Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 372.891

Дата публикации 31.05.2023

Геймификация как форма контроля знаний учащихся в школе на уроках географии

Махмудов Фарман Илтифат Оглы
Студент 2 курса магистратуры, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, parashhenko99.99@mail.ru

Аннотация: Рассмотрены современные формы контроля знаний учащихся в школе на уроках географии. Изучена специфика современного географического образования. Проанализирован феномен геймификации в качестве инновационной формы контроля знаний учащихся на уроках географии.
Ключевые слова: школьное образование, контроль знаний, современные формы контроля знаний, альтернативное обучение, геймификация.

Gamification as a form of control of students' knowledge at school in geography lessons

Mahmudov Farman Iltifat Ogly
2nd year Master's student, FSAOU VO "North Caucasus Federal University", Stavropol

Abstract: Modern forms of control of students' knowledge at school in geography lessons are considered. The specifics of modern geographical education are studied. The phenomenon of gamification as an innovative form of control of students' knowledge in geography lessons is analyzed.
Keywords: school education, knowledge control, gamification.

Правильная ссылка на статью
Махмудов Ф. И. Геймификация как форма контроля знаний учащихся в школе на уроках географии // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/gejmifikatsiya-kak-forma-kontrolya-znanij-uchashhikhsya-v-shkole-na-urokakh-geografii.html (Дата обращения: 31.05.2023)

Классическая система школьного образования в настоящее время сильно устарела: стремительный технический прогресс и доступный интернет предоставляют школьникам множество альтернативных способов обучения, которые соответствуют современным потребностям и запросам молодёжи.

Помимо альтернативных возможностей для обучения, у современных школьников также имеется доступ к неограниченному количеству развлечений: компьютерные игры, музыка, кино и сериалы значительно снижают концентрацию молодых людей и смещают фокус с образовательного процесса на более интересные в их представлении занятия [1]. Под влиянием вышеописанных факторов, молодые люди зачастую стремятся упростить процесс обучения в общеобразовательных школах с помощью поиска готовых домашних заданий или использования интернета во время процесса проверки знаний на уроках географии, то есть закрепляют школьные знания неэффективно.

Несмотря на стремительный технический прогресс, многие инструменты и методы проверки знаний и умений учащихся используются несколько десятков лет без изменений: устные опросы, тесты, контрольные работы, сочинения и эссе являются основными формами контроля знаний в школьном образовании [2]. При этом, следует отметить, что в контексте отечественной системы образования, современная педагогическая культура учителя в школе наиболее ярко выражается не в изучении нового материала, а в проверке знаний, умений и навыков учащихся и их соответствия государственным стандартам.

Данные обстоятельства формируют у современных педагогов потребность в поиске инновационных и эффективных форм контроля знаний учащихся в школе на уроках географии. Рассматривая инновации в образовательном процессе, необходимо учитывать особенности каждой школьной дисциплины [3]. Специфика школьного образования на уроках географии заключается в необходимости изучать различные социальные, природные, экономические явления, а также прогнозировать динамику их поведения и развития.

Иными словами, эффективное географическое образование подразумевает практическую применимость приобретённых знаний в рамках школьного образования. Проверка практических умений и навыков учеников требует от педагога не только высокой квалификации, но и креативного и творческого подхода в подборе или создании инструментов контроля. Одной из наиболее перспективных и уникальных форм контроля знаний и умений учащихся является геймификация.

Под геймификацией образования следует понимать внедрение игровых элементов и механизмов в неигровой процесс, например, в структуру урока географии. Игровые техники и технологии с древних времен используются в педагогической практике [4]. Наряду с трудом и ученьем игра – один из основных видов деятельности человека, и одна из главных естественных потребностей.

Игра – это ситуация, в которой каждый человек может найти ту стратегию, тот порядок действий, которые позволят ему разобраться с актуальными для него задачами и выбрать правильный путь. Значимость использования игровых технологий в образовании исключительно велика, это обуславливается тем, что образовательная деятельность представляет сложное и рутинное действие, требующее усилий со стороны обучающихся, часто вызывающее у них усталость и скуку, а использование игровых техник и механик позволяет не только значительно влиять на поведение учащихся, но и на эффективность результатов обучения, создавая условия для субъектной активности обучаемых [5].

Игровые технологии в педагогической практике – это создание определённых условий для достижения задач, моделирование специальной игровой реальности со своими внутренними законами [2]. Основная особенность процесса геймификации заключается в её не имитационном характере, в сохранении неизменным содержания деятельности (например, изучении столиц мировых государств) при изменении именно способа организации этой деятельности.

Ключевое преимущество геймификации как инструмента контроля знаний и умений учащихся в школе – это то, что она может быть более привлекательной и мотивирующей, чем традиционные формы контроля. Игры могут быть более интересными, динамичными и занимательными, что может привести к более высокой мотивации учащихся и более эффективному усвоению знаний и навыков.

Концепция школьного географического образования позволяет интегрировать игровые элементы на абсолютно разных уровнях образования: начальном, среднем или в рамках старших классов. Чем большим количеством компетенций владеют учащиеся, тем более сложные игровые элементы можно интегрировать в уроки географии. Примеры игровых систем для усвоения школьной программы географии встречаются как в зарубежном, так и отечественном образовательном пространстве.

Так, например, учитель географии из Сиэтла Дэвид Хантер разработал целую программу обучения для старших классов, основанную на игровом подходе. Педагог придумал квест по постапокалиптическому миру, заселённому зомби, а контурные карты и учебник превратил в комикс. Концепция игровой системы заключается в том, что учащиеся в центре контурной карты окружены зомби, и им нужно покинуть опасную зону и основать человеческую колонию [4].

В ходе игровых ситуаций им предстоит выполнить несколько миссий, в процессе которых они будут работать с различными разделами географии: изучать виды почвы, исследовать процессы миграции, определять климатические пояса и на основе собранной информации определять лучшее место для создания колонии человеческой цивилизации.

Примером геймификация уроков географии для средней школs может послужить опыт Гимназия № 39, находящей в г. Минск. В данном образовательном учреждении была разработана образовательная игра под названием «Начни съемки, если сможешь». В основу разработки была взята гипотеза о том, что современные учащиеся хорошо ориентируются в гик-индустрии, современном кинематографе и хотят попробовать себя в роли «кинодельца» в Голливуде. Основу учебной игры составляет история двух типов персонажей: главы киностудии (педагог) и команды продюсеров (учащиеся) [6].

В рамках игры, учащиеся в качестве продюсеров будут рассматривать такие локации как: океаны, Африка, Австралия и Океания, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка и Евразия, что полностью соответствует блоку уроков по теме «Общая характеристика природы материков и океанов»

Геймификация также обладает большим синергетическим потенциалом в системе географических наук и может дополнять другие интерактивные формы контроля знаний, например, экскурсии. И экскурсии, и геймификация подразумевают модернизацию образовательного процесса, и могут работать в синергии с более классическими инструментами контроля знаний и умений учащихся [6]. Более того, экскурсии и геймификация также могут дополнять друг друга и взаимодействовать в рамках игровых систем. Например, учащиеся могут сами стать экскурсоводами для педагога, превратив экскурсию в один из квестов в рамках созданной игровой системы.

Таким образом, потенциал географического школьного образования и практическая ориентация получаемы учениками в школе знаний позволяют внедрять различные инновационные подходы в обучении на основе геймификации. Геймификация может выступать как самостоятельной формой контроля знаний, так и дополнять уже существующие инструменты и работать с ними в синергии.


Список литературы

1. Волков, А.И. Оценивание результатов обучения на уроках географии [Электронный ресурс] / А.И. Волков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 7. – С. 54-59. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenivanie- rezultatov-obucheniya-na-urokah-geografii/viewer (дата обращения: 25.02.2023).
2. Агапова, О.Г. Методы и формы контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения географии [Электронный ресурс] / О.Г. Агапова // Вестник ТГПУ. – 2015. – № 6. – С. 49-54. – URL: http://vestnik.tspu.edu.ru/vestnik/2015/06/08 (дата обращения: 25.02.2023).
3. Рубцова, Л.П. Методы оценки учебных достижений на уроках географии [Текст] / Л.П. Рубцова. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
4. Евплова Е. В. Геймификация как средство повышения мотивации к обучению // Одинцовские чтения. М., 2013. URL: http://evplova.ru/ nauchnye-i-metodicheskie-stati/53-gejmifi katsiya-kak-sredstvo-povysheniya-motivatsii-k-obucheniya (дата обращения: 12.12.2022)
5. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб.-метод. Пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015.
6. Киреева, Е.Ю. Использование игровых технологий на уроках географии для повышения мотивации и контроля знаний учащихся [Электронный ресурс] / Е.Ю. Киреева // Молодой ученый. – 2019. – № 9. – С. 231-235. – URL: https://moluch.ru/archive/286/63441/ (дата обращения: 22.02.2023).

Расскажите о нас своим друзьям: