Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024

УДК 377.031.4

Дата публикации 30.06.2024

Использование игровых методов в процессе обучения навыкам оказания первой помощи на уроках основ безопасности жизнедеятельности в 8-х классах

Демина Наталия Леонидовна
канд. биол. наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, usr11322@vyatsu.ru
Буркова Алена Игоревна
учитель физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности МБОУ СОШ № 2 г. Лузы, РФ, Кировская обл., mr.popkorn133@gmail.com
Комарова Анастасия Сергеевна
студент факультета физической культуры и спорта, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, stud126424@vyatsu.ru

Аннотация: Статья посвящена игровым методам в освоении практических навыков на уроках ОБЖ. В современном мире востребованы знания и навыки по оказанию первой помощи. Одними из перспективных образовательных технологий, которые помогают успешному их формированию являются игровые методы обучения. Использование этих методов на уроках ОБЖ активизирует учебную деятельность, совершенствует память, речевые навыки, внимание. Во время игры происходит чувствительное осознание информации, формируются отношения в группе, возникает сотрудничество для решения обозначенных задач, происходит защита собственной позиции, присутствует соревновательный элемент, принимается единое решения. В статье представлены результаты педагогического эксперимента с использованием трех игровых методов (имитационная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная игры) в процессе обучения навыкам оказания первой помощи на уроках ОБЖ. Использование имитационной игры достоверно повысил процент усвоения знаний. Сделан вывод, что применение игровых методов на уроках ОБЖ повышает овладение практическими навыками по оказанию первой помощи.
Ключевые слова: игровой метод, имитационная игра, первая помощь, основы безопасности жизнедеятельности.

The use of game methods in the process of teaching first aid skills in the lessons of the basics of life safety in 8th grades

Demina Nataliya Leonidovna
PhD in Biology, Associate Professor Department of medical and biological disciplines, Vyatka State University, Russia, Kirov
Burkova Alyona Igorevna
teacher of physical education and the basics of life safety MBOU Secondary school N 2 in Luzy, Russia, Kirov region
Komarova Anastasia Sergeevna
student of the faculty of physical culture and sports, Vyatka State University, Russia, Kirov

Abstract: The article is devoted to game methods in mastering practical skills in life lessons. In the modern world, first aid knowledge and skills are in demand. One of the promising educational technologies that help their successful formation are game-based learning methods. The use of these methods in life lessons activates learning activities, improves memory, speech skills, and attention. During the game, there is a sensitive awareness of information, relationships in the group are formed, cooperation arises to solve the designated tasks, there is a defense of one's own position, there is a competitive element, a single decision is made. The article presents the results of a pedagogical experiment using three game methods (imitation, story-role-playing, intellectual games) in the process of teaching first aid skills in life lessons. The use of an imitation game significantly increased the percentage of knowledge acquisition. It is concluded that the use of gaming
Keywords: game method, simulation game, first aid, basics of life safety.

Правильная ссылка на статью
Демина Н.Л., Буркова А.И., Комарова А.С. Использование игровых методов в процессе обучения навыкам оказания первой помощи на уроках основ безопасности жизнедеятельности в 8-х классах // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-igrovykh-metodov-v-protsesse-obucheniya-navykam-okazaniya-pervoj-pomoshhi-na-urokakh-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-v-8-kh-klassakh.html (Дата обращения: 30.06.2024)

Введение. Современная статистика в России показывает, что если бы на месте происшествия своевременно и правильно оказывали первую помощь, то, как минимум 15% смертельных исходов от несчастных случаев удалось бы избежать. Такие данные свидетельствуют о низкой эффективности оказания первой помощи очевидцами. Происходит это по причине отсутствия знаний и навыков правильных алгоритмов действий в той или иной ситуации. Каждый человек должен уметь оказывать первую помощь, в том числе и выпускник средней школы. Получение знаний и навыков по оказанию первой помощи является одной из основных задач школьного курса Основы безопасности жизнедеятельности [1].

Актуальность исследования. Особое внимание на уроках курса Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) должно быть уделено освоению практических умений и навыков, например, таких как, наложение элементарных повязок, жгутов, обеспечение устойчивой позы потерпевшему, оказание сердечно - легочной реанимации при клинической смерти и алгоритма оказания первой помощи в случае тяжелых травм [2]. Одними из перспективных образовательных технологий, которые помогают успешно сформировать нужные практические умения и навыки, являются игровые методы обучения.

Ещё в XIX веке психолог из Германии К. Гросс попробовал структурировано исследовать игры. Он определил игру первым шагом обучения по принятию решений [3].

Суть игровых методов обучения следующая: значим не итог, а процесс ощущений, который относится к игровым операциям. Состязательность в игре, допустимость общения, существенный дефицит времени – эти игровые элементы способствуют активизации учебной работы учащихся, поддерживают внимание к предмету [4].

Использование игровых методов на уроках ОБЖ дает возможность приобщить к познавательной работе каждого школьника, активизирует деятельность на занятии, совершенствует память, речевые навыки, внимание [5]. В процессе построения игр на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности используются общепринятые педагогические способы. Многообразие игровых методов дает возможность педагогу по ОБЖ использовать их на занятиях по рассмотрению новых тем, по обобщению, по систематизации, для рефлексии. Практически на любом занятии можно проводить подобную активность, начиная с простых игровых установок и постепенно усложняя их по мере накопления знаний, формирования навыков, изучения правил, развития памяти, смекалки, самостоятельности обучающихся [6]. В процессе выбора игровых средств также учитывается и возрастная специфика детей [5].

Классификация игровых методов по целям урока на занятиях по ОБЖ представлена ниже [7].

1. Игра как самостоятельная единица учебного процесса:

  • с целью закрепления, систематизации знаний и умений эффективно использовать интеллектуальные игры, квест – игры, ролевые игры;
  • для обобщения знаний подходят дидактические и интеллектуальные игры, которые посредством использования соревновательного элемента позволят обучающимся продемонстрировать имеющиеся знания.

2. Игра как часть урока, используемая на разных этапах урока: мотивации, первичного изучения нового материла, закрепления ЗУН, рефлексии, контроля [8]. Это дидактические игры, основанные на выборе соответствия, исключения лишнего, решения ситуационных задач по теме и другие.

3. Игра как способ организации внеурочной деятельности по предмету. Самой проводимой общепринятой формой является военно-патриотическая игра «Зарница». Здесь учащиеся применяют имеющиеся ЗУН на практике, осуществляют алгоритм действий по безопасному поведению при пожаре, при опасности на дороге, при попадании в чрезвычайную ситуацию и т.д.

При использовании игровых методов уроки могут проводиться не только в классе, но и в спортивном зале, на лестницах, улице. В игре можно обобщенно подражать участку зоны трагедии, выявить самый распространённый вариант несчастного случая, побудить всех учащихся принимать определенные решения при поиске стратегии реализуемых мер [1,9].

Анализ научно-методической литературы показал, что особенно продуктивными и часто встречающимися игровыми методами на уроках ОБЖ являются деловые и ролевые игры.

Например, Л.А. Матющенко и А.Б Бизунков использовали ролевую игру по теме урока «Наложение повязок» в 9 классе [3]. Класс делился на три подгруппы («условные пациенты», «медицинские работники», «эксперты»). Далее определялись две команды из участников, накладывающих повязки (подгруппа «медицинские работники»). Подгруппа экспертов оценивала время наложения повязки и количество технических ошибок. Преимуществом предлагаемого игрового метода является участие в активной учебной деятельности всех учащихся класса. В процессе групповой работы также выявляются лидеры подгрупп.

Деловая игра, как форма урока ОБЖ в 8 классе по теме «Правила оказания первой помощи при кровотечениях», была проведена В. М. Худяковой и Н.В. Матюшевой [10]. В начале занятия определялись два школьника («специалисты»), которые совместно с учителем контролировали выполнение заданий, остальные учащиеся класса делились на группы по три человека («потерпевший» и два очевидца «происшествия»). Всем вручались указания по признакам и месту кровотечения. Данный игровой метод предполагает большую самостоятельность учащихся: им рекомендовалось самостоятельно разделить обязанности в группе, узнать вид кровотечения и аргументировать алгоритм своих действий по его остановке. Деятельность участников каждой группы записывались в дневник учёта их действий учителем и «специалистами», подсчитывались баллы. После завершения игры школьники оценивали свою деятельность.

Таким образом, использование игр как методов обучения остается актуальным в современном образовании, в том числе и при преподавании курса Основы безопасности жизнедеятельности. Положительной стороной использования игровых методов является направленность на объединение, формирование отношений в группе, сотрудничество для решения обозначенных задач, защита собственной позиции, принятие единого решения [11]. Все эти компетенции являются необходимыми и значимыми в современном обществе.

Целью данного исследования является сравнение уроков в традиционной форме и в форме игры в процессе обучения навыкам оказания первой помощи на уроках ОБЖ.

Задачи исследования: разработка и проведение анкетирования, уроков ОБЖ в 8 классе по 3 темам в традиционной форме и с использованием игровых методов (имитационная сюжетно-ролевая интеллектуальная игры), математическая обработка результатов анкетирования.

Методы исследования. Исследование проведено на базе МОКУ СОШ № 2 г. Лузы Кировской области, в нем приняли участие 66 школьников 8-х классов. Были сформированы экспериментальная и 2 контрольные группы. Для оценки определения знаний по оказанию первой помощи проведено входное анкетирование (12 вопросов) и оценка владения навыками первой помощи.

После анализа результатов анкетирования в каждой группе проведено 3 урока в традиционной форме по темам: «Оказание первой помощи при наружном кровотечении», «Первая помощь при травмах» и «Оказание первой помощи при ожогах и отморожениях». По этим же темам были проведены 3 практических занятия в форме игры: в экспериментальной группе – имитационная игра, в контрольной группе-1 – сюжетно-ролевая и в контрольной группе-2 – интеллектуальная игра. Затем были проведены повторное анкетирование и оценка овладения навыками по оказанию первой помощи.

Для определения статистической достоверности сходства и различия сравниваемых показателей, а также для обработки данных, полученных в ходе экспериментальных исследований, использовались методы математической статистики по t-критерию Фишера-Стьюдента, во всех случаях различия считались достоверными при p≤0,05.

 

Таблица 1. Средний балл за владение навыками на начальном этапе эксперимента

Тема:

ЭГ, n-23

КГ- 1, n-22

КГ- 2, n-21

Достоверность

M

м

M

м

M

м

р

1. Тема: «Оказание первой помощи при наружном кровотечении»

0.5

0.2

0.5

0.2

0.5

0.2

р>0,1

2. Тема: «Первая помощь при травмах»

0.8

0.2

0.5

0.2

0.5

0.2

р>0,1

3. Тема: «Оказание первой помощи при ожогах и отморожениях»

0.5

0.1

0.4

0.1

0.4

0.1

р>0,1

Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ- 1(2) - контрольная группа 1(2); n –число учащихся; М – ср. арифметическая показателя; м - шибка ср. арифметической показателя

 

С учетом результатов входного анкетирования, анализа научно-методической литературы была разработана методика педагогического эксперимента, целью которой являлось применение игровых методов в процессе обучения навыкам оказания первой помощи.

Так, в экспериментальной группе на практическом занятии по теме «Оказание первой помощи при наружном кровотечении» проводилась имитационная игра. Класс делился на пары. Каждой паре выдавалась одна ситуационная задача. При этом задачи были разных типов и уровней сложности. Приведем пример одной группы задач:

  1. На уроке труда восьмиклассник нарушил технику безопасности и получил травму кисти, началось обильное кровотечение.
  2. Рабочий нарушил правила техники безопасности и получил травму предплечья циркулярной пилой. На передней поверхности предплечья имеется рана, из которой пульсирующей струей изливается ярко-красная кровь. Пострадавший бледен, покрыт липким потом.
  3. Неизвестный гражданин, находясь в нетрезвом состоянии, достал нож и нанес себе повреждения в области левого предплечья, резаная рана 4 см, из которой вытекает темно-вишневая кровь непрерывной струей.
  4. В результате срабатывания взрывного устройства в салоне троллейбуса осколок стекла повредил руку гражданину в области локтевой ямки. Из раны вытекает пульсирующей струей ярко-красного цвета кровь.

         Учащимся нужно было определить вид кровотечения, составить алгоритм оказания неотложной помощи, и продемонстрировать. В качестве необходимого оборудования предлагались бинты, жгут, вата, косынка.

         Вторая группа ситуационных задач была  следующая:

  1. В результате ножевого ранения возникло сильное артериальное кровотечение из подколенной артерии. Никаких инструментов и перевязочного материала нет, кроме собственной одежды.
  2. В результате удара тупым предметом возникло значительное носовое кровотечение. В распоряжении имеются вата и полоски ткани (ширина 5см., длина 50 см.).
  3. Упавшее стекло нанесло резанную рану на передней поверхности предплечья. Из раны струей вытекает кровь. Специальных приспособлений для остановки кровотечения нет. Также нет стерильного перевязочного материала. В распоряжении оказывающего помощь имеются носовой платок, кипящий чайник на плите и электрический утюг.
  4. В результате удара у подростка открылось сильное носовое кровотечение. Пострадавшему предложили для уменьшения кровотечения запрокинуть голову назад и у него началась рвота. 

Учащимся необходимо было проанализировать ситуацию, указать признаки данного вида кровотечения, предложить последовательность оказания первой помощи.

После работы каждая пара учащихся  озвучивала задачу всему классу, объясняла решение, демонстрировала оказание первой помощи. Остальные учащиеся следили за правильностью действий, озвучивали ошибки и оценивали предложенный алгоритм. На этапе рефлексии учитель предлагал каждому ученику оценить свои действия (Что я делал и почему именно так? Можно ли было это сделать по-другому? Как я оцениваю то, что я делал?) и оценить работу в паре (Как общение в ходе работы повлияло на выполнение задания?). Всему классу задавались вопросы: «Какие трудности возникли при решении задач и их демонстрации?», «Пригодятся ли полученные сегодня вам знания и навыки?

Такие практические уроки с использованием игровых методов нацелены, в первую очередь, на определение фактической, а также допустимой опасности, умению осмотра потерпевшего, а также развитию навыков оказания первой помощи.

После изучения всех трех тем проводилось повторное анкетирование учащихся по знаниям по оказанию первой помощи. Сравнительный анализ начального и формирующего этапов эксперимента показывает, что во всех группах практически по всем вопросам анкеты увеличился процент правильно ответивших учащихся а по некоторым -  достоверно различался (рис. 1, 2, 3). Причем процент усвоения знаний оказался выше в экспериментальной группе, где использовалась имитационная игра (рис. 3)

Сравнительный анализ использования трех игровых методов на формирующем этапе эксперимента выявил достоверные различия между экспериментальной группой, где проводилась имитационная игра, и контрольной группой-2, где использовалась интеллектуальная игра (табл. 2). Следовательно, имитационная игра позволяет лучше овладеть практическими навыками по оказанию первой помощи. Достоверные различия в овладении навыками было выявлено в темах: «Первая помощь при травмах», «Оказание первой помощи при ожогах и отморожениях». Это можно объяснить тем, что такие ситуации и травмы чаще встречаются в жизни школьников, и алгоритмы действия по оказанию первой помощи при них легче усваиваются.

Таблица 2. Средний балл за овладение навыками после итогового этапа эксперимента

 

Тема:

ЭГ, n-23

КГ- 2, n-21

Достоверность

M

м

M

м

р

1. Тема: «Оказание первой помощи при наружном кровотечении»

1.4

0.2

1.0

0.3

р>0,1

2. Тема: «Первая помощь при травмах»

1.5

0.0

0.7

0.1

р<0,001

3. Тема: «Оказание первой помощи при ожогах и отморожениях»

1.2

0.0

0.6

0.1

р<0,001

 

Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ- 1 (2) - контрольная группа 1(2); n –число учащихся; М – ср.арифметическая показателя; м - шибка ср.арифметической показателя

 

Таким образом, можно отметить, что урок в традиционной форме направлен на усвоение знаний. Применение игровых методов на уроках ОБЖ повышает овладение практическими навыками по оказанию первой помощи. Проведенный педагогический эксперимент доказал, что во время использования имитационных игр учащиеся лучше усваивают знания и овладевают практическими навыками по оказанию первой помощи.        

Заключение.

Игровые технологии, используемые в образовании, могут значительно менять образовательный процесс. Формирование и развитие практических умений и навыков на уроках основ безопасности жизнедеятельности– это важнейшее условие становления связи теории с практикой в процессе обучения. Применение школьниками практических умений и навыков стимулирует учебную деятельность, вызывает уверенность обучающихся в своих силах при оказании первой помощи.

 

 


Список литературы

1. Гараева М.В. Обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности: формирование умений оказания первой помощи пострадавшим // Молодой ученый. – 2014. – № 4. – С. 932 – 934.
2. Чурилкина М.В., Чурилкина А.В. Методики обучения практическим навыкам первой помощи на уроках ОБЖ // Научный лидер. – 2022. – № 3.
3. Матющенко Л.А., Бизунков А.Б. Использование игровых методов обучения в курсе первой доврачебной помощи // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации. Материалы 72-ой научной сессии сотрудников университета. Витебский государственный медицинский университет. – 2017. – С. 411 – 413.
4. Мишина М. Н., Струкова Р. А., Мишина А. М. Игровые методы обучения в высшей школе // Наука и образование. – 2021. – № 1. – С. 1 – 7.
5. Жукова А. В. Преподавание основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе // Молодой ученый. – 2013. – № 11. – С. 590 – 592.
6. Пятак С.В. Использование игровых технологий в практике обучения подростков основам безопасности жизнедеятельности // Студенческая наука и XXI век. – 2020. – Том 17. – № 2-2. – С. 253 – 255.
7. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. Том 1. – 2018. – С. 140 – 146.
8. Прохорова Т.С., Шейхова М.С. Особенности игровых методов обучения // Экономика и социум. – 2018. – № 6 (59). – С. 974 – 977.
9. Попова Г.А., Попова Г.А. Методические особенности обучения оказанию первой помощи будущих учителей ОБЖ в условиях смешанного обучения // Общество, наука, инновации. – 2022. – С. 658 – 664.
10. Худякова В.М., Матюшева Н.В. Актуальные проблемы оказания первой помощи пострадавшим и предлагаемые инновационные методы обучения // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Часть 1. – 2020. – С. 357 – 361.
11. Силакова О.В., Яковлева Е.С. Использование игровых технологий в школьном курсе ОБЖ // Педагогика высшей школы. – 2015. – № 3.1. – С. 125 – 129.

Расскажите о нас своим друзьям: