Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 811.511:143

Дата публикации 31.05.2023

Дидактические материалы в помощь учителю родного языка ХМАО – Югры

Шиянова Анастасия Антоновна
к. филол. н., ведущий научный сотрудник, Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок», SyaziA@mail.ru

Аннотация: В статье проанализированы дидактические материалы по языкам коренных малочисленных народов Югры, разработанные сотрудниками Обско-угорского института прикладных исследований и разработок. Практика многих лет работы выявила необходимость в подборе и систематизации дидактических материалов с учётом специфики изучаемого материала. В современной школе, стремящейся активизировать учебный процесс дидактические материалы становятся неотъемлемой частью уроков и занятий как урочной, так и во внеклассной деятельности.
Ключевые слова: дидактический материал, родной язык, занятие, урок, игра, электронный ресурс.

Didactic materials to help the teacher of the native language of Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Yugra

Shiyanova A.A.
Cand. Sci. (Philology), Leading Researcher Ob-Ugric Institute of Applied Researches and Development, Russia, Khanty-Mansiysk

Abstract: The article analyzes didactic materials on the languages of the indigenous peoples of Ugra, developed by the staff of the Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development. The practice of many years of work has revealed the need for the selection and systematization of didactic materials, taking into account the specifics of the studied material. In a modern school that seeks to activate the educational process, didactic materials become an integral part of lessons and classes both in the classroom and in extracurricular activities.
Keywords: didactic material, native language, lesson, lesson, game, electronic resource.

Правильная ссылка на статью
Шиянова А.А. Дидактические материалы в помощь учителю родного языка ХМАО – Югры // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/didakticheskie-materialy-v-pomoshh-uchitelyu-rodnogo-yazyka-khmao-yugry.html(Дата обращения: 31.05.2023)

Неотъемлемой частью урока являются дидактические материалы, которые наравне с учебниками и рабочими тетрадями помогают ребёнку освоить и закрепить знания. Дидактический материал возможно применять на любом этапе урока, будь то изучение нового материала, закрепление, а также проверка домашнего задания.

Дидактический материал – это материал, активирующий познавательную деятельность школьника, побуждающий его вовлечься в учебный процесс, воспринимать информацию, думать на заданную тему. Сам дидактический принцип подразумевает продвижение от простого к сложному через инструменты, оптимальные для того или иного обучающегося [1].

В методике преподавания родного языка накоплен достаточно большой опыт описания и применения дидактического материала в школе и на занятиях с этнокультурным компонентом. Так в своей работе Т. А. Острикова дала научно-методическое описание дидактического материала [2]; В. Н. Чебодаева рассматривала принципы отбора текстового дидактического материала для уроков русского языка в хакасской поликультурной школе [3]; О.Е. Сергеева анализирует методы повышения качества знаний школьников по русскому языку, литературе, кубановедению, а также способы развития интереса учеников к родному языку [4] и др.

Дидактический материал может быть наглядным и практическим. Практический содержит задания, позволяющие разобрать важный для всех учеников материал во фронтальном режиме.

Успешная реализация основных проблем обучения языкам может быть достигнута только при создании программ, учебников, учебно-методической литературы нового поколения, словарей, сборников дидактического материала, отвечающих современным условиям адыгейско-русского билингвизма [5, с. 9].

Мы рассмотрим применение дидактического материала на уроках хантыйского языка.

Сотрудниками обско-угорского институт прикладных исследований и разработок подготовлено и издано более 100 дидактических пособий, которые непременно найдут применение на уроках и занятиях родного языка, и предметов этнокультурной направленности в школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Список дидактических материалов дан в конце статьи в алфавитном порядке, ссылки на материалы будут даны в круглых скобках.

В стенах института подготовлена серия занимательных грамматик по хантыйскому (ваховский, сургутский, казымский диалекты), мансийскому, ненецкому языкам (16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40), которые содержат занимательные задания, упражнения для детей, не владеющих языком. Материал поможет сформировать правильное применение основных грамматических форм речи, научит строить связный рассказ, отвечать на вопросы, а также поможет педагогу выявить типичные ошибки и позволит своевременно их устранить. Книга предназначена для проверки знаний ребёнка. Серия состоит из пяти книг с первого по пятый класс, где последовательно даны задания по принципу усложнения.

Издана серия азбук по трём диалектам хантыйского, мансийскому и ненецкому языкам (48; 53; 61; 62; 63), издание представляет с собой папку, в которой содержатся картонные карточки, на каждую букву алфавита, где указана буква в печатном и письменном виде и картинки, начинающиеся на представленную букву.

Дидактические материалы для 5 класса по хантыйскому и мансийскому языкам (49; 56) содержат систематизированный набор упражнений и заданий для детей, не владеющих родным языком. Представлены тексты для диктантов, проверочные тесты, таблицы по грамматическим темам, а также репродукции картин для сочинений. Материал поможет сформировать грамматически правильный строй речи, научит самостоятельно составить рассказ, сочинение, отвечать на вопросы, выявить типичные ошибки учащихся и позволит своевременно их устранить. Предлагаемое издание поможет учителю в организации учебно-воспитательного процесса, тем самым освобождая его от поиска подобных материалов по языку. Пособие предназначается учителям, учащимся 5 класса общеобразовательных учреждений и их родителям.

Серия тестовых заданий по хантыйскому (ваховский, казымский диалекты) (45; 46; 47; 59; 65; 66), мансийскому языкам (15; 51) представляет собой сборники тестовых заданий для тематического контроля знаний учащихся по хантыйскому языку. Тесты помогут учащимся в изучении основных тем курса хантыйского языка, а учителю предоставят систематизированный проверочный материал. Тесты позволяют активизировать деятельность учащихся на уроках хантыйского языка, разнообразить процесс обучения, получить наглядную картину успеваемости. Издание предназначено для учителей общеобразовательных школ, а также может быть полезно родителям для самостоятельных занятий с детьми.

Сборники заданий по хантыйскому языку (60; 64), представляют собой задания, составленные на основе действующих программ и предназначенные для закрепления основного содержания начального курса хантыйского языка. Пособие предназначено для учащихся и учителей начальной школы, а также может быть полезно родителям для самостоятельных занятий с детьми.

В 2015 году издана Хантыйская азбука в стихах (казымский диалект) (58), где автор В. Н. Соловар на каждую букву хантыйского алфавита сочинила стихотворение на хантыйском языке, издание ярко иллюстрировано, кроме стихотворения и иллюстраций содержит прописи для постановки правильного письма каждой буквы алфавита.

Серия занимательных математик на мансийском языке (41) и двух диалектах хантыйского языка (сургутский и казымский) (42; 43). Пособие содержит логические задачи, загадки, стихотворения, ребусы, кроссворды, головоломки, развивает мышление, внимание и память детей. Задания можно использовать на любом этапе урока или внеклассных мероприятиях. Пособие предназначено для детей младшего школьного возраста.

Мы глубоко уверены, что обучение родному языку должно происходить с детства, в семье. Поэтому мы продолжаем реализовывать проект «Учёные – детям» по изданию литературы для детей. Наиболее востребованы сказки. Мы их издаём на 3-х языках: родном, русском и английском с небольшим картинным словариком. Издано уже более 30 книг. В настоящее время нами подготовлена Книга сказок о животных (на хантыйском, мансийском языках с учётом диалектов), с использованием технологии дополненной реальности. А теперь издания для детей дополняем ещё и виртуальной реальностью в виде звучащих текстов на родном языке.

Важную роль в работе с учениками-билингвами занимает уместное использование элементов занимательности на уроках по русскому языку при освоении различных тем, а также разные формы их ведения. Одним из таких элементов является дидактическая игра. Игра способствует новому взгляду на привычный ход урока, а также содействует возникновению интереса к русскому языку как к учебному предмету у школьников, в результате чего повышается эффективность образовательного процесса [6 с. 24].

Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок продолжает культурно-просветительский проект «Этноигротека» с 2018 года. Цель проекта – актуализация традиционной игровой практики коренных малочисленных народов Севера с последующим применением её в педагогической деятельности, в организации детского досуга, при изучении родных языков и культуры. Издано две серии, это «Библиотека Этноигротеки» (2; 5; 52; 54; 55) и серия «Нумас юнт» (1; 3; 4; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13), всего около 15 книг. А опубликованное 2022 г. учебно-методическое пособие «Пальчиковые игры обских угров» (55), содержит куаркоды со ссылками виртуальной реальности. Данный материал можно использовать для организации внеклассных занятий и кружков.

Наш институт ориентирован на проведение прикладных научных исследований. При этом новое время диктует необходимость активизировать работу по созданию креативных образовательных продуктов. Актуальным для процессов развития языков становится создание учебной литературы, научно-популярных изданий, сборников фольклора, книг для детей с использованием современных технологий дополненной реальности.

Издана серия двуязычных кратких словарей по хантыйскому языку для учащихся школ (14; 57), которые содержат основной лексический запас слов, предназначен для всех желающих ознакомиться с лексикой хантыйского языка.

К открытию Года языков коренных народов в России в 2019 г. сотрудниками Обско-угорского института прикладных исследований и разработок создан Мансийско-русский аудио словарь для учащихся 1-4 классов (44). Словарь содержит более 800 слов мансийского языка, входящих в обязательный минимум программы для младших классов общеобразовательных школ.

При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании [7 с. 83].

Одним из основных и постоянно пополняемых ресурсов является «Электронная библиотека» (https://ouipiir.ru/e-lib), которая содержит рубрики: «Библиографические указатели», «Монографии», «Сборники», «Учебно-методические издания», «Книги детям», «Словари», где размещены полнотекстовые версии более 300 книг, изданных в институте.

Ресурс «Изучаем родной язык» (https://ouipiir.ru/say) состоит из трёх подразделов (мансийский, ненецкий и хантыйский язык), которые содержат основные темы для изучения родного языка. По каждой теме в единый ресурс сотрудниками института подготовлены и собраны следующие материалы: слова по теме, загадки, пословицы, ребусы, упражнения, викторина, тесты.

Ресурс «Читаем родную литературу» (https://ouipiir.ru/read-liter) начал разрабатываться в 2015 году в год литературы, данный ресурс представляет собой цикл лекций на русском, мансийском и английском языках.

Все выше перечисленные ресурсы также можно использовать как дидактический материал к урокам и занятиям по родному языку в школах и детских образовательных центрах с этнокультурной составляющей.

Таким образом, подводя итог, мы можем резюмировать, что проанализированные дидактические материалы помогут учителю и ученику в освоении программы по родному языку и разнообразят уроки, занятия и придадут ещё большую наглядность и практические возможности для освоения хантыйского, мансийского и ненецкого языков. Подчеркнём, что дидактические материалы дают возможность учащимся овладеть лексикой родного языка во всем её многообразии, а также обогащают их метапредметными знаниями и умениями. У учащихся развивается самостоятельность, инициативность, улучшается качество групповой и индивидуальной работы, дети находят новые пути поиска информации и решения поставленных задач.


Список литературы

1) Балина Е. С., Волдина Т. В. Обско-угорская сборная головоломка «Замок»: Методическое пособие. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2022. 28 с.
2) Волдина Т. В. Обско-угорские игры для развития мыслительных способностей, игрушки «для думания»: учеб.-метод. пособие. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2020. 72 с.
3) Волдина Т. В. Обско-угорские игры с камешками: Методическое пособие. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2022. 28 с.
4) Волдина Т. В. Обско-угорские игры с камешками: Методическое пособие. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2022. 28 с.
5) Волдина Т. В. Обско-угорские игры с косточками и другими роговидными материалами: учеб.-метод. пособие. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2019. 80 с.
6) Волдина Т. В. Обско-угорские напольные игры с палочками: Методическое пособие. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2022. 40 с.
7) Волдина Т. В., Ледков В. К. Обско-угорские напольные игры с косточками и утиными клювиками: Методическое пособие. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2022. 40 с.
8) Волдина Т. В., Ледков В. К., Молданова Н. А. Методические рекомендации по организации игр обских угров для работы с детьми и молодёжью (на примере напольных и интеллектуальных игр «Нумас юнт»). Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2022. 24 с.
9) Волдина Т. В., Молданова Н. А. Обско-угорские узелковые головоломки: Методическое пособие. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2022. 28 с.
10) Волдина Т. В., Молданова Н. А. Обско-угорские интеллектуальные игры с палочками: Методическое пособие. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2022. 44 с.
11) Волдина Т. В., Новьюхова Е. П. Хантыйская игра «Тос щир вой»: Методическое пособие. Ханты-Мансийск: Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2022. 32 с.
12) Волдина Т. В., Панченко Л. Н. Мансийская игра «Ойнас» («Эхо»): Методическое пособие. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2022. 16 с.
13) Волдина Т. В., Хандыбина О. В. Обско-угорские верёвочные игры: Методическое пособие. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2022. 32 с.
14) Волкова А. Н., Соловар В. Н. Краткий русско-хантыйский словарь (сургутский диалект). – Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2016. 100 с.
15) Герасимова С. А. Мансийский язык. 3 класс: Тесты: дидактический материал. Тюмень: ФОРМАТ, 2017. 70 с.
16) Занимательная грамматика мансийского языка. 1 класс / М. В. Кумаева, А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2014. 19 с.
17) Занимательная грамматика мансийского языка. 2 класс / М. В. Кумаева, Г. Л. Нахрачёва. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2014. 19 с.
18) Занимательная грамматика мансийского языка. 3 класс / М. В. Кумаева, Г. Л. Нахрачёва. Ханты-Мансийск: Югорский формат 2014. 19 с.
19) Занимательная грамматика мансийского языка. 4 класс / М. В. Кумаева, А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2014. 19 с.
20) Занимательная грамматика мансийского языка. 5 класс / М. В. Кумаева, А. А. Шиянова, Г. Л. Нахрачева. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2014. 39 с.
21) Занимательная грамматика ненецкого языка (лесной диалект). 1 класс / Ф. А. Гизатуллина, А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2014. 23 с.
22) Занимательная грамматика ненецкого языка (лесной диалект). 2 класс / Ф. А. Гизатуллина, Г. Л. Нахрачева. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2014. 19 с.
23) Занимательная грамматика ненецкого языка (лесной диалект). 3 класс: / Ф. А. Гизатуллина, А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2014. 19 с.
24) Занимательная грамматика ненецкого языка (лесной диалект). 4 класс: / Ф. А. Гизатуллина, А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2014. 19 с.
25) Занимательная грамматика ненецкого языка (лесной диалект). 5 класс / Ф. А. Гизатуллина, Г. Л. Нахрачева, А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2014. 39 с.
26) Занимательная грамматика хантыйского языка (ваховский диалект). 1 класс / С. Ф. Прасина, А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2014. 23 с.
27) Занимательная грамматика хантыйского языка (ваховский диалект). 2 класс / С. Ф. Прасина, Г. Л. Нахрачева. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2014. 19 с.
28) Занимательная грамматика хантыйского языка (ваховский диалект). 3 класс / С. Ф. Прасина, Г. Л. Нахрачева. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2014. 19 с.
29) Занимательная грамматика хантыйского языка (ваховский диалект). 4 класс / С. Ф. Прасина, А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2014. 19 с.
30) Занимательная грамматика хантыйского языка (ваховский диалект). 5 класс / С. Ф. Прасина, Г. Л. Нахрачева, А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2014. 19 с.
31) Занимательная грамматика хантыйского языка (сургутский диалект). 1 класс / А. Н. Волкова, А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2014. 23 с.
32) Занимательная грамматика хантыйского языка (сургутский диалект). 2 класс / А. Н. Волкова, Г. Л. Нахрачёва. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2014. 19 с.
33) Занимательная грамматика хантыйского языка (сургутский диалект). 3 класс / А. Н. Волкова, Г. Л. Нахрачёва. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2014. 19 с.
34) Занимательная грамматика хантыйского языка (сургутский диалект). 4 класс / А. Н. Волкова, А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2014. 19 с.
35) Занимательная грамматика хантыйского языка (сургутский диалект). 5 класс / А. Н. Волкова, Г. Л. Нахрачева, А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2014. 39 с.
36) Занимательная грамматика хантыйского языка. 1 класс / А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: Доминус, 2011. 24 с.
37) Занимательная грамматика хантыйского языка. 2 класс / Г. Л. Нахрачева. Ханты-Мансийск: Доминус, 2011. 20 с.
38) Занимательная грамматика хантыйского языка. 3 класс / Г. Л. Нахрачева. Ханты-Мансийск: Доминус, 2011. 20 с.
39) Занимательная грамматика хантыйского языка. 4 класс / А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: Доминус, 2011. 20 с.
40) Занимательная грамматика хантыйского языка. 5 класс / Г. Л. Нахрачева, А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: Доминус, 2011. 44 с.
41) Занимательная математика на мансийском языке для детей, не владеющих мансийским языком / С. С. Динисламова. Тюмень: ФОРМАТ, 2017. 16 с.
42) Занимательная математика на хантыйском языке (казымский диалект) / А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2020. 28 с.
43) Занимательная математика на хантыйском языке (сургутский диалект) / Г. Л. Нахрачева, А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2020. 28 с.
44) Кумаева М. В. Краткий мансийско-русский словарь (для учащихся 1–4 классов). Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2019. 60 с.
45) Лельхова Ф. М. Хантыйский язык. 2 класс. Тесты (ваховский диалект): дидактический материал. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2020. 64 с.
46) Лельхова Ф. М. Хантыйский язык. 4 класс. Тесты (ваховский диалект): дидактический материал. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2020. 76 с.
47) Лельхова Ф. М. Хантыйский язык. Тесты (ваховский диалект). 3 класс: дидактический материал. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2020. 68 с.
48) Мансийская азбука (сосьвинский диалект): наглядно-дидактический материал для 1 кл. общеобразовательных школ / Л. Н. Панченко. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2013. 40 с.:
49) Мансийский язык. 5 класс: дидактический материал / М. В. Кумаева, В. Н. Соловар. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2015. 100 с.
50) Мансийский язык. 5 класс: проверочные работы / М. В. Кумаева, В. Н. Соловар. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2015. 31 с.
51) Мансийский язык. 5 класс: тесты для обобщающего контроля / М. В. Кумаева, Г. Л. Нахрачева, А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2015. 43 с.
52) Напольные игры обских угров с камешками и палочками: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Т. В. Волдина. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2018. 56 с.
53) Ненецкая азбука (аганский говор лесного диалекта): наглядно-дидактический материал для 1 класса общеобразовательных учреждений / В. В. Комарова, А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: ИИЦ. 2012. ил. 32.
54) Обско-угорские словесные игры: учебно-методическое пособие / авторы-составители: О. Д. Ерныхова, А. Д. Каксин, М. В. Кумаева, Г. Б. Новьюхова, Л. Н. Панченко. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2021. 84 с.
55) Пальчиковые игры обских угров: учебно-методическое пособие / авторы-составители: О. Д. Ерныхова, М. В. Кумаева, И. М. Молданова, Л. Н. Панченко. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2022. 88 с.
56) Соловар В. Н. Дидактический материал по хантыйскому языку. 5 класс. Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2014. 92 с.
57) Соловар В. Н. Краткий русско-хантыйский словарь (казымский диалект). Ханты-Мансийск: ОУИПИиР, 2015. 52 с.
58) Соловар В. Н. Хантыйская азбука в стихах. ϴмəщ азбука па моњщəт (казымский диалект): наглядно-дидактический материал для детей дошкольного и младшего возраста. Ханты-Мансийск: ФОРМАТ, 2015. 76 с.:
59) Соловар В. Н. Хантыйский язык (казымский диалект). 5 кл.: тестовые задания. Ханты-Мансийск: Доминус, 2011. 50 с.
60) Соловар В. Н. Хантыйский язык (казымский диалект): сборник заданий и упражнений (3–4 классы). Тюмень: ФОРМАТ, 2014. 54 с.
61) Хантыйская азбука (ваховский диалект): наглядно-дидактический материал для 1 кл. общеобразовательных школ / С. Ф. Прасина, А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2013. 40 с.
62) Хантыйская азбука (казымский диалект): наглядно-дидактический материал для уч-ся 1 класса общеобразоват. учреждений / А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: ИИЦ. 2012. 40 с.
63) Хантыйская азбука (сургутский диалект): наглядно-дидактический материал для 1 класса общеобразоват. учреждений / В. Н. Соловар, А. А. Шиянова. – Ханты-Мансийск: ИИЦ. 2012. 40 с.:
64) Хантыйский язык (казымский диалект). 1–2 классы: сборник заданий и упражнений / авт.-сост. В. Н. Соловар. Ханты-Мансийск: Изд-во Юграфика, 2012. 63 с.
65) Хантыйский язык (казымский диалект). 1–4 классы: тесты для обобщающего контроля / авт.-сост. Г. Л. Нахрачева, А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: Доминус, 2011. 50 с.
66) Хантыйский язык (казымский диалект). 5 кл.: тесты для обобщающего контроля / Г. Л. Нахрачева, А. А. Шиянова. Ханты-Мансийск: Доминус, 2011. 33 с.

Список литературы
1. Цифровые дидактические материалы. // [Элекстронный ресурс] URL: https://rosuchebnik.ru/material/tsifrovie-didakticheskie-materiali/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 19.05.2023)
2. Острикова Т. А. Научно-методическое описание дидактического материала // Русский язык в школе. 2007. № 5. С. 123–127.
3. Чебодаева В. Н. Принципы отбора текстового дидактического материала для уроков русского языка в хакасской поликультурной школе // педагогическое образование в России. 2016. № 2. С. 172–176.
4. Сергеева О. Е. Игротека в помощь учителю русского языка литературы и регионоведения // Вестник науки и образования № 4(82). Ч. 1. 2020. С. 45–48.
5. Афаунова Н. А. Взаимодействие контактирующих языков в учебно-воспитательном процессе в условиях билингвизма // Теория и практика обучения русскому языку и литературе (из опыта работы педагогов). – Майкоп: АРИПК, 2022. С. 4–10.
6. Дечева М. М. Лингвистические основы проблемы билингвального обучения (из опыта работы) // Теория и практика обучения русскому языку и литературе (из опыта работы педагогов). Майкоп: АРИПК, 2022. С. 22–28.
7. Примерная рабочая программа начального общего образования «Родной язык (русский)» (для 1–4 классов образовательных организаций). Москва: [б/и], 2021. 83 с.

Расскажите о нас своим друзьям: