Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №09 (86) Сентябрь 2023

УДК 376.37

Дата публикации 29.09.2023

Игровая деятельность как инструмент коррекционной работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Якушева Вероника Владимировна
канд. пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, yakusheva.veronika@yandex.ru
Новикова Мария Ивановна
магистрант психолого-педагогического факультета, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, 1singuratic@gmail.com

Аннотация: Данная статья посвящена вопросу применения игровой деятельности, как инструмента коррекционной работы при нарушениях речевого развития, исследуются научные источники по данному вопросу. Актуальность данной темы обусловлена тем, что для дошкольников с таким нарушением, как общее недоразвитие речи характерна бедность словаря, своеобразие лексики, что оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка. Авторами обозначены направления коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) посредством игровой деятельности, как одной из основных средств коррекции нарушений и их устранения у детей. Также в статье раскрывается понятие «общее недоразвитие речи».
Ключевые слова: общее недоразвитие речи; старший дошкольный возраст; словарь; игровая деятельность; коррекционная работа.

Game activity as a tool for correctional work on the formation of vocabulary in children of senior preschool age with general speech underdevelopment (III level of speech development)

Yakusheva Veronika Vladimirovna
Cand. Ski. (Ped) Associate professor at the Department of special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russia, Smolensk
Novikova Maria Ivanovna
master’s student of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Smolensk State University, Russia, Smolensk

Abstract: This article is devoted to the issue of using gaming activities as a tool for correctional work for speech development disorders; scientific sources on this issue are examined. The relevance of this topic is due to the fact that preschoolers with a disorder such as general speech underdevelopment are characterized by a poor vocabulary and unique vocabulary, which has a negative impact on all areas of the child’s personality. The authors outline the directions of correctional work with children of senior preschool age with general speech underdevelopment (III level of speech development) through play activities, as one of the main means of correcting violations and eliminating them in children. The article also reveals the concept of “general speech underdevelopment.”
Keywords: general speech underdevelopment; senior preschool age; dictionary; play activities; correctional work.

Правильная ссылка на статью
Якушева В.В., Новикова М.И. Игровая деятельность как инструмент коррекционной работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 09 (86). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/igrovaya-deyatelnost-kak-instrument-korrektsionnoj-raboty-po-formirovaniyu-slovarya-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi-iii-uroven-rechevogo-razvitiya.html (Дата обращения: 29.09.2023)

 

Формирование словарного запаса и его своевременное обогащение играет огромную роль для ребенка старшего дошкольного возраста. Пополнение словарного запаса, безусловно имеет важное значение для приобретения необходимых дошкольнику в дальнейшем знаний, умений и навыков.

Но с каждым годом детей дошкольного возраста, которым требуется логопедическая помощь становится все больше. Так, увеличилось количество детей с весьма скудным словарным запасом, большая часть из них в речи использует простые предложения и испытывает трудности при общении с окружающими. [9, с. 164]

Самую большую группу детей с нарушениями развития составляют дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, количество которых значительно увеличилось в последние годы. [4, с. 287]

Общее недоразвитие речи (далее – ОНР) определяется как речевая патология, нарушающая развитие всех элементов речевой системы, принадлежащих как звуковой, так и смысловой сторонам речи. [7, с. 105].

Проблема формирования словаря у детей дошкольного возраста с ОНР занимает одно из центральных направлений в современной логопедии. Поскольку для большинства детей с данной речевой патологией характерны бедность словаря, своеобразие лексики. [1, с. 815]

Лексикон таких детей включает в себя те действия, которые ребенок совершает регулярно, а также те, которые он может часто наблюдать. К таким действиям можно отнести: прием пищи, сон, умывание, прогулку, уборку и т.д. [10, с. 42]

Коррекционная работа по формированию словаря является важным разделом логопедической работы. Дошкольнику необходимо обладать способностью узнавать и понимать слова, которые он слышит, а также уметь правильно употреблять слова как в структурной, так и в смысловой связи. [12, с. 155]

Таким образом коррекционная работа над развитием словаря является актуальной и должна вестись с использованием определенных методов работы.

На сегодняшний день использование игровой деятельности в коррекционно-логопедической работе старших дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) является наиболее актуальным методом, так как непосредственно в игровой деятельности развиваются важные компоненты психики: мышление, память, воображение, внимание и речь. [5, с. 150]

Игровая деятельность определяется психологами (Л.С. Выготским [3], А.Н. Леонтьевым [8], Д.Б. Элькониным [13] и др.) как ведущая для детей дошкольного возраста. Авторы отмечают, что в игре ребенку необходимо использовать речь, что в свою очередь становится средством активизации речевого общения и развития.

Для логопеда игровая деятельность является методом работы, способствующим формированию навыков словообразования у детей с ОНР. Поскольку игра не дает ребенку заскучать, его внимание удерживается на процессе.

Основа данного метода заключается в использовании разнообразных вариантов игры в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами.

В зависимости от применяемого в коррекционной работе материала, игры для формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) можно разделить на: игры с предметами (игрушками, природным материалом и др.), настольные печатные игры, словесные игры. С использованием данных игр детям значительно легче, составлять словосочетания и предложения с заданным словом, образовывать относительные прилагательные от нужного слова и т.д. [1, с. 816]

Игра, целью которой является обогащение словаря и жизненного опыта детей с нарушениями речи без специально организованного обучения не возникает. Следовательно, основная задача логопеда состоит в организации руководства игрой, обеспечивающей актуализацию имеющихся у дошкольника возможностей по максимуму. Полнота развития игры, и соответственно, ее коррекционная ценность повышаются при условии планирования воздействий логопеда. [11, с. 29.]

Коррекционная работа по устранению нарушений речи окажется эффективнее при включении в игровую деятельность наглядного материала. Поскольку, опираясь на зрительный образ дошкольниками скорее усваиваются названия предметов с их признаками и необходимые действия с ними.

Также можно применять словесные игровые упражнения. Их главная задача состоит в том, чтобы максимально быстро подобрать точное слово в ответ на просьбу логопеда. Упражнение должно быть коротким, для снижения утомляемости дошкольников. [10, с. 46]

Работая над развитием словаря можно также использовать игры – загадки. Такие игры с загадыванием и отгадыванием относятся к одному из видов обучающей игры в формировании словарного запаса. Разгадывая загадку, у ребенка оказываются в активном действии мыслительные операции: аналитические возможности, умозаключения, причинно – следственные связи. Так у детей есть возможность научиться рассуждать и делать выводы, что обогащает их словарь. [6, с. 57].

В коррекционной работе можно также использовать комплексы игровых приемов с применением сказочных сюжетов и персонажей, поскольку таким образом создаются целенаправленные игровые ситуации, которые способствует развитию у дошкольников опыта использования самостоятельной речи и помогает им учиться общаться не только простыми словами, но и развернутыми фразами.

При применение разнообразных игровых заданий с дошкольниками речь ребенка развивается, при этом ребенок об этом даже не догадывается. Поскольку обогащение словаря у детей будет осуществляться через побуждение их к общению между собой и комментированию выполняемых ими действий. [2, с. 185]

Игра существенно влияет на развитие значений и функций слова, поскольку действия, которые происходят в игре, служат фундаментом для отражения словесного значения, и, поэтому, игровая деятельность является действующим фактором речевого развития дошкольника с речевыми нарушениями. В игре создаются различные ситуации, в которых условия усвоения речи максимально разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игровой деятельности развивается также и смысловая сторона речи. [11, с. 29]

Стоит также отметить, что использование игровой деятельности не только логопедом, но и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения, а также родителями будет способствовать еще большему и лучшему результату.

Таким образом, важным условием полноценного развития ребенка является обогащение его словаря. Однако для детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) характерно наличие определённых трудностей при использовании своего словарного запаса.

Задачей педагога является проведение регулярной коррекционной работы по развитию словаря таких дошкольников путем проведения соответствующих занятий.

Анализ теоретических источников показал, что использование такого метода коррекционной работы как игровая деятельность способствует наиболее эффективному формированию у дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) их словаря. Так как при использовании логопедом игр и игровых приемов дошкольник сам испытывает желание участвовать в коррекционной работе.

Следует отметить, что главная роль все же принадлежит педагогу, выполняющему всю организационную работу, начиная от выбора игры, которая будет соответствовать целям и задачам коррекционного воздействия и распределением ролей, заканчивая активизацией деятельности детей.

Следовательно, использование игровой деятельности является одним из наиболее перспективных направлений коррекционной работы.


Список литературы

1. Бадагова К.А. Использование игровых приемов для коррекции лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня // Аллея науки. 2021. Т. 1. № 5 (56). С. 814-817.
2. Бекирова М.И.К. Игровая деятельность как средство коррекции нарушения речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Молодость. Наука. Перспектива. Сборник научных трудов студентов, магистрантов, аспирантов. 2017. С. 183-189.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 433 с.
4. Гарбузова А.А. Дидактические игры как средство развития атрибутивной лексики у детей с общим недоразвитием речи. // Идеи Л.С. Выготского в инклюзивном образовательном пространстве (Посвящается 125-летию Л.С. Выготского). Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. Краснодар. Кубанский государственный университет, 2021. С. 286-291.
5. Джегистаева Л.И. Игровая деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника. // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 24. № 2 (26). С. 150-154.
6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. СПБ., 2004. 224 с.
7. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. М., 1997. 287 с.
8. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1969. 214 с.
9. Пудова Н.А. Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием лексических игр и предметно-практической деятельности. // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 164-168.
10. Самсонова С.Н. Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР. // Столыпинский вестник 2022. Т. 4. №5. С. 42-47.
11. Сокольникова Н.М. Формирование лексико-грамматического компонента речи детей с ОНР в процессе организации игровой деятельности. // Вопросы дошкольной педагогики. 2022. № 4 (52). С. 28-30.
12. Штафетова И.В. Рекомендации к использованию речевых игр, занятий и упражнений в логопедической работе с детьми. // Логопедическое сопровождение лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: современный облик и контуры будущего. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции КГУ им. К.Э. Циолковского. Сост. В.Н. Зиновьева. Калуга, 2022. С. 153-160.
13. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М: Гуманит. Изд. ЦентрВЛАДОС, 1999. 360 с.

Расскажите о нас своим друзьям: