Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №02 (79) Февраль 2023

УДК 37.015.3

Дата публикации 20.02.2023

Исследование отдельных психологических особенностей студентов при реализации онлайн-обучения

Богатырев Кирилл Алексеевич
ORCID: 0000-0003-1573-7964, Аспирант, Московский психолого-социальный университет, РФ, г. Москва, Kirill.bogatirev2011@yandex.ru

Аннотация: Психологические аспекты играют важнейшую роль в обучении детей и взрослых, особенно в онлайн-образовании. Методисты и проектировщики образовательного опыта постоянно ищут такие способы разработки курсов (дисциплин), которые в течение длительного времени способны поддерживать высокую мотивацию и вовлеченность обучающихся в образовательный процесс. Немаловажную роль в этом вопросе играют показатели удовлетворенности обучающимися различными компонентами курса, что отражается в баллах NPS и CSAT. Вовлеченность и удовлетворенность обучением - наиболее важные психологические факторы для приобретения новых знаний, компетенций и желаемых результатов.
Ключевые слова: педагогическая психология, онлайн-обучение, онлайн-образование, психология обучения, психологические особенности, удовлетворенность процессом обучения

The study of individual psychological characteristics of students in the implementation of online learning

Bogatyrev Kirill Alekseevich
ORCID: 0000-0003-1573-7964, Graduate student, Moscow Psychological and Social University, Russian Federation, Moscow

Abstract: Psychological aspects play a crucial role in the education of children and adults, especially in online education. Methodologists and designers of educational experience are constantly looking for ways to develop courses (disciplines) that can maintain high motivation and involvement of students in the educational process for a long time. An important role in this issue is played by indicators of student satisfaction with various components of the course, which is reflected in the NPS and CSAT scores. Engagement and satisfaction with learning are the most important psychological factors for acquiring new knowledge, competencies, and desired outcomes.
Keywords: pedagogical psychology, online learning, online education, learning psychology, psychological characteristics, satisfaction with the learning process

Правильная ссылка на статью
Богатырев К.А. Исследование отдельных психологических особенностей студентов при реализации онлайн-обучения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 02 (79). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-otdelnykh-psikhologicheskikh-osobennostej-studentov-pri-realizatsii-onlajn-obucheniya.html (Дата обращения: 20.02.2023)

Дистанционное обучение – особая форма взаимодействия преподавателей и обучающихся между собой на расстоянии посредством интернет-технологий [2]. Такая форма обучения сохраняет все присущие традиционному учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы и др.) [4]. Основное преимущество онлайн-обучения заключается в том, что обучающиеся могут получать знания из любой точки мира, при этом, зачастую утрачивается возможность личного контакта и видоизменяются образовавшиеся в течение длительного времени социальные связи между образовательными субъектами. Эту тему раскрывают в своих исследованиях такие российские ученые как Е. Г. Воронцова, М. В. Клименских, С. Б. Спиридонова, О. Н. Истратова, А. С. Трифонов и другие.

Автором данной статьи была поставлена гипотеза, что удовлетворенность и вовлеченность студентов в образовательный процесс – важнейшие психологические факторы, способные противостоять барьерам реализации дистанционных программ.

Автором были проведены количественные и качественные исследования среди студентов различных ведущих вузов РФ (количество респондентов составило 319 человек). Студенты были поделены на 2 группы: первой группе было предложено пройти офлайн-курс лекций, вторая группа проходила данный курс посредством дистанционного обучения. Офлайн-студенты должны были посещать занятия очно, взаимодействовать с преподавателем и сдавать практические задания в обозначенные сроки. Онлайн-студентам была представлена самостоятельность в прохождении дисциплины на образовательной платформе, при этом был установлен крайний срок сдачи проверочных работ.

В процессе освоения дисциплины обе группы должны были разработать веб-сайт интересующего их продукта, написать продающий пост в блоге или на страницах в социальных сетях, а также снять имиджевое видео. Все работы необходимо было сдать преподавателю. Обучающие модули также содержали тестовые задания со множественным выбором для закрепления теоретического материала.

Офлайн-формат был построен таким образом, что студенты слушали лекционный материал, выполняли в оборудованном классе необходимые задания, общались с преподавателем и получали обратную связь в течение каждого очного занятия. Что касается онлайн-формата, курс был построен асинхронно. То есть обучающиеся могли выбирать интересующие их темы, делать перерывы в обучении, а все задания отправлялись посредством электронной почты. Все данные об онлайн-активности и успеваемости студентов собирались с помощью инструментов статистики на образовательной платформе и форм обратной связи.

Офлайн-формат показал, что у студентов в течение всего курса был примерно одинаковый уровень удовлетворенность и вовлеченности. В онлайн-формате наблюдалась разнородность ответов, вызванная индивидуальными психологическими характеристиками. Уровень удовлетворенности и вовлеченности аудитории постоянно менялся, в ходе исследования не удалось однозначно оценить, каким образом перепроектировать образовательную программу, так как люди давали диаметрально противоположные оценки и комментарии. Дополнительно автору удалось заметить ощутимую корреляцию между уровнями удовлетворенности и вовлеченности: чем больше был вовлечен конкретный студент в освоение онлайн-курса, тем большую степень удовлетворенности он отмечал. На вопрос, что в наибольшей степени повлияло на вовлеченности и удовлетворенность, большинство студентов онлайн-группы ответили, что не хватило личного контакта и контроля со стороны преподавателя или куратора.  Студентам не удалось самостоятельно понять теоретическую часть, а также выстроить график учебного процесса. Роль тьюторской (коучинговой) службы в образовании стоит изучить отдельно и активнее использовать при разработке и реализации обучающих программ, чтобы увеличить показатели доходимости и вовлеченности.

Также в ходе исследования был изучен фактор готовности студентов к онлайн-обучению. Так, представители очной группы отметили, что выбрали этот вариант, потому что не представляют реализацию образовательного процесса дистанционно. Онлайн-группа в целом была готова к дистанционному формату, но помогла выявить определенные психологические компоненты, на которые стоит обратить внимание при реализации онлайн-программ: степень развития навыков тайм-менеджмента и самоконтроля, техническую подкованность, готовность к самостоятельному обучению, высокую степень ответственности. Большинство студентов онлайн-группы высоко оценили свою техническую компетентность (чем обусловлен выбор формата), несколько ниже оказалась самостоятельность в обучении, в наибольшей степени у респондентов страдали навыки тайм-менеджмента.

Также в ходе исследования удалось выяснить, как онлайн-студентам удавалось сохранить мотивацию, чтобы закончить обучение. Большинство респондентов опроса озвучили внутренние мотивы: академическое соперничество, чувство долга перед родителями, желание хорошо зарабатывать в будущем. При этом наибольшую вовлеченность в онлайн-обучение проявили те студенты, которые назвали соревновательный мотив первостепенным. Такой вид внутренней мотивации позволяет быстро достигать высоких формальных результатов, но без внешнего стимула у студентов возможен кризис профессионального развития. Также данный вид мотивации заставляет обучающихся проходить курс слишком быстро, при этом качество образовательных результатов вызывает определенные сомнения.

Если оценить взаимосвязь степени готовности к онлайн-обучению, вовлеченности и удовлетворённости с успеваемостью, то можно говорить о ее прямо пропорциональной зависимости. Если человек обладает необходимыми навыками, замотивирован учиться и доволен образовательным процессом, он получает высокие оценки, качественное образование и готов продолжать учиться на других программах. Если хотя бы один компонент отсутствует или показывает отрицательную динамику, то, как правило, студент прекращает обучение, у него образуются академические задолженности.

Автором были выявлены специальные характеристики, которые помогли онлайн-группе обучающихся освоить образовательную программу. В наибольшей степени студенты отмечали, что в достижении результатов им помогли планирование, гибкость, адаптивность и любознательность. Также были выделены дезорганизаторы: эмоциональная апатия, эмоциональная напряженность, внешняя социально-политическая ситуация. Студенты, которые не смогли завершить курс, продемонстрировали отсутствие четких учебных целей и стремлений к достижению результатов. Также у всех обучающихся наблюдался повышенный уровень эмоционального напряжения и тревожности, причина может заключаться в том, что сам дистанционный формат является чем-то новым и необычным, он еще неокончательно закрепился в сознании. Некоторые респонденты назвали онлайн-обучение демотиватором и предпочли перейти в офлайн-группу. В этой связи, как и было отмечено ранее, перспективными направлениями являются обучение взаимодействию в онлайн-пространстве, развитие системы индивидуальной поддержки и сопровождения обучающихся, а также развитие у студентов внутренних саморегулируемых ресурсов, которые способны помочь более эффективно справляться со сложностями дистанционного обучения.

В результате исследования была составлена матрица предикторов (прогностических факторов) эффективности онлайн-обучения:

  1. Внутренняя мотивация: познавательная, мотивация достижений, саморазвитие;
  2. Уровень интеллекта, включая эмоциональный интеллект;
  3. Внешняя мотивация: ориентация на общественное мнение, чувство долга, чувство вины за плохой результат;
  4. Личностные качества: склонность к сотрудничеству и согласию с другими, добросовестность, эмоциональная восприимчивость, тревожность, неуверенность в себе;
  5. Академический стаж: более опытные студенты, ранее прошедшие не менее двух онлайн-курсов, как правило, показывают лучшие результаты;
  6. Открытость к новому опыту: любознательность, гибкость, увлеченность.

Результаты проведенного исследования могут быть полезны при разработке онлайн-курсов и обучающих программ. Например, при работе с мотивацией при организации учебного процесса данное исследование подтверждает важность сопровождения и поддержки обучающийся на расстоянии. В дальнейших исследованиях необходимо пересмотреть набор изучаемых характеристик и психодиагностических инструментов, а также продолжить вести работу в этом направлении. Основной акцент в онлайн-обучении должен быть сосредоточен в первую очередь на технической подготовленности студентов, показателях удовлетворенности и вовлеченности, индивидуальной поддержке. Именно так можно помочь добиться высоких результатов большинству обучающихся, а не только самым мотивированным и самостоятельным.


Список литературы

1. Балакирева Т. А., Колосков А. Н. Цифровые трансформации образовательного процесса: вызов времени // Человек и культура. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-transformatsii-obrazovatelnogo-protsessa-vyzov-vremeni (дата обращения: 01.02.2023).
2. Воронцова Е. Г. Взаимосвязь удовлетворенности онлайн-обучением в вузе с индивидуально-психологическими особенностями обучающихся // Baikal Research Journal. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-udovletvorennosti-onlayn-obucheniem-v-vuze-s-individualno-psihologicheskimi-osobennostyami-obuchayuschihsya (дата обращения: 05.02.2023)
3. Истратова О. Н., Лызь Н. А. Индивидуальные особенности студентов как фактор эффективности онлайн-обучения // АНИ: педагогика и психология. 2020. №4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnye-osobennosti-studentov-kak-faktor-effektivnosti-onlayn-obucheniya (дата обращения: 11.02.2023).
4. Клименских М. В., Лебедева Ю. В., Мальцев А. В., Савельев В. В. Психологические факторы эффективного онлайн-обучения студентов // ПНиО. 2019. №6 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-effektivnogo-onlayn-obucheniya-studentov (дата обращения: 10.02.2023).

Расскажите о нас своим друзьям: