Социальная психология | Мир педагогики и психологии №04 (45) Апрель 2020

УДК 159.9

Дата публикации 30.04.2020

Исследование академической прокрастинации у студентов вуза

Аристова Ирина Леонидовна
канд. психолог. наук, доцент департамента психологии и образования, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток, aristova.il@dvfu.ru
Горбач Наталья Сергеевна
студент департамента психологии и образования, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток, natashka020898@mail.ru

Аннотация: В данной статье представлен теоретический обзор психологического понятия прокрастинации, рассматривается такой вид прокрастинации, как академическая прокрастинация. Приводятся результаты исследования академической прокрастинации у студентов вуза разных направлений обучения, проведённого с целью проверить, зависит ли уровень академической прокрастинации от направления обучения студентов.
Ключевые слова: прокрастинация, академическая прокрастинация, прокрастинатор, студент, вуз.

Research of academic procrastination in university students

Aristova Irina Leonidovna
PhD in Psychology, associate professor at the Department of psychology and education, Far eastern federal university, Russia, Vladivostok
Gorbach Natalia Sergeevna
Student of the Department of psychology and education, Far eastern federal university, Russia, Vladivostok

Abstract: This article presents a theoretical overview of the psychological concept of procrastination, and considers such a type of procrastination as academic procrastination. The article presents the results of a study of academic procrastination among university students in different areas of study, conducted in order to check whether the level of academic procrastination depends on the direction of students’ education.
Keywords: procrastination, academic procrastination, procrastinator, student, university.

Жизнь современного человека заполнена огромным количеством разнообразных дел, выполнение которых предполагает чёткого ограничения времени на их реализацию. Предполагается, что человек, осознавая наличие временных рамок, может спланировать своё время, ресурсы и силы, но часто случается так, что возникает желание отложить выполнение некоторых дел на потом, особенно когда надо делать что-либо под давлением обстоятельств или же когда есть сомнения в нужности и полезности задуманного.

При этом человек может выполнять незначительные дела, которым придает большую значимость, чем действительно важному. Это нередко приводит к тому, что выполнение важных дел постоянно откладывается, и человек выполняет их в последний момент, при этом обещая себе, что такого больше не повторится. Для обозначения такого явления в психологии существует специальный термин «прокрастинация», который был введён в психологическую науку в 1977 году П. Рингенбахом в книге «Прокрастинация в жизни человека».

Прокрастинация – тенденция откладывать выполнение дел «на потом» – сложный поведенческий паттерн, при котором выполнение ведущей для человека в данный период времени деятельности сознательно откладывается [2].

К. Лэй указывал на то, что прокрастинация – это непринудительное откладывание намеченных действий, которое влечёт за собой неблагоприятные последствия и имеет негативное влияние на личность [9].

В зарубежной психологической литературе данное явление изучали такие учёные, как А. Эллис, В. Кнаус, Дж. Бурка, П. Стил, Дж. Феррари. Были разработаны опросники для изучения прокрастинации К. Лэем, Б. Такманом. В конце XX – начале XXI века данное явление привлекло внимание и российских психологов: Я.И. Варваричеву, Е.Л. Михайлову, В.С. Ковылина.

Проблема прокрастинации очень актуальна в наше время, так как это состояние знакомо большинству людей и до определённого уровня считается нормальным. Прокрастинация становится проблемой, когда превращается в привычное рабочее состояние. Человек начинает откладывать все важные дела, а когда оказывается, что сроки выполнения работы прошли, то он пытается сделать всё за очень короткий отрезок времени или вовсе отказывается от запланированного. В итоге, дела либо совсем не выполняются, либо выполняются некачественно, со множеством ошибок и промахов. И это приводит к негативным последствиям – неприятностям на учёбе и работе, упущенным возможностям, плохому эмоциональному состоянию. Прокрастинация может вызвать стресс, чувство вины, снижение продуктивности, недовольство окружающих из-за невыполнения обязательств.

Неприязнь к задаче, то есть её сложность, значительность, непривлекательность для данного субъекта, может быть причиной откладывания выполнения того или иного задания.

В рамках современных исследований прокрастинации в качестве основных психологических признаков выделяют эмоциональный дискомфорт и негативные субъективные переживания [7].

Австрийский психотерапевт Дж. Б. Бурка, исследуя данный феномен, обнаружила, что все прокрастинаторы проходят «цикл прокрастинации» – определенные фазы, границы которых определяются индивидуально. По словам автора, только единицы из всех прокрастинаторов выполняют свои обещания не откладывать выполнение важных дел, а большая часть вновь и вновь проходят «цикл прокрастинации» [8].

Прокрастинация свойственна всем возрастам. Однако наибольшее распространение она имеет среди студентов. Это так называемая академическая прокрастинация.

 

Учебная деятельность представляет собой протяжённый во времени процесс, где время является наиболее важным ресурсом. Именно в учебной деятельности студенты сталкиваются с проблемами в тайм-менеджменте при выполнении учебных заданий, что и проявляется в их откладывании и даже невыполнении, что влечёт за собой негативные последствия.

Согласно данным многих исследований, прокрастинация является одним из наиболее существенных факторов, приводящих к трудностям в обучении. От 46 % до 95 % учащихся средних и высших учебных заведений считают себя прокрастинаторами. Большинство из них отмечают, что нуждаются в профессиональной помощи по преодолению прокрастинации [4]. В связи с этим многие зарубежные колледжи и университеты обеспечивают учащимся возможность посещения специальных занятий для борьбы с прокрастинацией и приобретения навыков адекватного планирования учебной деятельности, а также расстановки приоритетов и распределения своего времени [2].

Установлено, что студенты с низкой самооценкой и внутренним непринятием себя, экстравертированностью и импульсивностью более склонны к откладываю дел на потом. Также выявлено, что студенты с низким уровнем самоорганизации и с мотивацией к избеганию неудач наиболее склонны к прокрастинации [3].

К академической прокрастинации менее склонны студенты, в структуре учебной мотивации которых преобладают внутренние (учебно-познавательные, профессиональные) и позитивные (достижения успеха) мотивы [1].  

Интересно отметить результаты одного из исследований, проведенных по данной теме: считается, что студенты склонны к прокрастинации при выполнении письменных заданий, на выполнение которых требуется много времени – написание курсовых, дипломов, отчётов и т.д., по сравнению с подготовкой к экзаменам, зачётам и другим заданиям в устной форме [6].

По результатам другого исследования, проведённого на базе Санкт-Петербургского педагогического университета выяснилось, что наибольшая распространённость прокрастинации наблюдается у студентов-гуманитариев. Авторы связывают это с отсутствием интереса к выполнению учебных заданий у гуманитариев по сравнению со студентами технических направлений [5].

Данные исследования натолкнули нас на предположение о том, что уровень выраженности академической прокрастинации может иметь зависимость от профиля обучения студентов.

С целью выявления особенностей прокрастинации у студентов различных специальностей было проведено исследование уровня прокрастинации студентов-экономистов (25 человек) (группа 1) и студентов-биохимиков (30 человек) (группа 2) с помощью методик «Шкала прокрастинации у студентов» К. Лэя и «Шкала общей прокрастинации» Б. Такмана.

Результаты двух групп по общей шкале прокрастинации К. Лэя для наглядности представлены в виде гистограммы на рис 1.

Рисунок 1. Результаты по «Общей шкале прокрастинации» К. Лэя

Как можно увидеть из рисунка 1, большинство респондентов, а именно 16 студентов группы 1 и 15 студентов группы 2 имеют средние показатели, 4 студента группы 1 и 5 студентов группы 2 набрали от 30 до 42 баллов, что говорит о низком уровне прокрастинации, и 5 студентов группы 1 и 10 студентов группы 2 показали высокий уровень прокрастинации. Ни один из респондентов не набрал крайних значений, что говорит о выраженности данного феномена в пределах нормы.

Результаты по «Шкале прокрастинации» Б. Такмана (рис. 2) наглядно иллюстрирует, что большая часть респондентов имеет средний уровень выраженности прокрастинации – 17 студентов группы 1 и 18 студентов группы 2, относительно небольшая часть выборки имеет высокие показатели по прокрастинации – 6 студентов группы 1 и 9 студентов группы 2, низкие значения показали 2 студента группы 1 и 3 студента группы 2.

Рисунок 2. Результаты по «Шкале прокрастинации» Б. Такмана

Сравнивая рисунки 1 и 2, можно проследить одинаковую тенденцию в обеих методиках, а именно: наибольшее количество испытуемых обеих групп имеет средний уровень прокрастинации.

Для проверки гипотезы был использован непараметрический U-критерий Манна – Уитни. Анализируя данные, полученные с помощью обработки статистическим критерием, сделали вывод о том, что гипотеза исследования не подтвердилась: уровень выраженности прокрастинации студентов обеих групп не различается.

Таким образом, мы выяснили, что уровень выраженности прокрастинации не зависит от направления подготовки студентов. Можно предположить зависимость уровня прокрастинации от какого-либо другого фактора.

Так как нет различий в группах, можем объединить группы и сделать общий вывод: по методике «Шкала студенческой прокрастинации» К. Лэя -  15 человек (27%) с высокой выраженностью прокрастинации, 9 (16%) – с низкой; по методике «Шкала общей прокрастинации» Б. Такмана - 15 человек (27%) с высокой выраженностью прокрастинации, 5 (9%)– с низкой. Большая часть респондентов имеет среднюю выраженность прокрастинации – 31 человек (56%) и 35 человек (64%) по первой и второй методике соответственно. Для наглядности данные выводы представлены в виде диаграмм на рис. 3 для методики Шкала общей прокрастинации К. Лэя и на рис. 4 для методики Шкала прокрастинации Б. Такмана.

Рисунок 3. Общие данные двух групп по методике Шкала общей прокрастинации К. Лэя

 

 

Рисунок 4. Общие данные двух групп по методике Шкала прокрастинации Б. Такмана

По результатам проведённого исследования, только 27% испытуемых можно назвать прокрастинаторами. Остальные 73% респондентов имеют средний и низкий уровень прокрастинации, что говорит о том, что у них обнаруживается склонность к откладыванию дел на потом, но назвать их прокрастинаторами будет некорректно.

Так как по обеим методикам 27% респондентов имеют высокий уровень прокрастинации, можно говорить об актуальности работы с данной проблемой.

Таким образом, исходя из итогов исследования, мы можем сделать вывод о том, что направление подготовки студентов нельзя рассматривать как решающий фактор проявления откладывающего поведения в академической среде. Вероятно, существуют другие весомые факторы, определяющие появление изучаемого нами явления.

Итак, проведённое нами исследование в рамках данной работы ещё раз подчёркивает актуальность данной проблемы. Полученные результаты могут быть полезны в дальнейших теоретических исследованиях проблемы прокрастинации, а также иметь практическую значимость при работе с данным психологическим феноменом. Имея данные итоги исследования, у нас есть возможность составить универсальные тренинговые программы и рекомендации по снижению высокого уровня прокрастинации для студентов разных направлений подготовки.

Таким образом, прокрастинация – сложный психологический феномен, содержащий в себе поведенческий, когнитивный и эмоциональный компоненты. Понимание природы прокрастинации - ключ к повышению продуктивности и психологического комфорта.

В дальнейших исследовательских планах – сравнение уровня прокрастинации у студентов, которые выбрали специальность самостоятельно и студентов, выбравших направление подготовки под давлением значимых лиц – родителей, учителей, друзей. Ожидается, что такое предположение может иметь право на существование, ведь при слабой мотивации к деятельности вероятность возникновения прокрастинации заметно увеличивается. И затем наметить стратегию работы со студентами, страдающими тенденцией откладывать выполнение важных учебных дел.


Список литературы

1. Зарипова Т. В., Данилова Н. А. Взаимосвязь академической прокрастинации и учебной мотивации студента // Омский научный вестник. – 2015. – № 4. – С. 122-126.
2. Ковылин, В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2013. – № 2 (2). – С. 22 –41.
3. Лебедев С.Ю. Психологические особенности студентов, склонных к прокрастинации: дисс… магистра психологии – СПб, 2016. – 110 с.
4. Лебедева Е.В. Академическая прокрастинация и особенности личностной организации времени у студентов вуза [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №4 – С. 139-143.
5. Микляева А.В. Академическая прокрастинация в структуре стилевых особенностей учебной деятельности студентов / А.В. Микляева, С.А. Безгодова, С.В. Васильева, П.В. Румянцева, Н.В. Солнцева // Психологическая наука и образование. – 2018. – №4. – С. 61-69.
6. Микляева А.В. Академическая прокрастинация в студенческой среде: результаты эмпирического исследования / А.В. Микляева, Д.С. Реброва, А.С. Савинская // Известия Иркутского гос. ун-та. – 2017. – Т. 19. – С 59-66.
7. Усатов И. А. Психологические детерминанты прокрастинации: теоретический обзор [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и разработки № 8. 2017: электрон. журнал.
8. Burka, J. B. Procrastination: Why You Do It, What to Do About It Now/ J. B. Burka. – Da Capo Press, 2008. – 340 p.
9. Lay C.H. At last, my research article on procrastination. Journal of Research in Personality, 1986. Vol. 20, pp. 474-495.

Расскажите о нас своим друзьям: