Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №02 (79) Февраль 2023

УДК 372.881.1

Дата публикации 10.02.2023

Деловая игра как средство обучения профессиональному иноязычному общению студентов технического вуза

Нещадим Ирина Олеговна
к.п.н., доцент кафедры «Английский язык для машиностроительных специальностей», Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, РФ, г. Москва, irinaneshchadim@bmstu.ru
Васильева Анна Германовна
к.п.н., доцент кафедры «Английский язык для машиностроительных специальностей», Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, РФ, г. Москва, vasilevaag@bmstu.ru

Аннотация: Статья посвящена проблеме использования деловых игр в процессе преподавания иностранного языка студентам технического вуза в качестве эффективного средства обучения профессиональному иноязычному общению. Отдельное внимание уделяется характеристике понятия деловой игры, этапам ее проведения. Представлены авторская разработка примера деловой учебой игры, ее цель, структура и критерии для ее участников. В деловой игре имитируется реальный производственный процесс, где участники принимают и реализуют решения в смоделированных ситуациях. Исследование роли и места деловых учебных игр в обучении иностранному языку подтверждает эффективность их использования в процессе обучения профессиональному иноязычному общению студентов технического вуза. Подведены итоги внедрения деловых игр в процесс преподавания иностранного языка и выявлены их преимущества перед тради¬ционными занятиями.
Ключевые слова: деловая игра, студенты технического вуза, профессиональное иноязычное общение, моделировать производственные ситуации, обучение профессиональному иностранному языку.

Business simulation game as a teaching technique of professional foreign language communication to engineering students

Neshchadim Irina Olegovna
PhD in Pedagogy, associate professor at the Linguistics department, Bauman Moscow State Technical University, Russia, Moscow
Vasilieva Anna Germanovna
PhD in Pedagogy, associate professor at the Linguistics department, Bauman Moscow State Technical University, Russia, Moscow

Abstract: The article is devoted to the problem of using business simulation games at different stages of teaching a foreign language to engineering students in order to teach professional foreign language communication. Particular attention is paid to the characteristics of the business simulation games and their stages. The authoring development of one of the business simulation games, its aim, the structure and the criteria for the participants of the game are presented. In a business game a real production process is simulated where participants make and implement decisions in simulated production situations. The study of the role and place of business learning games in teaching a foreign language has confirmed the effectiveness of their use in the process of teaching professional foreign language communication to engineering students. Moreover, the results of business simulation game implementation are summarized and their advantages over traditional classes are revealed.
Keywords: business simulation game, engineering students, professional foreign language communication, simulate production situations, teaching a professional foreign language.

Правильная ссылка на статью
Нещадим И. О., Васильева А. Г. Деловая игра как средство обучения профессиональному иноязычному общению студентов технического вуза // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 02 (79). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/delovaya-igra-kak-sredstvo-obucheniya-professionalnomu-inoyazychnomu-obshheniyu-studentov-tekhnicheskogo-vuza.html (Дата обращения: 10.02.2023)

Анализ исследований в области обучения эффективному профессиональному иноязычному общению и развитию коммуникативной компетентности у студентов технического вуза показывает, что будущие специалисты инженерного профиля при осуществлении делового иноязычного общения сталкиваются с трудностями в области межличностных отношений, нехваткой практических навыков ведения бесед, дискуссий и, зачастую, их иноязычное общение выстроено на вербальном воспроизведении чужих мыслей и фраз.  У большей части выпускников технического вуза трудности возникают вследствие недостаточных теоретических и практических знаний, и их уровень готовности к эффективному иноязычному общению не соответствует современным требованиям.

Между тем развитие навыков общения является значимой детерминантой успешности и неотъемлемым атрибутом профессионализма.

Поэтому возникает необходимость разработать формы и приемы обучения для подготовки будущих инженеров, позволяющих осуществлять эффективное иноязычное общение в их будущей профессии.

Как показывает практика, эффективными здесь оказываются активные групповые методы обучения, такие как дискуссии, ролевые и деловые игры, позволяющие непосредственно включить процесс обучения иностранному языку в модель будущей трудовой деятельности студентов. Основные интересы обучающихся неязыкового профиля лежат именно в области их специальности, и они чаще всего рассматривают иностранный язык как средство расширения своих деловых контактов и умений в профессионально-трудовой сфере.

Поскольку целью обучения иностранным языкам в техническом вузе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющей студентам осуществлять эффективное общение в их будущей профессии, необходимо строить процесс обучения иностранному языку с использованием модели типичных ситуаций и видов социальных контактов, которые бы имитировали внутреннюю организацию профессиональной деятельности и способы поведения специалиста.

Являясь формой воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики [1], деловая игра позволяет создавать и использовать ситуации, при которых участники действуют сознательно и поступают как исполнители игры и как будущие профессионалы.

Если рассматривать учебную группу как коллектив, осуществляющий совместную деловую игру и формирующиеся в коллективе межличностные отношения, то открываются большие возможности для формирования иноязычного профессионального общения. 

Групповая работа играет очень важную роль, поскольку предполагает наличие различных позиций, позволяющих студентам соотносить свои взгляды со взглядами коллег, осмысливать, апробировать и утверждать в ходе проведения деловой игры свою позицию.  

По мнению А. А. Вербицкого, деловая игра позволяет упорядочить знания, умения, навыки, полученные на всех предшествующих этапах обучения [2].

Согласно К. Л. Черноталовой игра способствует развитию широты и гибкости мышления, умения рационально использовать информацию и ее анализировать [12].

Как отмечают E. C. Полат, М. Ю. Бухакрина деловая игра –это средство развития творческого мышления, в том числе и профессионального; имитация деятельности руководителей и специалистов, работников и потребителей, достижение определенной познавательной цели; выполнение правил взаимодействия в рамках отведенной игровой роли [10].

В работе Дурдыевой А. Г. подчеркивается, что деловая игра позволяет моделировать различные жизненные ситуации, а также закреплять умения и качества, необходимые для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций [3].

По мнению Н. С Мерзляковой деловая игра представляет собой средство обучения реальной коммуникации и эффективный инструмент закрепления знаний. В деловой игре на занятиях по иностранному языку материал усваивается в профессионально значимом контексте, язык в этом случае служит средством профессионального общения и инструментом для решения профессиональной коммуникативной задачи, что способствует формированию профессионального становления личности специалиста и позволят создать атмосферу активного общения во время обучения на занятиях в контексте будущей профессиональной деятельности [8].

В. П. Полозова утверждает, что «игровая деятельность развивает такие качества, как критическое, логическое и независимое мышление, интеллектуальную энергию, творчество, креативную любознательность, коммуникацию, а также способствует лучшему восприятию таких ценностей, как этическое поведение и толерантность» [11, с. 421].

Согласно Е. С. Кузнецовой и Р. И. Крылову главное в деловой игре – возможность учиться, вовлекаясь в симуляцию реального мира. Среди основных навыков, развиваемых с использованием деловой игры, авторы называют разработку аналитических методов, работу в команде, лидерство, принятие решений, управление информацией, управление проектами [6].

По мнению К. И. Шариповой деловые игры помогают формированию у обучающихся собственной профессиональной позиции, а также способствуют реализации профессионально-игровых задач в учебном процессе [13].

Итенсон К. С. подчеркивает, что деловая игра повышает эффективность процесса обучения, внося в него разнообразие и делая его более привлекательным для обучающихся [4].

Лашманова Н. В. и Петрова А. К. полагают, что игра, как метод обучения и как групповая творческая активность, способствуют повышению мотивации и вовлеченности обучаемых, а также позволяет оценить последствия принимаемых ими решений [7].

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод: будучи методом активного группового обучения, деловая игра как одна из форм реализации коммуникативного подхода, нацеленного на взаимодействие участников в процессе общения, дает возможность управлять речевой деятельностью студентов в процессе коммуникации, что является одной из ведущих целей обучения иностранному языку.

Таким образом, задавая в обучении контекст будущей профессиональной деятельности, деловая игра позволяет смоделировать условия формирования будущего инженера как личности и профессионала, естественным образом способствуя развитию у обучающихся речевых навыков и умений иноязычного делового общения, необходимых им в реальной практической деятельности.

Разработанный комплекс игровых занятий для студентов технического вуза, направленных на формирование навыков иноязычного профессионального общения, был реализован на кафедре ««Английский язык для машиностроительных специальностей» МГТУ им. Н.Э. Баумана в процессе обучения английскому языку студентов первого, второго и третьего курсов.

Анализ проведенных нами игровых занятий в течение нескольких лет обучения иностранному языку позволяет увидеть, что организация деловой игры должна быть подчинена принципу преемственности от младших курсов к старшим, от простого к сложному, опираясь на известный общедидактический принцип Я. А. Коменского [5]. В последующих играх целесообразно развивать идеи, заложенные в предыдущих. Можно предложить два этапа организации деловой игры.

На первом этапе предпочтение следует отдавать задачам общекультурного, коммуникативного, нравственно-этического и экологического содержания. Такие задачи должны побуждать к использованию имеющихся знаний и к поиску новых, благодаря чему студенты будут приобретать новые навыки.

Здесь наилучшим образом подходит игра, содержащая групповое упражнение по поиску решения в условиях, имитирующих профессиональную деятельность. Например, дискуссия может базироваться на создании проблемной ситуации, которую нужно разрешить группой с использованием знаний (материала учебного процесса). «Исследования космоса следует отложить до тех пор, пока не будут решены более сложные проблемы человечества. Например, с одной точки зрения безнравственно тратить огромные суммы денег на исследование космоса, тогда как миллионы людей страдают от голода… С другой точки зрения, исследование космоса представляет большую важность для научно-технического прогресса…» [9, с.7].

Следует отметить, что групповая работа на этом этапе играет очень важную роль, поскольку предполагает наличие различных позиций, позволяющих студентам соотносить свои взгляды со взглядами коллег, осмысливать, апробировать и утверждать в дискуссиях свою позицию, логически выстраивать цепочку деловой беседы.

Основным желаемым результатом первого этапа должна стать сформированность у обучающихся необходимого уровня лингвистического иноязычного опыта, навыков работы в группе, обеспечения настроя студентов на продуктивную работу, создание позитивной психологической атмосферы на занятиях, не препятствующей высказыванию студентами собственного мнения и развитию толерантности по отношению к чужому мнению.

Практика показала, что наибольший интерес на втором этапе проведения деловой игры вызывают у студентов те учебные задачи-ситуации, которые непосредственно связаны со сферой их будущей профессиональной деятельности.

Проектируя комплекс игровых занятий и внедряя его в учебный процесс, на третьем курсе нами проводится деловая игра «Проект строительства крытого горнолыжного комплекса, в основе которого лежит конструкция подъемника», позволяющая студентам проявить себя в роли инженера–конструктора, формировать и развивать такие профессиональные компетенции, как организационно-управленческую, контрольно-аналитическую, информационно-аналитическую.

Опыт разработки и внедрения деловых игр в учебный процесс кафедры позволяет предоставить следующий перечень разделов методических указаний к деловой игре:

  1. цель игры
  2. структура игры
  3. критерии для участников игры

Цель игры

Игра предназначена для закрепления и систематизации знаний, полученных на занятиях английского языка по темам “Engineering design, Working with drawings, Discussing dimensions and precision, Describing design phases and procedures” [14].

Цель – приобретение практических навыков иноязычного общения в предлагаемой профессиональной ситуации и практика формирования связанного развернутого высказывания, синхронного с речемыслительной деятельностью.

Структура игры

Игра начинается с инструкции, которая вводит студентов в контекст игры. Группа делится на две команды. В процессе игры каждая подгруппа студентов – 4-5 человек - получает задание: спроектировать план возведения крытого горнолыжного комплекса с искусственным снегом, определить необходимые технико-экономические показатели объекта строительства и представить разработку новой модели горнолыжного подъемника.  Исходя из конкретных заданий, каждая команда, представляющая проектно-конструкторское бюро должна:

-разработать и согласовать техническое задание;

-сформировать собственную концепцию, аргументированный выбор;

-создать чертежи /эскизы сборочных единиц;

-провести переговоры с подрядчиками;

-провести предварительный расчет;

-продвинуть свои решения до готовности продукта.

В процессе игры вводится тендерный комитет для выбора победителя лучшего проекта по возведению горнолыжного комплекса. Аукцион проводят руководители игры; от команд, участвующих в аукционе, работает по одному представителю.

Кроме этого, в ходе игры участники имеют свои должности, например, ведущий инженер конструктор, инженер ПТО, инженер –эколог и др. Им предлагается составить свое выступление, затем оно излагается и комментируется устно в общении с товарищами.

Роль преподавателя, с нашей точки зрения, - контролировать процесс игры и давать итоговую оценку деятельности всех ее участников.

На заключительном этапе игры проводится рефлексия - каждый студент высказывает свое мнение о том, какие эмоции он испытывал при выполнении определенной роли.

Критерии для участников игры

Роль каждого участника игры оценивается по следующим критериям:

-вклад каждого участника в достижение общей цели проектно-конструкторского бюро;

-качество представленной конструкторской документации, схем, чертежей;

-оформление логического высказывания (монолога);

-умение строить вопросы (вступление в диалог) с целью достижения коммуникативной цели;

-ориентация в рамках выбранного речевого поведения.

Для проверки эффективности использования деловых игр в процессе обучения деловому иноязычному общению на кафедре «Английский язык для машиностроительных специальностей» МГТУ им. Н.Э. Баумана было проведено тестирование по основным показателям, характеризующим речевые навыки: правильное грамматическое оформление речи и достаточно свободное владение тематическим лексическим материалом. 

Анализируя в целом результаты проведенного тестирования, можно сделать вывод о том, что использование деловой игры в процессе  преподавания иностранного языка успешно решает задачи обучения иноязычному деловому общению студентов технического вуза, что подтверждается сформированностью их речевых навыков и умений:

- поддержать общение применительно к профессиональным ситуациям;

- логично и связанно выстраивать свое высказывание;

- аргументировать свою точку зрения для достижения коммуникативной цели;

- выразить свою мысль различными способами, то есть развитие навыка перефразирования;

- правильно выбрать и употребить грамматическую форму речи; слушать и слышать партнера по общению;

- расширить языковую компетенцию одного участника коммуникации за счет общения с другими участниками.

Таким образом из вышеизложенного можно сделать следующий вывод:

1.Будучи имитационной и коллективной формой обучения, деловая игра обеспечивает формирование иноязычной коммуникативной компетенции, которая характеризуется уровнем развития речевых навыков и умений применительно к профессиональным ситуациям.

 2.Использование деловой игры в процессе обуче­ния иноязычному профессиональному общению имеет ряд преимуществ перед тради­ционными занятиями:

- вовлеченность всех обучающихся в учебный процесс;

- формирование навыков спонтанного монологического высказывания;

- стимулирование потребности обучающихся в профессиональной коммуникации;

- улучшение отношений между преподавателем и студентами (формирование положительного социально-психологического климата в группе);

- развитие толерант­ности по отношению к другим участникам игры.

3. Деловая игра служит инструментом актуали­зации, применения и закрепления знаний и средством развития практического мышления, которое, в свою очередь, имеет большое значение в ходе обучения профессиональному иноязычному общению будущих инженеров с учетом востребованности творчески мыслящих специалистов, принимающих важные нестандартные решения особенно во время экономических и политических кризисов во всем мире.


Список литературы

1. Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. - Мн.: «Соврем. слово», 2005. 720 с.
2. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 90 c.
3. Дурдыева А. Г. Деловая игра как метод активного обучения общению на уроках иностранного языка в неязыковых вузах// Eo ipso. 2022. №5. С. 49-51.
4. Итинсон К. С. Деловая игра как интерактивный метод обучения иностранным языкам// Региональный вестник. 2020. №3 (42). С. 55-56
5. Коменский Я. А. Великая дидактика / Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т.- М.: Педагогика. 1988. 665 c.
6. Кузнецова Е. С., Крылов Р. И. Целевые деловые игры как эффективное средство развития профессиональных компетенций// Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2019. №36. С. 31-38.
7. Лашманова Н. В., Петрова А. К. Деловые игры в образовательных процессах//Современное образование: содержание, технологии, качество. 2020. Т.1. С. 608-610.
8. Мерзлякова Н. С. Деловая игра как средство формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems. № 8(64). 2016. С. 133-141.
9. Нещадим И. O. Применение кейс-метода и интернет ресурсов в формировании коммуникативной компетентности у студентов технических вузов// Гуманитарный вестник. 2013. С. 7.
10. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / E. C. Полат, М. Ю. Бухакрина. Москва: Академия, 2007. 368 с.
11. Полозова В. П. Игра как нетрадиционный метод обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Государство и право в изменяющемся мире: национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации. V всероссийская научно-практическая конференция сборник материалов. Российский государственный институт правосудия, Изд-во «Автор», 2020. C. 421.
12. Черноталова К. Л. Практика разработки и внедрения игровых технологий при изучении дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» в техническом вузе/ Научно-методический электронный журнал Концепт. 2018. № 8. С. 563-571.
13. Шарипова К. И. Применение метода деловой игры на уроках иностранного языка//Дневник науки. 2021. №6 (54).
14. Mark Ibbotson Series Editor: Jeremy Day// Cambridge English for Engineering /Professional English. Cambridge University Press, 2008. P. 30-34.


Расскажите о нас своим друзьям: