Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №09 (86) Сентябрь 2023

УДК 37.072

Дата публикации 30.09.2023

Готнога А. В., Бирюков А. А. Итоги реализации проекта по разработке национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО

Готнога Александр Васильевич
доктор философских наук, доцент, и. о. проректора по научной работе, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, РФ, г., Комсомольск-на-Амуре, gotnoga@list.ru
Бирюков Александр Александрович
кандидат философских наук, доцент кафедры истории, философии и права, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, РФ, г.Комсомольск-на-Амуре, abir-nabir08@yandex.ru

Аннотация: В статье подводятся итоги фундаментального научного исследования по разработке национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО. Обобщение результатов основывается на хронологическом принципе. Выделены главные достижения этапов исследования в 2021, 2022 и 2023 годах. Подтверждены основные выводы, полученные на каждом из этапов. Отмечены трудности, возникающие, при внедрении национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО, связанные с созданием сетевых кафедр, недоверием партнеров и инертностью крупных педагогических вузов, и способы их преодоления.
Ключевые слова: национальная кластерная модель, научное (научно-методическое) взаимодействие, педагогический вуз, институт развития образования (ИРО), модульный принцип, «вузоцентричный» монополярный сценарий

Gotnoga Aleksandr Vasilyevich
PhD, Acting Vice-Rector for Science, Amur State University of Humanities and Pedagogy, Russia, Komsomolsk-on-Amur
Biriukov Aleksandr Aleksandrovich
PhD in Philosophy, Associate Professor, Department of History, Philosophy and Law, Amur State University of Humanities and Pedagogy, Russia, Komsomolsk-on-Amur

Abstract: The paper summarizes the results of fundamental scientific research on the development of a national cluster model of scientific (scientific and methodological) interaction between pedagogical universities and EDI. The generalization of the results is based on a chronological principle. The main achievements of the research stages in 2021, 2022 and 2023 are highlighted. The main conclusions obtained at each stage were confirmed. The difficulties that arise during the implementation of the national cluster model of scientific (scientific and methodological) interaction between pedagogical universities and EDI, associated with the creation of network departments, distrust of partners and inertia of large pedagogical universities, and ways to overcome them are noted.
Keywords: national cluster model, scientific (scientific and methodological) interaction, pedagogical university, educational development institute (EDI), modular principle, «university-centric» monopolar scenario

Правильная ссылка на статью
Готнога А. В., Бирюков А. А. Итоги реализации проекта по разработке национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 09 (86). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/gotnoga-a-v-biryukov-a-a-itogi-realizatsii-proekta-po-razrabotke-natsionalnoj-klasternoj-modeli-nauchnogo-nauchno-metodicheskogo-vzaimodejstviya-pedagogicheskikh-vuzov-i-iro.html (Дата обращения: 30.09.2023)

Финансирование: исследование выполнено в рамках реализации государственного задания на проведение фундаментального научного исследования по теме «Разработка национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «АмГПГУ» № 073-03-2023-031/2 от 15февраля 2023 г.).

Funding: the research was carried out within the framework of a state assignment for fundamental research «Development of a national cluster model of scientific (scientific and methodological) interaction of pedagogical universities and educational development institutes» (Supplementary Agreement of the Ministry of Education of the Russian Federation and Amur State University of Humanities and Pedagogy No. 073-03-2023-031/2dated February 15, 2023).

 

Введение

Научно-исследовательский коллектив ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» (АмГПГУ) завершает трехлетнее фундаментальное научное исследование «Разработка национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО», выполняемое по государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации. Актуальность темы исследования обусловлена продолжающимся процессом комплексного реформирования системы образования Российской Федерации, в том числе в части объединения усилий и интеграции ресурсов всех участников образовательного процесса. Такого рода интеграция предполагает налаживание кластерного взаимодействия между различными партнерскими организациями с целью создания единого коммуникационного и деятельностного пространства. В основе кластерного взаимодействия лежат сетевые связи между несколькими факторами, обладающими различными ресурсами, совместное использование которых позволяет эффективнее достигать общие цели. 

На заключительной стадии исследования не только появляется возможность, но возникает и необходимость обобщения и систематизации полученных результатов, а также рефлексии над ходом реализации проекта в целом. Само существование годовых циклов (периодов) выполнения государственного задания обусловливает применение хронологического принципа для структурирования материалов исследования и их анализа. Поэтому целесообразно последовательно рассмотреть каждый из периодов в контексте всего процесса исследования.

В 2021 году закладывались теоретические основы национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО (НКМ). Фундаментальный характер исследования обязывал направить усилия на поиск закономерностей, которые должны быть учтены в НКМ. Кроме того, важно было определиться с подходом к построению НКМ, а также предпринять попытку ее операционализации. Исходя из понимания того, что в конечном счете результаты фундаментального исследования будут в той или иной мере внедряться в практику, была намечена и осуществлена апробация НКМ в ряде регионов страны. Полученный материал был использован для подготовки первого издания методических рекомендаций по применению НКМ, предназначенных педагогическим вузам, ИРО и региональным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования (РОИВ).

В 2022 году исследование, следуя диалектической логике, с одной стороны, выходило на новый уровень; с другой стороны, как бы возвращалось к уже пройденному, но уже на более высокой ступени познания. Первый аспект выражался в изучении и обосновании: интеграции НКМ и национальной системы учительского роста (НСУР), адаптации НКМ к Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года (Концепции) и федеральному проекту «Профессионалитет», вхождения в НКМ общеобразовательных учреждений. В то же время было продолжено обобщение регионального и зарубежного опыта научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и других образовательных учреждений, углублен анализ условий эффективности такого взаимодействия между педагогическими вузами и ИРО. По результатам второго года реализации проекта было также выпущено второе издание методических рекомендаций по применению НКМ.

На заключительном этапе, в 2023 году, ставились задачи по дальнейшей тонкой настройке количественных параметров и детализации структурных компонентов и дополнительных функций НКМ, что расширяло диапазон возможностей последней вплоть до ее превращения в своего рода универсальную научно-образовательную экосистему, действующую на региональном уровне в любом субъекте Российской Федерации, но в едином национальном образовательном пространстве страны.

 

Методы

На всех этапах реализации проекта применялись качественные (описательные) и количественные (аналитические) методы исследования, анализ научной литературы и нормативно-правовых источников. В целом отбор материалов и определение методов работы зависел от решения вопроса, по какому из альтернативных путей будет осуществляться разработка НКМ. Первый путь предполагал выявление (выделение) научного (научно-методического) взаимодействия как направления взаимодействия педагогических вузов и ИРО в рамках уже сложившихся региональных образовательных (педагогических) кластеров либо иных форм сетевого взаимодействия с целью их дальнейшей корректировки или достраивания; второй путь – конструирование особого (нового) кластера научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО с распределением функций между участниками. В любом случае необходимо было установить наличие (отсутствие) региональных образовательных (педагогических) кластеров, выявить уровень научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО, изучить возможности его повышения.

Данные для анализа могли быть получены из трех основных источников: 1) электронные научные библиотеки и информационно-аналитические системы научного цитирования; 2) официальные сайты педагогических вузов, ИРО и РОИВ; 3) ответы респондентов – представителей педагогических вузов и ИРО. В связи с этим в 2021 году была проанализирована актуальная научная информация о сетевом взаимодействии и кластерах педагогических вузов и ИРО, содержащаяся в российской базе данных РИНЦ, международной базе данных Scopus, научной электронной библиотеке «КиберЛенинка» и др. Мониторинг официальных сайтов педагогических вузов и ИРО осуществлялся за период с 2016 по 2021 гг. по следующим показателям наличия: 1) единой «дорожной карты»; 2) совместных планов и отчетов о НИР; 3) совместных научных проектов и мероприятий; 4) совместных организационных форм работы; 5) совместной исследовательской деятельности; 6) публикаций, отражающих научно-методическое взаимодействие [1; 2]. 

Сбор эмпирической информации о научном (научно-методическом) взаимодействии осуществлялся также с помощью проведения масштабных по своей географии анкетных опросов. В 2021 году опрос представителей педагогических вузов и ИРО, ответственных за научное взаимодействие образовательных организаций, проводился трижды. Первый опрос был сфокусирован на анализе четырех параметров научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО (общая цель, правовая основа, формы совместной деятельности, механизмы управления взаимодействием) и охватил 35 ИРО и 20 педагогических вузов в 46 субъектах страны [3].

По результатам первого анкетирования были проведены три фокус-группы: первая – в очном формате только с участием членов научно-исследовательского коллектива АмГПГУ; вторая и третья – в режиме видеоконференцсвязи с участием представителей педагогических вузов и ИРО из 10 субъектов Российской Федерации, принявших участие в опросе. Это позволило получить разъяснения по указанным в анкетах проблемам научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО и скорректировать гипотезу и требования к НКМ [4, с. 16].

Во втором опросе, целью которого была апробация разработанной НКМ, участвовало 11 ИРО и 16 педагогических вузов в 22 регионах страны. Его результаты были сопоставлены с данными о качестве школьного образования Рособрнадзора, поскольку предполагалась связь между уровнем научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО, с одной стороны, и успехами региональных систем образования – с другой [5]. Сопоставление осуществлялось с помощью корреляционного анализа (rxy-критерий Пирсона) в программе STATISTICA 10.0.

По результатам второго анкетирования были проведены две фокус-группы с участием членов научно-исследовательского коллектива АмГПГУ и представителей Хабаровского краевого института развития образования с целью апробации разработанной динамической НКМ в Хабаровском крае.

Учитывая важность инклюзивного образования, был также проведен анкетный опрос специалистов ИРО ДВФО, материалы которого были интерпретированы с помощью разработанной НКМ [6].

В 2022 году в опросе приняли участие 28 ИРО и 21 педагогический вуз в 42 субъектах Российской Федерации, но уже для решения задачи адаптации НКМ к требованиям Концепции. Кроме того, были опрошены 12736 работников школ и учреждений СПО в 51 регионе [7, с. 135-136], так как по своей природе кластерное взаимодействие предусматривает вовлечение в него, помимо педагогических вузов и ИРО, широкого круга образовательных организаций. Совместимость НКМ и Концепции выявлялась посредством сравнительного анализа.

«Точки сопряжения» НКМ и НСУР определялись с помощью структурно-функционального анализа, а прогноз их интеграции строился на сценарном подходе, дополненном SWOT-анализом при выборе предпочтительного варианта сценария [8].

Структурно-функциональный метод и сценарное прогнозирование были использованы и в 2023 годупри оценивании интеграционного потенциала НКМ в зависимости от ее типологизации по таким критериям, как количество вузов, количество ИРО и количество регионов [9]. Это позволило операционализировать дополнительный параметр НКМ – «полярность», что предварялось корреляционным анализом данных мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования, проведенного Минобрнауки России в 2022 году (за 2021 год), в части научной деятельности педагогических вузов [15], с одной стороны, и результатов нашего опроса этих же вузов в 2021 году, и регрессионным анализом зависимости готовности инфраструктуры педагогических вузов принимать участие в научном (научно-методическом) взаимодействии с ИРО от доходов педагогических вузов. Кроме того, был использован однофакторный дисперсионный анализ ответов ИРО для установления различий между группой ИРО, в регионах которых есть педагогические вузы, и группой ИРО, в регионах которых педагогических вузов нет [10].

 

Результаты

В основу исследования в 2021 году была положена гипотеза, согласно которой разработка модели возможна на основе модульного принципа, позволяющего за счет изменения конфигурации модулей, отражающих региональные закономерности, обеспечить одновременно универсальность и релевантность модели. В результате сопоставления и обобщения данных, полученных как на основе анализа сайтов, так и первого анкетного опроса, выявились три ключевые закономерности: 1) недостаточная удовлетворенность его уровнем, качеством и направленностью; 2) разобщенность целей научной деятельности;   3) отсутствие эффективных финансовых механизмов и организационно-правовых форм [11]. Проведенные по результатам опроса фокус-группы с представителями педагогических вузов и ИРО привели к выводу о необходимости разработки динамической НКМ, включающей в себя 4 модуля: 1) планомерность; 2) горизонт планирования; 3) тип коммуникаций; 4) ресурсообеспеченность [5]. Её успешная апробация с помощью второго анкетного опроса подтвердила высокий внедренческий потенциал результатов исследования. 

Как показали фокус-группы, статичная структурно-функциональная модель какого-то нового дополнительного кластера для педагогических вузов и ИРО бессмысленна и бесперспективна. Суть предложенного решения – в смещении акцента на динамику научного (научно-методического) взаимодействия. Важно подчеркнуть, что речь идет не о модели научного кластера, а о кластерной модели научного взаимодействия. Это позволяет проследить динамику взаимодействия, выявить его уровни. Так, благодаря модели текущий уровень был определен как проектный при целевом ориентире выйти на стратегический уровень как в наибольшей степени соответствующий национальному проекту «Образование».

Верификация уровня научного взаимодействия педагогических вузов и ИРО возможна с помощью матрицы НКМ, задающей количественные, а потому измеряемые границы для каждого уровня взаимодействия по каждому из модулей. Это дает возможность использовать модель в качестве диагностического инструмента, что подтверждается ее релевантностью проведенной Рособрнадзором оценке регионов России по качеству образования [5].

В 2022 году была изучена вариативность интеграции НКМ и НСУР. SWOT-анализ продемонстрировал предпочтительность интеграции по трансформационному сценарию, главной отличительной особенностью которого является ориентированность на инновационную организацию работы [8, с. 125]. Были также разработаны: «дорожная карта», позволяющая преодолеть обнаруженный разрыв между инновационнымиимперативами Концепции и гибридной практикой подготовки педагогических кадров и снять выявленные противоречия между компонентами профессиональной  деятельности педагогов [7]; механизм «интервенций»  для включения школ в кластерную модель в целях повышения их инновационной активности [12]. Кроме того, признание универсальности НКМ дляобразовательных организаций общего и среднего профессионального образования (СПО) делало оправданным ее применение при реализации федерального проекта «Профессионалитет», что показало исследование [13]. Востребованность НКМ подтверждалась ее апробацией на основе заключенных трехсторонних (между АмГПГУ, ИРО и РОИВ) и двусторонних (между АмГПГУ и ИРО или иной образовательной организацией) соглашений о научном (научно-методическом) сотрудничестве в 9 субъектах Российской Федерации. Положительным примером стал опыт такого сотрудничества между АмГПГУ, Хабаровским краевым институтом развития (ХК ИРО) и Минобрнауки Хабаровского края в части подготовки кадров высшей квалификации для ХК ИРО и проведения мониторинга конфликтологической компетентности педагогов школ и учреждений СПО.

Дальнейшее исследование интеграционного потенциала НКМ в 2023 году привело к ее корректировке, учитывающей центральную роль в трансграничном научном (научно-методическом) взаимодействии педагогического вуза со множеством ИРО и образовательных учреждений. Такому «вузоцентричному» монополярному сценарию было отдано предпочтение в силу того, что его осуществление обеспечивает вовлечение в НКМ наибольшего количества организаций, а следовательно, и мобилизацию максимального объема социального капитала [9].

При этом оказалось, что большие педагогические университеты в меньшей мере заинтересованы участвовать в научном (научно-методическом) взаимодействии с ИРО, в частности предоставлять или включать в данный процесс свою инфраструктуру, тогда как ИРО, независимо от того, есть в их регионах педагогические вузы или нет, одинаково заинтересованы в таком участии. В то же время отсутствие педагогических вузов в субъектах Российской Федерации негативно отражается на уровне и степени удовлетворенности ИРО качеством научного (научно-методического) взаимодействия с педагогическими вузами [10].

Разработка НКМ на предыдущих этапах в основном касалась институциональных рамок, имеющих качественные и количественные характеристики. На заключительном этапе возникла необходимость в определении конкретного организационно-структурного механизма, функционально связывающего педагогические вузы, ИРО и другие организации. В качестве такового рассматривались сетевая, базовая и виртуальная кафедры. Последние из-за одностороннего характера их деятельности, не затрагивающей собственно научную, были отклонены. Напротив, как оказалось, приоритетом сетевой кафедры на базе педагогического вуза в рамках НКМ является научная (научно-методическая) работа, что позволяет говорить о целесообразности создания такой кафедры [14].

 

Обсуждение

Результаты трехлетней работы научно-исследовательского коллектива АмГПГУ над разработкой НКМ подтвердили ряд предположений иметодологических решений, касающихся подхода к конструированию НКМ.

Во-первых, правильным оказалось понимание роли НКМ как такого сетевого способа взаимодействия, который не вытесняет и не подменяет собой уже созданные и функционирующие в субъектах Российской Федерации научно-образовательные кластеры, а встраивается в них, лишь дополняя и корректируя их работу в аспекте научного (научно-методического) взаимодействия.

Во-вторых, модульный принцип построения НКМ на самом деле придает ей гибкость как с точкизрения учета региональной специфики, уровня и динамики научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО, так и с точки зрения диапазона решаемых институциональных задач – от интеграции с НСУР до реализации федерального проекта «Профессионалитет». Динамическая сущность НКМ позволяет использовать ее в целях краткосрочного и долгосрочного планирования развития региональных систем образования, а вкупе с модульным принципом – применять НКМ в качестве инструмента диагностики, принимая во внимание обнаруженную связь между уровнем научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО, с одной стороны, и качеством общего образования в регионе – с другой.

Достигнутая таким образом универсальность НКМ вместе с тем порождает некоторые проблемы, требующие пояснений. Действительно, универсальность НКМ обеспечивает трансграничность её функционирования, то есть выход за пределы отдельных регионов. Исследование показало предпочтительность «вузоцентричного»монополярного сценария реализации НКМ. Это значит, что педагогический вуз может развивать научное (научно-методическое) взаимодействие с ИРО, находящемся в любом регионе, даже в самом отделенном. Ясно, что при работе на дальнихрасстояниях более крупные педагогические вузы, обладающие большими ресурсами, имеют определенные преимущества перед менее крупными. В то же время было установлено, что именно последние в большей мере заинтересованы в научном (научно-методическом) взаимодействии с ИРО. Обнаруживается некоторое противоречие. Егопредлагается разрешить посредством активного подключения к процессу РОИВ, особенно тех субъектов Российской Федерации, где нет педагогических вузов, поскольку, как свидетельствуют полученные данные, именно там ИРО испытывают наибольшую потребность в научном (научно-методическом) взаимодействии с педагогическими вузами.

Особое внимание следует обратить и на проблему создания сетевой кафедры в небольших педагогических вузах, имеющих серьезные ограничения по штатному расписанию. Здесь есть противоречие между институциональной (организационной) необходимостью и материальными возможностями педагогических вузов. Однако поиск решения этого вопроса лежит сугубо в практической, а не теоретическойплоскости.

Внедрение НКМ требует согласования интересов и целей различных учреждений образования, что может оказаться сложной задачей, особенно если они имеют разные уровни финансирования, ресурсы и стратегии развития. Поэтому проведение активной работы по выстраиванию диалога и поиску компромиссных решений среди всех заинтересованных сторон на уровне личных (неформальных) связей обязательно должно быть подкреплено заключением совместных договоров между всеми участниками кластерного взаимодействия.

Кроме того, на начальных этапах внедрения НКМ существует недоверие организаций-партнеров по отношению друг к другу, выражающееся в том числе в том, что действия участников кластера оцениваются с позиций конкуренции или выстраивания иерархий. Из-за этого возникает риск ограничения сотрудничества и несоблюдения принципов взаимодействия, что противоречит целям НКМ. Для купирования подобных тенденций требуется постоянный мониторинг состояния уровня интеграции организаций-партнеров и их взаимоотношений.

 

Заключение

Завершение трехлетнего фундаментального научного исследования «Разработка национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО» в 2023 году позволяет сделать следующие выводы:

1. НКМ является востребованным инструментомнаучной интеграции и диагностики научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО.

2. Модульный принцип конструирования НКМ служит гарантией ее универсальности, что способствует укреплению единого национального образовательного пространства и делает возможным ее использование для реализации текущих (НСУР, «Профессионалитет» и др.) и будущих федеральных проектов.

3. Нацеленность системы образования на развитиенашло отражение в многоуровневой структуре НКМ, отражающей динамический характер научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО, что важно в работе планирования и прогнозирования научно-образовательной деятельности как этих организаций, таких и региональных систем образования в целом.

4. «Вузоцентричный» монополярный сценарий внедрения НКМ представляется наиболее предпочтительным, так как он максимально раскрывает универсалистский потенциал НКМ, обеспечивая наибольший синергетический (кооперативный) эффект для образовательных организаций, участвующих в научном (научно-методическом) взаимодействии. 

5. Несколько большая инертность более крупных педагогических вузов в научном (научно-методическом) взаимодействии с ИРО может быть компенсирована активным участием РОИВ.

6. Важную институциональную роль в НКМ должны сыграть сетевые кафедры на базе педагогических вузов, но только практика может дать ответ, как лучше организовать их деятельность в рамках НКМ.

7. Для более успешного применения НКМ (особенно на начальных этапах) требуется постоянно проводить мониторинг, измеряющий уровень научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов, ИРО и других партнерских организаций.

 


Список литературы

1. Данилова О.Р. Сравнительный анализ потенциала научного взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования в контексте формирования региональных научнообразовательных кластеров // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 171–175.
2. Церельникова А.Ю. Региональный опыт научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО (на примере Омской, Челябинской и Ярославской областей) // Амурский научный вестник. 2021. № 3. С. 45-49. Режим доступа: https://www.amgpgu.ru/upload/iblock/5fd/tserelnikova_a_yu_regionalnyy_opyt_nauchnogo_nauchno_metodicheskogo_vzaimodeystviya_pedagogicheskikh.pdf (дата обращения: 31.08.2023).
3. Бакина А. В., Ситяева С. М., Яремчук С. В., Готнога А. В., Булавенко О. А. Оценка уровня научного взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 621-634.
4. Применение национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО: методические рекомендации / Под ред. А.В. Готноги. 2-е издание, переработанное и дополненное. - Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2022. 78 с.
5. Ситяева С.М., Яремчук С.В., Бакина А.В., Готнога А.В. Динамическая кластерная модель научного взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 263-271.
6. Серебреникова Ю.В. Модуль «Инклюзивное образование» в динамической кластерной модели взаимодействия педагогического вуза и института развития образования//Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 317-321.
7. Бирюков А.А., Голубничая Л.С., Готнога А.В., Шубина Т.В. Совершенствование национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования с учетом Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 133–142.
8. Бирюков А.А., Голубничая Л.С., Готнога А.В., Шубина Т.В. Интеграция национальной системы учительского роста и национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 7. С. 122-129.
9. Бирюков А.А., Голубничая Л.С., Готнога А.В., Шубина Т.В. Корректировка оценки интеграционного потенциала национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО для расширения внутрирегионального и межрегионального сетевого взаимодействия // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 5. С. 87–93.
10. Готнога А.В. Уточнение параметров национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО как инструмента диагностики // Мир педагогики и психологии. 2023. № 07. С. 11-27. Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/utochnenie-parametrov-natsionalnoj-klasternoj-modeli-nauchnogo-nauchno-metodicheskogo-vzaimodejstviya-pedagogicheskikh-vuzov-i-iro-kak-instrumenta-diagnostiki.html (дата обращения: 31.08.2023).
11. Готнога А.В., Яремчук С.В., Бакина А.В., Ситяева С.М., Голубничая Л.С., Булавенко О.А. Исследование практики научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022. № 2 (51). С. 19–31. Режим доступа: https://ipk74.ru/upload/documents/jornal51.pdf (дата обращения: 31.08.2023).
12. Бирюков А.А., Голубничая Л.С., Готнога А.В., Шубина Т.В. Включение в национальную кластерную модель научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования общеобразовательных учреждений // Мир педагогики и психологии. 2022. № 08. С. 5-17. Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vklyuchenie-v-natsionalnuyu-klasternuyu-model-nauchnogo-nauchno-metodicheskogo-vzaimodejstviya-pedagogicheskikh-vuzov-i-institutov-razvitiya-obrazovaniya-obshheobrazovatelnykh-uchrezhdenij.html (дата обращения: 31.08.2023).
13. Шубина Т.В., Готнога А.В., Голубничая Л.С., Бирюков А.А. Применение модели научного взаимодействия педагогических вузов и ИРО в целях реализации федерального проекта «Профессионалитет» // Мир педагогики и психологии. 2022. № 09. Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/releases/09-74-sentyabr-2022.html (дата обращения: 31.08.2023).
14. Голубничая Л.С., Шубина Т.В., Бирюков А.А., Готнога А.В. Анализ перспектив создания сетевой кафедры для обеспечения эффективного кластерного научного (научно-методического) взаимодействия педагогического вуза и ИРО // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6. С. 123–132.

Список источников
15. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга
деятельности образовательных организаций высшего образования. Режим доступа: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo&year=2022 (дата обращения: 31.08.2023).

Расскажите о нас своим друзьям: