Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024

УДК 378.147

Дата публикации 30.04.2024

Использование игровых методов на занятиях по юридическим дисциплинам

Долотов Андрей Александрович
старший преподаватель кафедры гражданского права, Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К.Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, dolotov291275@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с применением игровых методик в ходе обучения правовым дисциплинам студентов первых-третьих курсов высших образовательных учреждений. Автор статьи рассматривает две формы игрового процесса на занятиях: решение юридических задач в форме судебного процесса и судебное разбирательство над исторической личностью. Автором также рассмотрены положительные и отрицательные стороны использования игровых методов на занятиях по юридическим дисциплинам и выявлена их эффективность.
Ключевые слова: игровые методы, право, юридические дисциплины, студенты вуза, судебный процесс, форма обучения.

Using gaming methods in legal classes

Dolotov Andrey Alexandrovich
senior lecturer of the department of civil law, Novosibirsk Military Institute of the Order of Zhukov named after Army General I.K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation

Abstract: The article discusses issues related to the use of game techniques in the course of teaching legal disciplines to first- and third-year students of higher educational institutions. The author of the article considers two forms of gameplay in the classroom: solving legal problems in the form of a trial and the trial of a historical figure. The author also examined the positive and negative aspects of using gaming methods in classes in legal disciplines and revealed their effectiveness.
Keywords: gaming methods, law, legal disciplines, university students, litigation, form of education.

Правильная ссылка на статью
Долотов А.А. Использование игровых методов на занятиях по юридическим дисциплинам // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-igrovykh-metodov-na-zanyatiyakh-po-yuridicheskim-distsiplinam.html (Дата обращения: 30.04.2024)

Современная система образования постоянно совершенствуется и пребывает в процессе трансформации. Объем информации, предлагаемой для изучения студентам вузов, существенно возрос, что привело к увеличению учебной нагрузки, интенсивности учебного процесса, однако время, отведенное на изучение правовых и иных дисциплин, осталось на прежнем уровне. В связи с этим преподаватели все чаще переходят от традиционных методов обучения к иным способам подачи и освоения информации, пытаясь в то же время раскрыть потенциал каждого студента и развить в нем интерес к предмету.

Одним из наиболее эффективных и популярных методов обучения стал игровой метод, поскольку при помощи него выпускники школ легче адаптируются к студенческой жизни. В ходе игры будущий выпускник юридического факультета может примерить на себя социальные роли и профессии (истец, ответчик, адвокат, судья и прочие), в которых сможет успешно реализовать себя после окончания вуза.

Отечественные ученые и педагоги посвятили множество работ исследованию игровых методик в учебном процессе, среди них А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и Л.С. Выготский, который называл игру «источником развития» [1, с. 324].

По мнению Валеева Р.Г., в процессе игры студенты улучшают навыки коммуникации, социализации, учатся самостоятельно принимать решения. Кроме того, игровой процесс носит развлекательный характер и повышает интерес к изучаемому материалу. Юридические дисциплины считаются сложными для изучения, поскольку российское законодательство содержит множество законов и нормативных актов, а учебные материалы имеют довольно большой объем и правовые формулировки и термины, которые требуется знать наизусть. В связи с этим игровая форма подачи материала особенно актуальна в юридических дисциплинах, так учеба в вузе становится более интересной, разнообразной и в своем роде уникальной [2, с. 568].

Зачастую выпускникам школ на первом курсе сложно сразу привыкнуть к учебе, поскольку методы и способы обучения в школе и в вузе существенно разнятся. Студенты-первокурсники могут не успевать своевременно осваивать весь учебный материал, в связи с чем может появиться желание выбрать другую профессию или совсем прекратить обучение. Справиться с этой проблемой помогут игровые методики, которые призваны в том числе облегчить адаптацию первокурсника в учебном заведении, проявить свои личностные и интеллектуальные качества и найти общий язык с одногруппниками и преподавателем.

Далее рассмотрим две основные игровые методики, которые применялись в ходе обучения правовым дисциплинам студентов первых-третьих курсов высших образовательных учреждений. [3, с. 18]

1. Решение правовых задач в ходе ролевой игры (дисциплина - «История государства и права России»).

В ходе изучения названной дисциплины студенты получают знания о том, какие нормативные документы использовались в нашей стране со времен появления права и по сей день. Многие студенты считают скучным и неинтересным изучение подобных документов посредством прочтения их в хрестоматиях или пособиях и без энтузиазма подходят к решению правовых задач. В целях мотивации студентов и усиления эмоционального эффекта студентам было предложено решать хрестоматийные задачи по предмету в ходе ролевой игры. В качестве рассматриваемого источника права выступает «Русская правда».

Все студенты подразделяются на группы: первая группа в составе 5 человек – суд (князь и приближенные к нему бояре); вторая группа – участники судебного процесса, которые также подразделяются на подгруппы по 3-4 человека и инсценируют ту или иную ситуацию (задачу из учебника), которую предстоит разрешить суду. Перед тем как начать игру студенты должны изучить основные положения «Русской правды», выбрать наиболее интересные для них для задачи и разыграть по ним сценку, где каждому отводится своя собственная роль (потерпевший, обвиняемый, свидетель).

Преподаватель не имеет роли в игре и наблюдает за происходящим судебным процессом со стороны. Если студент неправильно или неграмотно толкует или применяет положения «Русской правды», преподаватель делает на этом акцент и предлагает найти другие варианты. При необходимости преподаватель может усложнить задачу, добавив по ходу игры новые вводные данные по рассматриваемой ситуации. Данные инсценировки нельзя равнять с полноценным судебным процессом, поскольку они небольшие по времени и в них отсутствуют привычные для современного суда участники (адвокат, истец, ответчик, эксперт и т.д.). По завершению игры студентам предлагается высказать свое мнение относительно применения игровой методики и отметить ее положительные и отрицательные стороны. [4, с. 100]

Практика показывает, что решение ситуационных правовых задач в форме ролевой игры вызывает интерес и находит положительный отклик у студентов даже с низкой успеваемостью и слабой подготовкой по предмету. Дело в том, что в ходе решения правовых задач студентам не запрещено пользоваться Интернетом, учебниками и иными источниками информации. Даже самый слабо подготовленный студент при наличии желания и интереса может проявить себя в игре, высказать свою точку зрения или поспорить с оппонентом, что способствует формированию навыков коммуникации, особенно важных в профессии юриста.

2. Современный судебный процесс над исторической личностью (дисциплина - «уголовное процессуальное право»). Уголовный процесс относится к дисциплинам, которые, как правило, начинают преподавать на третьем курсе обучения в вузе, поэтому рассматриваемую игровую методику целесообразно применять на семинарах третьекурсников. Рассматриваемая форма игровых методик является самой распространенной, поскольку в рамках игрового суда наиболее полным образом реализуется игровая дискуссия, которая особенно важна в юридических профессиях.

Для моделирования судебного разбирательства определяется реальная личность, которая внесла существенный вклад в отечественную историю, например, Иван IV Грозный. Далее преподаватель распределяет главные роли среди студентов: подсудимого (Иван IV Грозный), его защитника (или несколько защитников), прокурора (обвинителя) и свидетелей. Учитывая заинтересованность студентов в исходе судебного разбирательства, никто из них не может занять место судьи, поэтому данная роль отводится преподавателю.

Несмотря на то, что суд происходит над личностью, проживавшей в средние века, процесс проходит по современным правилам: используются презумпция невиновности и такие принципы как открытость сторон, гласность, состязательность и прочие. В ходе судебного процесса стороны защиты и обвинения готовят свидетелей, задают им вопросы, в ходе чего возникает дискуссия. В конце судебного заседания слово предоставляется самому обвиняемому, и по итогам процесса в отношении Ивана IV выносится обвинительный приговор. Для участия в такой игре студентам было необходимо изучить большой объем материала, касающийся личности Ивана Грозного, его реформ, особенностей эпохи «смутного времени». Также необходимо было провести анализ и сформировать собственное мнение о том, каким человеком был Иван Грозный, какое влияние его реформы оказали на развитие государства, и какую реакцию вызвали у общественности. Преподаватель должен выделить студентам достаточное количество времени для самостоятельной подготовки выступлений. Предлагать студентам готовые вопросы, ответы, тексты речи защитника и обвинителя и иной подобный материал нецелесообразно, поскольку в таком случае занятие превратится в спектакль, а не игровой судебный процесс; студенты утратят интерес к занятию, и применение игровых технологий утратит свою значимость и эффективность.

Рассмотренная игровая форма обучения особенно актуальна для будущих юристов, поскольку большинство из них будет участвовать в судебных процессах в качестве обвинителя, защитника и т.д. Таким образом, студенты на семинаре в игровой форме освоят практические навыки, которые позволят им проявить себя и достичь успехов в выбранной профессии.

Все обучающиеся (студенты первых-третьих курсов) высоко оценили игровые методы, используемые преподавателями юридических дисциплин. Среди положительных сторон методики особенно были отмечены: возможность реализовать творческие способности; научиться «воплощать в жизнь» теоретические знания; освоить навыки коммуникации; научиться уважать мнение оппонента и при этом не отступать от своей точки зрения; эмоциональное удовольствие от изучения предмета и желание работать над поставленными задачами автономно, вне аудитории. [5, с. 216]

Среди основных недостатков применения игровых методик на занятиях по юридическим предметам можно выделить следующие: возникновение конфликтных ситуаций между студентами в ходе дискуссий; отказ студентов от участия в игре; необходимость оснащения аудитории соответствующей техникой и материальной базой; необходимость большого количества учебного времени для проведения игр, что может привести к сокращению числа занятий для изучения основного теоретического материала, либо организации дополнительных (факультативных) занятий, в которых могут быть заинтересованы не все студенты. Кроме того, от преподавателя требуется потратить много сил и энергии для подготовки соответствующего материла, поскольку, как правило, у него отсутствуют навыки организатора и ведущего подобных мероприятий.

Важно также отметить, что особенностью игровой методики является то, что ее нужно применять не чаще чем один – два раза в семестр и основной формой обучения должны остаться лекционные и семинарские занятия в форме устного или письменного опроса. В противном случае игры быстро наскучат будущим юристам, методика потеряет свою уникальность, а, значит, и практическую значимость. Кроме того, на проведение подобных игр может потребоваться несколько аудиторных занятий, поэтому следует планировать их заранее и включать в учебную программу, чтобы успеть усвоить весь материал юридической дисциплины.

Подводя итоги исследования, можно утверждать, что одним из наиболее эффективных и популярных методов обучения будущих юристов стал игровой метод, поскольку при помощи него выпускники школ легче адаптируются к студенческой жизни. В ходе игры будущий выпускник юридического факультета может примерить на себя социальные роли и профессии (истец, ответчик, адвокат, судья и прочие), в которых сможет успешно реализовать себя после окончания вуза.

Преподаватель, который решил применять рассмотренные игровые методики в рамках преподаваемых предметов, должен точно понимать, каким требованиям они должны соответствовать и к какому результаты они приведут. В ходе исследования установлено, что рассмотренные методики имеют как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому одной из основных задач преподавателя является устранение негативного влияния игровых технологий на традиционный образовательный процесс.


Список литературы

1. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К. С. Глаголева. // Молодой ученый. – 2017.-№ 4 (138). – С. 324-326.
2. Валеев Р.Г. Методика ролевой игры: опыт разработки и использования в высшем юридическом образовании // Правовая культура в современном обществе: сб. науч. ст. Могилев, 2020. – С. 568–573.
3. Маркина Т.А. Личностно-ориентированное образование: игра на уроках права / Т.А. Маркина // Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2022. – Том 3. – № 5. – С. 15-20.
4. Репина Е.А. Инновационные игры на уроках истории / Е.А. Репина, Д.А. Шешенина // Инновационная деятельность в образовании: сборник статей по материалам научно-практической конференции, Нижний Новгород, 28 ноября 2019 года. – Нижний Новгород, 2020. – С. 99-102.
5. Эльконин Д. Б Психология игры. – 2-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

Расскажите о нас своим друзьям: