Психология развития, акмеология | Мир педагогики и психологии №10 (111) Октябрь 2025
УДК 159.99
Дата публикации 31.10.2025
Исследование социально-психологических особенностей лиц периода ранней юности с интернет-зависимостью
Богаткина Екатерина Викторовна
педагог-психолог МБУ «ППМС-ЦЕНТР» города Заречного Пензенской области, bogatkinaev2@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме интернет-зависимости. Целью статьи является анализ изучения социально-психологических особенностей лиц периода ранней юности с интернет-зависимостью. На основании проведенного исследования выявлено, что для интернет-зависимых юношей характерен сниженный уровень общительности и социально-психологической адаптированности, что проявляется в низком уровне принятия себя и других, ведомости, избегании проблемных ситуаций. Автором предложены рекомендации по профилактике интернет-зависимости.
Ключевые слова: интернет, интернет-зависимость, социально-психологические особенности, лица периода ранней юности, уровень адаптированности, уровень общительности.
teacher-psychologist MBU "PPMS-CENTER " of the city of Zarechny Penza Region
Abstract: The article is devoted to the current problem of Internet addiction. The purpose of the article is to analyze the socio-psychological characteristics of individuals in early adolescence with Internet addiction. Based on the conducted research, it was found that Internet-addicted young men have a reduced level of sociability and socio-psychological adaptability, which manifests itself in a low level of self-acceptance and acceptance of others, passivity, and avoidance of problematic situations. The author provides recommendations for the prevention of Internet addiction.
Keywords: Internet, Internet addiction, socio-psychological characteristics, and early adolescence, level of adaptability, level of sociability.
Богаткина Е. В. Исследование социально-психологических особенностей лиц периода ранней юности с интернет-зависимостью // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2025. № 10 (111). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-sotsialno-psikhologicheskikh-osobennostej-lits-perioda-rannej-yunosti-s-internet-zavisimostyu.html (Дата обращения: 30.10.2025)
Одним из самых значимых процессов в мире является переход к информационному обществу. Интернет – это ключевая технология информационной эпохи. Информатизация и компьютеризация современного общества приобретает глобальные масштабы [1].
Интернет стал частью обыденной жизни людей в любой стране, и существенно поменял их образ жизни, в первую очередь подростков и юношей. По данным социологов, ежегодный прирост интернет-аудитории составляет минимум – 16%. Это уже тот этап, когда можно говорить о качественных изменениях общества.
У современных детей, в связи с вхождением современных гаджетов и Интернета в их жизнь, происходят радикальные изменения. Например, возникает такое свойство, как многозадачность, это значит, что современные юноши и девушки могут выполнять несколько задач одновременно: писать что-то, общаться, слушать музыку, следить за новостями. С одной стороны, может показаться, что они всесторонне развиты, но с другой – с легкостью участвуя поверхностно в нескольких процессах, им сложно заниматься одной деятельностью, где требуется концентрация внимания длительное время [2]. Лица периода ранней юности, прикованные к компьютеру, могут иметь в реальном мире сенсорную депривацию, им бывает трудно выдерживать напряжение в группе, в конфликтных ситуациях, а Интернет даёт возможность выбирать ту референтную группу, с которой они комфортно взаимодействуют. «Всемирная паутина» захватывает в свои сети все большее количество людей. Чаще всего, они не замечают, что становятся зависимыми от виртуального мира, проводя огромное количество времени у мониторов своих компьютеров, гаджетов.
Интернет-пространство даёт возможность спрятаться за «ник» и быть кем захочешь, делать, что угодно, не стесняясь в выражениях. Научные исследования показывают, что от 7 до 12% юных пользователей Интернета имеют высокий риск стать интернет-зависимыми, это происходит при неправильном образе жизни и отсутствие контроля со стороны взрослых [3].
Под влиянием интернет-технологий у пользователей формируется аддиктивное поведение и возникает желание уйти от реальности в виртуальный мир. Социальные сети превращаются в средства компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в виртуальном мире, а не реальном [4, 5, 6].
В современном обществе обозначенные проблемы набирают всё большую актуальность с точки зрения их влияния на социально-психологические особенности лиц ранней юности.
Цель исследования – изучить социально-психологические особенности лиц периода ранней юности с интернет-зависимостью.
Объект исследования – социально-психологические особенности личности.
Предмет исследования – социально-психологические особенности лиц периода ранней юности с интернет-зависимостью.
Гипотеза: лица периода ранней юности с интернет-зависимостью имеют следующие социально-психологические особенности: низкий уровень общительности, низкий уровень адаптированности.
В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой нами были определены следующие задачи исследования:
- Изучить социально-психологические особенности лиц периода ранней юности с интернет-зависимостью и не имеющих интернет-зависимости.
- Провести сравнительный анализ социально-психологических особенностей личности юношей и девушек с низким и высоким уровнями увлеченности интернетом с помощью методов математической статистики.
- Разработать рекомендации по профилактике развития интернет-зависимости у юношей и девушек.
Методы исследования: метод беседы, метод наблюдения, метод тестов, метод статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента).
В качестве методик исследования использованы:
- Диагностика Интернет-зависимости (авт. К. Янг, в адаптации В.А. Лоскутовой);
- Методика диагностики социально-психологической адаптации (авт. К.Роджерс и Р.Даймонд);
- Тест оценки уровня общительности (авт. В.Ф. Ряховского)
База исследования
Исследование проводилось на базе интернет-ресурса в социальной сети «Вконтакте», в котором участвовало 40 человек в возрасте 17-18 лет.
Практическая значимость заключается в том, что полученные данные позволяют определить пути профилактики интернет-зависимости у лиц периода ранней юности. Были разработаны практические рекомендации для лиц периода ранней юности с элементами тренинга для профилактики и коррекции интернет-зависимости.
Для выявления степени интернет-зависимости среди лиц периода ранней юности и разделение их на группы по этому критерию мы использовали диагностику Интернет-зависимости (авт. К. Янг, в адаптации В.А. Лоскутовой). Результаты диагностики представлены в таблице 1.
К экспериментальной группе были отнесены лица периода ранней юности, которые имеют уровень чрезмерной увлечённости и интернет-зависимости, а к контрольной – обычные пользователи сети Интернет.
Таблица 1. Результаты изучения степени Интернет-зависимости К. Янга, в адаптации В.А. Лоскутовой (в процентах)
|
| Степени интернет-зависимости | ||
| № группы | Обычный пользователь | Чрезмерная увлечённость | Интернет-зависимость |
| экспериментальная группа | 0 | 15 | 85 |
| контрольная группа | 100 | 0 | 0 |
По результатам тестирования видно, что у лиц периода ранней юности в экспериментальной группе 85% испытуемых имеют склонность к Интернет-зависимости, то есть использование Интернета у них вызывает значительные проблемы в реальной жизни:
- время, проводимое в интернете, составляет более 6 часов;
- опустошённость, депрессии, раздражения при отсутствии Интернета;
- непреодолимое желание использовать Интернет;
- нехватка волевых усилий для того, чтобы остановиться;
- страдают от негативных последствий из-за времени, проведенного в сети (в их число могут войти как несделанные важные дела в реальной жизни, так и головные боли);
- пренебрежение семьей, референтной группой, проблемы с работой или учебой.
Контрольная группа была сформирована из лиц периода ранней юности, являющихся обычными пользователями Интернета. Их характеризует следующее:
- время, проводимое в интернете, составляет менее 2 часов;
- отсутствие Интернета не вызывает опустошённость, депрессию, раздражение;
- способны контролировать время, проведенное в Сети;
- Интернет не влияет на настроение и самочувствие.
Результаты статистической обработки полученных диагностических данных представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты математической обработки данных двух выборок по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
| Шкалы | Средний балл экспериментальной группы | Средний балл контрольной группы | tЭмп |
| Адаптивность | 131.45 | 172.05 | 9*** |
| Дезадаптивность | 104,55 | 43.2 | 8.2*** |
| Принятие себя | 22.8 | 53.1 | 16.5*** |
| Непринятие себя | 36.1 | 7.1 | 27.1*** |
| Принятие других | 13.3 | 31.1 | 14.7*** |
| Непринятие других | 36 | 9 | 17.1*** |
| Эмоциональный комфорт | 20.5 | 29.3 | 6.1*** |
| Эмоциональный дискомфорт | 25.6 | 7 | 8.8*** |
| Внутренний контроль | 56.2 | 57.6 | 0.6 |
| Внешний контроль | 46.4 | 13.1 | 16.7*** |
| Доминирование | 10.4 | 9 | 1.2 |
| Ведомость | 22.1 | 14.1 | 4.7*** |
| Эскапизм | 26 | 8.2 | 5.5*** |
| tкр | p≤0.05= 2.02* p≤0.01= 2.7** p≤0.001=3.6*** | ||
Из таблицы видно наличие статически значимых различий в показателях социально-психологической адаптации в сравниваемых группах по таким шкалам как: «Адаптивность», «Дезадаптивность», «Принятие себя», «Непринятие себя», «Принятие других», «Непринятие других», «Эмоциональный комфорт», «Эмоциональный дискомфорт», «Внешний контроль», «Ведомость», «Эскапизм». Это говорит, о том, что лица периода ранней юности с интернет-зависимостью имеют более низкую адаптивность, они не принимают себя и других, ощущают эмоциональный дискомфорт, испытывают неуверенность по отношению к окружающим людям, наиболее ведомы, и имеют склонность приписывать причины происходящего внешним факторам, и как следствие уходят от проблем в виртуальный мир, в отличии от лиц периода ранней юности, не имеющих интернет-зависимость.
Анализ результатов уровня общительности у лиц периода ранней юности, имеющих интернет-зависимость и не имеющих интернет-зависимости, с использованием метода статистической обработки данных t-критерий Стьюдента представлен в Таблице 3.
Таблица 3. Анализ результатов уровня общительности интернет-зависимых и не имеющих интернет-зависимости.
| Средние показатели уровня общительности | Экспериментальная группа (средний балл) | Контрольная группа (средний балл) | T эмп |
| 14 | 8.65 | 4.7*** | |
| T крит | p≤0.05= 2.02* p≤0.01= 2.7** p≤0.001=3.6*** | ||
Полученные данные показывают наличие статически значимых различий в уровнях общительности в сравниваемых групп. Таким образом, лица периода ранней юности в экспериментальной группе демонстрируют средний уровень общительности, что характеризует их следующим образом: любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Не испытывают тревоги по отношению к новым знакомствам. В то же время не любят шумных компаний. Долгие разговоры утомляют и вызывают раздражение.
В контрольной группе был выявлен повышенный уровень общительности и их характеризуют следующие социально-психологические особенности: они любопытны, разговорчивы, часто общительность приобретает навязчивый характер, открыты по отношению к новым знакомствам, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Вспыльчивы, но отходчивы.
Таким образом, мы можем утверждать, что интернет-зависимые статистически значимо отличаются от обычных пользователей Интернетом, более низким уровнем общительности.
Выводы
В результате проведения исследования социально-психологических особенностей лиц периода ранней юности с интернет-зависимостью были сделаны следующие выводы:
- Была выявлена степень интернет-зависимости среди лиц периода ранней юности, и исходя из полученных данных, их разделили на две группы: интернет-зависимых и обычных пользователей Интернетом.
- Лица периода ранней юности с интернет-зависимостью демонстрируют следующие социально-психологические особенности: средний уровень общительности и пониженной социально-психологической адаптированности, что в свою очередь, проявляется в высоком уровне непринятия себя и других, внешнего контроля (экстернальном локусе контроля), а также в высоком уровне избегании проблемных ситуаций. В данном случае Интернет можно рассматривать, как источник ухода от действительности.
- Были выявлены следующие социально-психологические особенности лиц периода ранней юности, не имеющих интернет-зависимости: повышенный уровень общительности и социально-психологической адаптированности. Это проявляется в высоком уровне адаптивности, принятия себя и других, а также в стремлении решать реальные проблемы.
- Между лицами периода ранней юности с интернет-зависимостью и не имеющих интернет-зависимости были выявлены статистически значимые различия. Для интернет-зависимых характерен сниженный уровень общительности и социально-психологической адаптированности. Это проявляется в низком уровне принятия себя и других, в ощущении эмоционального дискомфорта, преимущественно в экстернальном локусе контроля, в ведомости, а также в избегании проблемных ситуаций (эскапизм).
На основе полученных выводов гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Рекомендации:
1. Необходимо признаться самому себе, что у Вас есть склонность постоянно посещать Интернет, и что, следует переключиться на что-то другое. Именно осознание у себя проблемы подтолкнёт к действию;
2. Следите за временем, проводимым в Интернете. Заведите дневник, в котором Вы будете отмечать, сколько времени провели в сети, какие сайты посещали и насколько такое посещение было необходимо;
3. Проследите влияет ли Ваше постоянное нахождение в Интернете на взаимоотношения с близкими людьми. Задайте себе вопрос: станут ли ваши отношения лучше, если время нахождения в Интернете будет сокращено?
4. Составьте график посещения Интернета на весь день (например, 30 минут утром и 60 минут вечером). Большинству людей достаточно 60-90 минут в день, чтобы пообщаться со всеми, прочитать новости, посетить сайты, которые наиболее интересны. Перед тем как зайти во «Всемирную сеть» установите таймер, который оповестит Вас об окончании вашего сеанса;
8. Выделите наиболее необходимые Вам Интернет-ресурсы, которые Вы будете посещать. Напишите какие имеются плюсы и минусы от их посещения.
9. В дневнике составьте список дел, которые Вы бросили из-за нахождения в виртуальном мире. Какие хобби, виды спорта, другие дела вы позабыли из-за постоянного «просиживания» в Интернете? Задайте себе вопрос: стали ли вы счастливее, бросив все свои дела и засев за компьютер. Ответ на него пропишите также в дневнике;
10. Освободите себе один день в неделю от посещения вебсайтов, запишите его в дневнике, как «День без Интернета». Пропишите задания какие будут выполняться в этот день, обратите внимание на то, что вам нравится. Проанализируйте эффективно ли был проведён день;
11. Справляться с зависимостью в одиночку сложно. Попросите близких людей, напоминать сколько времени Вы уже провели в Интернете.
Список литературы
1. Журавлев А.Л. Психология человека в современном мире. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственный редактор - А. Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,2009. – 400 с.
2. Войскунский А.Е. Психология киберсреды: два исследовательских подхода / Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. №6.
3. Янг К. Диагноз – Интернет-зависимость/ К.Янг // Мир Интернет. 2000. №2. С. 24-29.
4. Игнатенко Е.С. Интернет-зависимость как форма девиантного поведения в старшем подростковом возрасте // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 3. Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2023/03/100061 (дата обращения: 29.10.2025).
5. Степанова Е.В. Профилактика аддиктивного поведения студенческой молодежи // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 3. Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2022/03/97823 (дата обращения: 30.10.2025).
Список источников
6. Котова С. А. Интернет-зависимость у детей и подростков: риски, диагностика и коррекция. – СПб.: изд-во ВВМ, 2023. – 212 с.
