Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №06 (107) Июнь 2025

УДК 37:791.43.03

Дата публикации 30.06.2025

Использование механизма идентификации с киногероем в военном кинематографе для воспитания молодежи

Мурашко Гордей Михайлович
студент Художественного факультета Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК), г. Москва, gormurashko@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена исследованию механизма идентификации зрителя с киногероем в военном кинематографе и его роли в воспитании молодежи. Были проанализированы психологические и социокультурные аспекты идентификации, опираясь на теории З. Фрейда и Ч.Х. Кули, и выделены ключевые элементы этого процесса: психологическая проекция, нарративное погружение, эмоциональный отклик, нормативное влияние и сознание социальной принадлежности. На примере фильма Г. Н. Чухрая «Баллада о солдате» (1959) раскрывается воспитательный потенциал военного кино, способствующий формированию нравственных ценностей и исторической памяти. Статья подчеркивает, что идентификация с киногероями является мощным инструментом культурного программирования, позволяющим зрителю эмоционально пережить исторический опыт и осмыслить его в контексте современных ценностей.
Ключевые слова: военный кинематограф, идентификация, воспитание молодежи, «Баллада о солдате», архетип, эмоциональное воздействие кино, историческая память.

Using the mechanism of identification with the film hero in war cinema for the education of youth

Murashko Gordey Mikhailovich
student of the Art Department All-Russian State University of Cinematography named after S.A. Gerasimov (VGIK), Moscow

Abstract: The article is devoted to the study of the mechanism of identification of the viewer with the film hero in war cinema and its role in the education of youth. The psychological and socio-cultural aspects of identification were analyzed, based on the theories of Z. Freud and C.H. Cooley, and the key elements of this process were highlighted: psychological projection, narrative immersion, emotional response, normative influence and consciousness of social belonging. The example of G. N. Chukhrai's film «Ballad of a Soldier» (1959) reveals the educational potential of war cinema, contributing to the formation of moral values and historical memory. The article emphasizes that identification with film heroes is a powerful tool of cultural programming, allowing the viewer to emotionally relive the historical experience and comprehend it in the context of modern values.
Keywords: war cinema, identification, education of youth, «Ballad of a Soldier», archetype, emotional impact of cinema, historical memory.

Правильная ссылка на статью
Мурашко Г.М. Использование механизма идентификации с киногероем в военном кинематографе для воспитания молодежи // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2025. № 06 (107). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-mekhanizma-identifikatsii-s-kinogeroem-v-voennom-kinematografe-dlya-vospitaniya-molodezhi.html (Дата обращения: 30.06.2025)

В мировом кинематографе военные фильмы занимают особую нишу — они не только повествуют о прошлом, но и превращаются в живые учебники истории, эмоционально погружая зрителя в переживания тех, кто прошел через войну. Отечественные киноленты военного и послевоенного периода, повествующие не только о подвигах советского народа, а также о ежедневной жизни на фронте и в тылу, помимо исторического значения играют важную воспитательную роль [1].  В фильмах о войне присутствует философская глубина и психологическая достоверность, которая раскрывает общечеловеческие нравственные ценности, значимые во все эпохи через личные истории героев фильма.

В психологии процесс отождествления зрителя с персонажем фильма определяется термином «идентификация» (от лат. identificare – отождествлять). Это важный элемент социального научения, при котором человек бессознательно перенимает черты, мотивы и модели поведения героя, проецируя на себя его переживания и поступки [2]. В зарубежной психологической науке сформировались две ключевые концепции идентификации: психоаналитическая теория З. Фрейда и концепция символического интеракционизма Ч.Х. Кули. Хотя эти подходы различаются своими теоретическими основаниями, они демонстрируют принципиальное сходство в понимании сущности идентификационного процесса. Основное различие между ними заключается в сфере применения: модель Фрейда объясняет механизмы эмоциональных связей в условиях психопатологии, тогда как теория Кули описывает аналогичные процессы в рамках нормального психического функционирования. Оба теоретика понимают идентификацию как двоякий психологический процесс, при котором, с одной стороны, «Я» проецируется на внешний объект и этот объект начинает замещать «Я», с другой стороны, внешний объект проецируется в «Я», обогащая его своими качествами, но не подменяя себя этим объектом  [3: с. 135–136; 21: с. 106]. Таким образом, в основе феномена идентификации зрителя с киногероем лежит сложный социокультурный механизм, объединяющий психологические, коммуникативные и культурные аспекты восприятия [4].

Использование механизма идентификации с героями кинофильма позволяет эмоционально вовлечь зрителя, а главное, усвоить ценности, модели поведения и социальные роли в результате бессознательного переноса на себя черт, мотивов и переживаний экранного персонажа.

Можно выделить несколько ключевых элементов механизма идентификации зрителя с киногероем:

1. Психологическая проекция

Согласно теории психоанализа, идентификация с героем удовлетворяет потребность в идеальном «Я», компенсируя нереализованные желания. В военном кинематографе это проявляется в присвоении зрителем «героической» идентичности, позволяющей пережить опыт коллективного подвига в безопасном символическом пространстве.

2. Нарративное погружение

Сюжетные архетипы делают историю персонажа лично значимой для аудитории. Например, архетип «защитника Родины», «воина» транслирует культурный код национальной памяти, а архетип «жертвы войны» вызывает эмпатию через универсальные эмоции страха и сострадания. Зритель эмоционально включается в опыт персонажа, что усиливает сопереживание и понимание исторических событий.

3. Эмоциональный отклик

Монтаж, музыка, крупные планы лица героя и другие средства киноязыка провоцируют эмоциональный отклик, заставляя зрителя непроизвольно имитировать эмоции персонажа. В военных фильмах особую роль играют гиперреалистичные звуки боя, замедленная съемка важных психологических моментов и другие приемы, усиливающие эффект присутствия.

4. Нормативное влияние

 Через идентификацию с положительным героем усваиваются социально одобряемые ценности, такие как патриотизм, жертвенность, стойкость, мужество.

5. Сознание социальной принадлежности

Коллективный просмотр (в кинотеатре, на уроках или в семейном кругу) создает эффект эмоционального резонанса, где реакция группы усиливает индивидуальные переживания. Это формирует единое символическое поле, через которое закрепляются идеологические и патриотические установки.

Таким образом, идентификация с киногероями – это не просто индивидуальный психологический процесс, а инструмент культурного программирования и воспитания. Военный кинематограф, в частности, использует этот механизм для осознания зрителем национальной идентичности и формирования нравственных ценностей, моральных ориентиров, справедливости, человечности, а также формируя коллективную память и транслируя культурные коды через механизмы эмоционального закрепления.

Период хрущевской оттепели (середина 1950-х -1960-е гг.) ознаменовался появлением в советском кинематографе выдающихся произведений, занявших достойное место в золотом фонде мирового киноискусства. Среди них – «Летят журавли» Михаила Калатозова (1957), «Баллада о солдате» Григория Чухрая (1959), «Иваново детство» Андрея Тарковского (1962), «Отец солдата» Резо Чхеидзе (1964) [5]. Кинематограф этого периода перенес акцент с героической риторики на глубокое исследование психологических последствий войны, душевных ран людей; осмысление жизни перед лицом смерти; человеческой цены победы; внимание к индивидуальным потерям и лишениям.

На примере кинофильма «Баллада о солдате» режиссера Григория Наумовича Чухрая, вышедший на экраны в 1959 году, был сделан анализ воспитательного потенциала военного кинематографа.

Фильм Г. Н. Чухрая «Баллада о солдате» — классика советского военного кинематографа [6], в которой трагедия Великой Отечественной войны раскрывается через частную историю молодого солдата Алеши Скворцова. Картина обладает значительным воспитательным потенциалом, воздействуя на зрителя через психологические, нарративные и эмоциональные механизмы. В данной статье проводится анализ фильма по пяти критериям: психологическая проекция, нарративное погружение, эмоциональный отклик, нормативное влияние и сознание социальной принадлежности.

1. Психологическая проекция: идентификация с героем

Согласно психоаналитической теории З. Фрейда, зритель проецирует на экранного героя свои переживания, формируя эмоциональную связь. Алеша Скворцов — не эпический богатырь, а обычный юноша, случайно совершивший подвиг. Его простота и человечность делают его архетипическим «каждым», что облегчает идентификацию. Зритель видит в Алеше себя — его страх перед смертью, тоску по дому, желание помочь людям. Через сопереживание герою аудитория проживает травму войны, но не впадает в отчаяние — гибель Алеши в финале фильма подается не как поражение, а как жертва во имя жизни.

2. Нарративное погружение

Фильм использует эпическую структуру – путешествие героя, дорогу героя в родную деревню [7] но в камерном формате. Алёша Скворцов ещё не знает, что его короткий отпуск станет последним путешествием. Война отпускает его ненадолго, будто даёт передышку, чтобы потом навсегда забрать. Но пока он всего лишь мальчишка, случайный герой, получивший несколько дней на то, чтобы повидать мать. По дороге домой каждая остановка — не просто пункт на карте, а встреча с чужой болью, которую Алёша делает своей. Слепой капитан, потерявший зрение, но не гордость. Девушка Шура, прячущая в смехе страх. Он не может пройти мимо.

Он мог бы проехать мимо, но тогда это был бы уже не Алёша. И потому он возвращается в вагон всё более уставшим — но и более взрослым. Он успевает только на мгновение — обнять мать, ощутить запах родного дома. Война торопливо забирает его обратно. Назад, навстречу последнему выстрелу.

Краткий отпуск Алеши превращается в череду встреч, каждая из которых — микросюжет о человечности на войне. Ясно читаются архетипы: Алеша — герой-жертва (не убивает врагов, а спасает людей); мать в финале — архетип Вечной Женственности и скорби.

3. Эмоциональный отклик

Г. Н. Чухрай использует минималистичные, но выразительные аудиовизуальные средства воздействия на зрителя. Крупные планы (лицо Алеши в поезде, глаза матери в финале) создают эффект присутствия. Звуковой ряд: отсутствие пафосной музыки — только шум поезда, голоса, тишина, усиливает эффект достоверности. Цветовая гамма: преобладание серых и коричневых тонов подчеркивает аскетизм и трагизм. Эти приемы вызывают эмпатию, но не манипулируют эмоциями — зритель сам «достраивает» переживания.

4. Нормативное влияние

Фильм не поучает напрямую, но через парадигму поступков задает этические ориентиры:

- Алеша отказывается от награды ради встречи с матерью — ценность семьи;

- Помогает раненым, солдату-инвалиду — милосердие вне героизма;

- Отношения главного героя с девушкой Шурой — чистота первой любви на фоне войны.

Такие сцены формируют идеал «правильного» поведения.

5. Сознание социальной принадлежности

В отличие от многих военных фильмов, здесь почти нет образа врага. Акцент же поставлен на общности советских людей – крестьяне, солдаты, беженцы, все равны перед войной.

В финале мать Алеши остается одна, но камера отъезжает — мы видим других женщин, тоже ждущих сыновей. Это создает эффект коллективной судьбы.

Фильмы о войне — это не просто воспоминания о прошлом, а мощный инструмент воспитания нового поколения [8]. Через идентификацию молодежи с героями фильма происходит понимание человечности, цены жизни, силы духа и важности нравственного выбора даже в самых жестоких условиях. Такие картины, как «Баллада о солдате», не прославляют войну, а раскрывают её трагедию через судьбы простых людей. Они заставляют сопереживать, задавать вопросы и задумываться: «А как бы поступил я?», формируя не пассивных зрителей, а мыслящих личностей. Военные фильмы напоминают: мир хрупок, а человечность — это не слабость, а единственная сила, способная противостоять безумию войны.


Список литературы

1. Григорьев С.А., Иванова М.Г. Использование кинопедагогики в развитии исторической памяти разных поколений о событиях Великой отечественной войны. Теория и практика стратегирования // Сборник избранных научных статей и материалов. Том VIII. Книга II. Кемерово: Издательство Кемеровского государственного университета, 2022. С. 198-210
2. Кириллов Я.А. Идентификация как принцип объяснения субъект-субъектных отношений в российской психологии // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. № 2 (24), 2013. С. 130-139
3. Кули К.С. Природа человека и социальный порядок: пер. с англ. / К.С. Кули. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 320 с.
4. Глотова А.О., Бабакаев С.В. Особенности идентификации зрителя с киногероями в процессе восприятия фильмов // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции магистрантов. Сборник научных трудов. Том 1, часть 1. Издательство: РУСАЙНС, 2018. С. 228-231
5. Эйхенбаум О.А. «Баллада о солдате» (Художественные фильмы о войне в воспитательном процессе) // Актуальные проблемы военно-научных исследований. № 11 (12), 2020. С. 462-471
6. Пальшкова М. «Баллада о солдате» (1959), реж. Г. Чухрай. Кинематограф для подростков и молодежи: История формирования в советский и постсоветский периоды // Сборник статей. Москва: Издательство Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова, 2024. С. 150-152
7. Гусев О.А. Драматургические приемы в фильме Г.Н. Чухрая «Баллада о солдате» // Вестник Санкт-Петербургского института культуры. № 1 (58), 2024. С. 118-122
8. Лучшева Л.М., Морозова О.А., Захаров К.П. «Художественные фильмы о войне в воспитательном процессе молодежи // Проблемы современного педагогического образования. № 82-1, 2024. С. 478-480

Расскажите о нас своим друзьям: