Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №3(20) Март, 2018

УДК 378

Дата публикации 02.03.2018

Использование кейс-технологий в педагогической практике медицинского университета

Ненахов Иван Геннадьевич
ассистент кафедры гигиенических дисциплин, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н.Бурденко» Минздрава России, Воронеж
Якимова Ирина Александровна
студент 5 курса медико-профилактического факультета, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н.Бурденко» Минздрава России, Воронеж

Аннотация: В представленной статье рассматриваются специфические особенности и практический опыт внедрения и использования кейс-технологий в педагогической практике медицинского вуза на примере преподавания дисциплины гигиена питания. Обучение на предметном цикле, в процессе профессиональной подготовки студентов медико-профилактического факультета, подразумевает использование как классических, так и современных педагогических технологий. Примером современных технологий в педагогике является внедрение в практические занятия специально разработанных «кейсов». Использование кейс-технологий при подготовке специалистов гигиенического и эпидемиологического профилей позволяет воспроизвести в процессе учебной деятельности ряд ситуаций, воссозданных на базе практических материалов, тем самым обеспечивая компетентностный подход в подготовке будущих кадров здравоохранения. В свою очередь, компетентностный подход является неотъемлемым атрибутом требований ФГОС 3+. В статье представлен пример кейса, использующегося для освоения профессиональных компетенций путем моделирования реальной судебной ситуации по расследованию пищевых отравлений, возникших в результате деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Ключевые слова: педагогический процесс, кейс-технологии, гигиена питания, методы обучения, подходы в педагогической деятельности

The use of case-technologies in pedagogical practice of medical university

Nenakhov Ivan Gennadievich
assistant of the department of hygienic disciplines of Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko, Voronezh
Yakimova Irina Aleksandrovna
student of medical prophylactic faculty of Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko, Voronezh

Abstract: In this article, we consider specific features and practical experience of introducing and using case-technologies in the pedagogical practice of a medical university, using the example of teaching the discipline of food hygiene. The education on the subject of the cycle in the process of professional training of the students of the medical-prophylactic faculty assumes using classical and modern pedagogical technologies. The use of specially developed "cases" in practical exercises is an example of modern pedagogical technologies. The use of case technologies in the training of specialists in the hygienic and epidemiological profiles allows reproducing a number of situations, which recreated on practical materials, that provides a competent approach in the training of future health personnel. In turn, the competence approach is an essential attribute of requirements FSES 3+. The article presents an example of a case that using for develop professional competencies by modeling a real judicial situation to investigate food poisoning caused by the activities of individual entrepreneurs and legal entities.
Keywords: pedagogical process, case studies, nutrition hygiene, teaching methods, pedagogical approaches

Педагогика – наука, которая будет совершенствоваться постоянно и использовать в своем развитии различные подходы, так как возрастной диапазон лиц, где активно используются методы педагогики, весьма широк. Согласно работе Ибрагимовой Н. В., впервые кейсы в учебный процесс были внедрены в Гарвардской школе бизнеса в 1908 году, а в России эта технология стала применяться лишь совсем недавно. Это метод поиска подходящего решения для той или иной ситуации, который базируется на решении максимально приближенных к реальности задач [1,2]. Цель технологии – развитие ситуативного мышления. Такие навыки очень полезны как для врача-гигиениста и специалиста-эксперта, так и для любого будущего кадра практического здравоохранения. Кроме того, при подготовке специалистов медико-профилактического факультета отмечается проблема внеаудиторной  работы  учащихся медико-профилактического факультета  с  нормативной документацией,  так  как требует поиска данных в сети «интернет», что ведет к распылению внимания и проявлению «эффекта дрейфа целей» [5].  Также использование кейс-технологий в педагогической практике позволит в полной мере объединить реальные профессиональные задачи с навыками работы с нормативными документами не только в области предмета, но и в смежных дисциплинах [3,6]. Развивая идею использования кейсов в педагогической деятельности, дальнейшим этапом станет внедрение информационных технологий в состав кейса. Примером использования такого подхода является использование возможностей платформы Moodle. Поиск необходимых нормативных документов проводится непосредственно на электронной площадке, а сами нормативные документы заранее распределены по темам цикловых занятий, тем самым предупреждая распыление внимания обучающихся [4].

Цель работы заключается в обосновании внедрения кейс-технологий в учебный процесс, направленный на подготовку студентов медико-профилактического факультета при обучении их по дисциплине «гигиена питания».

Объект исследования представляет педагогический процесс, включающий обучение с использованием кейсовых технологий в подготовке студентов медико-профилактического факультета.

Предметом исследования является педагогическая ситуация, включающая в себя различные элементы (проблемное обучение, смешанные методы обучения и др.), объединенные в кейс, имеющий общую основу (условия задачи кейса).

Основные задачи:

1)      Определить особенности воспроизведения кейс-методики во время практического занятия у студентов медико-профилактического факультета по предмету «гигиена питания».

2)      Проанализировать особенности воспроизведения методики на практическом примере с учетом особенностей подготовки студентов медико-профилактического профиля.

3)      Сделать выводы на основании полученных данных и обосновать введение данной технологии в педагогическую практику для обучения студентов медицинского вуза.

Научно-практическая значимость. Кейс-методика включает в себя разработку ассистента кафедры гигиенических дисциплин непосредственно для проведения цикловых занятий у студентов медико-профилактического факультета.

Технология включает в себя ситуационные задачи, которые предложено решить группе студентов из 12-15 человек. Для подготовки используются материалы заседания суда, а также необходимые нормативные документы и акты. Затем производится отчет по задаче в виде обыгрывания судебного процесса с распределением ролей (предлагается подготовка). Расследуется и заслушивается дело об административном правонарушении, совершенном на предприятии общественного питания. Студентам можно выбрать следующие роли:

1) Судья  (1 студент);

2) Истец 1 – специалист управления Роспотребнадзора;

3) Истец  2– представитель прокуратуры;

4) Третье лицо – врач по гигиене питания Центра гигиены и эпидемиологии;

5) Ответчик – владелец пищевого объекта, на котором выявлено правонарушение;

6) Соответчик – сотрудник пищевого объекта, который непосредственно подозреваем в совершении правонарушения;

7) Адвокат ответчика;

8) Свидетели (не более 2 человек от каждой стороны);

9) Присяжные заседатели (3-5 человек, учитывается лишь голос).

Структура игры:

1) Истцы свидетельствуют против ответчика и соответчика, которые подозреваются в причастности к совершению правонарушения (нарушению санитарных правил и норм, вследствие которого пострадало качество пищевых продуктов);

2) Выслушиваются показания ответчика и соответчика;

3) Адвокат ответчика принимает активное участие в оправдании защищаемой стороны;

4) Свидетели и присяжные заседатели занимают пассивное положение в кейсе, так как для вынесения решения учитываются лишь их голоса, поэтому для получения зачета по дисциплине этим студентам в следующей задаче необходимо сыграть главные роли;

5) На основании показания обеих сторон, а также нормативно-правовой документации судья выносит вердикт, обязательный к исполнению;

6) По окончании занятия преподаватель производит разбор игры по кейсу, указывает на ошибки, оценивает в баллах работу каждого из студентов, игравших главные роли.

Выводы и рекомендации.

1) Описан пример использования кейс-технологии как элемента формирования профессиональных компетенций путем решения реальных практических ситуаций, возникающих в ходе профессиональной деятельности специалистов

2) Выявлены особенности и практические варианты реализации использования кейс-технологий в процессе обучения студентов медицинского ВУЗа на кафедре гигиенических дисциплин. Внедрение кейс-технологии обеспечивает развитие профессиональных компетенций обучающихся, что является необходимым требованием ФГОС-3+. Подобных результатов невозможно добиться при использовании классических методов обучения

3) Использование «кейс-методов» на практических занятиях по гигиене питания у студентов формирует критическую и логическую формы мышления, развивает навыки работы с нормативной документацией, а решение реальных ситуаций создает предпосылки для использования знаний в профессиональной деятельности в результате последующего трудоустройства.


Список литературы

1. Айкина Татьяна Юрьевна Метод кейсов в формировании коммуникативной компетенции студентов // Вестник ТГПУ. 2013. №1 (129).
2. Лузан Е. Н. Кейс как образовательная технология // Вестник БГУ. 2012. №1 (1).
3. Махотин Д. А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология // Вестник РМАТ. 2014. №1.
4. Ненахов И.Г. Специфика смешанных методов обучения в высшей медицинской школе (на примере дисциплины правовые основы деятельности врача Роспотребнадзора) // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 7 частях. 2016. С. 120-124.
5. Стёпкин Ю.И. Специфика и актуальные проблемы профессиональной подготовки студентов медико - профилактического факультета по гигиеническим дисциплинам / Ю.И. Стёпкин, А.В.Платунин, Н.А. Борисов, Е.П. Гайдукова // Материалы II научно - практической конференции с международным участием "Проблемы и перспективы обеспечения комплексной безопасности личности и общества в условиях современности" - Воронеж, Наука - Юнипресс, 2013 - с. 159 - 160.
6. Трапезникова Т. Н. Новейшие педагогические технологии: кейс-метод (метод ситуационного анализа) // Территория науки. 2015. №5.

Расскажите о нас своим друзьям: