Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023
УДК 009
Дата публикации 30.04.2023
Интерактивные методы как инновационные подходы в обучении
Горлова Яна Викторовна
старший преподаватель кафедры «Иностранных языков», Севастопольский государственный университет, РФ, г. Севастополь, yanabeloved@yandex.ru
Аннотация: Статья посвящена вопросу изучения и внедрения интерактивных методов обучения. Целью данной статьи является исследование возможности эффективного использования интерактивных методов обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции соискателей на занятиях английского языка. Авторы приходят к выводу, что интерактивные методы способствуют интенсификации и оптимизации образовательного процесса.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, формирование мотивированного интереса в обучении, актуальные дискуссионные формы, повышения активности.
Foreign languages department Sevastopol State University, Russia, Sevastopol
Abstract: The article is devoted to the study and implementation of interactive teaching methods. The purpose of this article is to study the possibility of effective use of interactive teaching methods in the process of forming the communicative competence of applicants in English classes. The authors come to the conclusion that interactive methods contribute to the intensification and optimization of the educational process.
Keywords: teaching a foreign language, formation of a motivated interest in learning, topical discussion forms, increasing activity.
Горлова Я.В. Интерактивные методы как инновационные подходы в обучении // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/interaktivnye-metody-kak-innovatsionnye-podkhody-v-obuchenii.html (Дата обращения: 30.04.2023)
Образование – одна из важнейших сфер человеческой деятельности и определяющий фактор развития человечества. Во многих странах мира давно понимают, что будущее за той цивилизацией, которая максимально обеспечит развитие интеллектуального и творческого потенциала своих граждан. В совокупности с наукой, общественно-политическими институтами, средствами массовой информации и культурой образование выступает важным фактором создания высокоэффективной экономики, ключевым средством формирования гражданского общества.
В условиях глобализации, новых геополитических изменений в мире перед образованием встают новые задачи, решение которых имеет очень большое значение не только для образования будущего, но и для развития общества в целом. Важнейшая задача современной системы образования – создать условия, которые дают возможность современному соискателю активно участвовать в овладении знаниями, творчески применять эти знания на практике. С этой целью преподаватели применяют на практике разные современные технологии и методики. Задача состоит в том, чтобы сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиваться того, чтобы он развивал познавательный интерес, побуждал учащихся к активному участию в образовательном процессе.
Проблемы интерактивного обучения рассматривались еще в первые десятилетия прошлого столетия. Применяемые в то время лабораторно-бригадные и проектные методы, работа в парах переменного состава, производственные и трудовые экскурсии и практики были передовым словом не только в советской, но и в мировой педагогике. Дальнейшую разработку элементов интерактивного обучения находим в трудах В. Сухомлинского, в творчестве учителей-новаторов 1970-80-х годов (Ш. Амонашвили, В. Шаталова, Е. Ильина, С. Лысенкова и др.), в теории развивающего обучения. В конце ХХ века интерактивные технологии получили распространение в теории и практике американской школы, где их используют при преподавании различных предметов. Методический аспект интерактивной технологии исследовали В. Воронцов, И. Казанцев, С. Мельникова, А. Пометун, Г. Селевко, Л. Пироженко, Д. Джонсон. В научных работах проанализированы и классифицированы различные формы и приемы интерактивного обучения, определено их влияние на эффективность усвоения новых знаний и навыков учащихся.
Целью данной статьи является исследование возможности эффективного использования интерактивных методов обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции соискателей на уроках английского языка.
Одним из важных качеств педагога, условий успешности его как профессионала – готовность к инновационной деятельности. Педагогические инновации, как и другие нововведения, порождают проблемы, связанные с необходимостью сочетания инновационных программ с государственными программами воспитания и обучения, сосуществования различных педагогических концепций. Они нуждаются в принципиально новых методических разработках, новом качестве педагогического новаторства, способности к творчеству и рефлексии. Готовность к инновационной педагогической деятельности – особое личностное состояние, предполагающее наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, обладание эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству.
Инновационная компетентность педагога – система мотивов, знаний, умений, навыков, личностных качеств педагога, обеспечивающая эффективность использования новых педагогических технологий в работе со соискателями образования.
Интерактивный (от англ. interaction - взаимодействие) – базирующийся на взаимодействии; означает наличие обратной связи между педагогом и учащимися. Интерактивное обучение – это такой вид деятельности, предусматривающий взаимодействие соискателя с учебной средой, которая служит источником усваиваемого им опыта. [5, с. 7]
Интерактивная методика не конкурирует с традиционными формами преподавания. Ее цель – объединить все эти формы преподавания. Использование интерактивной технологии (обучение во взаимодействии) позволяет решить поставленные задачи по развитию творческого мышления и умение аргументировать свои доводы, необходимые для решения любых проблем.
Интерактивное обучение развивает коммуникативные умения и навыки как преподавателя, так и соискателя, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками образовательного процесса, способствует достижению целей воспитания, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Интерактивное обучение способствует формированию навыков и умений, как предметных, так и обучающих; выработке жизненных ценностей; созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия; развития коммуникативных качеств. [3, с. 7]
Эффективной считается технология интерактивного обучения соискателей, целью применения которой является формирование мотивированного интереса к английскому языку. Педагог обеспечивает диалогичность обучения. Выступает только в качестве организатора сотрудничества, лидера группы. Искушение все рассказать детям, наилучшим образом объяснить все им, привлекает молодых учителей и не дает желаемого результата, если учащиеся остаются только слушателями. По этому поводу Джон Хольт сказал: «The biggest enemy of teaching is the talkative teacher» («Наибольший враг обучения – болтливый учитель»). [4]
Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблемы. Интерактивное обучение имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
К положительным относятся:
- расширение познавательных возможностей соискателей (получение, анализ, применение информации из разных источников);
- высокий уровень усвоения знаний;
- оптимальный контроль преподавателя;
- взаимодействие и партнерство между преподавателем и соискателями;
- поиск альтернативного подхода к оценке знаний учащихся.
Независимые исследования, проведенные разными учеными, показали, что овладение материалом и уровни его применения возрастают почти в 4 раза при применении интерактивных методов обучения. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а полученные знания сохраняются в памяти значительно дольше благодаря привлечению всех активных действий соискателей в процессе обучения. [2, с. 6]
Недостатком является отсутствие методических разработок уроков иностранного языка, необходимость значительных затрат времени на изучение определенной информации. По сравнению с традиционными методами преимуществами интерактивного обучения являются:
- участие в работе всех соискателей класса;
- формирование умения работать в команде;
- выработка доброжелательного отношения к оппоненту;
- возможность выражать собственное мнение;
- создание «ситуации успеха»;
- возможность усвоения большого количества материала за короткий промежуток времени;
- формирование навыков толерантного общения;
- умение аргументировать свое мнение, находить альтернативное решение проблемы
При преподавании английского языка эффективны такие интерактивные технологии обучения, как:
1)интерактивные технологии кооперативного обучения:
• «Карусель»;
• «Круг идей»; «Общий проект»;
• «Аквариум» и др.;
2)интерактивные технологии коллективно-группового обучения:
• «Микрофон»;
• «Мозговой штурм»;
• «Мозаика» и др.;
3)интерактивные технологии ситуативного моделирования:
• «Имитационные игры»;
• «Ролевые игры» и др.;
4) интерактивные технологии ведения дискуссии
А также проектирование бизнес планов, проектов, проведение творческих мероприятий, использование мультимедийных компьютерных программ и привлечение англоязычных специалистов.
Игра – наиболее доступный для соискателей вид деятельности, способ переработки полученных из внешнего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения, эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Интересная игра повышает уровень активности соискателя, и он может решить более сложную задачу, чем на обычном занятии. Но это не свидетельствует о том, что все занятия должны проходить в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: аудированием, беседами, чтением и другими.
Игра имеет огромное значение для развития личности. Успех обучающей игры определяется возможностями участников, а также возрастными особенностями. Деловые игры всегда сопровождаются преобразующей и продуктивной деятельностью. Этот формат обучения уместен только на старших курсах колледжей. С помощью игр студенты нарабатывают компетенции, составляющие их профессиональную подготовку. Чем разнообразнее подходы и приёмы, используемые в образовательном процессе, тем меньше скуки, выше интерес к учёбе, ярче проявляются творческие задатки учеников. Посредством деловых и прочих игр решаются очень многие воспитательные и педагогические задачи.
Обычно в школьном и среднем профессиональном образовании применяется не один метод, а их совокупность, микс. Новаторские методики и технологии начинают внедрять именно со школ, поскольку для вузов их ещё только предстоит адаптировать. Обучающая деловая игра имеет следующие функции:
1. Развивающая – обеспечивает при образовательной деятельности развитие творческого потенциала учащихся, их самостоятельности в овладении методами получения необходимых знаний.
2. Коммуникабельная – реализуется через компанию общения, регулирование межличностных отношений, появление механизма саморегуляции поведения.
3. Активизирующая – предполагает стимулирование познавательных процессов, интересов, потребностей.
4. Информационная – проявляется в направленности содержания игры на социальные, психологические и методические проблемы.
5. Функции интеграции знаний обеспечивает межпредметные связи между курсами общих объектов изучения. [5, с. 45-67]
Выбирая определенный интерактивный метод, а именно "Interview", "Round Table", "Reflexive Circle", "Hot summary", "Project", "Expert Groups", "Dozens of questions", "Excursion", преподаватель формирует у соискателей соответствующие навыки. Вдобавок к этому, в результате взаимодействия общения происходит взаимообучение обеих сторон.
Рассмотрим в дальнейшем примеры проведения наиболее универсальных и интересных интерактивных игр. Ниже предложенные игры предполагают овладение словарным запасом по изученной теме и общеупотребительными словами.
Grab a minute – игра, в которой предоставляется 1 минута, для представления термина, написанного на интерактивной карте. Участник должен предоставить больше информации о данном предмете/сроке, его значении, использовании и т.п. Одерживает победу, предоставивший наиболее полную и связную информацию об указанном в карточке предмете или сроке.
Проверка знаний: словарный запас по определенной теме в сочетании с грамматикой. Хороший способ для закрепления пройденного материала. Особенности игры: улучшается навыки быстрого реагирования, критического мышления.
An item description – игра, в которой необходимо описать слово или словосочетание, указанные на интерактивных карточках, не называя корень слова и не применяя жестов. При этом активную роль играет остальная группа, которая должна угадать слово.
Проверка знаний: словарный запас по определенной теме в сочетании с грамматикой. Можно использовать в качестве Warm up activity.
Особенности игры: улучшается навыки быстрого реагирования, активизируется поиск синонимов на английском языке. Прямой коммуникативный контакт с группой оказывает положительное влияние на взаимосвязь внутри группы.
Chain story – игра на логику, проявление фантазии и индивидуальности. Суть игры состоит в продолжении истории предыдущего участника.
Проверка знаний: словарный запас по определенной теме и общему словарному запасу в сочетании с грамматикой.
Особенности игры: улучшается навыки быстрого реагирования, логического мышления, повышается внимание, не меньшую роль отдают фокусировке на сюжете истории, что помогает развивать память.
Вышеуказанные игры могут проводиться во второй части занятия, для повышения активности и улучшения восприятия информации. Они не требуют значительной подготовки и зависят от теоретического уровня познания соискателей. Относительно дискуссионных групповых форм, которые будут приведены ниже, кроме теоретической основы должна присутствовать аргументированность ответов.
Нижеприведенные актуальные дискуссионные формы заставляют анализировать мнения, прежде чем их озвучивать, ведь обязательным элементом является не только речь, но и объяснение хода собственных мыслей.
1) “Round table” (Коллективная игра для решения общей проблемы).
2) Scientific debate (Учебный спор-диалог, в котором соискатели – представители разных направлений, отстаивают свое мнение, противоположное другим).
3) Competition in small groups (Мотивационная игра, побуждающая к активности).
4) “Brainstorm” (Игра, развивающая критическое мышление).
5) Situation (Игра, развивающая умение быстро реагировать и фантазировать).
6) Judicial sitting (Игра с распределением ролей и поиском конструктивных ответов).
7) Training (форма обучения с применением различных форм работы с небольшой группой для совершенствования навыков в процессе моделирования ситуаций, приближенных к реальности).
8) The briefing (Анализ и обсуждение результатов предыдущей работы; структурирование приобретенного опыта; Определение и оценка собственных достижений и поражений педагогом и учащимися; планирование дальнейшей деятельности).
9) Six Thinking Hats по методу Эдварда де Боно (систематизация мышления).
Дискуссионные формы обучения – целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, утверждениями с целью «нахождения истины» или формирования у участников определенной точки зрения. Главными условиями является ограничение одним вопросом или темой, высказанное мнение должно быть аргументировано.
Одной из самых активных дискуссионных форм занятия можно выделить «Мозговой штурм» (Brainstorm), содержащий совместное решение проблем. Цель этой игры - обеспечение генерации идей для неординарного решения определенной проблемы.
Предлагаемые технологии и их составляющие можно эффективно использовать как на уроках усвоения, так и применения знаний, умений и навыков. Кроме того, элементы интерактивных технологий можно применять сразу же после изложения преподавателем нового материала вместо опроса на уроках, посвященных применению знаний, умений и навыков.
Использование на уроке предложенных интерактивных технологий будет способствовать: эффективному повторению изученной лексики, пополнению словарного запаса; глубокому усвоению навыков правильной артикуляции; развитию внимания, памяти, мышления; формированию умений работать в парах, группах и т.п.
Новые возможности овладения английским языком открывает использование информационных технологий. Особого внимания заслуживают компьютерные презентации. Активное использование соискателями компьютерных технологий решает сразу несколько задач: во-первых, учащиеся учатся самостоятельно добывать информацию; во-вторых, они учатся творчески применять полученные знания на практике; кроме того, получают опыт общения при подготовке проекта и умение работать в группе.
Компьютерные презентации просто незаменимы при предъявлении страноведческого материала. С помощью презентации можно наглядно, интересно и доступно представить страну языка, его географию, историю, повседневную жизнь народа. Для каждого презентация – возможность выразить и показать себя, свои интересы, приобретенные навыки. Важно, чтобы преподаватель создавал разные виды презентаций. Презентационные проекты подводят учащихся к созданию собственных проектов по данной теме.
Информационное общество XXI века нуждается в образованной, творческой, конкурентоспособной на современном рынке личности. Поэтому одной из ключевых тем является совершенствование форм, методов и технологий обучения, способствующих развитию именно такой личности.
На помощь приходят инновационные методики обучения, к которым относятся:
- e-learning;
- m-learning;
- u-learning;
- f-learning;
- blended-learning,
в которых используются интерактивные и компьютерные технологии обучения.
Электронное обучение (e-learning) – это система обучения, которая предлагает использование Интернет-технологий, электронных библиотек, учебно-методических мультимедиа-материалов, виртуальных лабораторий и практикумов.
Электронное обучение – это перспективная модель обучения, основанная на использовании новых мультимедийных технологий Интернета для повышения качества обучения путем облегчения доступа к ресурсам и услугам, а также обмена ими совместной работой на расстоянии.
Мобильное обучение (m-learning) – это передача знаний на мобильные устройства с использованием технологий WAP и GPRS.
Цель мобильного обучения – сделать процесс обучения гибким, доступным и персонифицированным, в котором реализуется главный принцип мобильного обучения – обучение в любом месте, в удобное время. Важно создание мобильного обучения, требующего разработки интерактивных программно-педагогических продуктов и их методического обеспечения.
Всепроникающее обучение (u-learning) – это технологии непрерывного обучения с использованием информационно-коммуникационных средств во всех областях жизни общества. Для осуществления u-learning необходимы соответствующие обучающие материалы, передаваемые на мобильные устройства.
При внедрении всепроникающего обучения имеют место следующие проблемы:
• необходимость бесплатного Wi-Fi, создание бесплатных Wi-Fi зон;
• определенные технические проблемы: ограниченный срок работы батареи мобильного устройства и непрерывная подзарядка (беспроводная);
• создание соответствующего программно-методического обеспечения.
В настоящее время занятия больше ориентированы на студента, активно участвующего в учебном процессе, при этом должна быть выполнена учебная программа за тот же период обучения, что и в традиционной системе обучения.
«Перевернутое» обучение (flipped learning) – это форма активного обучения, позволяющая «перевернуть» обычный процесс обучения следующим образом: студенты вне аудитории просматривают соответствующие учебные материалы, которые будут рассматриваться на следующем занятии, самостоятельно изучают теоретический материал, а в аудитории осуществляют его обсуждения, выполняют практические задания.
Эффективность e-learning, m-learning, u-learning, f-learning в чистом виде остается проблематичной. В настоящее время чаще всего в учебном процессе используется смешанная модель (blended learning) обучения, объединяющая вышеупомянутые технологии с аудиторными занятиями по традиционной системе.
Смешанная учеба – это обучение, в рамках которого студент получает знания, очно и самостоятельно онлайн, оно предполагает создание комфортной образовательной информационной среды, системы коммуникаций, доставляющих необходимую информацию.
Организация учебной работы обучающихся предполагает усиление роли самостоятельной работы студентов, что обуславливает потребность в эффективной организации и контроле. Частично это может быть реализовано с использованием инструментария социальных сетей.
Особого внимания заслуживает возможность социальных сетей создавать виртуальные сообщества (с открытым и закрытым доступом), объединяющие пользователей с общими интересами. В этом формате преподаватель может организовывать и координировать работу секций и групп. Возможности подключения к социальным сетям с помощью ноутбуков, смартфонов и планшетных ПК снимают пространственные и временные ограничения.
Следовательно, интерактивные методы способствуют интенсификации и оптимизации образовательного процесса. На интерактивных уроках соискатели могут:
- анализировать обучающую информацию и творчески подходить к усвоению материала;
-формировать собственное мнение, правильно его выражать, доказывать свою точку зрения, аргументировать и дискутировать;
- моделировать собственный социальный опыт через включение в разные жизненные ситуации;
– развивать навыки творческой и проектной деятельности, самостоятельной работы.
Таким образом, преподаватель становится наставником самостоятельной образовательно-познавательной и творческой деятельности соискателей. Имея много преимуществ, следует также помнить о недостатках: при частом применении, восприятие интерактивных игр становится механическим, теряет творческий интерес, поэтому необходимо разнообразить игры и комбинировать интерактивные методы обучения с традиционными.
Список литературы
1. Андреева В.М. Инновации на уроках. \\ журнал «Английский язык и литература». – 2004 - № 29
2. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пособие. -К.: Академиздатель, 2004. -352с.
3. Методический банк. //Английский язык и литература. -№29. -2004
4. Holt John Learning All the Time. Addison-Wesley, 1989 – 169 с. //Электронный ресурс.
5. Пометун О., Пироженко Л. Современный урок. Интерактивные технологии обучения / А. Пометун, Л. Пироженко. – М.: А.С.К., 2005. – С. 192.