Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №09 (86) Сентябрь 2023
УДК 371.3
Дата публикации 27.09.2023
Использование технологии «mind-mapping» в образовательном процессе в вузе (на примере иностранного языка)
Табуева Ирина Николаевна
ст. преподаватель каф. ИНО Поволжский государственный университет телекоммуникации и информатики (ПГУТИ)
Стукалова Александра Михайловна
студентка, факультет №2, 3курс, группа-ИСТ 11 Поволжский государственный университет телекоммуникации и информатики (ПГУТИ)
Аннотация: В современных условиях цифровизации применение современных компьютерных технологий является необходимым условием для эффективного процесса обучения. В данной статье мы рассмотрели технологию Mind-mapping в контексте процесса обучения. Mind-mapping обучение- метод, в основе которого интенсифицируются особенности мышления, когнитивные функции мышления, задействующие оба полушария мозга. В связи с тем, что мышление человека не линейно, а радиантно, это дает возможность мышлению создавать ассоциативные поля. Интеллект-карты являются иллюстрацией данного процесса, представляя информацию в виде древовидной схемы. В статье мы определили преимущества применения ментальных карт и подчеркнули ряд преимуществ применений данной технологии в обучении. Педагогический эксперимент по внедрению интеллектуальных карт в процесс обучения иностранному языку позволил прийти к выводу, что применение данной технологии не только позволяет обучающимся эффективно запоминать и усваивать новый языковой материал, но и мотивирует студентов к дальнейшему самостоятельному обучению и профессиональному росту.
Ключевые слова: интеллект-карта, визуальная технология, иностранный язык, эффективное обучение, логическое мышление.
Senior teacher of the Department of Foreign Languages Povolzskiy State University of Telecommunications and Informatics
A student, faculty №2, the third course, group- IST 11 Povolzskiy State University of Telecommunications and Informatics
Abstract: In modern conditions of digitalization, the use of modern computer technology is a prerequisite for an effective learning process. In this article, we examined the Mind-Mapping technology in the context of the learning process. Mind-Mapping Learning is a method based on the features of thinking, cognitive functions of thinking, which use both hemispheres of the brain. Due to the fact that a person’s thinking is not linear, but radiant, this enables thinking to create associative fields. The intelligence of the card is an illustration of this process, presenting information in the form of a tree -like scheme. In the article, we determined the advantages of using mental cards and emphasized a number of advantages of the applications of this technology in training. The pedagogical experiment on the introduction of intellectual cards in the process of teaching a foreign language made it possible to conclude that with the use of this technology, students not only effectively memorize and learn new language material, but are also motivated for further independent training and professional growth.
Keywords: mind-mapping, visual technology, foreign language, effective learning, logical thinking.
Табуева И.Н., Стукалова А.М. Использование технологии «mind-mapping» в образовательном процессе в вузе (на примере иностранного языка) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 09 (86). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-tekhnologii-mind-mapping-v-obrazovatelnom-protsesse-v-vuze-na-primere-inostrannogo-yazyka.html (Дата обращения: 27.09.2023)
XXI век является информационным и требует современные механизмы для восприятия, обработки, хранения и передачи информации. Информационная компетентность заключается не только в нахождения информационного контента, а в умении выделять суть объекта, причинно-следственные связи, что является систематизированием материала и построением целостной картины для работы с большим потоком информации в том числе и сфере своей специализации. Конкурентоспособный специалист широкого профиля – это не только профессионал в сфере своей специализации, но и владеющий компьютерной грамотностью и знанием иностранного языка, в виде коллаборации профессионализма и универсализма.
Начало понятийного мышления, где определяющими являются логические инструкции и понятия, начинают развиваться в школе, где постижение наук происходит по принципу: базовые понятия, а над ними и вся «пирамида» науки. Навыки работы с информационным потоком всё чаще игнорируются в довузовской подготовке. Традиционная подача информации посредством «под диктовку лектора» заменяется интерактивными играми, что является системным подходом, определяя педагогический процесс как единую систему, изучающую закономерности воспитания. Целью обучения становится – научить учиться, воспринимать и использовать информацию, реализуя все кортикальные возможности нашего мозга. [2]
Что качается иностранных языков, лексико-грамматический материал становится тем барьером, преодоление которого требует больших усилий, и необходимость работы по активизации процесса запоминания обширного материала становится актуальной как никогда. Проблема обучения иностранным языкам студентов заключается в некомпетентности обучающихся в анализе, извлечении и применении полученных знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности в полной мере, что ведет к неэффективному овладению навыками продуктивной речи. Целью обучения становится научить учиться, воспринимать, анализировать и использовать информацию, реализуя все кортикальные возможности нашего мозга. Для решения проблемы анализа и обработки полученных знаний необходим подбор инструментов, которые позволят решать задачи систематизации полученных знаний и заложат фундамент для организации эффективной учебной деятельности.
Одним из наиболее эффективных методов, направленных на быстрое изучение материала, структурирование и запоминание информации, является приём, построенный на мнемотехнике, в особенности, «mind-mapping». Впервые это понятие ввел Т.Бьюзен, психолог, специалист в сфере обучения и проблем мышления. «Мind-mapping» – графическое представление взаимосвязей между понятиями. Е.Ф. Гарифзяновой утверждает, что умение находить необходимую информацию, ее перерабатывать и осмыслять является первостепенной задачей для профессионального роста специалиста.
В основе указанного механизма обработки информации лежит концепция радиантного мышления, или мышления «от центра к периферии». Данный тип мышления относится к естественным ассоциативным мыслительным процессам, и чем более материал организован таким образом, тем легче он усваивается. На основе созданных визуальных карт можно организовать развитие разных речевых умений и навыков, в частности, работу над фонетикой, лексикой или грамматикой изучаемого языка. [4]
Построение интеллект-карт – это прямое приложение и форма графического выражения подобной формы мышления (рис. 1). Здесь изображен грамматический строй английского языка, где выделены основные разделы: морфология, синтаксис и словообразование. Далее обозначены подразделы: самостоятельные и служебные части речи, линейные и нелинейные модели словообразования.
Рисунок 1. Интеллект-карта «Грамматический строй английского языка»
Работа над интеллект-картой всегда начинается с выделения центрального понятия. По правилам построения интеллект-карт выделен центральный объект и ответвляющиеся от него элементы, которые становятся центром следующей ассоциации, от них – другие ассоциации, и так далее.
Приемы построения материала на основе «Mind-mapping», предполагают его структуризацию в виде схемы, диаграммы, таблицы и т.д. (рис. 2). Правила «чтения» карт разные: можно – от центра к периферии, а можно наоборот – от периферии к центру. Для создания интеллектуальных карт достаточно листа бумаги и цветных карандашей. Но сейчас интеллект-карты можно легко построить в компьютерных программах. Популярны и доступны в режиме «онлайн» следующие: «Text2mindmap», «MindMup», «MindMeister», «Bubblus», «Mind42», «Dabbleboard», «Wisemapping», «Mindomo», «Edistorm», «Comapping» и другие сервисы.
Интеллект-карты доказали свою эффективность не только в работе с теоретическим материалом, но и на практических занятиях. С их помощью можно организовывать и проводить деловые игры. Работа может строиться по следующей схеме (рис. 3):
- выбор темы;
- индивидуальная работа;
- составление коллективной интеллект-карты;
- окончательная коррекция;
- анализ и принятие решения.
Рисунок 2. Интеллект-карта «Основные формы глагола»
Рисунок 3. Этапы организации деловой игры в виде создания интеллект-карты
Базой интеллектуальных карт считаются ключевые слова или образы. Создатель интеллект-карт Тони Бьюзен представляет пошаговую методическую инструкцию по их формированию, поясняя, как работает цвет, для чего нужны картинки-образы и какой длины должна быть линия, исходящая от одной мысли к другой. Что касается использования цвета, автор технологии mind-mapping акцентирует внимание на том, что человеку свойственно создавать цветные образы. Различные цвета дают возможность продемонстрировать взаимосвязь между мыслями, которые находятся на разных участках одного пространства карты. Согласно его суждению, один графический образ стоит тысячу слов. Линии должны быть изогнутыми, а не прямыми в связи с тем, что мыслительная деятельность – это сложный процесс. Прямые линии фиксируются неподвижно, ограничивая развитие творческой мысли. Главные линии рисуются более жирными, что подчеркивает важность обозначаемых ими идей.
Ключевое слово – главный начальный механизм процесса запоминания. От ключевого слова, лежащего в основе интеллект-карты, «излучаются» «главные структурирующие идеи», как называет их Тони Бьюзен, от которых в свою очередь берут начало менее значимые идеи, идеи второго и третьего плана, создавая сеть ассоциаций и образов. [1] Интеллект-карта расширяется по мере фиксации возрастающего количества идей, озвучиваются новые точки зрения, разрушая привычные стереотипы и устоявшиеся концепции. Рождаются новаторские идеи. Меняются взгляды. Идет интенсивный процесс мышления. В рамках одной интеллект-карты идеи могут модифицироваться и заново комбинироваться. То, что первоначально могло показаться неподходящим и иррациональным, в конечном итоге может отыскать свою собственную нишу и отлично гармонировать в заданном формате.
Наглядность интеллект-карт дает возможность оценивать значимость или второстепенность и «производности» тех или иных идей. Чем ближе слово или образ/символ к ключевому слову, тем важнее то, что за ним стоит. И, соответственно, наоборот: удаленность от центрального образа дает основания предположить, что, то или иное слово выражает менее важную мысль. Возникает своего рода иерархичность мыслей и ассоциаций, что может помочь студенту логически выстроить свой ответ, определить приоритетные идеи и отделить их от второстепенных идей.
При этом на удаленных от центра, или периферических частях интеллект-карты, подидеи могут повторяться, коррелировать вместе с теми, что присоединены к другим ветвям. Данные повторения лишь увеличивают их ментальный вес. Применение стрелок, связывающих мысли разных уровней (ветвей), помогает сформировать новую неординарную концепцию мышления, посмотреть на проблему под другим углом.
В связи с тем, что у большинства людей ведущая модальность – визуальная, картирование облегчает усвоение и воспроизведение сложного материала, так как методы запоминания предписывают создавать яркие иллюстрации для понятий и правил. «Мind-mapping» позволяет улучшить память, повысить творческие возможности, общий уровень интеллекта, ясность и эффективность мышления.
Ментальные карты являются эффективным средством: визуализации и систематизации информации, что обусловливает их применение в обучении иностранному языку, причем разным его аспектам [3]
- ментальные карты привлекают внимание студентов;
- материал на основе ментальных карт легко менять и дополнять;
- материал лучше запоминается, следовательно, дают возможность получить более высокие результаты на экзаменах, зачётах, при сдаче курсовых и дипломных работ;
- ментальные карты помогают анализировать и упорядочивать информацию, экономя время, записывая только основную информацию;
- студенты концентрируют свое внимание на основной информации, принимают решения, выделяя плюсы и минусы, генерируют и фиксируют новые идеи.
Для достижения цели, поставленной в этой статье, мы провели педагогический эксперимент. Эксперимент направлен на обновление использования технологий дополненной реальности при обучении английскому языку студентов технических специальностей. В нашем эксперименте приняли участие студенты факультета информационных систем и технологий Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики. Эмпирическая группа состояла из 50 студентов. Основными направлениями работы по этой специальности являются: определение основной идеи; анализ и принятие решение; проектирование интеллектуальных карт; разработка интеллектуальных карт. Экспериментальная группа состояла из 14 студентов, остальные были участниками двух контрольных групп.
В ходе эксперимента студенты наших контрольных групп изучали английский язык на основе традиционной методики обучения студентов неязыковых вузов. Студентам пилотной группы наряду с традиционными методами обучения были предложены средства технологий дополненной реальности в соответствии с профилем обучения. Профессионально-ориентированное обучение английскому языку для студентов специальностей Информационные системы и технологии принимается во внимание с учетом особенностей профессиональной лексики и терминологии; особенностей словарно-грамматических и синтаксических конструкций; подбора языкового материала, подбора и подготовки текстов для аналитического чтения; создания языковой среды.
На уроках английского языка учащиеся контрольной и экспериментальной групп усваивали один и тот же материал. Они изучали лексику по своей специальности; читали и пересказывать профессиональные тексты; работали над различными проектами на английском языке. Объем материала и время на изучение и подготовку были одинаковыми во всех группах.
Погружение в профессиональную терминологию происходило через работу с интеллектуальными картами. Включая элементы из профессиональных интересов будущих специалистов в процесс обучения иностранному языку, мы добиваемся высокой мотивации и глубокой вовлеченности студентов в изучение английского языка, что в свою очередь формирует иноязычную компетенцию и конкурентное преимущество.
В процессе работы студенты экспериментальной группы ознакомились с учебными материалами на английском языке, которые состоят из пошаговых инструкций, различных тем, подробных дополнительных уроков. По результатам их работы мы пришли к выводу, что данный вид работы способствовал расширению словарного запаса по специальности и формированию навыков иноязычной компетенции.
Список литературы
1. Бьюзен, Т. Суперпамять. – Минск : Попурри, 2007. – 212 с.
2. Гарифзянова, Е.Ф. Использование технологии Mind Map студентами дистанционной формы обучения [Текст] / Е.Ф. Гарифзянова // Иностранные языки в дистанционном обучении: Материалы II Международной научно-практической конференции. – Пермь, 2007. – С. 88-91. 3. Омельяненк
3. Сбитнева П.А., Матвеева Н.В. Интеллектуальные карты в обучении иностранным языкам // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: "https://scienceforum.ru/2020/article/2018022834"https://scienceforum.ru/2020/article/2018022834 (дата обращения: 15.08.2023 )
4. Щипицина Л. Ю. Использование ментальных карт для развития лексического навыка у студентов вуза: параметры создания и критерии оценивания // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 2 (131). С. 73-80. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_2_131_73