Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №08 (49) Август 2020

УДК 37.03

Дата публикации 21.08.2020

Игра как средство формирования коммуникативных умений старших дошкольников

Подельщикова Инна Александровна
магистрант, Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза, InnaPod2015@yandex.ru
Груздова Ольга Геннадьевна
канд. пед. наук, доцент кафедры «Педагогика и психология», Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза, olga_gruzdova@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, анализируются возможности игры для решения данной проблемы. Авторами описаны основные компоненты коммуникативных умений старшего дошкольника, а так же предложен спектр игр способствующих их формированию.
Ключевые слова: игра, игровая деятельность, коммуникативные умения, дети старшего дошкольного возраста

Game as a means of forming the communicative skills of older preschoolers

Podelshickova Inna Alexandrovna
master's student of the Penza state university, Russia, Penza
Gruzdova Olga Gennadyevna
Ph. D in Рedagogy, associate professor at the Department of Pedagogy and Psychology, Penza state university, Russia, Penza

Abstract: The article deals with the problem of formation of communicative skills in children of senior preschool age, analyzes the possibilities of the game to solve this problem. The authors describe the main components of communication skills of senior preschool children, as well as a range of games that contribute to their formation.
Keywords: game, game activity, communication skills, children of senior preschool age

Правильная ссылка на статью
Подельщикова И.А., Груздова О.Г. Игра как средство формирования коммуникативных умений старших дошкольников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 08 (49). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/igra-kak-sredstvo-formirovaniya-kommunikativnykh-umenij-starshikh-doshkolnikov.html (Дата обращения: 21.08.2020)

Проблема формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста рассматривается в современных условиях очень основательно. Актуальность обращения к данной проблеме обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к организации образовательного процесса в образовательных организациях, включая дошкольные, введение которого значительно изменило представление о содержании образования и его результатах.

Содержание образовательной программы, исходя из Федерального государственного образовательного стандарта, реализуемого в системе дошкольного образования, должно обеспечивать развитие личности, мотивации, способностей детей в различных видах деятельности и охватывать различные направления развития и образования детей, в том числе социально-коммуникативное развитие, успех которого во многом зависит от формирования коммуникативных умений. Владение коммуникативными умениями на высоком уровне обеспечивает ребенку успех во взаимодействии с другими людьми в различных видах деятельности, способствует дальнейшему его развитию в современном социуме, где востребованы коммуникабельные и умеющие сотрудничать люди, владеющие основами культуры общения и взаимодействия. Поэтому одной из задач дошкольного периода является научить детей осознанно контактировать со сверстника и взрослыми.

В силу своей значимости данная проблема рассматривается в работах многих исследователей, таких как Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.

Анализ научной литературы и современной практики позволил выявить ряд противоречий:

- между потребностью общества в людях с высоким уровнем коммуникативных умений и в тоже время снижением коммуникативной культуры в современном обществе;

- между требованием Федерального государственного стандарта к образовательным результатам на выходе из дошкольной образовательной организации в виде определенного уровня коммуникативного развития необходимого для социализации и отсутствием системной работы по формированию коммуникативных умений.

- между осознанием необходимости развития коммуникативных умений у дошкольников и недостаточной разработанностью средств их развития.

- между осознанием важности игры в формировании коммуникативных умений дошкольников и недостаточным использованием педагогических возможностей игровой деятельности для их развития.

Вышеуказанные противоречия  определили тематику работы.

Понятие «коммуникативное умение» трактуется исследователями по-разному. О. Н. Сомкова считает, что коммуникативные умения – владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; умение общаться, и посредством общения успешно решать возникающие игровые, бытовые и творческие задачи [2].  Педагог А. Н. Щукин под коммуникативными умениями понимает желание личности выполнить то или иное речевое действие во время разрешения коммуникативных действий на основании разработанных умений и достигнутых целей [2].

В структуре коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста на основе исследования Мунировой Л. Р. [3] были выделены следующие компоненты: информационно-коммуникативный, аффективно-коммуникативный, регуляционно-коммуникативный.

Исходя из психологических особенностей коммуникативного развития детей дошкольного возраста и с учетом требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, было определено содержательное наполнение каждого компонента. 

Информационно-коммуникативный компонент складывается из умений  взаимодействовать в общении и воспринимать информацию; умений определяться в собеседнике, обстоятельствах, возникающих во время общения, а также умений сопоставлять возможности вербального и невербального общения, используя  разговорную речь и манеры вежливого отношения; впечатлительно и обширно формулировать собственные мысли.

Аффективно-коммуникативный компонент включает  умения обмениваться интересами, делиться чувствами, располагать своими впечатлениями, успехами, душевным состоянием с партнёром, с которым контактируешь; выражать бдительность, сочувствие, интерес к знакомым людям по общению; оценивать значимость эмоционального поведение.

Регуляционно-коммуникативный компонент складывается из умений  координировать свои действия, мнения и установки с потребностями своих сверстников по общению; умений полагаться, оказывать поддержку тем, с кем поддерживаешь контакт и кто испытывает потребность в помощи, идти на уступки; умений пользоваться своими индивидуальными навыками при урегулировании коллективных вопросов; умений определять значимость  полученных результатов общения, совещаться,  формулировать согласие или несогласие.

Одной из особенностей дошкольного возраста является то, что коммуникативные умения у ребенка не формируются сами по себе, а являются результатом реализации целенаправленной работы взрослого с ребенком. И именно от умелой организации этой работы взрослым и подбора соответствующих методов, форм и средств зависит успешность формирования коммуникативных умений ребенка.

Целесообразность использования игры как эффективного средства формирования коммуникативных умений у старших дошкольников обосновывается тем, что игровая деятельность является ведущим видом деятельности, в рамках которой происходят наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности, включая коммуникативное развитие.

Игра представляет собой вид детской деятельности, который стимулирует коммуникативное развитие детей, помогает им выстроить отношения со взрослыми и сверстниками, понять и принять общественные нормы поведения.

Применение игры как средства развития коммуникативных способностей предлагалось Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным.

Д. Б. Эльконин определяет игру как всестороннюю форму деятельности, в которой осуществляются основные прогрессивные изменения в психике ребёнка. В игровой деятельности детей всегда имела ценность свобода, способствующая тому, чтобы  продлить развлечение, связанное с игрой.

По мнению Л. С. Выготского, немаловажное значение имеет игра в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Автор отмечает, что смысл игры заключается в исполнении желаний, но не единичных, а обобщенных эмоций [1]. Игра – это обогащение ощущений, что были ранее, и организация на их основе современной действительности, которая соответствует устремлениям и желаниям ребёнка. Кроме того, в игре формируется зона ближайшего развития, то есть возникает добровольное решение, планирование своих действий на будущее, а также происходит развитие волевых мотивов.

Педагог-новатор Шмаков С. А., понимая игру как воспитательное и педагогическое явление, отмечает,  что в ней заложены положительные эмоции, комфортное состояние, оптимистическое мировосприятие. Распространяя информацию об игре как многофункциональном средстве воспитательного процесса, он не переставал напоминать о чувстве меры в ее реализации [8].

Игра является эффективным психолого-педагогическим средством формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Однако их применение в сфере практической деятельности связано с рядом проблем, к которым относятся:

 - подбор наиболее эффективных игр для формирования коммуникативных умений среди их большого разнообразия;

- использование разных игр для детей разных возрастов с учетом мобильности детского периода;

- появление новых игр с учетом развития психолого-педагогической науки и введения информационных технологий в образовательный процесс.

В педагогической науке выделяют следующую классификацию детских игр (Д. Менджерицкая и др.):

– творческие игры, к которым относятся сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры драматизации; они создаются самими детьми;

– игры с правилами включающие в себя подвижные, дидактические, музыкальные, хороводные, игры-забавы, игры-развлечения. Это игры с готовым содержанием и установленной последовательностью действий.

В своей работе основным средством формирования коммуникативных  умений в старшем дошкольном возрасте мы определили дидактическую игру.

Дидактические игры представляют собой вид игр с правилами, созданных для обучения и реализующие воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Они возникают по инициативе взрослого и используются с образовательной и воспитательной целью. Их отличие от обычных игр заключается в наличие четко поставленной цели соответствующей прогнозируемому результату.

В процессе опытно-экспериментальной работы была осуществлена подборка игр, направленных на развитие и  формирование вышеперечисленных компонентов коммуникативных умений старших дошкольников.

Для формирования информационно-коммуникативного компонента способствует следующие игры.

1. Игра «Магазин игрушек»

Дидактическая цель: формирование способности сделать запрос информации партнеру по общению, устанавливать контакт, строить диалог; овладение речевым этикетом.

Игровая цель: совершить покупку понравившейся игрушки в магазине.

Игровые действия. Короткой считалочкой выбирают среди детей продавца, остальные выступают в роли покупателей. Первым покупает игрушку педагогический работник, наглядно показывая, как выполнять игровые действия, соблюдая правила игры.

Продавец выкладывает товар на полки,  продает нужную покупателю игрушку, задавая уточняющие вопросы по запрашиваемому товару, озвучивает цену, упаковывает игрушку, выдаёт чек, доброжелательно обращается к покупателю.

Покупатель описывает необходимый ему товар, указывая форму, цвет, размер, другие характеристики, покупает игрушку, отсчитывает за покупку указанную сумму денег, вежливо обращается с продавцом, благодарит его,

Игровой материал: игрушки (на 3-5 игрушек больше, чем играющих), касса, витрина, чеки из бумаги, игровые деньги, пакеты из бумаги, бейджик для продавца.

Правила. Покупатель, совершая покупку, не называет ее, а описывает, при этом смотреть на игрушку нельзя; продавец по описанию узнает игрушку и продает покупателю. Игра длится до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки.

Данная игра развивает умение вступать в общение со сверстниками, вести с ними диалог, обширно формулировать собственные мысли, формирует манеры вежливого отношения.

2.Следующим примером является дидактическая игра «Мы – разные».

Дидактическая цель: формирование способности определяться в собеседнике и обстоятельствах во время общения, а также использование вежливой манеры отношения.

Игровая цель: найти индивидуальные особенности друг у друга.

Игровые действия. Педагог и дети встают в круг, а затем по желанию вызывается один из детей. Педагог раздаёт ребёнку карточки, а сам зачитывает вопросы: «кто из ребят самый высокий?»  (на карточке нарисованы 2 мальчика-один высокий, а другой пониже), «у кого самые темные (светлые) волосы?» (на карточке нарисованы 2 девочки - одна темная, другая - светлая) и т.д. Аналогичные отличия дети находят у друг друга. После ответов на заданные вопросы детям рассказывают о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, и объясняет им понятие «разные». Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками. Педагог показывает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, какие у них глаза, затем дети определяют цвет глаз друг у друга, рисуют и раскрашивают нужным цветом глаза на листочках.

Затем педагог в доступной форме рассказывает детям о глазах человека: какого цвета они бывают, какое настроение выражают, для чего нужно смотреть в глаза друг другу, что в них можно увидеть.

На следующем занятии тема игры может быть продолжена, Но уже с рассмотрением значения носа, рта, ушей и др.

Игровой материал: картинки людей, птиц, рыб, животных и т.д.,  принадлежности для рисования.

Правила. Ребёнок отвечает на заданные педагогом вопросы. Педагог рассказывает о наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других и  показывают картинки птиц, зверей, предлагает сказать, какие у них глаза, затем дети определяют цвет глаз друг у друга, рисуют и раскрашивают нужным цветом глаза на изображении [7].

Отметим игры, которые подойдут для формирования аффективно-коммуникативного компонента коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

1.Дидактическая  игра «Астрологи».

Дидактическая цель: формирование умения ориентироваться в людях и располагать своими впечатлениями и душевным состоянием с партнёром

Игровая цель: определить, кто из присутствующих подходит под описание знака зодиака.

Игровые действия. Воспитатель описывает характеристики детей, согласно знакам зодиака, а дети определяют, кто из них соответствует определённому  знаку.

Второй вариант игры, когда дети самостоятельно по собственной инициативе, составляют характеристики, прописывая любимые занятия, отношение к делу, к сверстникам и т.д.

 Игровой материал:  картинки знака зодиака.

Правила. Называть товарища только после соответствующей характеристики.

Данная игра формирует у детей старшего дошкольного возраста умения принимать во внимание отличительные черты поведения сверстников и друзей  в разных коммуникативных ситуациях.

2. Дидактическая игра «Сказки по-другому»

Дидактическая цель: формирование  умения предвидеть результаты общения, выражать сочувствие, интерес к знакомым людям по общению.

Игровая цель: переформулировать мысль другими словами, чтобы не огорчить собеседника.

Игровые действия. Дети делятся на группы по 3-4 человека. Каждой группе воспитатель раздает картинку и озвучивает изображенную на ней ситуацию. Дети должны сочинить точно похожий рассказ, изменив реплику героя таким образом, чтобы не обидеть его собеседника по общению. Далее необходимо рассказать, как человек (персонаж ситуации) отреагирует на сказанные слова.

Игровой материал: картинки, на которых изображена конкретная ситуация.

Правила. Необходимо придумать, как похожее слово выразить другими словами, чтобы не обидеть друга. К примеру,

- Папа не купит тебе мяч

- Папа купит тебе мяч, когда у него будут с собой деньги и т.д.

Игра способствует развитию умения корректировать коммуникативную ситуацию, подбирая при этом необходимые средства.

Итак, выше перечисленные игры важны для того, чтобы научиться располагать своими впечатлениями, успехами, душевным состоянием со сверстниками, с которыми контактируешь; выражать бдительность, сочувствие, интерес к знакомым людям по общению; оценивать значимость эмоционального поведение.

Для формирования регуляционно-коммуникативного компонента коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста выделим следующие игры:

1.Дидактическая игра «Пойми».

Дидактическая цель: формирование умения координировать свои действия и установки с потребностями своих сверстников по общению.

Игровая цель: придумать речь, для конкретной ролевой позиции.

Игровые действия.  Ребёнок, вытянув карточку с изображенной на ней ролевой позицией, придумывает речь, а остальные должны понять, кто говорит (например, учитель или музыкант) и в какой ситуации могут использоваться данные слова.

Игровой материал: картинки, на которых нарисованы различные ролевые позиции: журналист, воспитатель, таксист и т.д.

Правила. Речь должна состоять из пяти предложений; нельзя перебивать ведущего; ведущим становится тот, кто угадал ролевую позицию.

Таким образом, игра способствует формированию умения к  одобрению  ребёнком коммуникации своего сверстника.

2. Дидактическая игра «Лучший».

Дидактическая цель: формирование умения пользоваться своими индивидуальными навыками при урегулировании коллективных вопросов.

Игровая цель: лучше всех выполнить действия, предписанные выполняемой ролью.

Игровые действия. Детям предлагается соревнование на «лучшего брата», «лучшего помощника» и т.д. Педагог раздаёт детям карточки, в которых нарисованы персонажи, например, «брат», «друг», «помощник» и озвучивает ситуацию, например, попроси  у друга машину, помоги  девочке, попроси ребят принять тебя в игру. Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций. Дети должны продумать свои действия, чтобы выполнить данное задание.

Игровой материал:  игрушки, карточки.

Правила. Действия, предписанные ролью и ситуацией, необходимо выполнять с позиции «лучший» проявляя все свои лучшие индивидуальные качества и умения при урегулировании конкретных вопросов.

И так, данная игра направлена на формирование умения гармонировать собственные действия, позиции, установки с потребностями своих сверстников по общению, умения полагаться, оказывать поддержку тем, с кем поддерживаешь контакт, и кто испытывает потребность в помощи, идти на уступки, быть совестливым, не отлынивать от заданных вопросов, проговаривать собственные идеи [7].

Педагогическое взаимодействие дошкольных педагогов и детей по формированию коммуникативных умений средствами игры выстраивается на основе следующих дидактических принципов: переход от простого к сложному, системность, концентричность при организации игровой деятельности, интерактивность. При этом включать игры в педагогический процесс необходимо ежедневно.

Таким образом, освоение коммуникативных умений через игру будет характеризоваться положительным отношением к полученным навыкам, креативным использованием коммуникативных умений во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками. Игровое взаимодействие будет способствовать тому, что дошкольники станут более уверенно выражать свои мысли, спокойнее общаться со сверстниками и взрослыми, легче станут находить общую тему для беседы, увереннее отстаивать свое мнение, слышать своего собеседника, конструктивно вести с ним диалог, правильно оформляя устную речь.


Список литературы

1. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом // Молодой ученый. – 2017. – № 4 (138).
2.Максаков, А.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Знание, 2012. – 199 с.
3. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Мунирова Лейла Ринатовна. – М., 1992. – 17 с.
4. Салиева А.Ж., Пономарева Ю.С. Формирование коммуникативных умений старших дошкольников в процессе игровой деятельности в ДО // Актуальные вопросы современной науки: Сборник научных трудов.: 2011. – 99 с.
5. Санькова О.А. К вопросу формирования коммуникативных умений. Среднее профессиональное образование – 2011 – № 10.
6.Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 58 с.
7.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение,1982 г.
8.Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа. – 1994. – 80 с.

Расскажите о нас своим друзьям: