Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (70) Май 2022

УДК 373

Дата публикации 31.05.2022

Формирование социокультурной компетенции школьников в условиях школы с углубленным изучением английского языка

Потокина Наталья Константиновна
студент магистратуры, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, Уфа, Potokina@yandex.ru

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы формирования социокультурной компетенции школьников. Особое внимание уделено культурологическому компоненту социокультурной компетенции.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, социокультурная компетенция, культурологический компонент.

Formation of sociolinguistic competence of schoolchildren

Potokina Natalya Konstantinovna
master's student, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah, Russia, Ufa

Abstract: The article deals with the issues of the formation of sociocultural competence of schoolchildren. Special attention is paid to the cultural component of sociocultural competence.
Keywords: communicative competence, sociocultural competence, cultural component.

Правильная ссылка на статью
Потокина Н.К. Формирование социокультурной компетенции школьников в условиях школы с углубленным изучением английского языка // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 05 (70). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-sotsiokulturnoj-kompetentsii-shkolnikov-v-usloviyakh-shkoly-s-uglublennym-izucheniem-anglijskogo-yazyka.html (Дата обращения: 31.05.2022)

Внедрение новых ФГОС в отечественную систему среднего общего образования усложнило цели и задачи обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. Коммуникативная компетенция – сложное явление, включающее в себя ряд компетенций. В настоящий момент овладения обучающимися базовыми знаниями, умениями и теоретическими знаниями в области лексики, грамматики и фонетики недостаточно для формирования коммуникативной компетенции. Социокультурная компетенция – важный структурный компонент коммуникативной компетенции, отвечающий за успешность человека в поликультурном мире. Формирование данной компетенции является обязательным требованием новых ФГОС ООО, реализуемых в средней общеобразовательной школе.

Социокультурная компетенция рассматривается как совокупность определенных знаний, умений, навыков, качеств и способностей, которые формируются в процессе языковой подготовки к межкультурной коммуникации [8]. Она занимает центральное место в исследованиях Г. В. Елизаровой, Н. Г. Муравьевой, В. В. Сафоновой, Е. Н. Солововой, П. В. Сысоева и др.

Т.А. Жукова определяет социокультурную компетенцию как интегративное свойство личности, характеризующее ее теоретическую и практическую готовность к социокультурной деятельности. [5, c. 47]

По мнению ученых Е. М. Верещагина, И. Л. Бим, В. Г. Костомарова, В. П. Сысоева, Г. Д. Томахина и др. [2;3;7;8] в состав социокультурной компетенции входит несколько основных компонентов. Мы, вслед за Воробьевым Г.А., рассматриваем социокультурную компетенцию как комплексное явление, включающее в себя следующие компоненты [4]:

- культурологический: социокультурный, историко-культурный, этнокультурный фон Воробьев Г.А знание традиций, обычаев народа изучаемого языка, об особенностях повседневной жизни, об уровне благосостояния населения и т.д., например: the National Geographic World, Joanne Rowling, St Patrick’s Day, fish and chips, the Grand Canyon;

- лингвострановедческий: лексические единицы с социально-культурной семантикой и умение применять их в ситуациях межкультурного общения (безэквивалентные слова, фоновые, реалии), например: a term, a freshman, Summer hill, the London Tube;

- социолингвистический: языковые особенности социальных слоев, представителей разных поколений, общественных групп, диалектов: ситуативные, коммуникативные клише, модели речевого поведения, например: Im sorry, but I have a question; thats wonderful!; all right; I'm afraid you are not quite right; what's up?; bad egg; big cheese.

- социально-психологический: владение национально-специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре, например: корректно выражать и отстаивать свою точку зрения в рамках изучаемых тем; представлять собственную культуру.

- психологический: желание общаться с представителями других культур на иностранном языке, не иметь стереотипов, ложного представлений о национальном характере, культуре и менталитете нации, отсутствие антипатии, развитие чувства толерантности, сопереживания.

Таким образом, каждый компонент, входящий в структуру социокультурной компетенции, играет немаловажную роль при ее развитии.

В своей работе мы хотели обратить особое внимание на культурологический компонент, для развития которого необходимо интегрировать предлагаемый школьникам учебный материал по иностранному языку. Осмысление мира и себя в нем должно происходить на культурологической основе. Английский язык в школе с углубленным изучением иностранного языка призван играть роль своего рода магнита, притягивающего звенья образовательного и воспитательного процессов, в котором обязательно должны быть задействованы история, музыка, изобразительное искусство, театр, а также другие иностранные языки. Для достижения поставленных целей в школе №1 «Гармония» г. Кумертау проводятся различные мероприятия, которые направлены на развитие социолингвистической компетенции, культурологической в частности: «Mister and Miss English» «День толерантности», «День рождения Роберта Бернса», «Thanksgiving Day», «Рождество», «День святого Валентина», конкурсы и олимпиады по иностранным языкам: Я-лингвист, Лига эрудитов, Учи.ru, Навыки XXI века, Евразийская многопрофильная олимпиада «ПОИСК», “Auf gut Deutsch”, Вот задачка, Konkurs-start.ru, Олимпиада Skyeng и др.

Ярким мероприятием является The Day of the European Languages, который формирует историко-культурный фон социокультурной компетенции. В данной работе мы предлагаем фрагменты данного мероприятия:

1)… Miss Europe:  I’m Miss Europe! I’m so happy to be at your school on such a great day! I’d like to help you learn more about European countries and their languages.

2) … Miss Europe:  Well, one, two, three…You are welcome to the UK. Enjoy it!

Ведущий 2. Great Britain is the country of history and traditions. The English are the unique people who have been keeping their customs and traditions for many centuries.

Ведущий 1. Английский язык является не только официальным языком Великобритании, но и одним из основных международных языков, на котором говорят 1,5 млрд. человек и 1 млрд. изучают его.

Ведущий 2. Speaking about the UK we should remember W. Shakespeare a famous English poet and playwright, who is well-known all over the world.

Ведущий 1. We’d like you to listen to one of his greatest sonnets.

(на фоне мелодии из фильма Ромео и Джульетта “Parting is such sweet sorrow”)…

3) …Miss Europe: Would you like to visit France?

Ведущий 2. Oh, it’s a dream of my life.

Ведущий 1. Символом этой страны можно считать Эйфелеву башню. Франция славится своими пейзажами и архитектурными ансамблями. Лувр и Собор Парижской Богоматери самые излюбленные места не только для парижан, но и для гостей страны.

Ведущий 2. Paris is the capital of fashion and Romantic songs in French are favourite all over the world.

Miss Europe:  I hope you will admire one of the famous French songs and dancing of our students.

Исполняется песня на французском языке (танцевальная пара)…

4) … Ведущий 2. Германия - это такое место, где рождаются великие люди. Она является одним из самых активных участников Европейского союза. На мировой арене Германия является одной из самых стабильных и завоевала всеобщее уважение.

Ведущий 1. Deutschland ist die Heimat von vielen beruhmten hervorragenden Personlichkeiten, Goethe, Schiller, Bach, Beethoven, Eistein und vielen anderen. Das sind die Namen, die in der ganzen Welt Bekannt sind.

Ведущий 2. Германия- это Родина многих известных выдающихся личностей: Гёте, Шиллера, Баха, Бетховена, Эйнштейна и многих других. Это имена, которые известны во всём мире (стихотворение на немецком языке)…

5) … Miss Europe: Spain is rich in traditions and holidays. Bullfighting and flamenco are an integral part of Spanish festivals.

Let’s enjoy watching flamenco.Исполняется танец фламенко.

Ведущий 1. Dear Miss Europe, we are grateful to you for giving us the chance of travelling around some European countries…

Участие обучающихся в перечисленных мероприятия  способствует  развитию социокультурной компетенции, интеграции общеобразовательных умений и иноязычных знаний; созданию иноязычной креативной образовательной среды, а также развитию мотивации самих учащихся к межкультурной коммуникации.

В заключении необходимо отметить, что одновременное развитие указанных выше компонентов, а вместе с этим и «комплексная» подача социокультурного материла на уроках иностранного языка дает обучающимся возможность использовать необходимые знания в беседе с носителем языка, выбирать правильную модель поведения в той или иной ситуации общения, правильно понимать культурные или исторические реалии при чтении иноязычной литературы.

Таким образом, памятуя о том, что социокультурная компетенция является компонентом иноязычной коммуникативной компетенции мы утверждаем, что овладение иностранным языком без приобщения к культуре и менталитету страны изучаемого языка не может осуществляться в полной мере.


Список литературы

1. Алексеева Е.В. Статус социолингвистической компетенции в составе иноязычной коммуникативной компетенции // Образование и наука в России и за рубежом. 2019, № 9(57) С. 26-30;
2. Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования // Иностранные языки в школе. –2005. –№8. – С. 2–6;
3. Верещагин, Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - М.: Русский язык,1990
4. Воробьев Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущего учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2003. – №2. – С. 30-35.
5. Жукова Т.А. Опыт Самарских вузов в разработке системы мультикультурного образования // Научное мнение / Санкт-Петербургский университетский консорциум. СПб., 2013. № 6. С. 136–140.
6. Захарова К.А., Везиров Т.Г. Развитие социолингвистического компонента иноязычной коммуникативной компетенции с применением мультимедийного учебно-методического комплекса// Педагогический журнал, 2020, №1 С. 452-458;
7. Сафонова В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2001. № 3. С.17‒23.)
8. Сысоев П.В. Направление информатизации лингвистического образования на современном этапе // Язык и культура. 2015. №1. – С. 156-168.

Расскажите о нас своим друзьям: