Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №3(20) Март, 2018

УДК 378

Дата публикации 12.03.2018

Интернациональный характер современного образования: адаптация иностранных студентов в российском вузе

Арестова Инесса Юрьевна
канд. биол. наук., доцент кафедры биоэкологии и химии, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, РФ, г. Чебоксары
Алексеев Владислав Вениаминович
докт. биол. наук., профессор кафедры биоэкологии и химии,Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, РФ, г. Чебоксары
Феизов Ринат Ривкатевич
магистрант, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, РФ, г. Чебоксары
Иванова Валентина Юрьевна
магистрант, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,РФ, г. Чебоксары

Аннотация: В статье приведены результаты изучения социально-педагогической адаптации студентов-иностранцев. Целью исследования было определение условий адаптации иностранных студентов к образовательной среде вуза. Опрос проводился среди студентов-иностранцев, обучающихся на факультет естественнонаучного образования Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, расположенного в Республике Чувашия, г. Чебоксары. Выявлено, что оценка иностранными студентами работы руководства вуза и факультета свидетельствует о благоприятной социально-педагогической обстановке образовательной среды, сложившейся на факультете и вузе в целом. Отмечены слабые знания студентов-иностранцев специальной терминологии, используемой при изучении естественнонаучных дисциплин. Выявлена необходимость в более раннем ознакомлении студентов-иностранцев с профессиональной деятельностью бакалавров педагогического образования. Установлено, что обучение в педагогическом вузе является достаточно востребованным для иностранных граждан из государств Средней Азии. Работа со студентами-иностранцами обогащает педагогический опыт профессорско-преподавательского состава. Усиление поликультурных связей, создание условий, способствующих полноценной самореализации личности студента-иностранца облегчает процесс его адаптации и интеграции в образовательном пространстве.
Ключевые слова: высшее образование; студент-иностранец; адаптация

International character of modern education: adaptation of foreign students in the Russian university

Arestova Inessa Yur'evna
Ph.D. in Biology, Associate Professor at the Department of Bioecology and Chemistry The Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University, Russia, Cheboksary
Alekseev Vladislav Venjaminovich
Doctor of Biology, Professor at the Department of Bioecology and Chemistry The Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University, Russia, Cheboksary
Feizov Rinat Rivkatevich
master student, The Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University, Russia, Cheboksary
Ivanova Valentina Yuryevna
master student, The Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University, Russia, Cheboksary

Abstract: The article presents the results of studying the social and pedagogical adaptation of foreign students. The purpose of the study was to determine the conditions for the adaptation of foreign students to the educational environment of the university. The survey was conducted among foreign students studying at the Faculty of Science Education of the Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University, located in the Republic of Chuvashia, the city of Cheboksary. It was revealed that the assessment by foreign students of the work of the leadership of the university and faculty testifies to the favorable social and pedagogical situation of the educational environment that has developed at the faculty. Weak knowledge of foreign students in special terminology used in the study of natural science disciplines was noted. The need for earlier acquaintance of foreign students with the professional activity of bachelors of pedagogical education was revealed. It is established that training in a pedagogical university is quite in demand for foreign citizens from the states of Central Asia. Working with foreign students enriches the pedagogical experience of the faculty. Strengthening of multicultural ties, creating conditions conducive to full-fledged self-realization of the personality of a foreign student facilitates the process of its adaptation and integration in the educational space.
Keywords: higher education; student-foreigner; adaptation

Введение. Система образования в России на современном этапе сопровождается интенсивному реформированию с целью повышения качества образовательных услуг. При этом неизбежна интеграция российского образования в мировое образовательное пространство. Несомненно, присоединение России к Болонскому процессу увеличило спрос у иностранных граждан на российское высшее образование и привело к увеличению потока иностранных студентов в российские вузы [1], [2], [3].

Однако, увеличение студентов-иностранцев актуализирует проблему адаптации иностранных студентов к учебной деятельности в Российских вузах. Приезжая в Россию многие из них сталкиваются с совершенно новой этнокультурной, правовой, социальной и дидактической средой, которая является для них, порой, чуждой [4], [5], [6].

Наряду с перечисленными трудностями, с которыми могут столкнуться иностранные студенты, их ждет и адаптация к новым климатическим и бытовым условиям. Разлука с родными и близкими также может способствовать возникновению адаптационных трудностей, которые, в конечном итоге, могут привести к дезадаптации и значительно снизить качество обучения [7], [8].

Сегодня, отмечается увеличение доли иностранных граждан обучающихся не в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, а в высших учебных заведениях расположенных в небольших городах России с небольшой численностью населения. Данный факт требует от руководства и педагогического состава вузов, расположенных в регионах, перестройки образовательной деятельности с учетом интернационализации высшего образования.

Для успешной реализации образовательного процесса и интеграции в образовательную среду системы высшего образования студентов-иностранцев необходимо учитывать вопрос их адаптации к образовательной среде вузов России.

Адаптация студентов-иностранцев к образовательной среде не ограничивается лишь приспособлением к непосредственно учебному процессу. Немаловажное значение для успешного обучения имеет и успешное приспособление к условиям жизни, новому социальному окружению, традициям, нормам общественного поведения и т.д. При этом, главными аспектами жизни и социальной деятельности студентов-иностранцев являются социально-бытовая, социально-коммуникативная и социально-культурная составляющие, что и позволяет отнести данные элементы к основным в адаптации студентов к образовательной среде вуза [9], [10].

Таким образом в данном исследовании мы сделали акцент на социально-педагогическую адаптацию студентов-иностранцев.

Целью исследования было определение условий адаптации иностранных студентов к образовательной среде вуза.

Материалы и методы. Для изучения особенности адаптации к образовательной среде вуза иностранных студентов нами было проведено анонимное анкетирование среди студентов факультета естественнонаучного образования Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. Необходимо отметить, что все студенты прибыли на учебу из государств Средней Азии – Туркменистана и Узбекистана. В анкетировании приняло участие 43 студентов-иностранцев, учащихся 2-3 курсов, направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Анкета была разработана с целью выявления социально-педагогических условий адаптации студентов в вузе. Из опрошенных 28 – юноши, 15 – девушки. Возрастной диапазон опрошенных в пределах от 18 до 33 лет. Уровень знания русского языка абсолютного большинства студентов-иностранцев достаточен для работы с представленными вопросами.

Результаты исследования и обсуждение. На основании анализа полученного материала в ходе анкетирования можно сделать вывод о сложившейся благоприятной ситуации налаживания коммуникационных взаимодействий студентов-иностранцев в системе «студент – преподаватель», «студент – руководство вуза». 80% студентов второго курса и 98% третьего отметили, что преподаватели относятся к ним доброжелательно и всегда помогают при возникновении у них проблем с восприятием учебного материала. Абсолютное большинство опрошенных (91,7% второкурсников и 84,6% третьекурсников) отмечает высокую доступность для общения работников деканата, включая самого декана.

При оценке иностранными студентами работы руководства ЧГПУ им. И.Я. Яковлева большинство второкурсников (92,3%) и третьекурсников (76,9%) отметили, что руководство всегда проявляет внимание и заботу и всегда помогает, при обращении к нему.

Однако, нами было выявлено несколько проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты в ходе адаптации к учебному процессу на факультете естественнонаучного образования ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

Осложняющим адаптацию к учебному процессу является тот факт, что больше половины студентов-иностранцев как второго, так и третьего курсов (53,8 и 58,8% соответственно) испытывают затруднения при понимании и конспектировании лекционного материала. Также 38,5% второкурсников – иностранцев испытываю трудности при выступлении с докладами, а 52,9% третьекурсников испытывают трудности при выполнении домашних заданий.

Главную роль в данных проблемах играет недостаточное владение русским языком, но не разговорным, а, именно, специальной терминологией, используемой в естественнонаучных дисциплинах. Аналогичная проблема существует и в технических вузах [11]. Так, в среднем 85,9% респондентов отмечают сложности именно при усвоении материала дисциплин естественнонаучного блока.

На вопрос: "Что бы вы сделали, чтобы иностранным студентом было легче учиться?" подавляющее большинство студентов-иностранцев второго курса (76,9) ответили, что необходимо проводить с ними индивидуальные занятия по русскому языку. А 52,9 % студентов третьего курса хотели бы получать индивидуальные занятия по дисциплинам учебного плана.

Следовательно, при обучении иностранцев русскому языку на подготовительных курсах необходимо учитывать не только тот факт, что русский язык для них является неродным, но и учитывать на какой профиль подготовки будет поступать будущий студент, а также прогнозировать трудности употребления специальной терминологии и способствовать их устранению [12], [13].

Необходимо отметить, что социально-бытовая компонента также является существенной частью процесса адаптации иностранных студентов к образовательной среде. Данная сторона адаптационного процесса затрагивает смену бытовых условий проживания, качества и режима питания, поддержание здоровья, отдых и приспособление к новым климатическим условиям и часовому поясу.

Большинству студентов-иностранцев (60,18%), приехавшим из страны где в среднем 230 – 270 дней в году не бывает мороза и всего 10 – 20 дней являются снежными, было достаточно трудно привыкнуть к продолжительной холодной погоде.

Особенных затруднений в питании у опрошенных не возникало, проблемы отмечало не более 5,9% студентов-иностранцев.

При этом многие тяжело переживали разлуку с родными и близкими, таковых оказалось более 53% на втором курсе и 35,3% на третьем. Данный факт, по нашему мнению, связан с тем, что среди опрошенных имеются студенты оставившие на период обучения на родине жен и детей.

По результатам опроса у студентов иностранцев (45,6-58,8%) возникают долги по учебе, при этом опрошенные отмечают, что таковые возникают в основном из-за пропусков занятий, потому что трудно вставать утром. Вероятно такой большой процент обусловлен временем проведения опроса – декабрь месяц – долгота светового дня не превышает 7 часов и, как отмечают синоптики, в Чебоксарах за весь декабрь 2017 года было только один солнечный день.

Несомненно, немаловажное значение в адаптации иностранных студентов занимают условия проживания. Абсолютное большинство студентов-иностранцев, обучающихся на факультете естественнонаучного образования, проживают в общежитиях.

На вопрос: "Когда вы приехали в Россию, чему было труднее всего привыкнуть?" более 35% ответили: "К условиям проживания в общежитии". Причинами неудовлетворенности условиями проживания в общежитии стали: строгий пропускной режим; шум; низкая температура в комнатах; вынужденное проживание по несколько человек в одной комнате.

Необходимо отметить, что руководство вуза уделяет большое внимание к обеспечению качества проживания студентов в общежитиях, о чем свидетельствует тот факт, что ни один из опрошенных не пожаловался на плохие санитарно-гигиенические условия.

Разнородность и многообразие этнического состава обучающихся в вузе, с одной стороны, обогащает культурную среду учебного заведения и республики в которой расположен вуз, а с другой стороны может скрывать в себе риск возникновения межнациональных конфликтов [14].

Важным условием обеспечения национальной безопасности является достижение в многонациональном обществе национальной и религиозной терпимости, толерантного сознания и поведения. Процесс формирования межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов факультета естественнонаучного образования ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, на наш взгляд должен осуществляться как в процессе обучения, так и при проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий [15].

В университете обучаются студенты многих национальностей и это положительно оценили 72,6% опрошенных.

Необходимо отметить, что в целях облегчения адаптации студентов-иностранцев к образовательной среде вуза их активно вовлекают в культурно-массовые и спортивные мероприятия, проводимые в вузе. При этом создается позитивный эмоциональный фон, способствующий формированию общих ценностей. Абсолютное большинство опрошенных (86,4%) отметили, что с удовольствием участвуют в них.

В среднем 82,6% студентов-иностранцев отметили высокий уровень образовательного процесса, особенно высоко оценили теоретическую подготовку. В среднем 75,8% отметили, что организация учебного процесса способствует получению знаний в вузе и помогает им оценить свои индивидуальные способности.

Однако менее 30% опрошенных считает, что практические, прикладные знания и компетенции, получаемые на факультете достаточные, а более 17%, что не достаточные. Вероятно это связано частично с тем, что производственные практики начинаются со второго семестра третьего курса, а опрос проводился в первом полугодии у студентов второго и третьего курса.

Уверенность в том, что они правильно выбрали будущую профессию и хорошо представляют свою будущую профессиональную деятельность высказали 30,8% студентов второго курса. К третьему курсу число уверенных в правильности своего выбора составило уже 41,2%.

Выводы. В заключение необходимо отметить, что город Чебоксары, расположенный в европейской части России, являющийся столицей Чувашской Республики имеет реальную перспективу стать городом, привлекательным для иностранных студентов. Этому способствует не только удобное экономико-географическое расположение, но и сложившиеся образовательные традиции. В вузах города обучаются студенты из более чем 30 стран мира. Однако, для успешного включения студентов-иностранцев в образовательную среду необходимо наличие сильной мотивации и успешного прохождения адаптации к новым условиям. Лишь тогда студенты-иностранцы могут включиться в процесс обучения и получить желаемый объем знаний, ради которых они и приехали в столицу Чувашии [16].

Установлено, что обучение иностранных граждан в педагогическом вузе является достаточно востребованным для студентов из государств Средней Азии. В рамках учебной работы со студентами-иностранцами происходит обогащение педагогического опыта профессорско-преподавательского состава, активация и раскрытие их педагогического потенциала. Все это, в конечном счете, приведет к усилению поликультурных связей и создание необходимых условий, способствующих полноценной самореализации личности студента-иностранца и его интеграции в образовательном пространстве.

На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и рекомендации:

  • установлено, что оценка иностранными студентами работы руководства вуза и факультета в целом достаточно высока, что свидетельствует о благоприятной социально-педагогической обстановке образовательной среды, сложившейся на факультете и в вузе в целом;
  • выявлено недостаточное владение студентами иностранцами специальной терминологией, используемой при изучении естественнонаучных дисциплин;
  • отмечено желание студентов-иностранцев заниматься по русскому языку и по дисциплинам учебного плана индивидуально;
  • установлено, что многонациональность образовательной среды вуза положительно оценили преобладающее большинство опрошенных; 
  • абсолютное большинство опрошенных отметили, что с удовольствием участвуют в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых в вузе;
  • отмечена теоретическая направленность образования на факультете;
  • по мере перехода к старшим курсам уверенность в правильности выбора будущей профессии у студентов-иностранцев растет. Однако, некоторая часть студентов-иностранцев к третьему курсу все еще не уверенны в правильности выбранной профессии.

В сложившейся ситуации необходимо уделить особое внимание при подборе профессорско-преподавательского состава, обладающего практическими навыками. Для преподавателей дисциплин естественнонаучного блока организовать методический семинар с приглашением специалистов по решению проблем организации учебной деятельности студентов-иностранцев.

При обучении иностранных граждан на подготовительных курсах учитывать, при проведении занятий по русскому языку, профили подготовки будущих студентов.

Процесс знакомства с профессиональной деятельностью бакалавров педагогического образования начать на первом курсе, активно вовлекая в процесс кураторов, студентов старших курсов и используя для этого технологии проблемного обучения, межкультурные тренинги как учебное время так и во время внеаудиторной деятельности.

В конечном итоге, качественное усвоение сложной учебной информации обеспечивается комфортным психологическим состоянием студента. А научно-обоснованное сочетание аудиторных и внеаудиторных мероприятий способствует активации творческого потенциала студента-иностранца и способствует успешной адаптации его к образовательной среде вуза.


Список литературы

1. Николаева И. В. Влияние Болонского процесса на российскую систему образования / И. В. Николаева // Сфера услуг: инновации и качество. – 2016. – № 22. – С. 10.
2. Пецольдт К. Конкурентоспособность ВУЗа в условиях интернацио-нализации высшего образования [Электронный ресурс] / К. Пецольдт, С. Ф. Сутырин, А. С. Елкина // Проблемы современной экономики − 2007. − № 1. − Режим доступа : http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1276.
3. Пименова Н. Ю. О стратегии продвижения российского рынка образования на международный рынок / Н. Ю. Пименова // Стратегическое управление университетом: практика и анализ. – 2006. – №1. – С.23.
4. Погукаева А. В. Адаптация иностранных студентов в российском вузе / А. В. Погукаева, Л. Н. Коберник, Е. Л. Омельянчук // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24651 (дата обращения: 17.02.2018).
5. Адаптация студентов младших курсов к условиям обучения в вузе: сборник методических рекомендаций для кураторов учебных групп и преподавателей высших профессиональных учебных заведений [Текст] / авт.-сост. С. В. Лаптева – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. – 92 с.
6. Павлюкова Ю. В. Особенности социально-педагогической адаптации иностранных студентов в вузе (на примере арабских студентов в центре предвузовской подготовки) / Ю. В. Павлюкова, Е. А Дрягалова //. Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23732 (дата обращения: 24.02.2018).
7. Чупина В. А. Интернационализация процесса высшего профессионального образования: проблемы и векторы развития / В. А. Чупина, А. Ю. Плешакова [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 11. – Режим доступа : http://human.snauka.ru/2015/11/12627 (дата обращения: 11.01.2018).
8. Баджаева Л. В. Проблема адаптации студентов-иностранцев в российских вузах (на примере Калмыцкого государственного университета) / Л. В. Баджаева, М. В. Омурзаков сборнике: Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе сборник материалов X Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 5-7.
9. Мазитова. Л. Т. Социальная адаптация иностранных студентов: на примере вузов Башкортостана : автореф. дис. ... канд. соц. наук [Текст] / Л. Т. Мазитова. – Уфа. 2002. – 20 с.
10. Моднов С. И. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете / С. И. Моднов, Л. В. Ухова // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 2 – Т. I (Гуманитарные науки). – С. 111-115.
11. Зиятдинов А. М. Актуальные проблемы обучения студентов-иностранцев в российских высших технических учебных заведениях / А. М. Зиятдинов, Е. Л. Матухин, Д. Нкетия Ньяме, Т. Г. Садыков, Р. Аль-Хиляль, В. Дари Кори, Р. М. Зиятдинова // В сборнике: Актуальные проблемы социально-экономической и экологической безопасности Поволжского региона сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. –2016. –С. 303-306.
12. Бадмаева В. И. Социально-культурная работа по адаптации слушателей на довузовском этапе (на примере Калмыцкого государственного университета) / В. И. Бадмаева // Русский язык как родной и неродной в полиэтническом регионе, межвузовский сборник научных статей. – Элиста, 2014. – С. 84-88.
13. Гончарова И. П. Проблема языковой подготовки студентов-иностранцев – будущих врачей / И. П. Гончарова // В сборнике: Профессиональное лингвообразование: материалы шестой международной научно-практической конференции. Уварова Наталья Львовна, Рыбалко Татьяна Григорьевна. – 2012. – С. 64-72.
14. Лебедева Н. М. Толерантность в межкультурном диалоге [Текст] / Н. М. Лебедева, А. Н. Тагарко. – М. : Изд-во РАН. – 2005. – 119 с.
15. Иванов Д. Е. Социально-культурная адаптация студентов иностранцев как проблема современных вузов России / Д. Е. Иванов, Л. Д. Егорова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2014. – № 3 (83). – С. 122-127.
16. Алексеев В. В. Методическая подготовка студентов педагогического вуза к работе со школьниками в условиях ФГОС / В. В, Алексеев, Е. Г. Шаронова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2017. – № 4 (96). – С. 68-76.

Расскажите о нас своим друзьям: