Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №08 (73) Август 2022

УДК 372.8; 37.013.42

Дата публикации 23.08.2022

Изучение раздела здорового образа жизни в школьном курсе ОБЖ

Попова Галина Александровна
канд. биол. наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, popovagalyna@rambler.ru
Рубцов Алексей Николаевич
учитель физической культуры и ОБЖ, МБОУ с. Черемуховка, РФ, респ. Коми, Прилузский район, с. Черемуховка, a-l-e-x-e-i-8-0-4@yandex.ru
Скворцова Елизавета Владиславовна
студентка факультета физической культуры и спорта, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, stud114997@vyatsu.ru

Аннотация: В статье рассматривается актуальный на сегодняшний день вопрос, связанный с сохранением здоровья подрастающего поколения и поиском эффективных методов обучения при изучении раздела здорового образа жизни в средней школе. Подчеркивается роль активных и интерактивных методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся. Описывается организация занятий по здоровому образу жизни в школьном курсе ОБЖ, формы и методы, повышающие уровень знаний школьников в данной области и уровень ориентации учащихся на здоровый образ жизни. Представлены результаты контрольных работ и тестирований. Результаты эксперимента подтверждают необходимость применения в учебном процессе при изучении тем здорового образа жизни форм и методов, вовлекающих учащихся в активную учебную деятельность.
Ключевые слова: методика обучения, учащиеся, средняя школа, здоровье, здоровый образ жизни

Studying the section of a healthy lifestyle in the school course of OBZH

Popova Galina Aleksandrovna
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Vyatka State University, Russian, Kirov
Rubtsov Alexey Nikolaevich
Teacher of physical culture and OBZH, MBOU v. Cheremukhovka, Russian, Rep. Komi, Priluzsky district, v. Cheremukhovka
Skvortsova Elizaveta Vladislavovna
student of the Faculty of Physical Culture and Sports, Vyatka State University, Russian, Kirov

Abstract: The article deals with current problems related to the preservation of the health of the younger generation and the search for effective teaching methods when studying of a healthy lifestyle in secondary school. The role of active and interactive teaching methods aimed at activating the cognitive activity of students is emphasized. The organization of classes on a healthy lifestyle in the school course of OBZH, forms and methods that increase the level of knowledge of schoolchildren in this area and the level of orientation of students to a healthy lifestyle are described. The result of control works, and tests are presented. The results of the experiment confirm the need to use forms and methods that involve students in active learning activities in the educational process when studying healthy lifestyle topics.
Keywords: teaching methods, students, secondary middle school, health, healthy lifestyle

Правильная ссылка на статью
Попова Г. А., Рубцов А. Н., Скворцова Е. В. Изучение раздела здорового образа жизни в школьном курсе ОБЖ // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 08 (73). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/izuchenie-razdela-zdorovogo-obraza-zhizni-v-shkolnom-kurse-obzh.html (Дата обращения: 23.08.2022)

Введение. В соответствии с нормативными документами, в частности с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», здоровье учащихся относится к наиважнейшему направлению государственной политики. Это обусловлено ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, воздействием большого количества факторов риска, в том числе в ходе образовательного процесса [1, с. 232; 2, с. 275]. По данным Роспотребнадзора [3] число здоровых детей в России не превышает 12%, у 50–60 % школьников выявлены хронические заболевания, функциональные нарушения имеются во всех возрастных группах. Главными причинами нарушения здоровья детей и подростков являются отсутствие мотивации в сохранении здоровья и ведении здорового образа жизни, недостаточный объем знаний для сохранения и укрепления здоровья, а также недостаточное количество и уровень оздоровительных программ [4, с. 9].

Сохранение здоровья человека, в том числе школьников, зависит от их собственного образа жизни [5, с. 33; 6, с. 168], который определяется как здоровый. С традиционных позиций здоровый образ жизни (ЗОЖ) рассматривается как поведение, включающее достаточную двигательную активность, правильное питание, отсутствие приема психоактивных веществ, рациональный режим дня и др. [7, с. 41]. С других позиций здоровым образом жизни необходимо назвать поведение, способствующее сохранению и укреплению здоровья, его улучшению, достижению необходимых результатов с учетом личностных предпочтений мер оздоровления, систем ценностей [8, с. 236]. Даже осознание важности здоровья подростками оно не переносится на поведение, на поступки, поэтому при формировании ЗОЖ необходимо мотивировать внедрение его ценности в конкретные действия, реальную жизнь [9, с. 750–755, 10, с. 13].

В решении вопроса сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения возрастает роль школьного образования [2, с. 276], в том числе предмета ОБЖ, в содержание которого обязательно входит тема здорового образа жизни. Эффективность в воспитании ценностного отношения к здоровью, навыках формирования здорового образа жизни у школьников зависит от правильной методики проведения занятий при рассмотрении и обучении данных тем, потребности в сохранении здоровья, ведении здорового образа жизни [1, с. 234]. Обучение здоровому образу жизни требует комплексного подхода, и обязательной составляющей должно стать «практическое использование в моделированных ситуациях с помощью различных навыков обучения» [11, с. 73] теоретической базы о здоровом образе жизни и достигается это применением различных форм и методов, технологий обучения в урочной и внеурочной деятельности. Значительное место при этом необходимо отводить активным и интерактивным методам обучения, при которых учебная деятельность способствует развитию познавательного интереса, повышает мотивацию на следование принципам здорового образа жизни [12, с. 176; 13, с. 19].

Анализ научно-методической литературы показывает эффективность использования в учебном процессе проблемного обучения, которое активизирует мышление, позволяет находить пути решения учебных и практических задач, повышает интерес к изучаемому материалу. При создании проблемной ситуации и проблемных вопросов возникает необходимость поиска информации, новых знаний и действий для решения определенной проблемы, заставляет учащихся искать объяснение на неизвестное при рассмотрении тем здорового образа жизни, развивают коммуникативные навыки [14, с. 8; 15, с. 192]. Развитию мышления, способности к анализу, терпимости к другой точке зрения способствует дискуссия, которая может быть организована в форме круглого стула, форума, симпозиума, дебатов [15 с. 192; 16, с. 141–142]. Проектная деятельность, представляющая собой исследовательскую работу, формирует познавательные, творческие способности учащихся, самостоятельность, повышает мотивацию к сохранению и укреплению здоровья [2, с. 235]. Проект может включать любые виды самостоятельной работы учащихся: рефераты, доклады, исследования и др. Результатом проекта становятся видеофильм, видеозапись, газета, фотоальбом, сценарии, материалы для урока и т. д.

Использование в учебном процессе на уроках ОБЖ игровых технологий, познавательно-интеллектуальных игр («Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра») воспитывают ответственность, коллективизм, принятие группового решения, позволяют достичь оздоровительного и развивающего результата [2, с. 236]. Познавательную активность и мотивацию к ведению здорового образа жизни стимулируют творческие работы, которые чаще выполняются в виде домашнего задания.  Это могут быть конкурсы на лучший плакат, видеоролики, презентации и выступления о здоровом образе жизни, составление кроссвордов, синквейнов, поиск поговорок, пословиц, загадок, цитат о здоровье из различных литературных источников [14, с. 19; 15, с. 193]. Творческие самостоятельные работы позволяют не только находить нужную информацию, но и осмысливать и систематизировать ее, находить причинно-следственные связи [17, с. 47].

Важно при обучении здоровому образу жизни использовались личностно-ориентированные технологии, когда методы, формы обучения при организации учебного процесса подбираются с учетом личности обучающихся, возможностей учащихся, их индивидуальных особенностей [18, 142]. К таким технологиям можно отнести рассмотренные выше: проектную деятельность, игровые формы, метод дискуссии и др.

В формировании здорового образа жизни учащихся неотъемлемой частью образовательного процесса является внеучебная деятельность [19, с. 100], которая способствует повышению уровня учебной мотивации, усиливает заинтересованность предметом, способствует большему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, дает возможность обогатить личный опыт ученика и приобрести практические умения и навыки, расширяет кругозор, развивает самостоятельность. Формами внеучебной деятельности могут быть экскурсии, конференции, олимпиады, проблемно-обучающие занятия, деловые игры, соревнования, круглые столы и др., посвященные вопросам здоровья и здорового образа жизни.

Обучение здоровому образу жизни можно осуществлять разными методами и технологиями, влияя при этом на познавательный процесс, мотивацию по формированию здорового образа жизни. При этом необходимо помнить, что одна из задач школьного предмета ОБЖ – формирование ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни, внедрение знаний по сохранению здоровья в конкретные поступки и действия.

В связи с вышеизложенным, целью работы стало определение особенностей изучения темы «Здоровый образ жизни» в 8 классе средней школы.

Методика исследования. Исследование проводилось на базах двух школ Прилузского района Республики Коми: МБОУ «СОШ» с. Черемуховка и МБОУ «СОШ» с. Гурьевка. В эксперименте участвовали 25 учащихся: 13 человек вошли в контрольную группу (КГ) и 12 человек – в экспериментальную группу (ЭГ). После анализа научно-методической литературы в области исследования была проведена входная контрольная работа для определения исходного уровня знаний учащихся в области здорового образа жизни, тестирование для изучения уровня ориентации школьников на здоровый образ жизни. Группы были эквивалентны по исходным результатам, представляли независимые выборки. Для определения уровня знаний в области здорового образа жизни использовался тест, состоящий из 12 заданий. Ориентацию учащихся на здоровый образ жизни оценивали с помощью теста-анкеты «Ориентация школьника на здоровый образ жизни» [20], включающего 24 вопроса с вариантами ответов. По сумме полученных баллов определяли уровень ориентации личности на здоровый образ жизни: очень низкий (22-24 балла), низкий (25-28 баллов), ниже среднего (29-32 балла), чуть ниже среднего (33-36 баллов), средний (37-40 баллов), чуть выше среднего (41-44 балла), выше среднего (45-48 баллов), высокий (49-52 балла), очень высокий (53-56 баллов), наивысший (57-60 баллов).

Результаты контрольной работы и теста показали низкий уровень знаний учащихся по вопросам здорового образа жизни, невысокий уровень ориентации на здоровый образ жизни.

Учитывая полученные данные, на основе анализа методической литературы для изучения темы здорового образа жизни в 8-х классах средней школы были выбраны методы, способствующие повышению учебной деятельности и изучению вопросов здорового образа жизни.

В каждой группе в соответствии с тематическим планом рабочей программы А. Т. Смирнова были разработаны и проведены по 7 уроков. Занятия проводились с применением разных форм и методов. В контрольной группе в основном применялись традиционные формы обучения: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой и др. В экспериментальной группе на занятиях больше использовались практические активные и интерактивные методы обучения: обучение в игре, эвристическая беседа, тренинг, «мозговой штурм» и др. Данные методы были выбраны с целью формирования у школьников ответственности, повышения результативности их учебной деятельности, формирования у обучающихся основ для ведения здорового образа жизни и влияющих на ориентацию к ведению ЗОЖ . Применение разных приемов в методике контрольной и экспериментальной групп необходимо для оценки эффективности используемых форм и методов обучения при изучении тем здорового образа жизни и ориентации учащихся на формирование образа жизни, способствующего сохранению здоровья.

Уроки проводились один раз в неделю. В обеих группах занятия сопровождались демонстрацией наглядности с использованием мультимедийной установки, применялась работа с учебником, выполнялась запись материала в тетради, в конце занятий проводилась рефлексия. Но для повышения интереса к изучаемому материалу необходимо вовлечение учащихся в активную учебную деятельность путем применение разных форм обучения, в том числе внеурочной деятельности.

Особенности организации занятий экспериментальной группы показаны в табл.1.

Внеурочные мероприятия были представлены в КГ – военно-патриотической игрой «Зарница», спортивным мероприятием «Если хочешь быть здоров»; в ЭГ – военно-патриотической игрой «Зарница», фестивалем ГТО, спортивным мероприятием «Веселые старты», игрой «Русская лапта».

После завершения педагогического эксперимента повторно проведены контрольная работа на определение уровня знаний учащихся в области здорового образа жизни и тестирование на определение уровня ориентации на здоровый образ жизни. Полученные результаты сравнивались с исходными с целью определения эффективности применяемых форм и методов занятий урочной и внеурочной деятельности. Для подтверждения достоверности полученных результатов использовали U-критерий Манна-Уитни при уровне значимости (p≤0,05).

Таблица 1.  Особенности организации занятий учащихся экспериментальной группы

 

Тема урока

Методы и приемы

1. Общие понятия о здоровье как основной ценности

человека

Просмотр презентаций и видеороликов. Групповая работа (по 3 человека) – обсуждение основных моментов и проблемных вопросов

2. Здоровый образ жизни и

его составляющие

Интерактивный метод «Мозговой штурм» («мозговая атака»).

3. Здоровый образ жизни, как необходимое условие

сохранения и укрепления

здоровья человека и общества

Выполнение творческого задания (составление кроссворда по теме занятия), работа в парах

 

4. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

Интерактивный метод «эвристическая беседа»: с помощью заранее подготовленных связанных друг с другом вопросов учащиеся самостоятельно подводились к ответам по теме занятия (диалог «вопрос-ответ»)

5. Вредные привычки и их влияние на здоровье.

Тренинг на основе групповой дискуссии (круглый стол), работа в общей группе

6. Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья человека и общества

Игровой метод «своя игра», работа в группах. Темы раундов соответствовали изучаемым вопросам

 

7. Здоровый образ жизни и

безопасность жизнедеятельности

Тест «Определи свое здоровье». Работа с текстом (прием «Пометка на полях»). Итоговая контрольная работа

 

Экспериментальная часть. Результаты входной контрольной работы показали отсутствие статистически значимых различий между группами по уровню знаний (рис. 1).

Рисунок 1. Результаты входной и итоговой контрольных работ учащихся КГ и ЭГ (* – различия достоверны с данными входной контрольной работы; # – различия достоверны с данными КГ; изменения достоверны по критерию Манна-Уитни, p ≤ 0,05)  

После проведенного педагогического эксперимента было получено, что в КГ количество учащихся, получивших оценку «5», увеличилось на 8 %, оценку «4» – на 32 %, произошло снижение количества учащихся, получивших оценку «3» на 24 %, оценку «2» – на 16 %. Изменения уровня знаний учащихся КГ до и после проведенного эксперимента являются статистически незначимыми (рис.1).  В ЭГ результаты оказались следующими: учащихся с оценкой «5» увеличилось на 32%, с оценкой «4» – на 16 %; снизился процент учащихся с оценкой «3» на 48%, с оценкой «2» – на 8% по сравнению с результатами входной контрольной работы. Уровень знаний учащихся ЭГ достоверно повысился после проведенных занятий (рис.1): эмпирическое значение U-критерия Манна-Уитни равно 31, критическое значение U-критерия Манна-Уитни составляет 42; 31 ≤ 42, следовательно, различия уровня признака статистически значимы (р<0,05).

Определим достоверность различий между выборками результатов учащихся КГ и ЭГ после проведенного эксперимента. Получено, что эмпирическое значение U-критерия Манна-Уитни равно 32, критическое значение Ukr составляет 47. 32 ≤ 47, полученное Uemp (32) находится в зоне значимости. Следовательно, различия уровня признака статистически значимы (р<0,05) между сравниваемыми группами, т. е. уровень знаний учащихся ЭГ в области здорового образа жизни достоверно выше  знаний учащихся КГ (рис.1). Полученные результаты подтверждают эффективность применяемых в ЭГ форм и методов обучения.

Результаты тестирования по определению ориентации учащихся на здоровый образ жизни [20] до проведения педагогического эксперимента показаны в табл. 2. Статистических различий между группами не выявлено.

Таблица 2.  Результаты тестирования уровня ориентации учащихся КГ и ЭГ на здоровый образ жизни до педагогического эксперимента

 

Ниже среднего

Средний

Чуть выше среднего

Выше среднего

Высокий

Очень высокий

Контрольная группа (процент)

23

46

23

-

8

-

Экспериментальная группа (процент)

25

25

-

34

16

-

После проведенного эксперимента результаты тестирования по изучению ориентации учащихся на здоровый образ жизни показали, что в КГ учащихся с уровнем «ниже среднего» уменьшилось на 8%, со «средним» уровнем ориентации на ЗОЖ не изменилось (46%); с уровнем «чуть выше среднего» понизилось на 15 %; с уровнем «выше среднего» повысилось на 15%, с «высоким» уровнем – на 7 %. Тестирование учащихся ЭГ после проведения педагогического эксперимента показало, что уровень ориентации учащихся на здоровый образ жизни значительно вырос: исследуемых с уровнем «ниже среднего» уменьшилось на 17 %, с «высоким» уровнем ориентации на ЗОЖ выросло на 27 %; у одного обучающегося (8 %) был выявлен уровень ориентации «очень высокий». Несмотря на то, что ориентация учащихся на здоровый образ жизни после проведенного эксперимента повысилась в группах, достоверных различий результатов до и после проведенного эксперимента не выявлено.  

Результаты тестирования по оценке ориентации учащихся на здоровый образ жизни, проведенного после педагогического эксперимента, в контрольной и экспериментальной группах показан на рис.2, где видно, что у учащихся ЭГ ориентация на ЗОЖ выше, чем в КГ. В то же время статистически достоверных различий между группами не было получено, что можно объяснить небольшими выборками исследуемых групп и кратковременностью проводимого эксперимента.

Рисунок 2. Результаты тестирования уровня ориентации на ЗОЖ учащихся КГ и ЭГ после эксперимента

Выводы. 1. Анализ литературы показывает актуальность обучения основам здорового образа жизни, что является важным фактором для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Изучение методической литературы указывает на решение вопросов воспитания и формирования знаний, умений и навыков в области здорового образа жизни подрастающего поколения с помощью активных и интерактивных методов обучения, мероприятий внеурочной деятельности. 2. Результаты контрольных работ и тестирований по изучению ориентации учащихся на здоровый образ жизни, проведенные до и после педагогического эксперимента показали, что более эффективными методами обучения являются активные и интерактивные: групповые, «эвристическая беседа», «мозговой штурм», «круглый стол», творческие работы, включение мероприятий внеурочной деятельности, таких как военно-патриотическая игра «Зарница», фестиваль ГТО, спортивные мероприятия. Данные формы и методы обучения стимулируют познавательную деятельность школьников, ориентируют обучающихся на здоровый образ жизни. Выбор методов обучения должен соответствовать конкретной теме учебного занятия, учитывать возраст учащихся. Материалы статьи будут полезны и интересны учителям, педагогам, занимающимися воспитанием и формированием здоровой личности в образовательных учреждениях.


Список литературы

1. Ибрагимова Э. Э. Теоретическое обоснование и практическая разработка мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни у учащихся при изучении школьного курса «Основ безопасности жизнедеятельности» // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. С. 232–237.
2. Хижная А. В., Синева Н. Л., Гордеев К. С. Воспитание сознательного отношения школьников к здоровому образу жизни // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4. С. 274–277.
3. Роспотребнадзор назвал число абсолютно здоровых детей в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ria.ru/20170913/1504653450.html?ysclid=l5s56igpgh551687471 (дата обращения 19.04.2022).
4. Айзман, Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании: учебное пособие для академического бакалавриата / Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, Л. В. Косованова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 282 с.
5. Липанова Л. Л. Здоровье и образ жизни школьников: результаты многофакторного анализа // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 12 (285). С. 33–35.
6. Осипенко Е. В. Самооценка здоровья и образа жизни школьниками Гомельского региона // Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 431. С. 166–169.
7. Плещев А. М. Главные составляющие здорового образа жизни // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. № 3 (39). С.39–43.
8. Цынгунова Е. Т. Понятие и содержание категории «Здоровый образ жизни»: культурологический аспект // Вестник БГУ. 2010. № 6. С. 120–122.
9. Дубровина Л. А., Климова А. Д. Ценностное отношение к здоровому образу жизни у современных подростков // E-Scio. 2019. № 6 (33). С.750–755.
10. Нехорошева Е. В., Авраменко В. Г., Маркосян А. А. Отношение обучающихся к здоровью и здоровому образу жизни: гендерно-возрастной аспект // Universum: психология и образование. 2016. №11. (29). С. 12–18.
11. Атутова Е. Н. Здоровый образ жизни как основное условие здоровья и безопасности жизнедеятельности в курсе ОБЖ // Научные исследования. 2016. 9 (10). С. 72–73.
12. Ефремова М. Д., Софронов Р. П. Формирование и развитие мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся в школьном курсе биологии (на примере раздела «Человек и его здоровье») // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 4 (93). С. 174–176.
13. Голубь Е. Ю. Учебно-исследовательская деятельность школьников в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности // Вестник СИБИТа. 2019. №4 (32). С.19–24.
14. Агеева Е. Л., Губарева М. А., Егорова Ю. В. Методика изучения обучающимися здорового образа жизни на основе приема проблематизации // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4. С.7–10.
15. Шуленина, Н. С., Иглина, Н. Г., Зимонина, Н. М. Методические подходы в формировании здорового образа жизни на уроках ОБЖ // В сборнике: Результаты Современных научных исследований и разработок. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции (Минск, Белоруссия, 13 мая 2017г.). Минск: Научно-издательский центр «Мир науки», 2017. – С.192–196.
16. Кларин М. В. Технология дискуссии в образовательном процессе // Народное образование. 2015. № 5. С. 139–151.
17. Кузнецова Н. В., Дубовицкий И. И. Методические подходы к организации самостоятельной работы обучающихся при изучении курса ОБЖ // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 7-8 (23-24). С.47–50.
18. Батырева Н. А., Кубышкин В. И., Станиславская К. А. Технологии личностно-ориентированного обучения // Наука без границ. 2017. №6 (11). С. 141–143. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya (дата обращения: 02.08.2022).
19. Комаров В. В. Организация и проведение внеурочной работы по безопасности жизнедеятельности с обучающимися среднего школьного возраста // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 6-1. С.100–103.
20. Кукушин В.С. Тест - анкета для изучения ориентации учащихся на здоровый образ жизни. Режим доступа: http://www.univer5.ru/pedagogika/korrekczionnaya-pedagogika-kukushin-vs/test-anketa-dlya-izucheniya-orientatsii-uchaschihsya-na-zdorovyiy-obraz-zhizni (дата обращения: 12.12.2021).

Расскажите о нас своим друзьям: