Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №12 (65) Декабрь 2021

УДК 378.172

Дата публикации 24.12.2021

Исследование влияния посещения занятий по физической культуре и спорту на успеваемость студентов в вузе

Гарифуллин Руслан Шамилевич
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и спорта; Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail: rus-garifullin@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема влияния систематических занятий физической культурой и спортом студентов в вузе на их академическую успеваемость. В настоящее время, студенческая физическая активность резко падает, студенты все чаще ведут малоподвижный образ жизни. Эта негативная тенденция ускоряется с появлением современной компьютерной техники. В связи с этим анализ и исследование указанной проблемы является интересным и актуальным. В результате исследования установлено, что посещение кроме стандартных занятий по физической культуре дополнительных занятий спортом два раза в неделю по два часа позволяет значимо увеличить академическую успеваемость студентов в вузе. Выявлены значимые и незначимые факторы, влияющие на успеваемость студентов в вузе.
Ключевые слова: академическая успеваемость, исследование, физическая культура, спорт, педагогическое тестирование.

Study of the impact of attending physical education and sports classes on students' academic performance at the university

Garifullin Ruslan Shamilevich
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports; Kazan National Research Technological University, e-mail: rus-garifullin@yandex.ru

Abstract: This article discusses the problem of the influence of systematic physical education and sports of students at the university on their academic performance. Currently, student physical activity is falling sharply, students are increasingly leading a sedentary lifestyle. This negative trend is accelerating with the advent of modern computer technology. In this regard, the analysis and research of this problem is interesting and relevant. As a result of the study, it was found that in addition to standard physical education classes, attending additional sports twice a week for two hours can significantly increase the academic performance of students at the university. Significant and insignificant factors affecting the academic performance of students at the university have been identified.
Keywords: academic performance, research, physical education, sports, pedagogical testing.

Введение. Подготовка высококвалифицированных специалистов в вузах является одной из самых важных задач системы высшего образования. На качество образования и академическую успеваемость студентов оказывает влияние множество факторов. В рамках данной работы исследовано влияние физической подготовки и занятий спортом на академическую успеваемость студентов в вузе [1-3].

Исследование влияния систематических занятий физической культурой и спортом на интеллектуальную деятельность имеет важное теоретическое и прикладное значение. Физическая культура играет значительную роль в жизни студентов, стимулируя студентов к преодолению трудностей и стрессов, позволяет повысить интенсивность интеллектуальной деятельности, снять напряжение после сложного трудового дня, особенно во время сессии [4, 5].

Общеизвестно, что эффект от занятий спортом сразу после длительной интеллектуальной деятельности снижается. Чрезмерные физические нагрузки понижают работоспособность головного мозга. В свою очередь систематические физические нагрузки улучшают интеллектуальную деятельность [6, 7].

Студенты относятся к группе людей, которые имеют сильное и продолжительное нервное напряжение. Вместе с тем в своей досуговой деятельности, студенты мало времени уделяют двигательной активности, что ведет к снижению уровня физической подготовленности и успеваемости целом [8].

В данной работе проведены исследования по влиянию занятий спортом на успеваемость студентов в вузе и влиянию физической подготовленности на успеваемость студентов вузе. В настоящее время, студенческая физическая активность резко падает. Эта негативная тенденция ускорилась с появлением современной компьютерной техники. Студенты все чаще ведут малоподвижный образ. В связи с этим интересным и актуальным является исследование влияния занятий физической культурой и спортом на академическую успеваемость студентов в вузе.

Методика исследования.  Анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогическое тестирование, анкетирование, экспертная оценка, наблюдение, математическая обработка результатов исследований, факторный анализ.

Результаты исследований. Исследование проводили на базе ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» в течение 2019-2020гг. В исследовании принимали участие 60 студентов первого и второго курса обучения, направлений подготовки: «Математика и механика», «Техника и технологии строительства», «Информатика и вычислительная техника», «Машиностроение», возрастом 18±1 год.

В начальной точке эксперимента студентов разделили на две группы контрольную и экспериментальную по 30 человек. Затем в каждой из этих групп определяли однородность распределения студентов. Для этой цели вычисляли процент студентов, которые учатся на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» и сравнивали полученные данные.

После этого со студентами контрольной группы в течение двух семестров проводили занятия по стандартной схеме проведения занятий по физической культуре. Студентам экспериментальной группы кроме стандартных занятий по физической культуре было предложено заниматься дополнительно в спортивной секции два раза в неделю по два часа. При этом студентам предлагали  выбрать секцию по подходящему им виду спорта из игровых (волейбол, футбол, баскетбол) и циклических (легкая атлетика, плавание, лыжный спорт) видов спорта. По окончании второго семестра вновь высчитывали процент студентов, которые учатся на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» и сравнивали полученные результаты.

В ходе проведения исследования оценивали успеваемость студентов в начале и конце эксперимента и сравнивали полученные данные. Результаты исследования приведены в таблице 1.

Из представленных в таблице 1 данных видно, что колебания изучаемых величин в начальной точке исследования мало. Для определения интервала распределения изучаемых данных находили показатель Стьюдента.

Таблица 1. Исследование влияния занятий спортом на успеваемость студентов в вузе

Оценка

Количество студентов, в %

В начале эксперимента, I семестр

В конце эксперимента, II семестр

КГ

ЭГ

Значение критерия Стьюдента

КГ

ЭГ

Значение критерия Стьюдента

Отлично

30±4,3

31±4,2

1,1*

33±4,2

40±4,3

5,2*

Хорошо

44±5,1

46±5,2

1,2*

46±5,1

52±5,3

4,3*

Удовлетво-рительно

26±3,6

23±3,5

1,3*

21±3,5

8±2,5

7,4**

Примечание: *– достоверно при (Р > 0,05), ** – достоверно при (Р < 0,001).

Расчетное значение показателя Стьюдента сопоставляли с табличным, взятым для уровня значимости, равного 0,05, и выявили, что расчетные значения показателя Стьюдента для всех сопоставляемых показателей меньше табличного. Поэтому вероятность различий исследуемых величин в начале эксперимента (I семестр) является статистически не значимым, студенты распределены по группам однородно.

Затем вычисляли показатель Стьюдента в КГ и ЭГ после проведения исследования в конце II семестра и сопоставляли между собой.  Установлено, что расчетная  величина показателя Стьюдента для всех значений больше табличного для  взятого уровня значимости. Поэтому приведен вывод о значимости различий между сопоставляемыми значениями в КГ и ЭГ, что указывает на существование связи между успеваемостью студентов и дополнительными занятиями студентов спортом. Таким образом, успеваемость студентов дополнительно имеющих физическую нагрузку значимо возросла, по сравнению с успеваемостью студентов, которые занимались по традиционной программе.

Далее рассчитывали успеваемость студентов КГ и ЭГ. Для этого брали среднее значения балла по конкретному предмету для исследуемой группы, затем складывали баллы по всем предметам и делили на количество предметов. Результаты исследований приведены в таблице 2.

Таблица 2. Расчет академической успеваемости студентов контрольной и экспериментальной групп в начале и конце эксперимента

 

Предметы

Средний балл оценок студентов по предметам, балл

В начале эксперимента, I семестр

В конце эксперимента, II семестр

КГ,

n=30

ЭГ,

n=30

КГ,

n=30

ЭГ,

n=30

Высшая математека

4,56±0,18

4,64±0,14

4,62±0,14

4,84±0,16

Механика материалов

4,00±0,28

4,19±0,22

4,10±0,24

4,42±0,24

Технология материалов и покрытий

4,41±0,16

4,23±0,19

4,38±0,18

4,32±0,21

Методы исследования материалов и процессов

4,06±0,15

4,12±0,18

4,10±0,18

4,45±0,23

Композицион-ные энергона-сыщенные материалы

3,77±0,24

3,90±0,28

3,82±0,26

4,30±0,32

Физическая культура

3,92±0,38

3,82±0,32

3,90±0,32

4,20±0,30

Метрология, стандартизация и сертификция

4,20±0,28

4,38±0,26

4,16±0,24

4,40±0,28

Начертательная геометрия

4,10±0,14

4,04±0,20

4,14±0,16

4,34±0,20

Компьютерная графика

3,93±0,38

3,81±0,32

3,98±0,32

4,40±0,28

Физико-химия твердого состояния

4,15±0,34

4,25±0,28

4,15±0,34

4,56±0,24

Техническая термодинамика

3,88±0,12

4,19±0,22

3,94±0,14

4,46±0,24

Гидравлика

4,08±0,22

4,0±0,14

4,08±0,22

4,34±0,16

Академическая успеваемость

4,09±0,24

4,12±0,28

4,14±0,32

4,42±0,28

Из данных представленных в таблице 2 видно, что приведенная академическая успеваемость студентов, рассчитанная по 12 основным предметам в контрольной и экспериментальной группе находится примерно   на одном уровне (4,09 баллов для КГ и 4,12 баллов для ЭГ). После проведения эксперимента в КГ успеваемость незначительно увеличилась с 4,12 до 4,14 баллов. В экспериментальной группе, для которой дополнительно проводилась занятия в спортивных секциях, академическая успеваемость возросла значимо, с 4,12 до 4,42 баллов, что подтверждает связь между дополнительными занятиями спортом и академической успеваемостью студентов.

Далее исследовали влияние некоторых факторов на академическую успеваемость студентов. Исследование проводили методом факторного анализа.

Факторы, влияющие на успеваемость студентов, в проведенном исследовании можно разделить на 2 группы:

- внутренние (потенциал, уровень знаний, достигнутый к поступлению в вуз; мотивация студента к получению высшего образования и причины поступления в вуз; характер (самоорганизация) и мотивация обучения студента; наличие занятости во внеучебное время;

- внешние (влияние студенческой среды, родителей; система высшего образования: преподаватели, организация учебного процесса, академический отпуск, пропуск занятий по болезни, дистанционное обучение).

Объектом исследования являются студенты-очники 1-2 курсов обучения, направлений подготовки: «Математика и механика», «Техника и технологии строительства», «Информатика и вычислительная техника».

Анализ влияния факторов на успеваемость студентов начинали с по- строения распределения ответов анкетирования и в частности ответа на вопрос: «Какие факторы в наибольшей степени влияют на Вашу успеваемость?» и расчета удельного веса опрошенных, выбравших определенный вариант ответа.

С помощью критерия Пирсона выявляли значимые факторы, с вероятностью 0,9 и выше,  при помощи коэффициента взаимной сопряженности Крамера оценивали тесноту взаимосвязи: до 0,3 – слабая, 0,3–0,7 – средняя, 0,7–1,0 – сильная.

Таблица 3. Влияние отдельных факторов на успеваемость студентов в вузе

 

№ п/п

 

Фактор

 

2 -критерий Пирсона

Число степеней свободы df

Вероят-ность наличия связи

1-p

Коэффициент Крамера  K

Характеристика знаний, достигнутых к поступлению в вуз

1

Наличие медали

(по окончании школы)

230,77

10

1,000

0,296

42

Средний бал аттестата

359,18

15

1,000

0,303

45

Наличие индивидуальных достижений при поступлении в вуз

22,73

5

1,000

0,131

46

Общий бал егэ

288,88

15

1,000

0,273

Мотивация к обучению

1

Престижность высшего образования

57,22

15

1,000

0,121

4

Планирование времени

25,67

10

0,996

0,100

7

Посещаемость

41,29

15

1,000

0,102

27

Подготовка к занятиям

98,18

10

1,000

0,193

Влияние занятости во внеучебное время

14

Участие во внеучебной траектории

2,90

5

0,284

0,047

16

Наличие работы

28,92

10

0,998

0,104

17

Наличие хобби

5,94

5

0,687

0,067

18

Наличие дополнительного образования

37,31

10

1,000

0,119

Влияние студенческой среды, друзей

20

Отношения с студенческой группе

34,98

15

0,998

0,094

21

Уровень успеваемости в студенческой группе

158,23

10

1,000

0,246

22

Наличие друзей

36,95

15

0,999

0,096

23

Уровень успеваемости друзей

44,34

15

1,000

0,108

Влияние родителей

20

Тип семьи

21,67

10

0,983

0,091

21

Количество детей в семье

46,73

10

1,000

0,134

22

Наличие высшего образования у родителей

22,42

10

0,987

0,093

23

Место жительства

21,67

10

0,983

0,091

Факторы, влияющие на успеваемость в течение года

20

Продление сессий

57,25

10

1,000

0,152

21

Академический отпуск

47,78

20

1,000

0,095

22

Пропуск занятий по болезни

17,80

15

1,000

0,067

23

Дистанционное обучение

25,40

15

0,995

0,080

24

Количество контрольных точек

84,27

20

0,726

0,126

Из данных приведенных в таблице 3 видно, что из обозначенных факторов незначимыми оказались следующие три: участие во внеучебной траектории, наличие хобби (не связаны непосредственно с учебной деятельностью и успеваемостью) и количество контрольных точек. Факторами, влияющими на уровень успеваемости студента независимо от курса обучения, являются: наличие медали (по окончании школы), средний балл аттестата, общий балл ЕГЭ, планирование времени, посещаемость, подготовка к занятиям, отношения в студенческой группе, уровень успеваемости в студенческой группе, наличие друзей, время начала занятий; качество работы деканата факультета, академический отпуск, пропуск занятий по болезни, дистанционное обучение.

Заключение. Проведены исследования по влиянию дополнительных занятий спортом на успеваемость студентов. Показано, что посещение кроме стандартных занятий по физической культуре дополнительных занятий спортом два раза в неделю по два часа позволяет значимо увеличить успеваемость студентов. В частности в ЭГ по сравнению с КГ в конце эксперимента процент «отличников» вырос на 7%, «ударников» на 6%, а процент студентов учащихся на «три» уменьшился на 13%.

Успеваемость студентов, рассчитанная по 12 основным предметам, в контрольной и экспериментальной группе находится, примерно, на одном уровне. После проведения эксперимента в КГ успеваемость незначительно увеличилась а в экспериментальной группе, для которой дополнительно проводилась занятия в спортивных секциях, академическая успеваемость возросла значимо, с 4,12 до 4,42 баллов, что подтверждает связь между дополнительными занятиями спортом и академической успеваемостью студентов.

Из обозначенных факторов, влияющих на успеваемость студентов в вузе незначимыми оказались следующие три: участие во внеучебной траектории, наличие хобби и количество контрольных точек. Факторами, влияющими на уровень успеваемости студента независимо от курса обучения, являются: наличие медали, средний балл аттестата, общий балл ЕГЭ, планирование времени, посещаемость, подготовка к занятиям, отношения в студенческой группе, уровень успеваемости в студенческой группе, наличие друзей, время начала занятий, качество работы деканата факультета, академический отпуск, пропуск занятий по болезни, дистанционное обучение.


Список литературы

1. Бажин А.В., Дрягина Е.О. Актуальные проблемы физического воспитания студентов // Материалы VIII международной научно-практической конференции «Современное образование: плюсы, минусы и перспективы», 2017. – С. 18-21.
2. Канагатов Н.Т., Сирока Л.А. Актуальные проблемы развития физического воспитания студентов // Материалы IV международной научно-практической конференции «Образование: традиции и инновации», 2014. – С. 60-63.
3. Коршунова О.С., Роледер Л.Н. Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности // Молодой ученый. - 2016. № 23 С. 558-560.
4. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – №1. – С. 11-17.
5. Михайлова С.В. Влияние двигательной активности на физическое здоровье студентов // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры», 2019. - С. 347-352.
6. Макарова Н.В. Исследование функционального состояния студентов уральского государственного университета физической культуры // Материалы XXIX региональной научно-методической конференции «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры», 2019. - С. 118-120.
7. Трухачев В.И. Осыченко, М.В. Скрипкин, В.С. К вопросу организации учебно-педагогического процесса специального медицинского отделения //Вестник АПК Ставрополья. -2015. - №2 (18). - С. 337-342.
8. Прокопенко, Л.А. Тестирование физической подготовленности студента вуза на основе нормативов физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / Л.А. Прокопенко // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 9. – С. 130-134.

Расскажите о нас своим друзьям: