Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №04 (69) Апрель 2022

УДК 372.881

Дата публикации 27.04.2022

К вопросу о непрерывном педагогическом образовании

Хлыбова Марина Анатольевна
доцент, кандидат педагогических наук, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь, Россия

Аннотация: В статье обсуждаются вопросы исследования непрерывного педагогического образования. Отмечается актуальность использования в настоящее время непрерывного образования, модели lifelong learning, обучения на протяжении всей жизни. Автором подчеркивается, что онлайн-ориентированное образование стало основным импульсом развития непрерывного педагогического образования. Непрерывность педагогического образования в настоящее время предусматривает совершенствование компетентности преподавателя в области применения информационных технологий.
Ключевые слова: непрерывное образование, информационные технологии, профессиональная компетентность, цифровая компетентность, профессиональное развитие.

On the system of continuous pedagogical education

Khlybova Marina Anatolyevna
Cand. Sci (Pedagogy), assistant professor of foreign languages department, Perm State Agro-Technological University, Russia, Perm

Abstract: The article considers the problem of continuous pedagogical education. The aim of the article is to assess the use of continuous education, lifelong learning model. It emphasizes the fact that online-oriented education contributed to enhanced teacher understanding and practice involving digital technologies. It is noted that continuous professional development currently offers the improvement of digital pedagogical competences.
Keywords: continuous education, digital technologies, professional competence, digital competence, professional development.

Правильная ссылка на статью
Хлыбова М.А.К вопросу о непрерывном педагогическом образовании // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 04 (69). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-nepreryvnom-pedagogicheskom-obrazovanii.html (Дата обращения: 27.04.2022)

В настоящее время концепция непрерывного образования (lifelong learning - обучения на протяжении всей жизни) востребована как никогда. В современных условиях всем специалистам приходится регулярно проводить «обновление» собственных компетенций. Непрерывное получение знаний, умений и навыков становится необходимостью, определяющей новую парадигму развития социума. В докладе Правительства РФ о реализации государственной политики в сфере образования (2021) в качестве основных целей результатов образования отмечается реализация непрерывного профессионального образования через «активное развитие индивидуальных подходов к обучению и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий» [1, с. 8].

Требования к профессиональной подготовке педагогов  в настоящее время формируются в логике идей непрерывного образования [. Непрерывное образование связано с увеличением разнообразия эффективных цифровых стратегий и стремлением к построению индивидуальных образовательных траекторий. Применение электронных ресурсов в образовательном процессе способствовало повышению уровня владения новыми технологиями и стало главным импульсом развития непрерывного педагогического образования.  В условиях ускоренной трансформации технологических процессов знание основ информационных технологий, умение ими пользоваться становится крайне необходимым.

Непрерывное образование обеспечивает преодоление разрывов существующей подготовки человека к жизни в меняющемся мире и рассматривается как пространство с условиями самореализации и самоактуализации личности [3]. Как отмечает М.Г. Сергеева, непрерывное образование должно перерасти в систему поддержки непрерывного саморазвития личности, только в этом случае человек становится субъектом профессиональной деятельности и жизни [4]. Исходя из положения «образование через всю жизнь», цель непрерывного педагогического образования представляется как непрерывное общее и профессиональное развитие педагога нового типа.

Непрерывное самообразование является «формой самостоятельного обучения, в основе которой лежат либо внутренняя потребность индивида в постоянном увеличении своих знаний, умений и навыков, либо требования изменяющейся социальной среды, постоянно предъявляющей к профессиональной деятельности работника новые требования» [5, с.33].

Непрерывность образования, как формирование множества нелинейных путей профессионального становления личности рассматривается в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Горизонтальное направление (в рамках одного относительно неизменного уровня) предполагает наличие горизонтальных связей между его различными подсистемами в форме законченных блоков (модулей). Горизонтальное направление  предусматривает параллельное обучение, повышение квалификации и дополнительное образование, при этом обучающийся должен иметь возможность включения в дополнительную подготовку на всех этапах обучения. Система дополнительного профессионального образования предполагает обновление, расширение и приобретение новых знаний и умений человека в рамках существующего образовательного уровня.

Вертикальное направление (при смене уровней образования) предполагает повышение квалификации при углублении подготовки в процессе перехода с одного образовательного уровня на другой. Понятие «уровневое образование» является одним из основных  компонентов непрерывного образования [6]. Уровневое непрерывное образование предполагает обеспечение условий для последовательного продвижения по этапам образования, каждый из которых решает свой, относительно самостоятельный, комплекс профессиональных задач.

Принцип взаимосвязи вертикального и горизонтального направлений непрерывного образования, горизонтально-вертикальной интеграции является одним из фундаментальных требований современного образования, обеспечивающим постоянное поддержание и формирование компетентности работника в изменяющихся профессиональных условиях.

Целостная система непрерывного педагогического образования представляет собой интеграцию профессиональных (hard skills), и надпрофессиональных компетенций (soft skills), образующих профессиональную компетентность преподавателя [7].

Непрерывность педагогического образования в настоящее время предусматривает, прежде всего, совершенствование профессиональной компетентности преподавателя  в области применения информационных технологий, состоящей из теоретических знаний о современных информационных технологиях и практических умений создавать и использовать электронные образовательные ресурсы, веб сервисы, интернет-коммуникации и т.д.

По мнению М.Н. Евстигнеева, компетентность преподавателя в области использования информационных технологий складывается из информационной компетентности (способности работать с информационными ресурсами) и цифровой грамотности (готовности применять компьютерные технологии) [8].

В современных условиях в системе непрерывного педагогического образования и повышения компетентности преподавателей на первый план выходят следующие умения:

  • оценка методических возможностей современных информационных технологий для организации дистанционного обучения;
  • работа с современными цифровыми и коммуникационными технологиями и электронно-образовательными ресурсами сети Интернет;
  • работа с информационными потоками, процессами обработки, хранения и передачи информации с использованием информационных технологий;
  • соблюдение правил информационной безопасности при работе с цифровыми ресурсами;
  • налаживание коммуникации, взаимодействия участников образовательного процесса;
  • развитие у обучающихся навыков самостоятельной учебной деятельности посредством информационных технологий, необходимых для самообразования на протяжении всей жизни.

Таким образом, в настоящее время непрерывное образование выступает одним из фундаментальных требований современного образования и представляет собой горизонтально-вертикальную интеграцию направлений образования с целью обеспечения постоянного совершенствования профессиональной компетентности. Непрерывность педагогического образования предусматривает, совершенствование информационной компетентности преподавателя, состоящей из теоретических знаний о современных информационных технологиях и практических умений создавать и использовать электронные образовательные ресурсы. Непрерывное педагогическое  образование позволит поддерживать профессиональное развитие на протяжении всей жизни, обогащать социальный опыт, повышать жизненный потенциал, добиваться более высоких вершин.


Список литературы

1. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования [Электронный ресурс]. 2021. – URL: http://static.government.ru/media/files/GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2zMB9NBFAa9.pdf (дата обращения 11.04.2022)
2. Дозморова Е.В., Лыба А.А. Система непрерывного педагогического образования как условие обеспечения подготовки педагога в соответствии с квалификационными требованиями профессионального стандарта // Вестник ТГПУ. 2021. №2 (214).
3. Tett, L. (2014). Lifelong learning policies, practices and possibilities. The Adult Learner: The Irish Journal of Adult and Community Education, 2014, 15–28.
4. Сергеева М.Г. Формирование личностно-ориентированного образовательного вектора обучающегося в контексте непрерывного образования // Современный ученый. 2020. № 2. С. 102-106.
5. Непрерывное образование: краткий словарь. 6-е изд., доп. / сост. Н.А. Лобанов; предисл. Н.А. Лобанов; под ред. Н.А. Лобанова и В.Н. Скворцова. СПб.: Петрополис, 2004. 74 с.
6. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / отв. ред. Г.А. Ключарев. М.:РАН 2008. 400 с.
7. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М. Современные детерминанты развития Soft Skills // Концепт. 2018. № 4. С. 199–205.
8. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования дистанционных технологий на современном этапе // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 80-90.

Расскажите о нас своим друзьям: