Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №10 (87) Октябрь 2023
УДК 378
Дата публикации 23.10.2023
Использование цифровых ресурсов при обучении студентов разнеуровневой подготовки при изучении иностранного языка
Игнаткина Ираида Викторовна
старший преподаватель кафедры иностранных языков, ПГУТИ «Поволжский государственный университет телекоммуникации и информатики», РФ. г. Самара, nir21@mail.ru
Аннотация: Научная статья посвящена проблематике использования цифровых ресурсов при обучении студентов разнеуровневой подготовки при изучении иностранного языка. Отражены основные педагогические цели, которые могут быть достигнуты благодаря внедрению в практику обучения цифровых ресурсов, в частности адаптация всех участников образовательного процесса вне зависимости от уровня их подготовки. Далее следует отметить сравнительный анализ цифровых ресурсов в зависимости от направления повышения уровня иностранного языка при обучении студентов разнеуровневой подготовки.
Ключевые слова: студенты разнеуровневой подготовки, цифровые ресурсы, ИКТ в образовании, информационно - грамотная личность, информационный поток, структурированные ресурсы обучения иностранным языкам.
Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia
Abstract: The scientific article is devoted to the problems of using digital resources in teaching students of different levels of training in learning a foreign language. The main pedagogical goals that can be achieved through the introduction of digital resources into the practice of teaching are reflected, in particular, the adaptation of all participants in the educational process, regardless of their level of training. Next, a comparative analysis of digital resources should be noted, depending on the direction of increasing the level of a foreign language when teaching students of different levels of training.
Keywords: students of different levels of training, digital resources, ICT in education, information - literate personality, information flow, structured resources for teaching foreign languages.
Игнаткина И.В. Использование цифровых ресурсов при обучении студентов разнеуровневой подготовки при изучении иностранного языка // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 10 (87). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-tsifrovykh-resursov-pri-obuchenii-studentov-razneurovnevoj-podgotovki-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka.html (Дата обращения: 23.10.2023)
Российские университеты изучают все аспекты цифрового преподавания иностранного языка уже более десяти лет. С развитием повсеместных технологий и появлением умных классных комнат цифровая лингафонная лаборатория превращается в интеллектуальную лингафонную лабораторию. Используя smart language laboratory, преподаватели и учащиеся могут получить доступ к огромным облачным учебным ресурсам, испытать новый тип интеллектуальной классной среды, проводить мобильное и интерактивное обучение, прослушивать занятия, а также выполнять облачное хранение и резервное копирование [5].
Кроме того, содержание и форма преподавания в колледжах и университетах относительно гибкие, и преподаватели обладают большей самостоятельностью в выборе учебных материалов, форм преподавания и методов оценки. В рамках цифровизации образовательной среды студенты также более автономны в процессе обучения, а доступ к материалам и написанию контрольных работ осуществляется вне аудитории. Данные аспект делает переход от офлайн-обучения к онлайн-обучению относительно плавным.
В первую очередь следует отметить, что распространенные цифровые ресурсы, в соответствии с их различными методами представления, можно условно разделить на видео, аудио, мультимедийное программное обеспечение, компакт-диски, системы управления онлайн-обучением, файлы данных, базы данных и так далее. Данные ресурсы объединяют звук, анимацию, текст и другой контент, который может предоставить студентам захватывающие сценарии общения, помочь лучше интегрироваться в среду для коммуникативных упражнений, тем самым улучшая участие обучающихся в образовательном процессе [1].
Важно обратить внимание на то, что при обучении студентов разнеуровневой подготовки при изучении иностранного языка цифровые ресурсы выполняют следующие педагогические цели (рисунок 1).
Рисунок 1. Педагогические цели цифровых ресурсов при обучении студентов разнеуровневой подготовки при изучении иностранного языка [6]
Разнообразие, удобство и интерактивность цифровых ресурсов делают их гибкими для использования во всех аспектах преподавания иностранного языка для студентов разнеуровневой подготовки. При внедрении аудиторного обучения преподаватели могут использовать аудио- и видеоресурсы для создания ситуаций для обучающихся, грамотного введения тем и стимулирования интереса студентов к новому контенту. С точки зрения прикладной значимости можно использовать мультимедийные цифровые ресурсы, чтобы помочь студентам приобрести языковые знания, такие как словарный запас, грамматика и примеры предложений, а также попрактиковаться. Наконец, ситуация воспроизводится для того, чтобы показать процесс использования изученного языка и в дальнейшем помочь понять и использовать иностранный язык [3].
Целесообразно отразить цифровые ресурсы, которые можно использовать при обучении студентов разнеуровневой подготовки при изучении иностранного языка (рисунок 2).
Рисунок 2. Цифровые ресурсы для обучения студентов разнеуровневой подготовки при изучении иностранного языка [4]
В дополнение к эффективному повышению эффективности занятий в классе цифровые ресурсы также могут сыграть большую роль в обеспечении обратной связи при обучении и внеклассных мероприятиях. Например, после окончания занятий в классе студенты могут пройти самотестирование с помощью платформ онлайн-обучения или систем управления. Результаты этих тестов могут автоматически передаваться преподавателям, чтобы учителя могли своевременно корректировать порядок преподавания.
Таблица 1. Сравнительный анализ цифровых ресурсов в зависимости от направления повышения навыков при изучении иностранного языка
Направление | Ресурсы |
Для совершенствования навыков аудирования | Esl-lab - ресурс содержит аудиотексты трех уровней сложности, которые можно использовать в процессе проведения аудиторных занятий, а также для подготовки к международным экзаменам. Librivox - представляет собой коллекцию аудиокниг на иностранном языке, которые были записаны англоговорящими волонтерами по всему миру. TuneIn - глобальная служба потоковой передачи аудио, новостей, радио, ТВ программ и подкастов. |
Для совершенствования лексических навыков | Hangman - игровой ресурс, в котором нужно угадать слово различной тематики по буквам. Idiomsite - сайт, предлагающий перевод и озвучку идиом. Daily Page - курс, который поможет в написании любого контента (от ведения блогов до написания эссе, критических статей и сценариев). |
Для совершенствования навыков чтения | Breaking News English и News in Levels - ресурсы, содержащие новостные заметки, а также видеоролики с заданиями, адаптированные под разные уровни владения языком. Readlang - сайт, на котором можно переводить слова и фразы прямо по ходу чтения. |
Словари | Cambridge Dictionary - электронный словарь, предлагаемый издательством Cambridge University. Dictionary Multitran - электронный словарь для поиска лексических единиц по различным параметрам. The Free Dictionary - словарь для повседневного пользования, имеющий возможность перевода на множество языков. |
Следует отметить, что использование цифровых ресурсов может сделать изучение иностранного языка более эффективным и оптимизировать работу студентов и преподавателей в классе. Если учебники иностранного языка можно будет сочетать с множеством цифровых продуктов, это, безусловно, сделает их еще более мощными [2].
Благодаря интеграции цифровых ресурсов в образовательный процесс с учетом разнеуровневой подготовки студентов, можно удовлетворить потребности различных учащихся, помочь им расширить свои каналы обучения, улучшить способности к самообучению и скорректировать стратегии изучения иностранного языка. Кроме того, с позиции преподавателя – расширяется спектр учебных материалов, а сами цифровые ресурсы позволяют обогатить содержание занятий в аудитории.
Конкретное отображение цифровых вспомогательных продуктов выглядит следующим образом:
1 Интерактивная онлайн-платформа для обучения.
Содержание интерактивной онлайн-платформы обучения соответствует блокам учебника для студентов, включая интерактивные упражнения, такие как словарный запас, грамматика, аудирование, разговорная речь и чтение (2 ~ 3 упражнения в каждой части) и игры, а также видеоролики и практические занятия, соответствующие аудиовизуальной программе. Кроме того, интерактивная платформа онлайн-обучения также имеет функцию автоматического подсчета очков, записи прогресса и оценок. Студенты могут вовремя проверить полученные знания после занятий и получить соответствующую обратную связь [1].
В дополнение к упражнениям на аудирование, разговорную речь, чтение, письмо, увлекательные игры (Games) также являются изюминкой интерактивной онлайн-платформы обучения. Программа игр сочетает в себе языковые упражнения с интересными мини-играми, а также разделена по степени сложности (легкий, средний и сложный). Игровая ситуация: если взять в качестве примера «Speak» или «Swim», то в игре злодей, правильно ответивший на вопрос, может плавно пересечь реку, а если он ответит на неправильный вопрос, то упадет.
2 Мобильное аудио и видео-сопровождение.
Мобильное аудио - это все аудио-сопровождение с диска для занятий и руководства по лексике и идиомам, а мобильное видео - это все видеоролики, соответствующие учебнику аудиовизуальных занятий. Можно отсканировать QR-код на задней обложке учебников для студентов, аудиовизуальных пособий для занятий, пособий по лексике и идиомам с помощью мобильных устройств, чтобы слушать аудио и смотреть видео материалы по изучению иностранного языка бесплатно в любое время и в любом месте [3].
3 Загружаемые учебные ресурсы.
Загружаемые цифровые ресурсы предоставляют преподавателям богатые и научно обоснованные учебные пособия, которые позволяют выбирать то, что нужно студентам в соответствии с реальной ситуацией и их уровнем подготовки. В частности, данные ресурсы включают в себя оценочные тесты (используются для оценки уровня владения студентами иностранного языка в процессе изучения учебников этой серии) и расширяющие учебные ресурсы (дополнительные упражнения, связанные с аудированием, разговорной речью, чтением и письмом, играми, новыми методами обучения, распространенными проблемами и решениями и т.д.) [4].
Таким образом, с точки зрения правительства, большинство стратегий, которые в настоящее время разрабатываются и издаются в связи с цифровизацией изучения иностранных языков, являются макрополитиками информатизации образования. В дополнение к инструментам для преподавания иностранного языка, корректировка педагогики является самой большой проблемой, стоящей перед всей идеей внедрения цифровых ресурсов в данном направлении. Успешное развитие познавательной деятельности и самостоятельности будет успешным только тогда, когда учебный процесс поставлен как мыслительная деятельность каждого обучаемого с учетом его особенностей и возможностей с использованием различных современных средств.
Практика использования цифровых ресурсов при обучении студентов разнеуровневой подготовки при изучении иностранного языка позволяет предоставлять преподавателям и обучающимся широкий спектр профессиональных ресурсов.
Список литературы
1. Богданова Л.В. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании иностранных языков в техническом вузе // Цифровизация транспорта и образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, прсвящённой 125-летию железнодорожного образования в Сибири. - 2019. - С. 428-433.
2. Земскова А.Н. Применение цифровых образовательных технологий в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Успехи гуманитарных наук. - 2021. - №7. - С. 91-97.
3. Колесниченко А.Н. Применение цифровых технологий при обучении лексике иностранного языка в высшей школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т.6. - №2. - С. 298-303.
4. Пластинина Н.А. Открытые образовательные ресурсы и цифровые библиотеки: критерии отбора, оценивание качества и способы каталогизации ресурсов в современной практике преподавания иностранного язвка // Наука, образование, обучение: актуальные вопросы и современные аспекты. - Екатеринбург, 2020. - С. 5-12.
5. Руст А.М. Цифровые образовательные ресурсы и интерактивные технологии как инновационные средства преподавания иностранного языка в неязыковом вузе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - №8. - С. 95-99.
6. Тукаева Р.Н., Катекина А.А. Роль цифровых образовательных ресурсов в процессе овладения иностранным языком // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – С. 267-270.