Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №2 (31) Февраль 2019

УДК 378

Дата публикации 28.02.2019

Информационные технологии в преподавании иностранного языка в нелингвистическом вузе

Козина Оксана Викторовна
канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков, Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул, cck2004@mail.ru
Клюнк Юлия Юрьевна
студентка Института Экономики и Управления, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, РФ, г. Барнаул, Klunk-yulya@yandex.ru
Удодова Ирина Андреевна
студентка Института Экономики и Управления, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, РФ, г. Барнаул, udodova-1998@mail.ru

Аннотация: Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе способствует успешной организации образовательного пространства в вузе, а также является показателем качества процесса обучения иностранному языку. Внедрение информационно-коммуникационных технологий увеличивает доступ обучающегося к образованию и самообразованию, к развитию творческого и профессионального потенциала. В данной статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях по иностранному языку в нелингвистическом вузе с целью формирования общеучебных умений и навыков обучающихся, повышения уровня мотивации и обеспечения высокой степени дифференциации обучения иностранному языку в нелингвистическом вузе.
Ключевые слова: использование информационно-коммуникационных технологий, Интернет, мотивация, иностранный язык, нелингвистический вуз

Information technologies in foreign language teaching in non-linguistic high educational institution

Kozina Oxana Viktorovna
Cand. Sci. (Pedagogics), assistant professor of Foreign languages department, Altai State Pedagogical University, Russia, Barnaul
Klynk Yulya Yriyevna
student of Institute of Economics and Management, Polzunov Altai State University, Russia, Barnaul
Udodova Irina Andreevna
student of Institute of Economics and Management, Polzunov Altai State University, Russia, Barnaul

Abstract: The use of information and communication technologies in the educational process contributes to the successful organization of the educational space at high educational institution and is also an indicator of the quality of the process of foreign language teaching. The introduction of information and communication technologies increases the student's access to education and self-education, to the development of creative and professional potential. This article examines the use of information and communication technologies in foreign language classes at a non-linguistic university to develop general educational skills of students, increase motivation and ensure a high degree of differentiation of foreign language teaching at a non-linguistic high educational institution.
Keywords: information and communication technologies, Internet, motivation, foreign language, non-linguistic high educational institution

Сегодня развитие российского образования в высшей школе обусловлено созданием социокультурной осведомленности обучающихся. Использование в широком спектре средств информационных и коммуникационных технологий на практических и лекционных занятиях определяет их стремительное внедрение в учебный процесс и способствует организации образовательного пространства в вузе.

Преподаватель может решать свои профессиональные задачи с использованием информационных технологий, которые повышают мотивацию учения, расширяют возможности обучения, развивают познавательные возможности обучающихся, делают процесс обучения более увлекательным, ведут к изучению ценностей культуры.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это главная система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи (аудио и видео записи, текстовые документы) [1]. А также использование Интернет-технологий, которые дают возможность обмениваться социокультурными ценностями, изучать иностранный язык самостоятельно, искать необходимую информацию для подготовки к занятию, развивать творческий и профессиональный потенциал [3].

Внедрение ИКТ организует усовершенствование качества обучения, увеличение доступа к образованию, самообразованию и развитие человека как личности.  Информационная инфраструктура охватывает такие сферы человеческой деятельности, как наука, техника, политика, экономика, культура, образование.

Использование ИКТ в работе преподавателя способствует [4]:

1. развитию   и совершенствованию грамматических умений и навыков чтения, говорения, аудирования, письма, используя тексты разного уровня сложности;

2. использованию справочно-информационной литературы по грамматике;

3. пополнению лексического запаса обучающихся и контролю за его уровнем с помощью тестовых, игровых обучающих программ;

4. использованию электронных словарей и других информационных источников;

5. развитию лексико-грамматических умений перевода и контроль за ним;

6. расширению кругозора обучающихся на основе материалов сети- Интернет, включающей в себя особенности культуры, традиций страны изучаемого языка, речевой этикет.

С целью исследования влияния информационных технологий в изучении иностранного языка было проведено анкетирование среди студентов 3 курса, обучающихся на специальности “Экономическая безопасность”. В опросе приняли участие 150 студентов.

Анкета включает следующие вопросы:

1.Используете ли Вы ИКТ для изучения иностранного языка?

а) да б) нет

2. Помогает ли Вам ИКТ в обучении иностранного языка?

а) да б) нет

3. Какие средства ИКТ Вы чаще всего используете? (возможно несколько вариантов ответов):

а) текстовые редакторы;

б) специальные программы;

в) словари;

г) Интернет-ресурсы, улучшающие навыки чтения, говорения, письма;

д) аудио и видео записи, мультимедийные диски

4. Как влияют ИКТ на изучение иностранного языка? (возможно несколько вариантов ответов):

а) увеличивает и обогащает словарный запас;

б) помогает в изучении грамматики;

в) повышает интерес к изучению;

г) улучшает навыки чтения, говорения, письма

5. Считаете ли Вы, что использование ИКТ существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?

а) да б) нет

Результаты анкетирования представлены в диаграммной форме для наглядности данных и работы с полученной информацией.

Участникам опроса был задан вопрос: «Используете ли Вы ИКТ для изучения иностранного языка?», 91,3% опрошенных ответили, что используют, и только 8,7% — не используют ИКТ для изучения иностранного языка (рисунок 1).

Рисунок 1. Распределение участников по использованию ИКТ для изучения иностранного языка

Также большинство студентов, а именно 136 человек из 150 участвующих в опросе (90,7%), признают, что ИКТ помогает в обучении иностранного языка. 

На вопрос: «Какие средства ИКТ Вы чаще всего используете?» ответы распределились следующим образом: 52% студентов используют текстовые редакторы, 58% — специальные программы, 65% — словари, 73% — Интернет-ресурсы, улучшающие навыки чтения, говорения, письма, и 60% — аудио и видео записи, мультимедийные диски. Если провести анализ данного вопроса, то можно увидеть, что самым распространенным средством являются Интернет-ресурсы, улучшающие навыки чтения, говорения,
письма (Рисунок 2).

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Какие средства ИКТ Вы чаще всего используете?»

Когда участникам был задан вопрос: «Как влияют ИКТ на изучение иностранного языка?», то 83% опрашиваемых ответили, что ИКТ увеличивает и обогащает словарный запас, 68% — помогает в изучении грамматики, 59% — повышает интерес к изучению, и 74% — улучшает навыки чтения, говорения, письма (рисунок 3).

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Как влияют ИКТ на изучение иностранного языка?»

На вопрос: «Считаете ли Вы, что использование ИКТ существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?», большинство участников, а именно 92,7%, считают, что ИКТ облегчает подготовку к занятиям, и только 7,3% утверждают обратное.

Таким образом, большинство опрошенных подтвердили тот факт, что информационно-коммуникационные технологии значительно помогают в изучении иностранного языка, а также в подготовке к занятиям. При этом чаще всего используют Интернет-ресурсы, которые улучшают навыки чтения, говорения, письма, а также словари. Если рассматривать влияние информационно-коммуникационных технологий на изучение иностранного языка, то большинство студентов отдают предпочтение тому, что ИКТ увеличивает и обогащает словарный запас.

Преподаватель, готовясь к занятиям, может пользоваться различными программами и упражнениями по обучению иностранным языкам, применять Skype, позволяющий общаться через сеть Интернет, проводить онлайн-вебинары, использовать интернет- ресурсы для обучения языку и видео-и аудиозаписи [5]:

1. Электронные словари, справочники и энциклопедии, приложения:

- Encyclopedia britannica

- Англо-русский словарь Мюллера

- Словарь английских аббревиатур

2. Ресурсы, улучшающие навыки аудирования:

- Librivox— бесплатный домен аудиокниг

3. Ресурсы, улучшающие навыки чтения:

- Studyenglishwords— сервис для изучения английского с возможностью вести личный словарь;

- ReadTheory— для развития навыков чтения.

4.  Ресурсы, помогающие улучшить грамматику:

- Ego4u

- Study.ru

- Englishpage.com — Irregular Verb Page

Создание собственных и использование готовых мультимедийных разработок является важным показателем ИКТ. Преподаватель с помощью информационно-коммуникационных технологий обеспечивает реализацию новых целей образования; форм организации образовательного процесса и активизации деятельности по усвоению материалов [2].

Несмотря на то, что информационные технологии имеют много преимуществ, всё же они не могут полностью заменить преподавателя иностранного языка. Поэтому преподаватель должен совмещать ИКТ с самостоятельным объяснением материала.

Знание одного иностранного языка, а лучше нескольких – необходимое требование для успешного трудоустройства и роста карьеры в современном мире для молодежи. Поэтому на занятиях по иностранному языку используют информационно-коммуникационные технологии, которые формируют, развивают и улучшают общеучебные умения и навыки; расширяют языковой материал; мотивируют обучающихся к самостоятельности в работе над учебным материалом. Улучшение технологий обучения занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования. Использование новых ИКТ позволяет разнообразить не только формы работы, но и активизировать познавательную деятельность обучающихся, обеспечить высокую степень дифференциации обучения.


Список литературы

1. Герасимова, Т. Н. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: ИКТ — компетентность современного учителя. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/592048/ (дата обращения: 12.12.2018 г.).
2. Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых ВУЗов.Л.А. Артамонова [и др.] // Вест. Нижегород. универ. им. Н.И. Лобачевского. Раздел иннов. в образов. - 2015. - № 2 (1). - С. 28-33.
3. Новикова, Н.В., образовательный интернет-ресурс Metod-kopilka.ru публикация Применение информационных технологий в обучении. 04.01.2015, [Электронный ресурс]. URL:https://www.metod-kopilka.ru/primenenie_informacionnyh_tehnologiy_v_obuchenii-26743.htm (дата обращения 20.01.2019).
4. Сафонова, Е. В. Использование современных информационных технологий, наглядности и технических средств обучения на уроках информатики/Е. В. Сафонова. [Электронный ресурс] URL: http://rusedu.info/Article865.html (дата обращения: 18.01.2019).
5. Школьников Г. Г. Интегрирование современных информационных технологий в учебные пособия по обучению иностранным языкам // Молодой ученый. — 2018. — №1. — С. 160-164. — URL https://moluch.ru/archive/187/47610/ (дата обращения: 12.01.2019)

Расскажите о нас своим друзьям: