Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №12 (53) Декабрь 2020

УДК 37

Дата публикации 17.12.2020

Из истории просвещения и культуры села Красновидово Камско-Устьинского района Татарстана (XVIII–XIX вв.)

Абызова Резеда Равиловна
канд. филол. наук, старший научный сотрудник, Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, г. Казань, РФ, arezeda22@rambler.ru

Аннотация: В статье рассматриваются основные моменты из истории поволжского села Красновидово Камско-Устьинского района Республики Татарстан. Освещается история возникновения в селе первой школы, состав учителей, роль земских школ в распространении начального образования среди крестьян в XIX веке. Рассказывается история пребывания в Красновидово молодого Алексея Пешкова – впоследствии всемирно известного писателя Максима Горького. В настоящее время, с 1979 года, в селе функционирует Литературно-мемориальный музей М. Горького – первый сельский музей писателя в России, который стал просветительским и культурным центром края.
Ключевые слова: Красновидово, Камско-Устьинский район Республики Татарстан, Алексей Пешков, музей Максима Горького в Красновидово, культура, просвещение, историческая память.

The history of education and culture of Krasnovidovo village of the Kamsko-Ustinsky district of the Tatarstan (XVIII–XIX centuries)

Abyzova Rezeda Ravilovna
Cand. Sc. (Philology), Senior Researcher, Sh. Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences, Kazan, Russia

Abstract: The article examines the main moments from the history of the Volga village Krasnovidovo of the Kamsko-Ustinsky district of the Republic of Tatarstan. The article covers the history of the first school in the village, the composition of teachers, the role of zemstvo schools in the spread of primary education among peasants in the XIX century. The story of the stay in Krasnovidovo of young Alexei Peshkov, who later became the world famous writer Maxim Gorky, is told. At present, since 1979, the M. Gorky Literary Memorial Museum has been functioning here. This is the first rural museum of this writer in Russia, which has become the educational and cultural center of the region.
Keywords: Krasnovidovo, Kamsko-Ustinsky district of the Republic of Tatarstan, Alexey Peshkov, Maxim Gorky Museum in Krasnovidovo, culture, education, historical memory.

Правильная ссылка на статью
Абызова Р.Р. Из истории просвещения и культуры села Красновидово Камско-Устьинского района Татарстана (XVIII–XIX вв.) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 12 (53). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/iz-istorii-prosveshheniya-i-kultury-sela-krasnovidovo-kamsko-ustinskogo-rajona-tatarstana-xviiixix-vv.html (Дата обращения: 17.12.2020)

Любой исторический анализ судеб России немыслим без исследования сельской повседневности, сельской микроистории, так как каждая деревня, каждое село представляли и представляют собой своеобразное отражение политики государства и состояние общества в целом [1, с. 6]. Предметом исследования данной статьи стало село Красновидово Камско-Устьинского района Республики Татарстан, а именно просветительская и культурная составляющая истории данного села.  

Село Красновидово расположено на высоком правом берегу реки Волги, в 90 километрах от Казани (Рис. 1). Село было основано во второй половине XVII века на землях Казанского архиерейского дома. До 1762 года село было архиерейским, позже – экономическим и государственным [2, с. 126].

Приход в селе существовал уже в конце XVII века. Первая деревянная церковь называлась Ильинской. Новая деревянная двухэтажная церковь была построена на средства прихожан в 1777 году. Престолы были освящены 6 и 7 октября 1779 года игуменом Раифской Пустыни Касторием. Верхний главный престол освящен в честь Богоявления Господня, нижний теплый – во имя Пророка Ильи [3, с. 312]. В храме хранилась особо почитаемая древняя икона Николая Можайского, переданная в 1907 году в музей Казанского историко-археологического общества [2, с. 127].

Рисунок 1. Фото: Село Красновидово. 1938 г. [10].

(Местонахождение: Климовский историко-краеведческий музей).

В разные годы священниками состояли Анисим Емельянов (1706), Иосиф Лукин и Иван Иванов (1786), Филипп Тихонов (1791-1819), выпускник Казанской духовной семинарии Василий Альбинский (1824-1845), Стефан Михайлов (1819-1852), выпускник Казанской духовной семинарии Константин Богословский (1852-1890), выпускник Казанской учительской семинарии Михаил Иванов (1890-1913) и др. [2, с. 128].

Испокон веков центром просветительской и культурной жизни на селе, безусловно, были школы. Именно в них развивались и сохранялись местные педагогические традиции и ценности, школы выполняли роль связующего элемента общественной жизни всего села. Первая школа в селе Красновидово была открыта в 1856 году священником Константином Богословским. С 1876 года школа стала земской [2, с. 128]. Земские школы относились к числу министерских школ и официально именовались «начальные народные училища в губерниях, на которые распространяется действие Положения о земских учреждениях». Среди населения они пользовались бóльшей популярностью, чем другие начальные школы [4, с. 352]. Если в церковно-приходских школах преподавались Закон Божий (изучение молитв, Священной истории, объяснение богослужения, краткий катехизис), церковное пение, чтение книг церковной и гражданской печати; то картина обучения в земских школах несколько отличалась: наряду с религиозным обучением в ней был расширен объем научных знаний по географии, истории, естествознанию и другим светским предметам [4, с. 299].

Именно земские школы сыграли большую роль в распространении начального образования среди крестьян. Благодаря деятельности земств число школ быстро увеличивалось, а обстановка в школах заметно улучшалась. Ассигнования земств на школу постоянно возрастали. Это позволяло им строить новые школьные здания, организовывать подготовку учителей [4, с. 352]. Так, если до 1866 года школа в селе Красновидово располагалась в стесненных условиях в церковной сторожке, то в 1889 году на выделенные земством 300 рублей было выстроено хорошее здание с квартирой для учителя [2, с. 128]. Как сообщалось в издании Казанского губернского статистического комитета «Приволжские города и селения в Казанской губернии» (1892) ежегодно в школе села Красновидово учились до 50 мальчиков и девочек. На содержание образовательного учреждения расходовалось до 300 рублей [5, с. 178].

С начала возникновения школ при них открывались библиотеки, состоявшие обычно только из учебников и учебных пособий. Постепенно в этих библиотеках начали появляться и книги для внеклассного чтения, преимущественно издания религиозно-нравственного содержания. Так, практически при каждой школе Казанской губернии существовала маленькая библиотека, в которой, помимо учебных книг, имелось от 20 до 50 книг духовно-нравственного содержания, выдаваемых ученикам для чтения на дом [6, с. 144].

Учителями в земских школах являлись местные священники, а также специально назначенные учителя. Предпочтение при этом отдавалось тем учителям, которые получили образование в духовных учебных заведениях и женских епархиальных училищах [4, с. 351]. Так, известно, что учителями в школе села Красновидово работали: выпускник Казанской учительской семинарии Н.В. Зороацкий (1878-1879); выпускница Казанской земской школы народных учительниц Н. Смирнова (1879-1888); выпускник Казанской учительской семинарии Г.И. Самохин (1888-1897); В.П. Козьмодемьянский (1892-1905); Е.А. Селоустьева (1897-1918) (Рис. 2), окончившая Чистопольскую прогимназию; выпускница Казанской земской школы народных училищ О.Т. Янкина (1905-1918) и др. [2, с. 128].

Традиционно 1884-1888 годы считаются Казанским периодом жизни в судьбе писателя. Однако малоизвестно, что последние четыре месяца перед отъездом из Казанского края, с весны до осени 1888 года, писатель прожил в селе Красновидово. Именно здесь закончился тот этап жизни Максима Горького, который был связан с Казанью и Казанским краем.

В 1884 году Максим Горький приехал в Казань, чтобы поступить в Казанский университет. Идею поступления в университет внушил юному Алексею молодой гимназист Николай Владимирович Евреинов (1864–1934) (Рис. 4), который обещал ему, что «Алексей будет жить у него, пройдет за осень и зиму курс гимназии, сдаст «кое-какие» экзамены, в университете ему дадут казенную стипендию, и лет через пять Алексей станет ученым» [7, с. 3]. Однако именно в этом – 1884 году был принят новый университетский устав, который, резко сокращал число принимаемых в университеты лиц из беднейших слоев населения [8, с. 42].

Совсем скоро Алексей Пешков и сам понял, что университет для него – это наивная фантазия, для поступления в который у него не было обязательного для этого гимназического образования. Четыре года своей жизни Алексей Пешков прожил в Казани, работая грузчиком на пристанях, помощником пекаря в булочной. Все эти события были подробно описаны в последующем Максимом Горьким в автобиографической повести «Мои университеты», которая была посвящена Казанскому периоду его жизни [7].

В селе Красновидово Свияжского уезда Казанской губернии будущий писатель оказался после трагических событий в своей жизни. В декабре 1887 года юный Алексей Пешков предпринял попытку самоубийства. До этого поступка будущему писателю пришлось пережить ряд потрясений. Здесь в Казани он получил известие о смерти своей любимой бабушки Акулины Ивановны Кашириной, которая, по словам Горького, была единственным человеком, кто относился к нему с нежностью и любовью. Аресты друзей, смерть друга Якова Шапошникова, безответная любовь к сестре хозяина булочной – Марии Деренковой – всё это подломило Алексея Пешкова и привело к душевному кризису.

Купив на базаре револьвер, заряженный четырьмя патронами, Алексей Пешков отправился на безлюдное место на берегу реки Казанки – Федоровский бугор. Он выстрелил себе в грудь, рассчитывая попасть в сердце. Однако пуля не попала в сердце, а застряла в легком. Спас будущего писателя оказавшийся поблизости ночной сторож Федоровского монастыря Мустафа Юнусов. Раненого Пешкова увезли в земскую больницу, где юношу срочно прооперировали.

После выписки из больницы Алексей Пешков возвратился к работе в булочной, однако после последних событий в своей жизни чувствовал себя подавленным. В это время на помощника пекаря обратил внимание революционер-народник Михаил Антонович Ромась (1858-1920) (Рис. 5), который пригласил Алексея Пешкова отправиться с ним в поволжское село Красновидово.

В селе Красновидово Алексей Пешков поселился в доме Михаила Ромася. Он помогал своему новому приятелю в работе его бакалейной лавки. Михаил Ромась под прикрытием мелочной торговли занимался революционной пропагандистской деятельностью среди крестьян. За короткое время он успел стать другом и наставником юного Алеши. Позднее М. Горький также описал красновидовский период своей жизни в повести «Мои университеты» [7]. А небольшой кирпичный домик, где размещалась бакалейная лавка М.А. Ромася, с октября 1979 года стал Литературно-мемориальным музеем М. Горького в селе Красновидово (Рис. 6, 7). Это первый сельский музей М. Горького в России [9]. Первая экспозиция была создана усилиями научных сотрудников музея А М. Горького в Казани А.П. Гольдшмидт и Ф.Ф. Мирзиной под руководством Л.Г. Алексеевой. В воссоздании обстановки в мемориальной части музея – жилой комнаты и торговой лавки Ромася принял участие краевед В.В. Чумаков. В 1983 году скульптором С.С. Рогожиным был выполнен памятник юному А. Пешкову [9]. В настоящее время в музее хранится более 1000 различных экспонатов, которые знакомят посетителей не только с Казанским и Красновидовским периодами жизни М. Горького, но и с историей всего края.

Как видим, село Красновидово имеет свою неповторимую историю просвещения и культуры, оно хранит в своей памяти уникальные события и имена. Интерес к истории просветительства российских деревень и сохранение в исторической памяти свидетельств о них имеет важное значение для педагогической и исторической науки. Ведь именно из таких маленьких историй складывается история большой страны.

 


Список литературы

1. Щевьёв А.А. Микроистория села: взаимодействие старообрядческой и «мирской» культур и социальные отношения (с. Коровка XVII–XX вв.). – Рязань: Изд-во «Концепция», 2014. – 136 с.
2. Камское Устье – жемчужина природы / Сост. Х. Бадретдинов. – Казань, 2006. – 575 с.
3. Справочная книга Казанской Епархии. Издание Казанской духовной консистории. – Казань: Тип. А.М. Петрова, 1904. – 798 с.
4. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2005. – 603 с.
5. Приволжские города и селения в Казанской губернии. С картою р. Волги и рисунками. Издание Казанского губернского статистического комитета. – Казань: Типография Губернского правления, 1892. – 206 с.
6. Матвеева Г.В. Библиотеки церковно-приходских школ Казанской губернии // Документ в социокультурном пространстве региона (теория, история и современность). – Казань: Казанский гос. ун-т культуры и искусств, 2017. – С. 143-147.
7. Горький М. Мои университеты. – М.: ООО «ДА!Медиа», 2014. – 90 с.
8. Басинский П.В. Горький: страсти по Максиму // Роман-газета. – 2007. – № 1. – 158 с.
9. Музей М. Горького в селе Красновидово. Режим доступа: https://krasn.tatmuseum.ru/muzejj-a-m-gorkogo-v-sele-krasnovidovo/ (Дата обращения: 25.11.2020)

Источники иллюстративного материала:
10. https://goskatalog.ru
11. http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/biografiya/basinskij-gorkij/illyustracii.htm
12. http://www.museum.ru/M2680
13. https://kamskoye-ustye.tatarstan.ru/turism_mus.ru

Расскажите о нас своим друзьям: