ориентация учителя на ценность научного знания как фактор развития педагогической компетентности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. Е. Мишина. – Самара, 2001. – 200 c.
9. Рамизов Д. Р. Проблема использования научных знаний студентами в процессе их
практической деятельности: Из опыта проведения практикума в учебных мастерских педвуза : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Д. Р. Рамизов. – Ташкент, 1973. – 48 с.
10. Кулюткин Ю.Н. Психологическое знание и учитель [Текст] / Ю.Н. Кулюткин //
Вопросы психологии. – 1983. – № 3. – С. 51-61.
11. Хозова М. А. Роль психологических знаний в практической работе педагога
[Электронный ресурс] / М. А. Хозова. – Режим доступа: https://www.b17.ru/articles/maho/
12. Иваницкий В Ю. Научная популяризация как функция современной науки.
Науковедение. 2001; 2. Available at: http://www.pseudology.org/science/Science_Literature.htm
13. Гудзюк, Е. Н. Популяризация научных знаний как необходимое условие развития
модернизационных тенденций в образовании /Е. Н. Гудзюк. ‒ Текст : непосредственный //Инноватика и экспертиза : научные труды. –2011. – № 1 (6). – С. 14‒21.
14. Аноп М. Ф. Пути привлечения молодежи в научное исследование / М. Ф. Аноп, Г. В. Петрук // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-1. – С. 14-16. – EDN SALPOL.
15. Присяжная, А.Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования: дис. … докт. пед. наук: 13.00.08. / А.Ф. Присяжная. - Екатеринбург: УрГПУ, 2006. – С. 45.
16. Ковалев В.П., Горбунова Т.В., Непрерывное педагогическое образование как условие совершенствования подготовки педагогов к профессиональной деятельности // Весник ЧГПУ. 2010 № 8.
17. Ревякина В.И., Осетрин К.Е. Профориентация школьников: опыт прошлого и проблемы настоящего // Вестник ТГПУ. 2015. №5. 244 стр.
18. Воронов, А.С. Развитие научно-исследовательского потенциала молодежи и популяризация науки среди школьников, студентов и молодых ученых России / А. С. Воронов // Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. – № 78. – С. 198-228. – DOI 10.24411/2070-1381-2020-10040. – EDN WKMEFZ.
19. Гоголева, И.И. Особенности студенческого научного общества педагогического колледжа / И. И. Гоголева // Молодой ученый. – 2014. – № 11-1(70). – С. 41-43. – EDN SJAIPJ.
20. Кузнецова В.П., Мыльникова С.А. Способы вовлечения молодежи в инновационную деятельность в образовательной среде // π-Economy. 2014. №4 (199). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-vovlecheniya-molodezhi-v-innovatsionnuyu-deyatelnost-v-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 24.07.2023).
21. Проскурин А.Ю., Гражданкина Е.В. Проблема популяризации и привлечения молодежи к научной деятельности // МНИЖ. 2021. №2-3 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-populyarizatsii-i-privlecheniya-molodezhi-k-nauchnoy-deyatelnosti (дата обращения: 24.07.2023).