Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №09 (86) Сентябрь 2023

УДК 37.013

Дата публикации 30.09.2023

Изменение стратегии воспитательной работы в российских вузах в условиях общественной трансформации

Матющенко Виктория Сергеевна
Кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии, истории Отечества и иностранных языков, ФГБОУ ВО Амурская ГМА, г. Благовещенск, v89246728625@yandex.ru.

Аннотация: В статье автор исследует необходимость изменения стратегии воспитательной работы в российских вузах. В современном мире, где технологии развиваются очень быстрыми темпами и образование становится все более глобализированным, вузам приходится адаптироваться к новым вызовам и требованиям. В данной статье мы рассмотрим основные изменения, которые произошли в стратегии воспитательной работы в российских вузах в условиях современной общественной трансформации.
Ключевые слова: воспитание, глобализация, патриотизм, духовность, мягкая коммуникация.

Changing the strategy of educational work in Russian universities in the context of social transformation

Matyushchenko Victoriya Sergeevna
Candidate of Philosophy, Head of the Department of Philosophy, History of the Fatherland and Foreign Languages, Amur State Medical Academy, Blagoveshchensk

Abstract: In the article, the author explores the need to change the strategy of educational work in Russian universities. In the modern world, where technology is developing at a very fast pace and education is becoming increasingly globalized, universities have to adapt to new challenges and requirements. In this article we will look at the main changes that have occurred in the strategy of educational work in Russian universities in the conditions of modern social transformation.
Keywords: education, globalization, patriotism, spirituality, soft communication

Правильная ссылка на статью
Матющенко В.С. Изменение стратегии воспитательной работы в российских вузах в условиях общественной трансформации // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 09 (86). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/izmenenie-strategii-vospitatelnoj-raboty-v-rossijskikh-vuzakh-v-usloviyakh-obshhestvennoj-transformatsii.html (Дата обращения: 30.09.2023)

 

При написании статьи автор использовал следующие методы исследования. Анализ данных –автор провел анализ изменений, произошедших в стратегии воспитательной работы в российских вузах в 2023 году. Для этого были использованы данные о партнерствах вузов с зарубежными университетами, о разработке новых программ и курсов, а также о проведении тренингов и семинаров по развитию навыков мягкой коммуникации и предпринимательства. Наблюдение – автор проводил наблюдение за процессом изменения стратегии воспитательной работы в российских вузах, а также за реакцией студентов на эти изменения. Сравнительный анализ – автор сравнил стратегии воспитательной работы в российских вузах до и после 2023 года, чтобы выявить основные изменения. Систематический обзор литературы –автор провел обзор научных статей, книг и других публикаций, связанных с темой изменения стратегии воспитательной работы в российских вузах. Это помогло получить обзор существующих подходов и рекомендаций по данной теме. Данная статья имеет практическую значимость для руководителей вузов и педагогических работников, которые заинтересованы в современных подходах к воспитательной работе и хотят адаптировать свою стратегию к новым вызовам и требованиям. 

В современном мире российские вузы столкнулись с необходимостью изменения своей стратегии воспитательной работы. В обществе, где технологии развиваются очень быстрыми темпами и образование становится все более глобализированным, вузам приходится адаптироваться к новым вызовам и требованиям.Кроме того, вузам необходимо синхронизировать глобализированное образование с развитием патриотизма и духовности студентов. Указанные факторы повлекли трансформацию в стратегии воспитательной работы в российских вузах в условиях современной общественной действительности.

Одним из ключевых изменений стало увеличение роли международного образования. В условиях глобализации и открытости мира, студенты все чаще стремятся получить образование за рубежом или принять участие в международных программахобмена. Вузы начали активно развивать партнерства с зарубежными университетами и предлагать своим студентам возможность учиться за границей, а также приглашают к обучению в российские вузы иностранных студентов. Это позволяет студентам расширить свои горизонты, познакомиться с другими культурами и получить ценный опыт.

В связи с развитием информационных технологий, вузы также пересмотрели свои подходы к воспитательной работе. Вместо традиционных лекций и учебников, студентам предлагаются интерактивные онлайн-курсы, которые позволяют им изучать материалы в удобное для них время и темпе. Это помогает студентам развивать самостоятельность, ответственность и организованность, что является важными навыками для современного человека.

Следующим важным изменением стала персонализация образования. Вместо унифицированного подхода ко всем студентам, вузы начали учитывать индивидуальные потребности и интересы каждого студента. Разрабатываютсяспециальные программы и курсы, которые позволяют студентам выбирать предметы и направления, соответствующие их личным целям и планам. Это позволяет студентам получить более глубокие знания в выбранных областях и сделать обучение более интересным и мотивирующим.

Важным аспектом изменения стратегии воспитательной работы в российских вузах стало также развитие навыков мягкой коммуникации и лидерства. В современном мире, где сотрудничество и командная работа становятся все более важными, студентам необходимо обладать навыками эффективного общения, умением работать в команде и принимать решения. Вузы начали активно развивать курсы по развитию мягких навыков, организовывать тренинги и семинары, которые помогают студентам развивать эти навыки.

Современные вузы стали больше внимания уделять развитию предпринимательских навыков у своих студентов. В условиях быстро меняющегося рынка труда и нестабильной экономической ситуации, важно, чтобы выпускники были готовы к самостоятельной работе и предпринимательской деятельности. Вузы начали организовывать стартап-программы, предоставлять студентам возможность создавать свои собственные проекты и получать поддержку в их реализации.

Ведущую роль в современной политике вузов играют патриотическое и духовное воспитание. Эти два начала являются определяющими в формировании личности студента, его ценностных ориентаций и мировоззрения [2, с.67].Патриотическое воспитание направлено на развитие любви к своей Родине, гордости за ее достижения и культуру, а также на формирование гражданской ответственности и активного участия в общественной жизни. Вузы активно вовлеклись в патриотическое воспитание студентов, проводятпатриотические мероприятия, организовываютэкскурсии по историческим местам, проводят лекции и семинары по истории и культуре России [1, с.52]. Также студентам предлагается возможность участия в военно-патриотических клубах или программе добровольчества [5, с.50].

Духовное воспитание направлено на развитие духовных и нравственных ценностей, формирование этических принципов и моральных норм [4, с.295]. Вузы часто   организовывают лекции и семинары по этике и морали, создавая условия для саморазвития и самоосознания студентов. Большую роль в развитии духовности современных студентов играет практикаучастия в программе волонтерства [6, с.112].

Патриотическое и духовное воспитание являются важными аспектами формирования личности студента и его готовности к жизни в современном мире. Они способствуют развитию гражданской и моральной ответственности, формированию ценностного компаса и этических принципов [3, с.99].

Таким образом, изменение стратегии воспитательной работы в российских вузах в современных условиях году было вызвано необходимостью адаптации к глобальным вызовам и требованиям. Вузы стали активно развивать международное образование, пересматривать подходы к обучению, учитывать индивидуальные потребности студентов, развивать навыки мягкой коммуникации и лидерства, а также предпринимательские навыки. Патриотическое воспитание студентов вузов является важной задачей в современном обществе. В условиях глобализации и усиления международных связей, сохранение и развитие патриотических чувств и гражданской идентичности становится особенно актуальным. Патриотическое воспитание способствует формированию у студентов чувства ответственности перед своей страной, развитию патриотической культуры и активного гражданства. Кроме того, оно способствует укреплению национальной идентичности и приверженности к своей культуре и традициям. 

Таким образом, изучение теоретических и методических аспектов патриотического воспитания студентов вузов является необходимым для разработки эффективных подходов и стратегий вданной области. Все указанные изменения помогают студентам получить качественное образование и быть готовыми к вызовам современного мира.

 


Список литературы

1. Голованова, И.В. Патриотическое воспитание студентов вуза: теоретические и методические аспекты [Текст] / И.В. Голованова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Педагогика и психология образования. - 2018. - № 1. - С. 46-52.
2. Кузнецов, В.А. Духовное воспитание студентов в высшей школе [Текст] / В.А. Кузнецов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Педагогика и психология образования. - 2017. - № 4. - С. 67-73.
3. Лебедева, Е.А. Патриотическое воспитание студентов вуза: практический опыт [Текст] / Е.А. Лебедева, О.Н. Шаповалова // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте (Серия 2: Экономика, право, социология). - 2019. - Том 7, № 1. - С. 92-101.
4. Смирнова, О.В. Духовное воспитание студентов вуза: проблемы и перспективы [Текст] / О.В. Смирнова, Е.А. Лебедева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2019. - Том 19, выпуск 3. - С. 293-298.
5. Федорова, Е.В. Патриотическое воспитание студентов вуза: сущность и методы [Текст] / Е.В. Федорова // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 5. - С. 49-54.
6. Чернышова, О.В. Духовное воспитание студентов вуза: теоретические и практические аспекты [Текст] / О.В. Чернышова // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте (Серия 2: Экономика, право, социология). - 2021. - Том 11, № 1. - С. 111-118.

Расскажите о нас своим друзьям: