Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №10 (75) Октябрь 2022

УДК 37.035

Дата публикации 27.10.2022

Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи средствами физической культуры

Меджидов Балагардаш Ислейман оглы
ст. преподаватель кафедры массово-оздоровительных видов спорта, зам. декана факультета физического воспитания и допризывной подготовки, Азербайджанская государственная академия физического воспитания и спорта, Азербайджан, г. Баку, MegjdowBI@mail.ru
Болдырев Игорь Иванович
канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры теории и методики физической культуры, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж, boldyrev1995@bk.ru
Монастырев Сергей Николаевич
канд. пед. наук, профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж, snm1952@ro.ru
Панфилов Артем Юрьевич
студент факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж, panfilovartem01@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются современные вызовы общественного развития в условиях которых, гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи занимает центральное место в рамках учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения. В исследовании, на основе анализа научно-методической литературы физическая культура рассматривается как эффективное средство воспитания гражданственности и патриотизма у студентов, раскрыты средства физической культуры и спорта, которые могут быть использованы в процессе гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи.
Ключевые слова: студенты, студенческая молодежь, патриотическое воспитание, физическая культура, спорт.

Patriotic education of students by means of physical culture and sports

Medzhidov Balagardash Suleiman ogly
senior lecturer of the Department of Mass Health Sports Deputy Dean of the Faculty of Physical Education and Pre-conscription Training, Azerbaijan State Academy of Physical Education and Sports, Azerbaijan, Baku
Boldyrev Igor Ivanovich
Cand. Sci. (Pedagogical), Senior lecturer of the Department of Theory and Methodology of Physical Culture, Voronezh State Pedagogical University of the Russian Federation, Voronezh
Monastyrev Sergey Nikolaevich
Cand. Sci. (Pedagogical), Professor, Professor of the Department of Theory and Methodology of Physical Culture, Voronezh State Pedagogical University of the Russian Federation, Voronezh
Panfilov Artem Yurievich
student of the Faculty of Physical Culture and Life Safety, Voronezh State Pedagogical University of the Russian Federation, Voronezh

Abstract: The article examines the modern challenges of social development, in which the patriotic education of students occupies a central place in the educational process. In the study, based on the analysis of scientific and methodological literature, physical culture is considered as an effective means of educating patriotism among students, the means of physical culture that can be used in the process of patriotic education of students are revealed.
Keywords: students, student youth, patriotic education, physical culture, sports.

Правильная ссылка на статью
Меджидов Б.И., Болдырев И.И., Монастырев С.Н., Панфилов А.Ю. Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи средствами физической культуры // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 10 (75). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-studencheskoj-molodezhi-sredstvami-fizicheskoj-kultury.html (Дата обращения: 27.10.2022)

Сложная военно-политическая и социально-экономическая обстановка в нашей стране, связанная с проведением специальной военной операции, утверждением новых пакетов санкций, направленных против экономики Российской Федерации, объявлением частичной мобилизации 21 сентября 2022 года и т.д., показала, что военный потенциал страны во многом зависти от мобилизационного ресурса. В связи с чем, тревожными сигналами выступают сообщения о соотечественниках призывного возраста, покинувших нашу страну на фоне объявления частичной мобилизации, несмотря на то, что точное количество человек не разглашается, по разным источникам это около одного миллиона человек, что безусловно является показателем проблем  воспитательной системы и актуализирует проблему гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи [1].

Целью нашего исследование обоснование физической культуры как эффективного средства гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи.  В связи с чем, считаем логичным рассмотреть содержание понятия физическая культура личности, представленное В. К. Бальсевичем и Л. И. Лубышевой, которые рассматривают ее как: « ... совокупность деятельности индивида по позитивному самопреобразованию, в ходе которой решаются задачи телесного, интеллектуального, психологического и нравственного плана и результата этой деятельности в виде системы образуемых ею ценностей» [2, с.5].

Безусловно, физическая культура, является эффективным средством укрепления здоровья и повышения адаптационных возможностей организма [3;4] однако, на основе ряда диссертационных исследований, нами было выявлено обширное использование средств  физической культуры в процессе воспитания и формирования личности (табл.1.).

Таблица 1. Использование средств физической культуры и спорта в воспитании личности (анализ диссертационных исследований [5]).

Ф.И.О.

Использование средств физической культуры и спорта в воспитании личности

Е. А. Байер, 2013

рассматривает использование средств физической культуры в процессе формирования жизнестойкости детей сирот;

И.И. Болдырев, 2021

рассматривает физическую культуру и спорт, в частности комплекс ГТО, как составную часть физической культуры как эффективное средство воспитания гражданско-патриотических качеств подростков;

Н. А. Вареников, 2014

рассматривает физическую культуры и в частности спортивную борьбу, как эффективное средство формирования морально-волевых качеств подростков;

В. Е. Кирсанов, 2008

рассматривает детский и юношеский спорт как средство социализации подрастающего поколения;

Г. И. Кушков, 1977

рассматривает воспитание и перевоспитания трудных подростков через занятия физической культурой и спортом;

Д. Ф. Петрусевич, 2014

рассматривает процесс коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта;

А. Ю. Рустамов, 2005

рассматривает особенности использования средств физической культуры и спорта в патриотическом воспитании допризывной молодежи.

 

Анализ представленных диссертационных исследований показывает насколько разнопланово можно воздействовать на личность, используя средства физической культуры. Одним из наиболее значимых возрастных периодов в процессе гражданско-патриотического воспитания выступает студенческий возраст [6], что обусловлено рядом факторов. За «вчерашними» школьниками, ослабевает контроль со стороны родителей, возникают новые увеличения, появляется новый круг общения, не всегда пропагандирующий традиционные российские ценности и т.д.

Таким образом, возникает противоречие между объективной потребностью со стороны общества и государства в повышении уровня гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи и недостаточно разработанными теоретико-практическим положениями по данной проблеме; педагогическими возможностями физической культуры в гражданско-патриотическом воспитании студенческой молодежи и отсутствием разработанных механизмов, направленных на гражданско-патриотическое воспитание средствами физической культуры.


Список литературы

1. Болдырев, И. И. Гражданско-патриотическое воспитание: категориально-понятийный аппарат исследования // Перспективы науки. – 2021. – № 11(146). – С. 120-122.
2. Бальсевич В. К., Лубышева Л.И., Физическая культура, молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 4. – С. 2-8.
3. Дунаева В.В., Гусев П.М. Направленное формирование личности в процессе физического воспитания студентов вуза // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 09 (74). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/napravlennoe-formirovanie-lichnosti-v-protsesse-fizicheskogo-vospitaniya-studentov-vuza.html (Дата обращения: 30.09.2022)
4. Севастьянов, В. В. Вопросы физического воспитания студентов / В. В. Севастьянов, Е. А. Стеблецов, В. И. Воропаев ; Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I. – Воронеж : Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2021. – 155 с.
5. Болдырев, И. И. Воспитание гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО : диссертация ... кандидата педагогических наук : 5.8.1. / Болдырев Игорь Иванович; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»]. – Воронеж, 2021. – 184 с.
6. Гревцева, Г. Я., Баштанар И. М., Панин Ю. Д. Формирование профессионального патриотизма как фактора социализации личности // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 2(93). – С. 207-209. – DOI 10.24412/1991-5497-2022-293-207-209

Расскажите о нас своим друзьям: