Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023
УДК 37
Дата публикации 31.05.2023
Иноязычная подготовка будущих экономистов в транспортном вузе
Бакшеева Кристина Михайловна
Студент факультета «Мировая экономика и право». Сибирский государственный университет путей сообщения, ул. Дуси Ковальчук, 191, г. Новосибирск, 630049, Россия
Крючкова Сабрина Андреевна
Студент факультета «Мировая экономика и право». Сибирский государственный университет путей сообщения, ул. Дуси Ковальчук, 191, г. Новосибирск, 630049, Россия
Волосатов Богдан Евгеньевич
Студент факультета «Мировая экономика и право». Сибирский государственный университет путей сообщения, ул. Дуси Ковальчук, 191, г. Новосибирск, 630049, Россия
Аннотация: Статья представляет анализ роли иностранных языков в образовании будущих экономистов на примере Сибирского государственного университета путей сообщения. В ней описываются основные задачи и принципы организации иноязычной подготовки, которые позволяют студентам приобретать не только профессиональные знания и навыки, но и развивать коммуникативные и культурные компетенции в международной среде. Статья содержит оценку эффективности иноязычной подготовки в соответствии с требованиями современного мирового рынка труда и экономических отношений. Результаты анкетирования бакалавров-экономистов СГУПС в отношении эффективности преподавания, работы преподавателя, материально-технического обеспечения, качества учебника, уровня владения иностранным языком после завершения курса и доступности ресурсов в университетской библиотеке говорят об эффективной организации иноязычной подготовки и удовлетворенности студентов качеством оказания образовательных услуг. Авторы предлагают рекомендовать использовать анкету-опросник для определения необходимости повышения качества организуемого учебного процесса.
Ключевые слова: экономисты, иноязычная подготовка, профессиональные умения, преподавательский опыт, профессиональные компетенции, эффективная коммуникация, экономика, методические разработки.
Students, Siberian Transport University of Communications, 191 Dusi Kovalchuk str, Novosibirsk, 630049, Russia
Students, Siberian Transport University of Communications, 191 Dusi Kovalchuk str, Novosibirsk, 630049, Russia
Students, Siberian Transport University of Communications, 191 Dusi Kovalchuk str, Novosibirsk, 630049, Russia
Abstract: The article presents an analysis of the role of foreign languages in the education of future economists on the example of the Siberian Transport University. It describes the main tasks and principles of organizing foreign language training, which allow students to acquire not only professional knowledge and skills, but also develop communicative and cultural competencies in an international environment. The article contains an assessment of the effectiveness of foreign language training in accordance with the requirements of the modern world labor market and economic relations. The results of a survey of STU bachelors majoring in economics regarding the effectiveness of teaching, the work of a teacher, material and technical support, the quality of a textbook, the level of foreign language proficiency after completing the course and the availability of resources in the university library indicate the effective organization of foreign language training and student satisfaction with the quality of educational services. The authors propose to recommend using a questionnaire to determine the need to improve the quality of the organized educational process.
Keywords: economists, foreign language training, professional skills, professional competencies, effective communication, economics, methodological developments.
Бакшеева К. М., Крючкова С. А., Волосатов Б. Е. Иноязычная подготовка будущих экономистов в транспортном вузе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/inoyazychnaya-podgotovka-budushhikh-ekonomistov-v-transportnom-vuze.html (Дата обращения: 31.05.2023)
В современном мире наиболее актуальным для будущих экономистов в области транспорта является наличие глубоких знаний в области экономики. Иностранный язык в этой сфере – неотъемлемый атрибут [1]. Он позволяет не только получить доступ к международному научному и деловому сообществу, но и расширить границы профессионального развития. В связи с потребностью общества в специалистах, обладающих профессиональными и коммуникативными компетенциями, что требует высокого уровня владения иностранным языком, необходимо своевременно разрабатывать новые методы для иноязычной подготовки будущих специалистов в вузах.
Актуальность исследования определяется тем, что общение с ключевыми партнёрами России (Китай, КНДР, Япония) на международном английском языке даёт возможность правильно передать смысл сказанного и избежать недопонимания и двусмысленности высказываний. Целью исследования является представление особенностей организации иноязычной подготовки будущих экономистов на примере конкретного образовательного контекста – факультета «Мировая экономика и право» «Сибирского государственного университета путей сообщения» («СГУПС»).
Задачи исследования:
- изучить корпус научных публикации по проблемному полю;
- проанализировать методические документы: рабочие программы по дисциплинам, учебные планы, методические разработки;
- провести опрос студентов на предмет уровня удовлетворённости качеством получаемых знаний, степени владения иностранным языком в аспекте будущей профессии и т.д.
Исследователи Кобелева Е. П., Матвиенко Е. Н., Комкова А. С. в своем исследовании отмечают, что знание английского языка важно не только для современных экономистов в их профессиональной деятельности, но и для студентов, которые хотят обладать конкурентным преимуществом на рынке труда [2].
Коллектив авторов Агавелян Р. О., Кобелева Е. П., Стучинская Е. А., Душинина Е. В. в своей статье рассматривают методику обучения английскому языку студентов-экономистов с учетом специфики их будущей профессиональной деятельности. Авторы отмечают, что необходимо использовать учебные материалы, которые помогут студентам понимать экономические термины и концепции на английском языке [3].
Ученые Комкова А.С., Кобелева Е.П., Таскаева Е.Б., Ищенко В.Г. описывают опыт проведения эффективного обучения английскому языку для студентов экономических специальностей. Авторы предлагают использовать методики, которые помогут студентам улучшить навыки чтения, письма, аудирования и говорения на английском языке, а также помогут им понимать экономические термины и концепции [4].
Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС) – один из ведущих вузов России в области транспорта, транспортного строительства и экономики. В университете работает кафедра «Английский язык», предназначенная для подготовки будущих специалистов в области транспорта и экономики к профессиональной деятельности на международном уровне и обеспечение их высокого уровня владения английским языком. На протяжении многих лет на факультете «Мировая экономика и право» проводится обучение студентов профессиональному иностранному языку с использованием специально разработанных преподавателями университета (Кобелева Е.П., Зубков А.Д., Матвиенко Е.Н. и др.) методических разработок: метод проектов [5], интеграция массовых открытых онлайн-курсов по экономическим дисциплинами на иностранном языке [6], интеграция аутентичных видеоресурсов на изучаемом языке [7, 8], элементы публичных выступлений [9], кейс-технология [10], использование цифровых технологий [11], дистанционное обучение [12, 13] и др. В качестве методических разработок и средств организации языковой подготовки используются:
- структура деятельности студента, представляющая собой календарный план-график;
- компьютерное тестирование (грамматика, речевой этикет, страноведение, структура делового письма, подпись конверта, специальная лексика и текст профессиональной направленности);
- дополнительные курсы профессиональной подготовки «FrEnD» (группа помощи, группа продвинутого уровня английского языка, изучение восточных и европейских языков с нуля) [14, 15].
Структура деятельности студента состоит из таких элементов как написание делового письма, устная презентация тем, грамматический тест, лексический тест, кейс, проект. Она рассчитана на весь семестр и основана на балльно-рейтинговой системе, с помощью которой формируется итоговая оценка студента за пройденный курс. Максимальное количество баллов – 100. В них входят:
- топики (5) – 25 баллов;
- тесты по грамматике (3) – 9 баллов;
- кейсы (2) – 12 баллов;
- компьютерное тестирование (2) – 6 баллов;
- срез знаний (2) – 6 баллов;
- деловое письмо (3) – 9 баллов;
- посещаемость (32 часа) – 32 балла.
Рисунок 1 - Структура деятельности студента
Для оценки удовлетворенности качеством образовательных услуг нами были использованы различные показатели, такие как уровень знаний студентов, качество учебно-методических ресурсов и работы профессорско-преподавательского состава, а также качество инфраструктуры. На основе этих показателей были разработаны вопросы для анкетирования бакалавров-экономистов СГУПС. Анкетирование проводилось с целью оценить качество обучения иностранному языку бакалавров с помощью их субъективных оценок и на основании полученных данных принять обоснованные управленческие решения для улучшения качества обучения. В анкету, которая была использована для опроса студентов в СГУПС в 2022-2023 учебном году, были включены вопросы, связанные с качеством обучения студентов и их степенью удовлетворенности иностранным языком. Для оценки эффективности обучения иностранному языку на уровне бакалавриата было применено шесть критериев:
- эффективность преподавания
- работа преподавателя
- материально-техническое обеспечение
- качество учебника
- уровень владения языком после курса
- доступность ресурсов в университетской библиотеке
Рисунок 2 - Оценка эффективности обучения иностранному языку на уровне бакалавриата
Большинство студентов считают, что обучение эффективно и оценивают работу преподавателей как отличную. 86% полностью или в большей степени удовлетворены. Однако материально-техническое обеспечение не удовлетворяет всех студентов, что может негативно сказаться на качестве обучения.
Высоко оценили базовый учебник по иностранному языку многие студенты, но 23% из них не были удовлетворены. Для выяснения причин неудовлетворенности студентов необходимо провести опрос. После этого можно будет внести соответствующие изменения при обновлении учебника. Кроме того, преподавателям следует уделить больше внимания выбору дополнительной литературы.
Большинство студентов считает, что доступность ресурсов по иностранному языку в университетской библиотеке хорошая согласно критериям, но 15% студентов испытывают некоторые сложности, связанные с личными проблемами, и нет необходимости принимать дополнительные меры для улучшения качества в данной области в настоящее время, так как уровень удовлетворенности высокий.
Большинство опрошенных, изучающих иностранный язык на бакалавриате, оценивают свой уровень знаний положительно, только 5% не удовлетворены, и 19% затрудняются с ответом. В целом 76% студентов дали положительную оценку, что является хорошим результатом. Однако, можно разработать программу для улучшения качества обучения иностранному языку. Рекомендации включают учет пожеланий и ожиданий студентов, улучшение оборудования аудиторий и применение дифференцированного подхода в процессе обучения.
В исследовании была использована анкета-опросник, которая соответствует требованиям, и она может быть использована наряду с иными способами диагностики уровня удовлетворенности качеством очного обучения профессиональному иностранному языку студентов-бакалавров неязыковых направлений подготовки в вузе. Рекомендуется использовать подобную анкету-опросник по крайней мере два раза в течение академического года, для выявления того, требуется ли повышать качество организуемого учебного процесса. Результаты использования анкеты-опросника, собранные в ходе работы с группами студентов-бакалавров на протяжении нескольких учебных семестров, могут быть использованы для того, чтобы сравнить и оценить изменения образовательной среды. Оценка уровня удовлетворенности студентов является одним из ключевых критериев оценки качества высшего образования, включающего все функции и деятельность университета. Следует улучшать разрабатываемые и используемые инструменты оценивания уровня удовлетворенности потребителей образовательных услуг в высших учебных заведениях, языковая подготовка не является исключением.
Таким образом, подготовка по английскому языку будущих экономистов в СГУПС является важным условием для обеспечения национальной экономики специалистами высокого уровня квалификации, способных работать в международной среде и выполнять сложные профессиональные задачи на английском языке.
Список литературы
1. Zubkov A. Increasing Effectiveness of Foreign Language Teaching of Transport University Students in Process of Online Learning // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2022. – Vol. – P.403: 438-445.
2. Кобелева Е. П., Матвиенко Е. Н., Комкова А. С. Формирование экзистенциальных навыков студентов в процессе иноязычной подготовки в вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. – С. 6. – DOI 10.17513/spno.32126.
3. Агавелян Р. О., Кобелева Е. П., Стучинская Е. А., Душинина Е. В. Использование мнемотехник в процессе профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов-экономистов // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – №4. – С. 38-50. – DOI 10.15293/1813-4718.2204.03.
4. Komkova A.S., Kobeleva E.P., Taskaeva E.B., Ishchenko V.G. Foreign Language Learning Environment: A Case Study of STU // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2022. – Vol. 403. – P. 429-437.
5. Парицкая Е. П., Таскаева Е. Б. К вопросу о повышении эффективности языковой подготовки будущих специалистов таможенной службы РФ // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – 2015. – № S. – С. 68-73.
6. Zubkov A. Teaching Foreign Language in Transport University Using Massive Open Online Courses: Pilot Study // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2022. – Vol. 403. – P. 92-100.
7. Кирякова О. А. Применение аутентичных видеоматериалов как способ формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыкового вуза // Сибирский учитель. – 2022. – № 1(140). – С. 17-25.
8. Крутько Е. А., Комкова А. С., Кобелева Е. П., Агавелян Р. О. Интеграция видеоконтента в процесс обучения профессионально-ориентированному английскому языку в вузе / // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 6. – С. 66-75. – DOI 10.15293/1813-4718.2206.06.
9. Разумная С. С. Управление вниманием при обучении иностранному языку в высшей школе // Восток - Запад: теоретические и прикладные аспекты преподавания европейских и восточных языков: Материалы IV Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 04 марта 2021 года. – Новосибирск: СГУПС, 2021. – С. 214-220.
10. Zubkov A. Implementation of CLIL Approach via Moocs: Case Study of Siberian Transport University // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2022. – Vol. 402. – P. 1002-1010
11. Ищенко В. Г., Е. А. Сергиевская Цифровые технологии как магистральные стратегии в развитии современного образования // Заметки ученого. – 2022. – № 7. – С. 126-129.
12. Кононыхина О. В. Мотивация студентов при дистанционном обучении // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 2-1(53). – С. 107-111. – DOI 10.24412/2500-1000-2021-2-1-107-111.
13. Выборнова Е. Ю. Онлайн-уроки иностранного языка: планирование, идеи, оценка знаний студентов // Заметки ученого. – 2021. – № 12-1. – С. 159-161.
14. Балмасова Т. А. "Новая регионализация": модернизация российских вузов и опыт Германии // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28, № 6. – С. 86-96. – DOI 10.31992/0869-3617-2019-28-6-86-96.
15. Разумная С.С. Роль личности преподавателя в профессиональном образовании // Мир педагогики и психологии. – 2022. – № 11 (76). – С. 121-126.