Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №2 (31) Февраль 2019

УДК 325.14(73)

Дата публикации 28.02.2019

Общинные колледжи в системе высшего образования США и обучение иностранных студентов

Павлова Наталия Анатольевна
к.п.н., заведующий кафедрой «Иностранные языки», Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза, nataliia.pavlova@inbox.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности общинных колледжей как типа высшего учебного заведения, современные тенденции в развитии общинных колледжей и изменения в государственной политике в отношении данных колледжей, значение общинных колледжей в обучении иностранных студентов.
Ключевые слова: высшее образование США, общинные колледжи, иностранные студенты, администрация Трампа, иммиграционная политика

Community colleges in the US higher education system and the training of foreign students

Pavlova Nataliia Anatolievna
Cand. Sci (Education), Chair of the Department of foreign languages, Penza State University, Russia, Penza

Abstract: The article deals with the characteristics of community colleges as a type of higher education institution, current trends in the development of community colleges, and changes in government policies regarding these institutions, the value of community colleges in teaching international students.
Keywords: US higher education, community college, foreign students, the Trump administration, immigration policy

Статья подготовлена при поддержке РГНФ, грант № 18-413-580014 р_а, «Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе (на примере Пензенского государственного университета)»

Общинные колледжи в США − это двухгодичные учебные заведения, которые в основном обучают студентов, проживающих в близлежащих населенных пунктах. Студенты, посещающие местный общинный колледж, могут жить дома и, таким образом, экономить на жилье и расходах на проживание.  Обучение в общинных колледжах стоит дешевле, чем в университетах, поэтому это хороший вариант для молодых людей  с ограниченными экономическими возможностями. Данные учебные заведения  также привлекают студентов, у которых не сдан экзамен, необходимый для поступления в университет (ACT (American College Testing) стандартизированный тест для поступления в колледжи и университеты США, а также при переводе из одного заведение в другое.

Впервые данный вид вступительных испытаний был проведен в ноябре 1959 года Эвереттом Линдквистом в качестве альтернативы SAT  (Scholastic Aptitude Test), стандартизованному тесту для приема в высшие учебные заведения в США, который разрабатывается и проводится (с 1901 г.) некоммерческой организацией College Board. 

Получение степени младшего специалиста в рамках общинных колледжей происходит намного быстрее и  стоит дешевле, чем получение степени бакалавра в университете, но с другой стороны, данная степень не имеет такого же статуса. Так, согласно исследованиям, обучение в Колледже прибрежной Джорджии (College of Coastal Georgia) обойдется студентам на 64% дешевле, чем, в среднем, обучение в четырехлетних колледжах в США. [1] В то же время, студенты, имеющие ассоциированную степень, могут перейти в университет и получить степень бакалавра уже через два года.

В общинных колледжах обучаются не только американские студенты. Согласно статистическим данным AACC (American Association of Community Colleges), именно в общинных колледжах учатся около пятой части (или почти 100 000 иностранных граждан) всех международных  студентов в США. Около половины из них  выбирают колледж в одном из пяти следующих штатов: Калифорния, Техас, Флорида, Вашингтон или Нью-Йорк. Наибольшее представительство в настоящее время имеют студенты из Китая (17%), Южной Кореи (11%), Вьетнама и Японии (по 7%) [2].

Если  четырехгодичные колледжи США  давно являются  местом привлечения сотен тысяч молодых людей из-за рубежа  (сейчас в них обучается около 800 тысяч иностранных студентов), то  общинные  колледжи только начинают набирать силу и становиться популярным местом социализации людей из разных частей мира. Привлекательность данного типа учебных заведений обусловлена, в том числе, и тем фактом, что во многих стран мира нет системы муниципальных (общинных) колледжей, поэтому многие студенты  направляются в США  для получения образования. Данная тенденция способствует увеличению уровня «глобализации» местных кампусов, являясь одновременно существенным дополнительным источником дохода для колледжей [3].

Другими факторами, влияющими на популярность данных учебных заведений, являются небольшие размеры учебных групп и практико-ориентированный характер учебных программ, позволяющий студентам формировать профессиональные навыки за счёт выполнения ими реальных практических задач. В основе их обучения лежит оптимальное сочетание фундаментального общего образования и профессионально-прикладной подготовки. Популярными областями обучения являются деловое администрирование, информатика, инженерные и технические специальности, а также смежные области в системе здравоохранения. Многие иностранные студенты используют эти колледжи как стартовую площадку для получения образования в четырехгодичных учебных заведениях, однако другие (и их, скорее всего, большинство) планируют вернуться в свои страны с двухлетним образованием и начать трудовую деятельности по специальности. При этом каждый третий студент общинного колледжа переводится на обучение в бакалавриате [5].

Конечно, адаптация к американской жизни может быть серьезным испытанием для большинства молодых людей: необходимость «встраиваться» в окружающую среду предполагает столкновение с бытом и жизнью другой страны и может вызывать негативные ощущения, проблемы с языком и деньгами могут помешать успешному завершению образовательного процесса (в соответствии с законодательством США иностранным студентам не разрешается работать вне кампуса). На этом этапе присутствует сильное ощущение чужеродности и отсутствие чувства «дома». Даже такая простая вещь, как культура в классе, может вызывать недоумение: система специфических ценностей, в том числе общения, взаимодействие разных тенденций – все это постепенно усваивается в процессе социализации, повседневных социальных контактов, но может представлять определенные сложности для большинства иностранных студентов.

Большинство учебных заведений США внедрили такую систему поддержки как корпус координаторов и консультантов иностранных студентов, которые считают своей задачей не просто способствовать набору студентов, а заботиться о них по прибытии в страну. В целях повышения эффективности процесса адаптации иностранных студентов во многих двухгодичных колледжах заработали международные программы дружбы и наставничества, значительно увеличилось количество волонтеров из числа преподавателей и сотрудников.

В то же время, отмечена негативная тенденция снижения числа иностранных студентов в системе высшего образования США. Так, в 2016/2017 учебном году впервые за последнее время число иностранных студентов, обучающихся в вузах США, сократилось на 3%. И это на фоне роста численности иностранных обучающихся в вузах Новой Зеландии (34%), Испании (25%), Канады (18%), Японии (13%), Китая (11%). Негативный фон для интернационализации высшего образования США создает иммиграционная политика администрации Д. Трампа, в том числе в отношении ряда ближневосточных и латиноамериканских стран [4].

В одном из своих выступлений президент Трамп обнаружил «поразительное невежество в отношении одного из столпов системы образования в своей стране», предположив, что не знает, для какой цели они служат. «Мы не знаем, что означает «общинный колледж», − сказал он собравшимся в одном из учебных центров штата Огайо. Д. Трамп заявил о намерении «оживить» систему краткосрочного профессионального обучения и свернуть работу местных колледжей «во имя развития рынка рабочей силы». Одна из заявленных целей Трампа состоит в том, чтобы каждый американец знал, что такое «чувство гордости за свою работу, удовлетворенность  заработной платой и ощущение полноты чувств от хорошо выполненной работы». Как отмечают многие руководители общинных колледжей, наиболее быстро растущие рабочие места в Соединенных Штатах требуют, чтобы кандидаты проходили обучение и образование после окончания средней школы, и именно общинные колледжи являются  ключом к решению этих задач [5].

Таким образом, на протяжении длительного времени общинные колледжи зарекомендовали себя в качестве значимого специфического элемента системы высшего образования в США, выполняя важные образовательные, культурные, экономические, социальные функции. За счет гибкости учебных планов, экономичности, тесной связи с местным сообществом они вносят значимый вклад не только в развитие соответствующего региона, но и в последние годы активно привлекают иностранных студентов, способствуя не только их образованию, но и успешной адаптации к реалиям североамериканского общества. Развитие политической борьбы накануне президентских выборов в США в 2020 г. позволит определить будущее данного яркого специфического института американской высшей школы. Следует отметить возможность применения в отечественной практике опыт использования не только крупнейших образовательных центров, но и регионально ориентированных институтов высшего образования для привлечения иностранных студентов и обеспечения, тем самым, повышения конкурентноспособности российского образования на международном уровне.


Список литературы

1. Cheapest Community Colleges in USA. Study Abroad Agency. January 9, 2018 // https://www.studyawake.com[сайт], 2019. – Режим доступа: https://www.studyawake.com/cheapest-community-colleges-usa, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ. (Дата обращения: 15.02.2019)
2. Community college in the US // dreamstudiesabroad.com[сайт], 2019. – Режим доступа: dreamstudiesabroad.com/articles/community-college, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ. (Дата обращения: 17.02.2019)
3. Community colleges international students met // https://www.chicagotribune.com [сайт], 2019. – Режим доступа: https://www.chicagotribune.com/news/ct-community-colleges-international-students-met-20150409-story.html, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ. (Дата обращения: 15.02.2019)
4. Wermund B. Trump blamed as U.S. colleges lure fewer foreign students // https://www.politico.com [сайт], 2019. – Режим доступа: https://www.politico.com/story/2018/04/23/foreign-students-colleges-trump-544717, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ. (Дата обращения: 15.02.2019)
5. Wong A. Donald Trump Doesn't Understand Community Colleges // https://www.theatlantic.com [сайт], 2019. – Режим доступа: https://www.theatlantic.com/education/archive/2018/03/donald-trump-community-colleges/556976/, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ. (Дата обращения: 15.02.2019)

Расскажите о нас своим друзьям: