Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №03 (56) Март 2021

УДК 159.9

Дата публикации 13.03.2021

Исследование нервно-психического напряжения и доминирующего состояния у людей, проживающих на Севере

Ким Ксения Васильевна
Канд.психолог. наук, доцент кафедры «Психология и социальные науки», Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова, РФ, Якутск
Хафизова Анастасия Марсельевна
студент Института психологии, Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова, РФ, Якутск

Аннотация: Статья посвящена исследованию нервно-психического напряжения и доминирующих состояний у людей, проживающих на Севере в зимний период. В исследовании применялись опросник «Определение нервно–психического напряжения» (Т. А. Немчин); методика определения доминирующего состояния (Л.В. Куликов). Для математической обработки полученных результатов были использованы: U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Исследование проводилось в 2 этапа: в начале и конце зимнего периода. В исследовании приняли участи 190 человек в возрасте 18 – 67 лет, средний возраст 31 год. Из них 144 (75,8%) женщины и 46 (24,2%) мужчин. В результате проведенного исследования установлены различия в выраженности нервно-психического напряжения и доминирующих состояний в начале и конце зимнего периода. Большинству респондентов свойственно мобилизацией психической деятельности. У респондентов в конце зимы отмечается увеличение позитивного, оптимистического отношения к жизненной ситуации и преобладает интенсивное стремление осуществить необходимое, свойственно увеличенное вовлечение ресурсов или активизация защитных механизмов.
Ключевые слова: природно-климатические условия, нервно-психическое напряжение, психические состояния, доминирующее состояние, зимний период.

Research of psychological tension and the dominating states in people living in the North

Kim Ksenia Vasilevna
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Social Sciences, North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Khafizova Anastasia Marselevna
Student Institute of psychology, North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract: The article is devoted to the study of psychological tension and dominant states in people living in the North in the winter. The study used the questionnaire "Determination of psychological tension " (T. A. Nemchin); method for determining the dominant state (L.V. Kulikov). For the mathematical processing of the results obtained, the following were used: Mann-Whitney U-test, Spearman's rank correlation coefficient. The research was carried out in 2 stages: at the beginning and at the end of the winter period. The study involved 190 people aged 18 - 67 years, with an average age of 31 years. Of these, 144 (75.8%) are women and 46 (24.2%) are men. As a result of the study, differences were established in the severity psychological tension and dominant states at the beginning and end of the winter period. The majority of respondents are characterized by the mobilization of mental activity. At the end of winter, the respondents noted an increase in a positive, optimistic attitude to life situations and an intense desire to implement the necessary, inherently increased involvement of resources or activation of protective mechanisms prevails.
Keywords: climatic conditions, psychological tension, mental states, dominant state, winter period

Правильная ссылка на статью
Ким К.В., Хафизова А.М. Исследование нервно-психического напряжения и доминирующего состояния у людей, проживающих на Севере // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 03 (56). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-nervno-psikhicheskogo-napryazheniya-i-dominiruyushhego-sostoyaniya-u-lyudej-prozhivayushhikh-na-severe.html (Дата обращения: 13.03.2021)

ВВЕДЕНИЕ

Территории Крайнего Севера отнесены современными исследователями к зоне дискомфортных природно-климатических условий проживания. На Крайнем Севере зимний период достаточно продолжителен. Природные факторы Крайнего Севера оказывают негативное воздействие на физическое и психическое состояние человека. На организм человека негативно влияют низкие температуры в сочетании с сильными ветрами, недостатком солнечного света, резкими перепадами атмосферного давления, длительным нахождением в замкнутых помещениях. Вследствие чего происходит более интенсивное истощение адаптационных резервов организма человека и увеличение числа факторов, заполненных нервно-психическими нагрузками, которые приводят к нарушению регуляции основных психических состояний.

В современных исследованиях вопрос влияния природных факторов Крайнего Севера изучается в рамках медицинских наук (на артериальное давление, сердечно-сосудистою и эндокринную системы и т.д.) [1], адаптациогенеза человека [2, 3, 4]. В исследованиях адаптационного процесса к условиям крайнего Севера выделены универсальные механизмы развития дизадаптивных реакций, в совокупности формирующие синдром полярного напряжения [1]. Авторами выявлены изменения метаболического процесса, иммунной системы, а также высокий уровень психоэмоционального напряжения.  

Продуктивность деятельности человека зависит не только от умений и навыков, но и от его психического состояния. Авторами подчеркивается сложность и многоаспектность данного понятия [5, 6, 7].  Перечень возможных состояний человека весьма обширен - это утомление, состояние нервно-психического напряжения, стресс и др [8, 9]. И во всех этих случаях – это реакция организма и психики на внешние факторы воздействия [10].

По мнению С.Л. Рубинштейна психическое состояние является способом организации психических процессов в определённый период времени. Динамика условий деятельности влияет на параметры психических процессов, и их изменение может способствовать формированию нового состояния, вытесняющего первоначальное (фоновое). Таким образом психическое состояние представляет собой «динамический эффект деятельности» человека [11].

В существенной мере психические состояния определяют успешность деятельности человека и тесно связаны с индивидуальными особенностями. Наряду с положительными состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности могут возникать и отрицательные психические состояния, способствующие возникновению нервно-психического напряжения. И роль доминирующих состояний наиболее ярко проявляется в развитии нервно-психического напряжения у человека в тех случаях, когда соматические изменения сравнительно невелики и главное место в симптоматологии этого состояния занимают разнообразные сдвиги в нервно-психической деятельности.

Т.А. Немчин считал, что нервно-психическое напряжение (далее НПН) - это вид психических состояний, развивающийся у человека, действующего в психологически сложных условиях - при дефиците времени, информации, высоком уровне требований к качеству и объему результатов деятельности и ответственности за возможную неудачу. Состояние нервно-психического напряжения является весьма сложным клинико-психологическим феноменом, представляющим собой одно из основных звеньев в общем адаптационном процессе [10]. Нервно-психическое напряжение оказывает влияние на эффективность обучение в различных возрастных периодах [12], спортивные достижения, успешность деятельности в экстремальных профессиях [13, 14] и т.д.

По мнению Л.В. Куликова доминирующие состояния (далее ДС) – состояния характерны не столько в данный конкретный момент, зависящий от особенностей определенной ситуации, сколько вообще для настоящего периода жизни человека. Они в меньшей степени обусловливаются актуальной, текущей ситуацией, имеющей точно очерченные временные рамки, и в большей степени – социально-психологическими личностными факторами [15, 16].

Таким образом, нами было сделано предположение о том, что существуют различия в выраженности доминирующих состояний и нервно-психического напряжения в начале и конце зимнего периода.

Целью является исследование нервно-психического напряжения и доминирующего состояния у людей, проживающих на Севере в зимний период.

 

ВЫБОРКА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие люди, постоянно проживающие и работающие на Севере. Для экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы были проведены эмпирические исследования среди студентов СВФУ им. М.К. Аммосова и работающих граждан г. Якутска в начале и конце зимнего периода. В исследовании приняло участие 190 человек в возрасте 18 – 67 лет, средний возраст 31 год. Из них 144 (75,8%) женщины и 46 (24,2%) мужчин.

В ноябре 2018 г. было проведено первое эмпирическое исследование нервно-психического напряжения и параметров доминирующих состояний среди студентов СВФУ. В первом исследовании приняли участие 41 респондент, из них из них 12 (29%) мужчин и 29 (71%) женщин. В феврале 2019 г. было проведено второе эмпирическое исследование, в нем приняли участие 67 респондентов, из них из них 15 (22%) мужчин и 52 (78%) женщины.

Первое исследование нервно-психического напряжения и параметров доминирующих состояний среди работающих граждан было проведено в ноябре 2019 г. В исследовании приняли участие 44 респондента, из них 11 (25%) мужчин и 33(75%) женщины. Второе эмпирическое исследование было проведено в феврале 2020 г., в нем приняли участие 38 респондентов, из них из них 8 (21%) мужчин и 30 (79%) женщин.

Методы исследования. В исследовании использовались опросник «Определение нервно–психического напряжения» (Т. А. Немчин) [17] и методика определения доминирующего состояния (Л.В. Куликов) [18].

Для математической обработки полученных результатов использовались: U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

По мнению Т. А. Немчина в условиях экстремальной ситуации в деятельности функциональных подсистем организма осуществляются сдвиги, которые выходят за рамки оптимального функционирования адаптационной системы и сопровождаются переживанием, чувством дискомфорта. И поэтому в основе возникновения нервно-психического напряжение (далее НПН) лежит, прежде всего, отклонение от оптимальной деятельности адаптационной системы, которая характеризуются чрезмерно большими различиями ожидаемого и реального результатов [10].

Т. А. Немчиным были выделены три степени выраженности состояния НПН:

  • I степень НПН – характеризуется отсутствием признаков напряжения, либо их проявления настолько незначительны, что испытуемые не склонны считать своё состояние «напряжением».
  • II степень НПН – характеризуется мобилизацией психической деятельности, чувством общего подъема душевных и физических сил. При этом эффективность и продуктивность деятельности достаточно высокие.
  • III степень НПН – характеризуется дезорганизацией психической деятельности, чувством общего физического и психического дискомфорта [10].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ:

В таблице 1 представлены результаты исследования нервно-психического напряжения в начале и конце зимнего периода. Результаты исследования показали, что большинству респондентов свойственно 2-ая степень НПН, которая характеризуется мобилизацией психической деятельности, чувством общего подъема душевных и физических сил. Возрастает эффективность основных свойств внимания, увеличивается объем кратковременной памяти, способность к долговременному вербальному сохранению информации остается либо прежней, либо имеет тенденцию к снижению. Увеличивается продуктивность логического мышления, наблюдается повышение эффективности познавательной деятельности в целом.

2-ая степень НПН характерна для большинства здоровых людей, оказавшихся в условиях экстремальной ситуации. В конце зимнего периода, в отличие от студентов, у работающих граждан наблюдается рост значения данного параметра. Данный факт может быть объяснён, тем, что у работающих граждан имеется определённый опыт приспособления к ситуации и получение желаемого результата. Также у них может появиться значимая цель, на основе существенной информации, которая может быть достигнута благодаря определенным позитивным сдвигам [19].

Таблица 1. Результаты исследований нервно-психического напряжения

НПН

Исследования в начале зимы

Исследования в конце зимы

Студенты

Работающие

Студенты

Работающие

1 степень

31,7%

36,4%

38,8%

18,1%

2 степень

61%

61,4%

61,2%

81,6%

3 степень

7,3%

2,3%

0,0%

0,0%

Субъективное благополучие личности, переживание полноты жизни, устойчивость в трудных жизненных ситуациях напрямую связаны с доминирующими состояниями. По мнению Л. В. Куликова ДС личности можно охарактеризовать по следующим шкалам: Шкала «Активное – пассивное отношение к жизненной ситуации» (Ак); Шкала «Бодрость – уныние» (Бо); Шкала «Тонус высокий – низкий» (То); Шкала «Раскованность – напряженность» (Ра); Шкала «Спокойствие – тревога» (Сп); Шкала «Устойчивость – неустойчивость эмоционального тона» (Ус); Шкала «Удовлетворенность – неудовлетворенность жизнью в целом (ее ходом, процессом самореализации)» (Уд). И чем чаще испытуемый пребывает в позитивном (высоком) личностном состоянии, тем вероятнее, что уровень его психологической сопротивляемости высок, и наоборот [18].

В таблицах 2 и 3 представлены результаты статистического анализа параметров доминирующих состояний личности в начале и конце зимнего периода соответственно.

Таблица 2. Результаты параметров доминирующих состояний в начале зимы

Параметры ДС

Низкая оценка

Высокая оценка

Студенты

Работающие

Студенты

Работающие

Активное–пассивное отношение к жизненной ситуации

53,7%

27,3%

2,4%

13,6%

Бодрость–уныние

29,3%

15,9%

2,4%

22,7%

Тонус высокий–низкий

51,2%

27,3%

2,4%

20,5%

Раскованность–напряженность

48,8%

36,4%

2,4%

25%

Спокойствие–тревога

43,9%

22,7%

9,8%

31,8%

Устойчивость–неустойчивость эмоционального тона

22%

22,7%

4,9%

38,6%

Удовлетворенность–неудовлетворенность жизнью в целом

48,8%

20,5%

4,9%

29,5%

Таблица 3. Результаты параметров доминирующих состояний в конце зимы

Параметры ДС

Низкая оценка

Высокая оценка

Студенты

Работающие

Студенты

Работающие

Активное–пассивное отношение к жизненной ситуации

26,9%

13,2%

3%

21,1%

Бодрость–уныние

26,9%

10,5%

 

31,6%

Тонус высокий–низкий

44,8%

10,5%

3

36,5%

Раскованность–напряженность

25,4%

7,9%

1,5%

26,3%

Спокойствие–тревога

31,3%

10,5%

7,5%

42,1%

Устойчивость–неустойчивость эмоционального тона

10,4%

10,5%

9%

44,7%

Удовлетворенность–неудовлетворенность жизнью в целом

26,9%

7,9%

4,5%

52,6%

Результаты исследования ДС позволяют сделать предположение, что для студентов с устойчивыми доминирующими состояниями, характерно:

  • Пассивное отношение к жизненной ситуации, в оценке многих жизненных ситуаций преобладает пессимистическая позиция, неверие в возможность успешного преодоления препятствий;
  • Усталость, несобранность, вялость, инертность, низкая работоспособность;
  • Снижение настроения, разочарованность ходом событий;
  • Средняя эмоциональная устойчивость, в состоянии эмоционального возбуждения сохраняется адекватность и эффективность психической саморегуляции;
  • Нет сильного стремления осуществлять какие-либо изменения в себе, своем поведении или в ситуации, интенсивно выполнять необходимые преобразования;
  • Склонность испытывать беспокойство в широком круге жизненных ситуаций, видеть угрозу престижу, благополучию, независимо от того, насколько реальны причины;
  • Неудовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, процессом самореализации и тем, как именно в настоящее время разворачиваются основные жизненные события.

В отличие от студентов, для работающих респондентов с устойчивыми доминирующими состояниями, характерно:

  • Позитивное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, в оценке многих жизненных ситуаций преобладает оптимистическая позиция, веры в возможность конструктивного преодоления препятствий;
  • Повышенное, бодрое настроение, преобладание положительного эмоционального фона;
  • Высокая активность, готовность к быстрому реагированию на возникающие трудности;
  • Большая уверенность в своих силах и возможностях, ровный положительный эмоциональный тон, стабильность эмоциональных процессов;
  • Восприятие своей жизни как приятного и разностороннего процесса, сопровождающегося самореализацией и ощущением её сбалансированности и гармоничности.

Качественный анализ полученных данных осуществлялся с помощью программного пакета IBM SPPS Statistic 22.0. Для оценки различий между эмпирическими данными признаков исследования использовался U-критерий Манна-Уитни.

В таблицах 4-5 представлены оценки различий эмпирических данных признаков исследования студентов и работающих граждан в начале и конце зимнего периода соответственно. По данным из таблиц видно, что по всем признакам кроме «Положительный–отрицательный образ самого себя» и «Нервно–психическое напряжение» значение показателей являются статистически значимыми.

Таблица 4. Оценки различий признаков исследования студентов и работающих граждан в начале зимнего периода

 

U Манна-Уитни

Асимптотическая значимость

(2-сторонняя)

Положительный–отрицательный образ самого себя

693,5

0,06

Активное–пассивное отношение к жизненной ситуации

515,5

0,001

Бодрость–уныние

563,5

0,003

Тонус высокий–низкий

529,5

0,001

Раскованность–напряженность

615,5

0,012

Спокойствие–тревога

576,5

0,004

Устойчивость–неустойчивость эмоционального тона

664,5

0,037

Удовлетворенность–неудовлетворенность жизнью в целом

462,5

0,0001

Нервно–психическое напряжение

744,0

0,164

Средние ранги признаков «Активное–пассивное отношение к жизненной ситуации», «Бодрость–уныние», «Тонус высокий–низкий», «Раскованность–напряженность», «Спокойствие–тревога», «Устойчивость–неустойчивость эмоционального тона» и «Удовлетворенность–неудовлетворенность жизнью в целом» выборки студентов меньше средних рангов выборки работающих граждан.

Таким образом, для работающих граждан, по сравнению со студентами, характерно более оптимистические отношения к жизненным ситуациям, вера в свой потенциал и достижение поставленных целей. Наблюдается повышение эмоционального фона, высокая активность и готовность к быстрому реагированию на возникающие трудности, готовность к длительной работе для достижения поставленных целей, уверенность в своих силах и возможностях, удовлетворенность жизнью в целом и ее ходом.

Таблица 5. Оценки различий признаков исследования студентов и работающих граждан в конце зимнего периода

 

U Манна-Уитни

Асимптотическая значимость

(2-сторонняя)

Положительный–отрицательный образ самого себя

983,5

0,053

Активное–пассивное отношение к жизненной ситуации

219,5

0,0001

Бодрость–уныние

115,5

0,0002

Тонус высокий–низкий

233,5

0,0001

Раскованность–напряженность

263,5

0,0001

Спокойствие–тревога

521,5

0,0001

Устойчивость–неустойчивость эмоционального тона

453,0

0,0001

Удовлетворенность–неудовлетворенность жизнью в целом

335,0

0,0001

Нервно–психическое напряжение

1007,5

0,076

Для выявления взаимосвязи между нервно-психическим напряжением и параметрами доминирующих состояний личности были вычислены коэффициенты ранговой корреляции Спирмена. Результаты корреляционного анализа представлены в таблицах 6-7.

Проведенный корреляционный анализ, по выборке студентов, позволил выявить статистически значимые, обратные корреляционные связи между НПН и показателями ДС. В начале зимнего периода наблюдается значимая взаимосвязь между НПН и параметрами ДС «Тонус высокий–низкий», «Раскованность–напряженность, «Спокойствие–тревога», «Устойчивость–неустойчивость эмоционального тона», «Удовлетворенность–неудовлетворенность жизнью». В конце зимнего периода взаимосвязь наблюдается между НПН и параметрами ДС «Тонус высокий–низкий», «Раскованность–напряженность, «Спокойствие–тревога», «Устойчивость–неустойчивость эмоционального тона».

Таблица 6. Коэффициенты корреляции между НПН и параметрами ДС (эмпирические данные студентов)

Параметры ДС

НПН

В начале зимы

В конец зимы

Положительный–отрицательный образ самого себя

-0,238

-0,308

Активное–пассивное отношение к жизненной ситуации

-0,082

-0,199

Бодрость–уныние

-0,250

-0,337

Тонус высокий–низкий

-0,493*

-0,425*

Раскованность–напряженность

-0,599*

-0,424*

Спокойствие–тревога

-0,537*

-0,491*

Устойчивость–неустойчивость эмоционального тона

-0,438*

-0,408*

Удовлетворенность–неудовлетворенность жизнью в целом

-0,471*

-0,24

*Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

Таким образом, отрицательное влияние НПН на показатели ДС способствует снижению работоспособности, повышению утомляемости у респондентов в начале зимнего периода. Для большинства студентов характерно постоянное ощущение тревоги и беспокойства, ожидания неблагоприятный исход различных ситуаций без осознания его причин. Процессы возбуждения и торможения резко сменяют друг друга. Неудовлетворенность жизнью и ее ходом, ощущение собственной неуспешности и нереализованности, сопровождающиеся негативным эмоциональным фоном, проявлением раздражительности и агрессивности, недоверием себе и окружающим людям, отрицание собственной ответственности за жизненные выборы. Вследствие чего у студентов преобладает интенсивное стремление осуществить необходимое, в более полной мере действовать, вести себя желаемым образом. Переживание большой значимости происходящих в жизни событий, текущей ситуации; переживание повышенной значимости осуществляемого поведения, деятельности. Свойственно увеличенное вовлечение ресурсов или активизация защитных механизмов.

Таблица 7. Коэффициенты корреляции между НПН и параметрами ДС (эмпирические данные работающих граждан)

Параметры ДС

НПН

В начале зимы

В конец зимы

Положительный–отрицательный образ самого себя

-0,24

-0,243

Активное–пассивное отношение к жизненной ситуации

-0,279

-0,002

Бодрость–уныние

-0,541*

-0,171

Тонус высокий–низкий

-0,558*

-0,142

Раскованность–напряженность

-0,567*

-0,093

Спокойствие–тревога

-0,65*

-0,184

Устойчивость–неустойчивость эмоционального тона

-0,443*

-0,110

Удовлетворенность–неудовлетворенность жизнью в целом

-0,531*

-0,09

Корреляционный анализ, по выборке работающих граждан, также выявил статистически значимые, обратные корреляционные связи между НПН и показателями ДС. В начале зимнего периода наблюдается значимая взаимосвязь между НПН и параметрами ДС «Бодрость–уныние», «Тонус высокий–низкий», «Раскованность–напряженность, «Спокойствие–тревога», «Устойчивость–неустойчивость эмоционального тона», «Удовлетворенность–неудовлетворенность жизнью». В конце зимнего периода взаимосвязь между НПН и параметрами ДС не наблюдается.

Таким образом, для работающих граждан, отрицательное влияние НПН на показатели ДС способствует незначительному снижению работоспособности и утомляемости в начале зимнего периода. У большинства работающих граждан в основном преобладает положительный эмоциональный фон. Эффективность и продуктивность деятельности в целом достаточно высокие. У респондентов преобладают ощущения сил и энергии, внутренней собранности, готовность к быстрому реагированию на возникающие трудности. Уверенность в своих силах и возможностях настраивает их на благоприятное разрешение жизненных ситуаций они воспринимают свою жизнь как разносторонний процесс сопровождающийся самореализацией, ощущением её сбалансированности и гармоничности.

ВЫВОДЫ:

Существуют различия в показателях доминирующего состояния и нервно-психического напряжения у студентов и работающих граждан

Выявлено, что в течение зимнего периода, свойственно 2-ая степень НПН, которая характеризуется мобилизацией психической деятельности, чувством общего подъема душевных и физических сил. В конце зимнего периода, в отличие от студентов, у работающих граждан наблюдается рост значения данного параметра. Данный факт может быть объяснён, тем, что у работающие граждане имеют определённый опыт приспособления к ситуации и получение желаемого результата.

В конце зимнего периода значение признаков ДС значительно ниже, отмечается снижение пассивного и увеличение позитивного, оптимистического отношения к жизненной ситуации. У студентов наблюдается готовность преодолевать препятствия, достигать поставленных целей, вера в собственные возможности. У работающих граждан в конце зимнего периода наблюдается увеличение позитивного, оптимистического отношения к жизненной ситуации, отмечается высокая активность и готовность к быстрому реагированию на возникающие трудности.

Выявлены обратные корреляционные связи между НПН и показателями ДС в зимний период. Для большинства студентов характерно постоянное ощущение тревоги и беспокойства. Вследствие чего у студентов преобладает интенсивное стремление осуществить необходимое, свойственно увеличенное вовлечение ресурсов или активизация защитных механизмов. У большинства работающих граждан преобладают ощущения сил и энергии, внутренней собранности, готовность к быстрому реагированию на возникающие трудности.


Список литературы

1. Хаснулин В.И. Введение в полярную медицину. Новосибирск: СО РАМН, 1998. 337 с.
2. Наймушина А. Г., Бакиева Э. М Общие закономерности взаимодействия организма человека с окружающей средой – адаптациогенез жителей севера и юга тюменской области // Вестник Сургутского государственного университета. 2018. № 4. С. 90-94.
3. Эверт Л.С., Зайцева О.И., Петрова И.А., Паничесва Е.С., Боброва Е.И. Показатели психоэмоционального статуса в оценке адаптации детей северян к новым климотографическим условиям проживания // Вестник новых медицинских технологий . 2013. №2. С. 64-69.
4. Агажданян Н. А. Уровень здоровья и адаптации у населения крайнего Севера / Н. А. Агаджанян, Л. В. Саламатина, Е. Н. Леханова М.: Вертикаль. 2002. 160 с.
5. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 412с.
6. Левитов Н.Д. Проблема психических состояний. //Вопросы психологии. - №2, 1955. С. 16-26.
7. Панов В.И. Психические состояния как объект и предмет психологического исследования // Мир психологии. 1998. №2 (14). С.20-35
8. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Систематика психических состояний человека // Вестник Ленинградского университета. Сер. 6. 1991. - Вып. 1. С.47-55.
9. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. М.: Институт психологии РАН, 1998.
10. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Л.: ЛГУ, 1983. 166 с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. СПб.: Питер, 2015. 705 с.
12. Солдатов Д.В. Нервно-психическое напряжение студентов-первокурсников // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 107-112.
13. Воробьева К.И., Заворотняя И.А Личностные детерминанты нервно-психической напряженности и их учет в профессиональной диагностике спасателей // Психология в экономике и управлении . 2014. №1. С. 76-79.
14. Махнач А.В. Компонентный анализ психического состояния человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал, 1991, Т.12, №1, С.66-75.
15. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. 464 с.
16. Куликов Л.В. Психология настроения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1997. 228 с.
17. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.
18. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. СПб.: СПбГУ, 2003.
19. Хафизова А.М., Ким К.В. Исследование нервно-психического напряжения и доминирующих состояний у студентов в зимний период // Психология XXI века: Актуальные вызовы и достижения сборник статей участников международной научной конференции молодых ученых. Санкт-петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2020. С. 46-57

Расскажите о нас своим друзьям: