Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №07 (84) Июль 2023

УДК 37.026.5

Дата публикации 31.07.2023

Использование цифровых информационных ресурсов в работе с одаренными детьми

Храмченко Анна Андреевна
учитель русского языка и литературы, муниципальное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Гимназия №62», РФ, г. Новокузнецк

Аннотация: В статье поднимается проблема работы с одаренными детьми. При том что одаренные дети чаще всего успешны в обучении, педагогу не всегда легко выявить, поддержать и развить способности учащихся. Использование цифровых информационных ресурсов поможет преодолеть данные трудности. Работа с образовательными платформами повышает мотивацию учащихся к познавательной деятельности, развивает коммуникативные, регулятивные и метапредметные умения.
Ключевые слова: цифровые информационные ресурсы, одаренные дети, цифровая образовательная среда, образовательные платформы

The use of digital information resources in working with gifted children

Hramchenko Anna Andreevna
teacher of Russian language and literature, municipal budget atypical educational institution «Gymnasium № 62», Russian Federation, Novokuznetsk

Abstract: The article raises the problem of working with gifted children. While gifted children are most often successful in learning, it is not always easy for a teacher to identify, support and develop students' abilities. The use of digital information resources will help overcome these difficulties. Working with educational platforms increases students' motivation for cognitive activity, develops communicative, regulatory and meta-subject skills.
Keywords: digital information resources, gifted children, digital educational environment, educational platforms

Правильная ссылка на статью
Храмченко А.А. Использование цифровых информационных ресурсов в работе с одаренными детьми // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 07 (84). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-tsifrovykh-informatsionnykh-resursov-v-rabote-s-odarennymi-detmi.html (Дата обращения: 31.07.2023)

Выявление одаренных детей и работа с ними – одно из ключевых, но в то же время сложнейших направлений современной педагогики. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [3].

 С одной стороны, возникает проблема идентификации способностей учащегося. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания [2].  С другой стороны, поиск ресурсов для индивидуальной работы с учащимся и ее организация занимают время педагога и ограничивают возможность ведения такой работы с большим количеством учеников. Возникает вопрос: как выявить, поддержать и развить одаренность ребенка. Помочь педагогу в решении этого вопроса могут цифровые информационные ресурсы.

Цифровые информационные ресурсы, несомненно, влияют на мышление, воображение, память, коммуникативные способности учащихся. Именно поэтому необходимо осмысление создания условий для обучения в современной цифровой образовательной среде. Под цифровой образовательной средой понимаем «системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как субъектом образования» [1]. Она возникает в результате успешного взаимодействия участников образования и информационно-образовательного пространства.

Анализ опыта применения современных цифровых технологий в образовательном процессе выявил положительную динамику качества обучения. Широкое применение информационных компьютерных технологий обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию обучения [5]. Кроме того, многие исследователи отмечают такие преимущества обеспечения цифровой образовательной среды, как доступность, качественную информационно-методическую поддержку образовательного процесса, повышение эффективности мониторинга качества учащихся, дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, обучение в комфортной цифровой среде, улучшение результатов освоения образовательной программы [4].

Внедрение в образовательную среду цифровых информационных ресурсов позволяет не только расширить спектр методов работы с учащимися, повысить мотивацию учащихся к развитию творческих и интеллектуальных способностей, сократить временные затраты учителя, а еще и выявить одаренных детей, поддержать и развить их одаренность. Рассмотрим данное утверждение на примере работы учащихся МБ НОУ «Гимназия №62» г. Новокузнецка с образовательными платформами «Олимпис», «Инфоурок» и «Яндекс.Учебник».

«Олимпис» предоставляет возможность принять участие в конкурсах по одиннадцати школьным предметам учащимся с 1 по 11 класс. Задания составлены с учетом освоенной в школе программы, что позволяет ребятам не только разнообразить формы познавательной деятельности, но и повторить уже изученный материал. Гибкие условия участия в конкурсе позволяет выбрать учащимся не только время проведения, но и место: ведь для выполнения заданий не обязательно присутствие в образовательном учреждении. Привлекателен и доступен ребенку красочный и простой в использовании интерфейс сайта, а задания занимательны и нестандартны. Все вышеперечисленные факторы обеспечивает цифровую комфортную образовательную среду для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Показателен рост регистрирующихся учеников МБ НОУ «Гимназия №62» г. Новокузнецка для участия в конкурсе на сайте «Олимпис» (Рисунок 1). Благодаря «Олимпису» с каждым годом возрастает не только число участников, желающих проверить свои способности в освоении школьных предметов, но и количество победителей и призеров. Положительные результаты учащихся позволяют педагогам быстро идентифицировать одаренных детей. А дальнейшее привлечение к участию в конкурсе повышает мотивацию к изучению предметов, развитию творческих и интеллектуальных способностей.

Рисунок 1. Динамика активности учащихся МБ НОУ «Гимназия №62» на сайте «Олимпис»

Рассмотрим показатели участия в конкурсе по русскому языку и литературе «Олимпис» на примере учащихся пятых классов 2021-2022 учебного года. В первом полугодии они проявили невысокую активность к участию в дистанционном конкурсе – лишь четыре ученика из семидесяти семи выполнили задания, но уже во втором полугодии количество участников возросло до восемнадцати из семидесяти семи (Рисунок 2).

Опыт участия в конкурсе не был забыт при переходе в следующий класс. Напротив, он послужил толчком к действию для остальных учащихся. Уже в первом полугодии 2022-2023 учебного года количество участников в дистанционной олимпиаде по русскому языку, организованной «Инфоуроком», и акции «Тотальный диктант», проводимой посредством сайта «Яндекс.Учебник», значительно возросло. Общее количество учащихся в параллели составило семьдесят семь, из них семьдесят два ученика поучаствовали в олимпиаде и семьдесят семь – в диктанте (Рисунок 2).

Таким образом, на примере регулярной работы учащихся одной параллели с образовательными платформами мы пронаблюдали положительную динамику мотивации к участию в олимпиадах по русскому языку и интереса к изучению предмета.

Рисунок 2. Участие в дистанционных конкурсах

 

Интерес учащихся к работе с образовательными платформами и регулярное участие в олимпиадах привели к высоким результатам. Так, например, по итогам осеннего сезона 2022 международной олимпиады по русскому языку «Инфоурок» тридцать шесть учащихся из семидесяти двух, принявших участие, стали призерами, а четырнадцать из семидесяти двух – победителями. Благодаря работе с образовательными платформами удалось идентифицировать одаренных детей, ставших призерами и победителями. При этом педагогом было затрачено минимум ресурсов, ведь для организации работы учащихся с образовательными платформами достаточно лишь выдать им ссылку и код доступа на сайт и проконтролировать выполнение олимпиады. А регулярная работа детей на платформах «Олимпис», «Инфоурок» и «Яндекс.Учебник» помогла развить и поддержать их одаренность, что и привело к высоким результатам.

Формирование цифровой образовательной среды помогает решить многие задачи современного образования и дает следующие положительные результаты: повышение мотивации учащихся к познавательной деятельности, развитие коммуникативных, регулятивных и метапредметных умений, идентификацию одаренных детей, развитие и поддержание их одаренности. И конечно, современные технологии облегчают работу учителя, экономят время урока, помогают удержать внимание школьников.


Список литературы

1. Ганичева Е.М Формирование информационно-образовательной среды образовательного учреждения // Развитие информационной образовательной среды: материалы из опыта работы цифровых школ Вологодской области. – Вологда: ВИРО, 2013. – С. 7-21.
2. Овчинникова Ю.С., Харитонов Б.Ф. Возможности использования средств программы «1С: Математический конструктор 3.0» в работе учителя математики с одаренными детьми // Развитие информационной образовательной среды: материалы из опыта работы цифровых школ Вологодской области. – Вологда: ВИРО, 2013. – С. 96-98.
3. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. М.: М-во образования РФ, 2003. 95 с.
4. Филиппов О.Е., Филиппова Е.Б. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования // Первое сентября: сайт. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/616247
5. Щека О.Г., Блинова И.А. Практика использования интерактивного пространства в школе как условие повышения качества образования // Отечественная и зарубежная педагогика. – М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2018. – №2 (49). – С. 92-98.

Расскажите о нас своим друзьям: