Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №07 (84) Июль 2023

УДК 802.0:378.62

Дата публикации 28.07.2023

Иностранный язык в формировании языковой личности специалиста технического вуза

Ярославцева Елена Федоровна
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры “Иностранные языки”, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, РФ, г. Новочеркасск, corrida7727@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы подготовки компетентного инженера в составе учебных дисциплин гуманитарного, естественнонаучного циклов и дисциплин профессиональной подготовки. Важен тот факт, что в технических университетах как центрах подготовки высококвалифицированных кадров необходимо готовить, прежде всего, культурного гражданина, а уже потом инженера и специалиста (строителя, экономиста, технолога и т. д.).
Ключевые слова: языковая личность, иностранный язык, лингвистическая компетенция, технический вуз, образовательное пространство.

Foreigh Language in the formation of the language personality of a specialist of a technical university

Yaroslavtseva Elena Fedorovna
Cand.Sci.(Pedagogy), Docent, Associate professor at the Department of “Foreighn languages” Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Russia, Novocherkassk

Abstract: The article deals with the problems of training a competent engineer as part of the academic disciplines of the humanities, natural sciences and vocational training disciplines.An important fact is that in technical universities, as centers for training highly qualified personnel, it is necessary to train, first of all, a cultural citizen, and only then an engineer and specialist (builder, economist, technologist, etc.).
Keywords: linguistic personality, foreign language, linguistic competence, technical university, educational space.

Правильная ссылка на статью
Ярославцева Е. Ф. Иностранный язык в формировании языковой личности специалиста технического вуза // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 07 (84). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/inostrannyj-yazyk-v-formirovanii-yazykovoj-lichnosti-spetsialista-tekhnicheskogo-vuza.html (Дата обращения: 28.07.2023)

Является общепризнанным тот факт, что специалист сегодня – это человек с широкими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в науке и технике. Ему нужны базовые знания, проблемное, аналитическое мышление, социально-психологическая компетентность, интеллектуальная культура.

Актуальность представленной работы обусловлена особой значимостью гуманизации инженерного образования, которое, в свою очередь, объясняется тем, что инженерная деятельность направлена на реализацию технического прогресса, технологий, оставляя развитие человека как личности как бы в стороне. Такой «крен» в образовательной подготовке пытаются исправить во многих высших технических заведениях, в том числе и путем введения системы спецкурсов гуманитарного направления.

Изучение иностранных языков позволяет не только развивать лингвистическую компетенцию, но и знакомить студентов с культурой страны изучаемого языка, ценностями, обычаями, традициями народа.

Учитывая специфику технического вуза, особое внимание при отборе содержания обучения уделяется материалам технологического, эколого-культурного, культурологического и лингвистического характера в курсе таких дисциплин, как психология, философия, социология. В связи с этим естественным образом возникает мысль о необходимости интеграции специальной (технологической) и лингвокультурной подготовки студентов. Эффективность такой интеграции связана с тем, что в содержании дисциплин специальной подготовки имеются темы, общие с содержанием курса иностранного языка (черты характера человека, профессиональные качества инженера, культура и традиции народов мира). Это дает возможность организовывать дискуссии по технологическим проблемам на иностранном языке, использовать ролевые игры, обсуждать прочитанные художественные произведения или литературу по специальности, то есть через учебный материал уделять максимум внимания развитию личности, её адекватному восприятию других людей, делать её более человечной.

Цель данного исследования применительно к подготовке специалистов состоит в следующем: соединить учебный предмет (иностранный язык) с чувствами, переживаниями, опытом и жизнью обучаемых, т.е. гуманистическое обучение преследует цель целостного воспитания личности в интеллектуальном и эмоциональном планах. Достичь этой цели можно при условии, что в центре процесса обучения иностранным языкам находится не преподаватель, а студент, а также такие виды учебной деятельности, которые помогают учиться самостоятельно, давая возможность «открыть» себя другим, и других для себя. Исходя из вышеизложенной актуальности и намеченной цели, обозначены следующие задачи:

 -  обоснование места и роли университетского технического образования в социокультурном мировом пространстве;

 - достижение понимания того, что курсы специальных технических дисциплин также должны отвечать общим целям университетского образования будущих инженеров.

Важнейшим условием, опосредующим эффективное использование процесса обучения иностранным языкам как фактора гуманизации образовательного пространства технического университета является мотивационная готовность студентов к восприятию гуманитарного содержания учебных материалов на иностранном языке, направленная на формирование гуманитарной культуры. Она достигается посредством использования специально подобранных текстов, подбором и конструированием предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений, направленных на развитие гуманитарной культуры. Достаточная степень развитости самоопределения личности в образовательном пространстве университета обеспечивает профессионально необходимые специалисту качества самоуважения, самооценки, самопринятия, постоянного творческого роста, а также умения проводить переговоры, мотивировать и воодушевлять людей, урегулировать конфликты, генерировать новые социокультурные идеи, пользоваться социокультурными ценностями и технологиями. 

Основными условиями реализации и развития гуманизации образовательного пространства технического университета являются:

- соотносительность динамики культуры и личности, существующей в техносфере;

 - феномен культурных начал, которые существуют в любых культурных процессах и явлениях и выражаются в их определенности, качестве, развитости как социального явления;

 - особые механизмы самоопределения и культурного саморазвития личности;

 - обстоятельства жизнедеятельности системы «личность – техника – общество», нормы и требования, регулирующие их взаимосвязь.

Средством создания возможности для развития «языковой личности» являются также коммуникативные установки преподавателя на занятии: выразить согласие или несогласие, подтвердить сказанное, дополнить собеседника, выразить свое отношение к событиям, фактам, высказываниям и т.д., выразить языковыми средствами чувства радости, огорчения, сомнения, удивления и др. Все это стимулирует не только речевую, но и познавательную деятельность студентов. Таким образом, занятия по иностранному языку становятся единым процессом, а овладение речевой деятельностью идет в единстве с языковым развитием.

Одной из технологий развития коммуникативной компетенции является тренинговая работа. Основными задачами таких тренингов является осознание и преодоление барьеров, препятствующих проявлению творческих ресурсов в повседневном и деловом общении, формирование навыков и умений в диалогическом общении. Тренинг создает условия для роста личности за счет обращения восприятия, тогда как обычно себя человек воспринимает изнутри, а другого – со стороны. В тренинге, наоборот, можно видеть себя со стороны, а других – изнутри. То есть, можно говорить о том, что различные виды тренингов являются важным и ценным практическим средством по развитию креативности общения, самоопределению в образовательном пространстве вуза.

Различные по стилю, типу, жанру тексты используются как дидактический материал, с помощью которого студенты «впитывают» речевые образцы на неосознанном уровне и опираются на них на завершающем этапе занятий по усвоению форм языка, а именно: при создании собственных текстов, отражающих тип «языковой личности».

На основании вышеизложенного, следует вывод, что логика использования изучения иностранных языков для целей гуманизации образовательного пространства технического университета должна учитывать специфику гуманитарного знания. Основной задачей должно быть введение будущих инженеров в историко-культурно-ценностный контекст техники; задание алгоритмов рассмотрения, анализа фактов и явлений с гуманистической точки зрения, показ основных закономерностей развития техники как сложнейшей сферы человеческой деятельности, показ имманентной связи техники с человеком. Важнейшей задачей гуманизации образовательного пространства является также развитие личности человека, его способностей к созданию техники по критериям общечеловеческих ценностей и культуры.   


Список литературы

1. Батунова И.В., Березина К.И. Формирование мотивации студентов при изучении иностранного языка в неязыковых вузах. URL: https:// research-journal.org/pedagogy/formirovanie-motivacii-studentov-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka-v-neyazykovyx-vuzax/.
2. Камынина Т.П. О попытке преодолеть «коммуникативный барьер» в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Актуальные проблемы теории и практики обучения иностранному языку в неязыковом вузе: материалы межвузовского круглого стола. Оренбург: Оренбург. ин-т (филиал) Мос. гос. юрид. ун-та им. О.Е. Кутафина, 2018. С. 44-48.
3. Прудникова Е.Ф. Иностранный язык как фактор гуманизации образовательного пространства технического вуза: дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2006.
4. Ярославцева Е.Ф. Инновационные технологии обучения иностранным языкам в вузе // Основные направления развития научного потенциала в свете современных исследований: теория и практика: сб. материалов 11-й Международной заоч. науч. конф. Ставрополь: Сев.-Кав. фед. ун-т, 2017. С. 146-148.
5. Kulikovskaya, I.E., L.V. Abdulmanova and A.V. Reznichenko, 2015. Foreign Languages in the Educational Space of Southern Federal University of Russia. Review of European Studies, 7 (6): 162-169.
6. Kulikovskaya, I.E., 2013. Axiological Sphere of Dialogue of Cultures: Phenomenon, Architectonics, Ontogenesis. World Applied Sciences Journal, 25 (10): 1416-1422.

Расскажите о нас своим друзьям: