Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024

УДК 378.14

Дата публикации 30.04.2024

Исследование применения APP в обучении английскому языку студентов колледжа на фоне «Интернет +»

Лэй Шаонань
Магистрант, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, Россия, nan.ley@mail.ru
Ван Хаофей
Аспирант, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, Россия, haofei@bk.ru

Аннотация: Современный подход к образованию на фоне развития технологий требует активного внедрения в образовательный процесс инновационных методик и средств обучения. На этапе получения среднего специального образования студенты в числе прочих дисциплин продолжают изучение иностранных языков, в частности английского, и задача преподавателей, продиагностировав имеющиеся базовые навыки, замотивировать студентов на расширение знаний и полноценное овладение коммуникацией на изучаемом языке. С учетом развития информационных технологий и вовлеченности молодежи в повседневное использование гаджетов, применение в обучении английскому языку APP может во многом поспособствовать достижению данной цели. Данная статья рассматривает: возможность применения приложений, программ и веб-сайтов в процессе обучения английскому языку студентов колледжей; плюсы и минусы данного явления; ключевые факторы, на которые преподавателю стоит обращать внимание при выборе инновационных обучающих средств; а также конкретные примеры приложений для изучения английского языка, применение которых может помочь студентам в процессе закрепления полученных на занятиях знаний, их расширения и формировании привычки к непрерывной образовательной деятельности.
Ключевые слова: обучающие приложения, английский язык, применение APP в образовании, английский язык в колледже, современное образование.

Research on the application of app in teaching English to college students against the backdrop of “Internet +”

Lei Shaonan
Master's student, Baltic Federal University. I. Kanta, Kaliningrad, Russia
Wang Haofei
Postgraduate student, Baltic Federal University. I. Kanta, Kaliningrad, Russia

Abstract: A modern approach to education against the backdrop of technology development requires the active introduction of innovative methods and teaching aids into the educational process. At the stage of receiving secondary specialized education, students, among other disciplines, continue to study foreign languages, in particular English, and the task of teachers, having diagnosed the existing basic skills, is to motivate students to expand their knowledge and fully master communication in the language they are studying. Taking into account the development of information technology and the involvement of young people in the everyday use of gadgets, the use of APP in teaching English can greatly contribute to achieving this goal. This article examines: the possibility of using applications, programs and websites in the process of teaching English to college students; pros and cons of this phenomenon; key factors that a teacher should pay attention to when choosing innovative teaching tools; as well as specific examples of applications for learning English, the use of which can help students in the process of consolidating the knowledge acquired in the classroom, expanding it and forming habits for continuous educational activities.
Keywords: educational applications, English language, application of APP in education, English in college, modern education.

Правильная ссылка на статью
Лэй Ш., Ван Х. Исследование применения APP в обучении английскому языку студентов колледжа на фоне «Интернет +» // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-primeneniya-app-v-obuchenii-anglijskomu-yazyku-studentov-kolledzha-na-fone-internet.html (Дата обращения: 30.04.2024)

В соответствии с современными требованиями образовательных стандартов система образования должна активно использовать в методиках преподавания инновационные информационные технологии. Мир стремительно развивается и как педагоги, так и обучающиеся должны успевать в ходе образовательного процесса осваивать новшества, внедряемые в повседневную жизнь. Такие программы как «Интернет+» наглядно демонстрируют, что информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни общества в любом развитом государстве во всех сферах деятельности. [1, с. 108]

Рассмотрим определение термина APP:

APP – это термин, который переводится с английского языка как «приложение», т.е. компьютерная программа, которая устанавливается на персональный компьютер, ноутбук, планшет, или телефон. Данная программа позволяет изучать иностранные языки с помощью доступного функционала. Такие приложения различаются по качеству, в зависимости от разработчика.

Так же к приложениям некоторые исследователи относят мультимедийные программы, мобильные приложения и обучающие интернет-сайты.

Вариантами мобильных приложений и сайтов в обучении лексике на уроках английского языка могут являться мобильное приложение, а также сайт Quizlet (https://quizlet.com/ru), Интернет-сайт Wordwall (https://wordwall.net/) и сайт и мобильное приложение к нему Memrise (https://www.memrise.com/ru/).

Кроме того, одной из задач образовательного процесса выступает задача привить учащимся самостоятельность и мотивированность к осуществлению познавательной деятельности. Обучение грамотному пользованию современными ресурсами, такими как всемирная сеть Интернет, программы для ПК и мобильные приложения, позволяет раскрыть перед школьниками, студентами колледжей и вузов возможности неограниченного самостоятельного поиска учебной информации, а также обучает их аналитической деятельности и приспосабливает к жизни в современной социокультурной обстановке.

Также современные ресурсы, предоставляемые широким спектром информационных технологий, позволяют во многом улучшить, а где-то ускорить и упростить образовательный процесс, сделать его более интересным и направленным на индивидуальные потребности обучающихся.

Для корректного и целесообразного применения APP в образовательном процессе, в частности при изучении английского языка студентами колледжа, необходимо тщательно изучить данный вопрос, а именно, рассмотреть преимущества и недостатки обучения посредством программ и приложений. Нужно также определить, какие методики обучения будут уместны в образовательно-воспитательной работе такого рода, какие на сегодняшний день существуют APP для изучения английского языка и как осуществлять и анализ и подбор наиболее эффективных. [2, с. 22]

Основная цель обучения иностранному языку сегодня – это комплексное всестороннее овладение его коммуникативными функциями и их эффективное практическое применение. Методика обучения иностранному языку, в частности английскому, полагается во многом на индуктивно-сознательный и интегрированный подходы в обучении, и именно данные подходы реализуются при использовании в образовательном процессе APP.

Метод CLT (Communicative Language Teaching – коммуникативная методика обучения), подразумевающая как итог обучения эффективное овладение языком для общения, активно использует ресурсы сети Интернет. Применение приобретенных в ходе обучения навыков и их отработка происходит посредством общения с носителями языка через социальные сети, а также с помощью специальных приложений, моделирующих ситуативные диалоги, искусственно создавая разговорную среду. Осуществление межкультурной коммуникации и отработка коммуникативных навыков на иностранном языке также сегодня возможны на различных веб-сайтах, онлайн сервисах. [3, с. 36]

Использование технических средств в обучении не только открывает новые образовательные возможности, но и способствует нахождению общего языка между преподавателем и студентами, так как для детей и молодежи мобильный формат и онлайн общение сегодня являются привычной средой общения и времяпрепровождения. Кроме того, элементарное наличие определенного образовательного приложения в смартфоне студента обеспечивает непрерывность и интенсивность обучения за счет постоянной доступности и запрограммированным алгоритмам.

Еще в 2012 году в англоязычных источниках было опубликовано исследование Кэролайн Стил «Внедрение обучения в жизнь: взгляды студентов-лингвистов на преимущества использования мобильных приложений», которое определило, что многие студенты пользуются приложениями для закрепления и отработки знаний, полученных в ходе занятий с преподавателем. Также проведенный в ходе исследования опрос выявил, что студентам нравится пользоваться обучающими мобильными приложениями, потому что они просты в использовании, доступны и многофункциональны. Запрограммированные в приложениях алгоритмы направлены на расширение знаний в сфере словарного запаса, грамматики, в них предоставляются задания на запоминание новых слов и правил, перевод текста, выстраивание диалога. Запоминая результаты деятельности пользователя и высылая уведомления, они решают организационный вопрос самообразования. [4, с. 71]

Любое нововведение в образовательной сфере, в том числе и использование технических инноваций, должно тщательно анализироваться и рассматриваться в ключе положительных и отрицательных сторон применения.

Среди плюсов обучения посредством применения APP мы можем выделить следующие: [5, с. 639]

- постоянный быстрый доступ к обучающим программам вне зависимости от времени и места нахождения студента;

- непрерывное взаимодействие преподавателя с образовательным сообществом;

- возможность определения темпа обучения, средств диагностики и методов педагогического воздействия, исходя из личностного подхода к студентам;

- автономность процесса самообразования, при этом организованного и структурированного;

- повышение мотивации за счет применения привычной и понятной для студентов среды обучения;

- привитие привычки к непрерывному процессу самообразования.

Не смотря на обширный ряд преимуществ применения современных технологий в обучении студентов английскому языку, есть и некоторые сложности, связанные с ним: [6, с. 247]

- использование смартфонов и других гаджетов на сегодняшний день все еще запрещено в некоторых образовательных учреждениях среднего профессионального образования;

- некоторым преподавателям в годах сложно адаптироваться к современным информационным технологиям и использованию их в образовательном процессе;

- грамотный выбор подходящих приложений, программ и сайтов требует времени, усилий, понимания того, что именно необходимо искать и что учитывать, то есть комплексного подхода к проблеме и определенной компетенции.

В целом, как показывает практика, большинство преподавателей на сегодняшний день довольно успешно осваивают цифровой формат образовательных ресурсов и применяют его в обучении, поэтому использование APP в обучении студентов колледжей английскому языку сейчас очень актуально и активно разрабатывается в современных образовательных моделях.

При разработке учебной программы преподаватель должен также подобрать высокотехнологичные ресурсы, отвечающие ряду требований. Прежде всего, их содержательное наполнение должно соответствовать заявленным в учебной программе темам и материалам. Цели и задачи освоения курса должны распространяться и на те материалы, которые будут самостоятельно изучаться студентами посредством программ, приложений и сайтов, рекомендованных преподавателем.

Еще одним значимым критерием выбора в современных реалиях будет доступность приложений для работы на различных операционных системах. Также стоит учитывать, что есть немало удачных приложений для изучения английского языка, но платных. Поэтому, прежде чем рекомендовать студентам к использованию такие приложения, следует тщательно изучить пробную версию и оценить целесообразность его использования. Кроме того, как показывают опросы, для пользователей большую роль в мотивации к использованию приложений играет дизайн и удобство интерфейса, поэтому данные показатели стоит также оценить наряду с содержанием учебного материала. [7, с. 87]

В целом, приложения для изучения английского языка можно  разделить на три типа: дополняющие основной процесс изучения в аудитории, представляющие возможность самостоятельного освоения языка и для дистанционного обучения под руководством преподавателя. Рассмотрим некоторые из популярных приложений, рекомендуемых носителями английского языка на сайте fluentu.com.

Hello English – бесплатное приложение с традиционным подходом к изучению английского языка. В нем предоставляются задания по переводу текста и сформирован процесс изучения грамматики. Для пополнения словарного запаса более подходящим считается приложение Bright. Mondly – платное приложение, которое сосредоточенно на построении диалогов, коммуникативных ситуаций. Для проверки и закрепления уже полученных навыков рекомендуется бесплатное приложение Knudge.me.

Для тех, кому необходимо сформировать или улучшить базовый уровень английского языка подойдет платное приложение Lingodeer, в легкой игровой форме выводящее на средний уровень знаний. Совершенствовать навыки чтения можно в бесплатном приложении Beelinguapp. И все это лишь крайне малая часть доступных ресурсов APP в сфере изучения английского языка. [8, с. 1708]

Таким образом, мы видим, что существует довольно богатая база высокотехнологичных ресурсов, которые можно и нужно применять в образовательном процессе, направленном на изучение английского языка студентами колледжей. Их использование целесообразно и эффективно, имеет множество преимуществ на фоне других методик обучения в современной системе образования, а сложности и минусы не значительны.

Дополнить данные выводы мы можем рядом рекомендаций для педагогов, принявших решение внедрить в свою учебную программу по английскому языку использование APP. Следует, прежде всего, убедиться, что все студенты располагают техническими ресурсами, обеспечивающими возможность использования электронных приложений. Далее – самому педагогу следует изучить базу доступных ресурсов и способы их использования, проверить их на предмет безопасности, популярности среди пользователей, возможности работы офлайн, необходимости оплаты и других нюансов. Затем следует этап психологической подготовки студентов к нововведению и детальной проработки плана использования нового ресурса в ходе образовательной деятельности. Тщательный и грамотный подход к данному вопросу обеспечит повышение эффективности учебного процесса и налаживание взаимодействия педагога со студентами.


Список литературы

1. Попова, М. А. Самостоятельная работа студентов колледжа при обучении английскому языку / М. А. Попова // Вестник научных конференций. – 2023. – № 11-2(99). – С. 108-109.
2. Киреева, И. А. Повышение качества профессиональной подготовки студентов колледжа при обучении английскому языку с учетом требований World Skills International / И. А. Киреева, Л. С. Сидоркина, О. В. Семенова // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2018. – № 9. – С. 15-26.
3. Ачкасова, Н. Н. Использование интернет-ресурсов для эффективного обучения студентов публичным выступлениям на занятиях по английскому языку / Н. Н. Ачкасова // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 1. – С. 32-40.
4. Невзорова, Н. П. Использование проблемного метода обучения на занятиях английского языка в колледже / Н. П. Невзорова, К. К. Прохорова // Актуальная наука. – 2018. – № 10(15). – С. 70-72.
5. Шегай, А. В. Возможности применения интернет-технологий в обучении английскому языку / А. В. Шегай // Экономика и социум. – 2022. – № 1-2(92). – С. 637-640.
6. Интернет ресурсы в обучении иностранному языку (на примере английского и китайского языков) / Ю. И. Прахова, Н. Р. Хайруллина, Е. И. Нестеренко, З. И. Замалиева // Успехи гуманитарных наук. – 2023. – № 10. – С. 245-251.
7. Олейникова, О. И. Применение метода интегрированного чтения в обучении английскому языку студентов колледжа / О. И. Олейникова // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 77-2. – С. 85-88.
8. Клюева, М. И. Возможности применения интернет-ресурсов при обучении письменной речи на уроках английского языка / М. И. Клюева, Д. А. Мосина // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 46. – С. 1705-1710.

Расскажите о нас своим друзьям: