Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №05 (70) Май 2022

УДК 159.99

Дата публикации 19.05.2022

Из опыта работы по оказанию психологической помощи подросткам с девиантным поведением из неблагополучных семей

Гудкова Ирина Вадимовна
Учитель начальных классов, МАОУ Гагинская СШ, с. Гагино, магистрант, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, Irishka-981006@mail.ru
Патрикеева Элла Геннадьевна
Канд. психол. наук, доцент кафедры общей и практической психологии психолого-педагогического факультета, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, г. Арзамас, ellapatrik@mail.ru

Аннотация: в статье представлены результаты апробации Программы психологической помощи подросткам с девиантным поведением из неблагополучных семей. Анализируются фактические данные, полученные на констатирующем этапе исследования, прослеживается динамика при сопоставлении результатов диагностики до и после апробации разработанной программы, доказывается её эффективность. Авторами предложены направления, формы, методы работы психолога на базе образовательного учреждения по оказанию психологической помощи подросткам с девиантным поведением из неблагополучных семей.
Ключевые слова: девиантное поведение, психологическая помощь, неблагополучные семьи, подростки, аддикция, агрессивность, агрессивное поведение.

From the experience of providing psychological assistance to adolescents with deviant behavior from dysfunctional families

Gudkova IrinaVadimovna,
Primary school teacher, MAOU Gaginskaya secondary school, undergraduate, UNN N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, Gaginsky district, with. Gagino
Patrikeeva Ella Gennadievna,
Cand. of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General and Practical Psychology, Psychological and Pedagogical Faculty, UNN. N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, Russia, Arzamas

Abstract: the article presents the results of testing the program of psychological assistance to adolescents with deviant behavior from dysfunctional families. The actual data obtained at the ascertaining stage of the study are analyzed, the dynamics are traced when comparing the diagnostic results before and after testing the developed program, and its effectiveness is proved. The authors propose directions, forms, methods of work of a psychologist on the basis of an educational institution for providing psychological assistance to adolescents with deviant behavior from dysfunctional families.
Keywords: deviant behavior, psychological assistance, dysfunctional families, adolescents, addiction, aggressiveness, aggressive behavior.

Правильная ссылка на статью
Гудкова И.В., Патрикеева Э.Г. Из опыта работы по оказанию психологической помощи подросткам с девиантным поведением из неблагополучных семей // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 05 (70). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/iz-opyta-raboty-po-okazaniyu-psikhologicheskoj-pomoshhi-podrostkam-s-deviantnym-povedeniem-iz-neblagopoluchnykh-semej.html (Дата обращения: 19.05.2022)

Современная семья находится под воздействием новой социально-политической и социально-экономической ситуации, вследствие чего как основной институт социализации личности испытывает кризис и это влияет на эффективное исполнение ею различных функций, в первую очередь воспитательной. Многие отечественные и зарубежные исследователи выделяют неблагополучную семью как один из главных факторов риска формирования девиантного поведения у подростков (Ю.А. Клейберг, В.Лоренс, О.В. Смирнова, М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова, А.В. Хомич и др.).

По мнению А.В. Хомича, решающее значение для воспитания подрастающей личности имеет окружающая его социальная среда. Особенно важно влияние малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми: семья, одноклассники, неформальные группы общения [11].

Протекание этого  периода зависит от отношения семьи к подростку. Родителям необходимо перестраивать отношения и основывать их на взаимном уважении и равенстве [8, с. 350]. Если родители и старшие члены семьи относятся к нему с уважением и доверием, помогают ему преодолевать трудности в учении и других видах деятельности, помогают устанавливать взаимоотношения с товарищами, сохраняют контакт с ним, то тем самым они создают благоприятные условия для развития личности подростка и спокойном прохождении этого возрастного периода [8, с. 441].

И. Тарханова рассматривает особенности семейного воспитания как один из факторов, способствующих возникновению отклонений в поведении школьника. Автор  выделяет четыре типа неблагополучных ситуаций в семье: гиперопека; гипоопека, «кумир» семьи; «золушка» в семье. По её мнению, существуют самые различные классификации  семей, но они в основном не противоречат, а дополняют друг друга. Тем не менее, И. Тарханова  в своей работе классифицирует семьи, по  содержанию переживаний ребенка и  выделяет следующие:

1) с неблагоприятной эмоциональной атмосферой;

2) в которой нет эмоциональных контактов между ее членами;

 3) семью с нездоровой нравственной атмосферой [10].

Ю.А.  Клейберг среди обстоятельств, неблагоприятно действующих на ребенка, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании и т.д. Автор отмечает так же, что появлению девиантных детей способствует отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей [6].

Таким образом, проблема формирования девиантного поведения у подростков из неблагополучных семей актуальна и рассматривается многими современными исследователями в психологической литературе. Все исследователи сходятся на том, что особенности развития детей в неблагополучных семьях заключаются в том, что паттерны поведения накладываются на их будущее, и, как следствие, девиантное поведение проявляется уже в подростковом возрасте. Многие исследователи  рассматривают семью как один из факторов, способствующих возникновению отклонений в поведении школьника.

Большинство исследователей (А.В. Смирнова. В. Л. Перебейносов, Ю.О. Юртаева, О. Д. Стародубец, И.Ю. Тарханова, М.А. Ковальчук, Г.Ф. Бедулина,  Е.К. Погодина и др.) сходятся на том, что современные подростки в силу возрастных психолого-педагогических особенностей активно нуждаются в семейной поддержке, благоприятной семейной атмосфере, адекватных детско-родительских отношениях, внимательном отношении со стороны педагогов. Нереализованность данных потребностей может привести к острому переживанию подросткового кризиса, что многократно усиливает риск развития девиантного поведения у детей подросткового возраста: различных форм зависимого поведения (компьютерные, химические, интернет-зависимости, зависимости от отношений и пр.), агрессивного поведения, повышенной тревожности, склонности к риску (Т. А. Никитина, А.Ю. Егоров, А.Е. Жичкина, А.И. Захаров, С.Т. Климова, С.А.Кочеткова, М.В. Львова, Н.Ю. Максимова, М.С. Мацковский, Е.С. Меньшова и др.).

В данных условиях особенно важна психологическая помощь подросткам из неблагополучных семей, направленная как на коррекцию уже сформированных форм девиантного поведения, так и на профилактику отклоняющегося поведения. В этой связи авторами была выдвинута гипотеза, заключающаяся в предположении о том, что снижение проявлений девиантного поведения подростков  из неблагополучных семей будет осуществляться при условии разработки и реализации  Программы психологической помощи подросткам с девиантным поведением из неблагополучных семей, направленной на снижение частоты случаев аддиктивного поведения; случаев проявления следующих видов агрессивного поведения: вербальной агрессии, физической агрессии, косвенной агрессии, чувства вины, обиды, раздражения, негативизма. Названная программа должна включать блок работы с родителями подростков с девиантным поведением из неблагополучных семей, а также работу с педагогами общеобразовательной школы, где обучаются эти подростки.

Для проверки гипотезы нами в рамках исследования была организована опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей формирования девиантного поведения у подростков из неблагополучных семей на  базе МАОУ Гагинская СШ, села Гагино, Нижегородской области. В исследовании принимали участие 20 подростков 8 «А» и 8 «Б» класса. Возраст испытуемых – 13-15 лет.

С целью предварительно изучения характера семейного неблагополучия респондентов было проведено анкетирование. По результатам опроса больше половины семей подростков являются неполными - 65%. Несовершеннолетних из семей, чей доход является средним, в нашем опросе – большинство, часть из них – с доходами ниже прожиточного минимума и небольшая доля несовершеннолетних, включенных в исследование, из семей, чей доход выше среднего.

В качестве основных семейных проблем участники анкетирования назвали: непонимание родителей (35%) и неустроенность в доме (20%). На вопросы о курении ответы распределились таким образом: курят 55% подростков  из неблагополучных семей. Никогда  не пробовали сигареты и не собираются этого делать в ближайшем будущем - 15% опрошенных подростков. Приблизительно треть семейного окружения подростков из неблагополучных семей  – курильщики (30 %). Большинство   подростков из неблагополучных семей (80%) отметили, что оба родителя или один родитель регулярно употребляют алкоголь (практически каждый день).  Все  подростки знают, где приобрести алкоголь без предъявления паспорта.

Таким образом, характер домашнего окружения у подростков, ставшими респондентами данного исследования, можно отнести к неблагополучному. Пристрастия к вредным привычкам родственников создают дополнительные факторы риска для ребенка в плане проявления различных отклонений в поведении.

Исследование было направлено на диагностику особенностей социального благополучия ребенка, форм девиантного поведения детей: уровня аддиктивного поведения, выявление  видов агрессивного поведения.

В качестве основных психодиагностических методик нами были использованы: Авторская анкета «Определение социального благополучия ребенка» (разработанная на базе исследований  Смирновой А.В. [9]; Тест-опросник «Аддиктивная склонность» (В.В. Юсупов, В.А. Корзунин);  Опросник Басса-Дарки на выявление уровня агрессивности.

Результаты, полученные в ходе анализа фактических данных авторской анкеты «Определение социального благополучия ребенка» (на базе исследований  Смирновой А.В. [9]) представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты, полученные в ходе анализа фактических данных авторской анкеты «Определение социального благополучия ребенка»

Вопрос

Ответ

Твоя семья полная или не полная?

Неполная 65%

Полная 35%

Есть ли у тебя братья и сёстры?

Есть 65%

Нет 35%

Класс, в котором ты учишься, дружны     или нет?

Нет 60%

Да 40%

Ты куришь?

45 % нет

 55% да

В семье у тебя кто-то ещё курит?

Да 30%

Нет 70%

Твои друзья курят?

Да 25%

Нет 75%

Ты знаешь, где купить сигареты?

Да 100%

-

Ты уже пробовал алкоголь?

Да 55%

Нет 45%

Ты знаешь, где можно приобрести алкоголь?

Да 80%

Нет 20%

У тебя есть друзья, которые принимали наркотики?

25% да

75% нет

Тебе предлагали наркотики?

15% да

85% нет

Если тебе предлагали наркотики, ты отказывался?

Да 100%

 

Встречал ли ты людей, которые совершали попытку суицида?

65% да

35% нет

Знаешь ли ты о сайтах самоубийц?

100% да

 

Посещал ли ты эти сайты?

55% да

45% нет

Таким образом, выявлено, что социальное окружение у подростков с девиантным поведением является неблагополучным. Причём это неблагополучие прослеживается как дома, так  и в школе,  является неблагополучным: как в школе, так и дома. Социальное неблагополучие является тем неблагоприятным фактором, которое усиливает девиантное поведение подростков из неблагополучных семей и закрепляет его как личностную особенность.

В ходе анализа результатов анализа фактических данных полученных при помощи теста-опросника «Аддиктивная склонность» (В.В. Юсупов, В.А. Корзунин) обнаружено, что у 10 человек (50%) высокий уровень зависимого поведения, у 8 человек (40%) – средний уровень и у 2 подростков из неблагополучных  семей низкий уровень зависимого поведения (10%).

Таким образом, большинство подростков из  неблагополучных  семей имеют высокий и средний   уровень аддикции. Это говорит о том, что большинство подростков из  неблагополучных  семей имеют риск стать зависимыми от психоактивных веществ.

Исследование уровня агрессивности, типичных для испытуемых форм агрессивного поведения, а также доминирующих индексов агрессии и враждебности показало следующие результаты: повышен уровень агрессии по шкале негативизма у 8 человек (20%), подозрительности - у 8 человек (40%), раздражения - у 8 человек (40%), чувства вины - у 9 человек (45%), косвенной агрессии - у 6 человек (30%), физической агрессии - у 4 человек (20%), обиды - у 9 человек (45%), вербальной агрессии у 7 человек (35%).

Таким образом, у подростков из неблагополучных семей повышен уровень аддикции, уровень агрессии по следующим шкалам: вербальная, физическая, косвенная, чувство вины, обида, раздражение, негативизм. Эти факторы детерминируют увеличивают вероятность проявления различных форм девиантного поведения среди подростков из неблагополучных семей.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента, привели нас к необходимости разработки и реализации Программы психологической помощи подросткам с девиантным поведением из неблагополучных семей в условиях общеобразовательной школы.

Программа направлена на психологическую помощь подросткам с девиантным поведением из неблагополучных семей в условиях общеобразовательной школы.

Программа была направлена на решение следующих основных проблем: снижение у подростков из неблагополучных семей частоты случаев аддиктивного поведения; снижение у подростков из неблагополучных семей случаев проявления агрессивного поведения: вербальной агрессии, физической агрессии, косвенной агрессии, чувства вины, обиды, раздражения, негативизма; повышение компетентности родителей в вопросах девиантного поведения подростков.

Также нами проводилась профилактическая работа с педагогами школы и с родителями подростков. Были сформулированы следующие задачи профилактической работы с педагогами: психолого-педагогическое просвещение педагогов по проблеме склонности подростков к девиантному поведению, необходимости осуществления комплексной профилактической деятельности с подростками; организация совместной деятельности педагогов с родителями и другими специалистами образовательного учреждения; повышение компетентности педагогов по проблеме склонности подростков к девиантному поведению.

Занятия проводились два раза в месяц (всего 3 месяца) и включали в себя следующие формы работы: мастер-класс, тренинг, педагогический совет, консультирование. На совместных занятиях педагогов с родителями исследовалась тема «Склонность подростков к девиантному поведению». Педагогам удалось найти общий язык с родителями, которые активно участвовали в обсуждении таких вопросов, как внешние и внутренние причины, факторы формирования девиантного поведения,  роль семейной ситуации в профилактике отклоняющегося поведения, снижении агрессии, эффективное  поведение взрослых при выявлении у подростков симптомов зависимости от ПАВ.

В ходе реализации Программы был проведён семинар-тренинг для педагогов по теме: «Как работать с подростками с девиантным поведением из неблагополучных семей». На семинаре обсуждались вопросы формирования профессиональных ресурсов педагогов, направленных на снижение проявлений девиантного поведения у подростков из неблагополучных семей. Задачами семинара стали: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов по профилактической тематике, расширение информационного поля в контексте проблемы; формирование ценностного отношения к физическому и психическому здоровью детей и подростков; формирование эмоциональной, когнитивной и поведенческой установок в отношении девиантного поведения.

Был проведён круглый стол на тему «Причины, факторы отклоняющегося поведения, предупреждение склонности подростков к девиантному поведению». Педагоги вспомнили психологические особенности подростков данной категории, узнали новые способы предупреждения склонности к  проявлению девииантного поведения.

Эффективно прошёл тренинг «Способы преодоления агрессии подростков», где педагоги научились способам взаимодействия с агрессивным подростком через технологии психодрамы, проигрывание смоделированных ситуаций.

Были проведены следующие консультации для педагогов: «Создание в классе благоприятной психологической атмосферы», «Особенности детей группы риска», «Симптомы зависимого поведения», «Мифы о подростковом кризисе», «Формирование у подростков адекватной самооценки» и др.

Также проводились индивидуальные консультации, где каждый из педагогов смог обсудить различные проблемы и трудности, которые возникают у него при работе с подростками, а также получить ответы на интересующие вопросы. Например, был обсуждён такой вопрос, как зависимость различных видов темперамента и склонности к различным формам девиантного поведения, а так же зависимость проявлений форм девиантного поведения подростка от проблем в семье, в учёбе, а так же от непринятия, отвержения ребенка в обществе сверстников.

На заключительном этапе работы с педагогами был проведен педагогический совет, на котором были подведены итоги. Педагоги отметили, что проведённая с ними работа была очень эффективна. Педагоги стали более внимательно относиться к подросткам, научились более конструктивно решать проблемы в классе и наладили тесный контакт с родителями.

В программе были запланированы и проведены мероприятия с родителями: круглые столы  по проблеме девиантного поведения подростков, организована  индивидуальная работа с родителями; ·привлечение родителей к организации кружков (радиотехнического, шахматного, вышивания, макраме, кулинарного).

Программа была апробирована в ходе формирующего эксперимента опытно-экспериментальной работы, что позволило проанализировать эффективность программы с помощью повторной диагностики.

На третьем этапе исследования нами была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе исследования. В ходе анализа результатов повторной диагностики получены следующие результаты (сравнительные данные первичной и повторной диагностики представлены на рисунках 1-9):

- на 6 человек (на 30%) снизилось количество подростков с высоким уровнем склонности к аддикции, на 1 человека (на 5%) увеличилось количество подростков со средним уровнем склонности к аддикции и на 5 человек (на 25%) увеличилось количество подростков с низким уровнем склонности к аддикции.

 

Рисунок 1. Сравнительные результаты изучения склонности к аддикции,  %

 

- по шкале физической агрессии на 1 подростка (на 5%) увеличилось число подростков с низким уровнем физической агрессии, со средним уровнем число осталось неизменным, а число подростков с высоким уровнем физической агрессии снизилось на 1 подростка (на 5%).

 

Рисунок 2. Сравнительные результаты изучения уровня агрессивности по Опроснику Басса-Дарки по шкале физическая агрессия, %

 

- по шкале косвенной агрессии на 2 подростка (на 10%) увеличилось число подростков со средним уровнем косвенной агрессии,  а с высоким уровнем снизилось на 2 подростка (на 10%).

 

Рисунок 3. Сравнительные результаты изучения уровня агрессивности по Опроснику Басса-Дарки по шкале косвенная агрессия, %

 

- по шкале раздражение количество подростков с низким уровнем увеличилось на 2 человек (на 10%), со средним уровнем - не изменилось,  а с высоким уровнем снизилось на 2 подростка (на 10%).

 

Рисунок 4. Сравнительные результаты изучения уровня агрессивности по Опроснику Басса-Дарки по шкале раздражение, %

 

- по шкале негативизма  на 1 подростка (на 5%) увеличилось число подростков со средним уровнем негативизма,  а с высоким уровнем снизилось на 1 подростка (на 5%).

 

 

Рисунок 5. Сравнительные результаты изучения уровня агрессивности по Опроснику Басса-Дарки по шкале негативизма, %

 

- по шкале обида количество подростков с низким уровнем увеличилось на 3 человека (на 15%), на 2 подростка (на 10%) увеличилось число подростков со средним уровнем,  а с высоким уровнем снизилось на 5 подростков (на 25%).

 

 

Рисунок 6. Сравнительные результаты изучения уровня агрессивности по Опроснику Басса-Дарки по шкале обида, %

 

- по шкале подозрительность количество подростков с низким уровнем увеличилось на 1 человека (на 5%), на 3 подростка (на 15%) увеличилось число подростков со средним уровнем,  а с высоким уровнем снизилось на 4 подростка (на 20%).

 

 

Рисунок 7. Сравнительные результаты изучения уровня агрессивности по Опроснику Басса-Дарки по шкале подозрительность, %

 

- по шкале вербальной агрессии количество подростков с низким уровнем увеличилось на 2 человека (на 10%), на 1 подростка (на 5%) увеличилось число подростков со средним уровнем вербальной агрессии, а с высоким уровнем её проявления снизилось на 3 подростка (на 15%).

 

Рисунок 8. Сравнительные результаты  изучения уровня агрессивности по Опроснику Басса-Дарки по шкале вербальной агрессия, %

 

- по шкале чувства вины с низким уровнем её проявления количество подростков увеличилось на 2 подростка (на 10%), на 1 подростка (на 5%) увеличилось число подростков со средним уровнем чувства вины,  а с высоким уровнем снизилось на 3 подростка (на 15%).

 

 

Рисунок 9. Сравнительные результаты уровня агрессивности по Опроснику Басса-Дарки по шкале чувство вины, %

Таким образом, в рамках данного исследования были изучены особенности девиантного поведения подростков из неблагополучных семей, систематизированы показатели, по которым можно оценить уровень склонности подростков к различным формам девиантного поведения. Выявлены  возможности психологической помощи подросткам с девиантным поведением из неблагополучных семей, а именно: проведение работы по всем направлениям школьного психолога со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса: с педагогами, подростками, с родителями, администрацией школы.

Авторами разработана и апробирована Программа психологической помощи подросткам с девиантным поведением из неблагополучных семей в условиях общеобразовательной школы. На основании анализа динамики результатов  первичной и повторной диагностики были сделаны выводы, что программа психологической помощи подросткам с девиантным поведениям из неблагополучных семей является эффективной.

В ходе опытно-экспериментальной работы успешно решались следующие задачи психологической помощи подросткам с девиантным поведением: формирование у подростков с девиантным поведением из неблагополучных семей ценностного отношения к жизни; профилактика конфликтов; оптимизация детско-родительских отношений; профилактика семейного неблагополучия; профилактика насилия; профилактика правонарушений и аддиктивного поведения; формирование у подростков навыков ответственного и безопасного поведения; предупреждение аутоагрессивного и суицидального поведения.


Список литературы

1. Бедулина, Г.Ф., Погодина, Е.К. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения подростков: пособие / Г.Ф. Бедулина, Е.К. Погодина. – Минск: БГПУ, 2018. - 128 с.
2. Васильева, Е.В. Первичная профилактика аддиктивного поведения подростков как ведущее направление в работе социального педагога // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста / отв. ред. Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов. – Тамбов, 2016. – С. 547-551.
3. Гудкова, И.В. Особенности девиатного поведения подростков / Гудкова И.В., Трухманова Е.Н. // Наука и современное образование: Актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2021. - № 6. - С. 260-264.
4. Гудкова, И.В. Модель изучения и сравнительный анализ девиантного поведения подростков из благополучных и неблагополучных семей / Гудкова И.В., Гусева Н.В. // Шаг в науку. Материалы IV Международной научно-практической конференции / под редакцией А. Х. Яхьяевой, И.С. Хажуева, П.С. Сальгириева - 2021. – Грозный - С. 78-80.
5. Гудкова, И.В. Семейное неблагополучие как фактор формирования девиантного поведения подростков/ Гудкова И.В., Патрикеева Э.Г. // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии/ под редакцией А.Н. Яшковой, М.И. Каргина – Саранск, 2021. - С. 15-21.
6. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения – /Ю.А.Клейберг // М.: «Сфера» - 2004. – 254 с.
7. Лоренс, В. Об агрессии. /В.Лоренс//– М.: Инфра-М., 2000. – 189 с.
8. Перебейносов, В.Л. Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье / В. Л. Перебейносов, Ю. О. Юртаева, О. Д. Стародубец. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 21 (259). - С. 310-311.
9. Смирнова, А.В. Формирование девиантного поведения среди подростков из неблагополучных семей // Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4. / О.В.Смирнова // – C. 334-337.
10. Тарханова, И.Ю., Ковальчук, М.А., Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация [Текст]: учебное пособие / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова// - М: Владос, 2010. – 350 с.
11. Хомич, А.В. Психология девиантного поведения [Текст]: учебник / А. В. Хомич.// - Ростов-на-Дону: Южно-Российский Гуманитарный Институт, 2016. 358 с.

Расскажите о нас своим друзьям: