Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №07 (84) Июль 2023

УДК 378

Дата публикации 31.07.2023

Формирование профессионально значимых личностных качеств будущих специалистов для судебной системы: социально-педагогический аспект

Малькова Елена Геннадьевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия, РФ, г. Санкт-Петербург, e-malkova@mail.ru
Букина Надежда Николаевна
преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин,Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия, РФ, г. Санкт-Петербург, nadin2007.71@mail.ru

Аннотация: Актуальность исследования предопределена значимой ролью высоконравственных личностных качеств в деятельности судей и, как следствие, в правосудном регулировании современных общественных отношений. Указанную проблему предлагается рассматривать с педагогических позиций, а именно, в качестве приоритетного направления в структуре профессиональной подготовки специалистов для судебной системы. Отмечается, что при разработке и реализации соответствующих образовательных программ необходимо рассматривать в качестве ведущей задачи формирование профессионально значимых личностных качеств будущих судейских кадров, в связи с чем рассмотрены некоторые организационно-методические составляющие данного процесса. Дополнительно прослежена взаимосвязь заявленного вопроса с особенностями функционирования компетентностного подхода, реализуемого на основании профильных федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Ключевые слова: высшее образование, компетентностный подход, методика обучения и воспитания, педагогика высшей школы, судейская этика, юридическое образование.

Formation of professionally significant personal qualities of future specialists for the judicial system: socio-pedagogical aspect

Malkova Elena Gennadyevna
Candidate of Law, Associate professor at the Department of humanitarian and socio-economic disciplines, Northwestern Branch of the Russian State University of Justice, Russian Federation, Saint Petersburg
Bukina Nadezhda Nikolaevna
Lecturer at the Department of general education disciplines, Northwestern Branch of the Russian State University of Justice, Russian Federation, Saint Petersburg

Abstract: The relevance of the research is predetermined by the significant role of highly moral personal qualities in the activities of judges and, as a result, in the legal regulation of modern social relations. This problem is proposed to be considered from a pedagogical standpoint, namely, as a priority direction in the structure of professional training of specialists for the judicial system. It is noted that when designing and implementing the relevant educational programs, it is necessary to consider the formation of professionally significant personal qualities of future judicial personnel as a leading task, in connection with which the organizational and methodical aspects of the stated problems are considered. Additionally, the relationship of the considered issue with the features of the competence-based approach, implemented in specialized federal state educational standards of a new generation, has been traced.
Keywords: higher education, competence-based approach, methods of education and upbringing, pedagogy of higher education, judicial ethics, legal education.

Правильная ссылка на статью
Малькова Е.Г., Букина Н.Н. Формирование профессионально значимых личностных качеств будущих специалистов для судебной системы: социально-педагогический аспект // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 07 (84). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-professionalno-znachimykh-lichnostnykh-kachestv-budushhikh-spetsialistov-dlya-sudebnoj-sistemy-sotsialno-pedagogicheskij-aspekt.html (Дата обращения: 31.07.2023)

В условиях текущих тенденций развития общественных отношений, осложненных рядом глобальных проблем современности, все более заметную актуальность приобретает проблематика в области профессиональной подготовки специалистов для судебной системы [1]. В частности, следует акцентировать внимание на социально-педагогическом аспекте, связанном с формированием профессионально значимых личностных качеств будущих судейских кадров. Как отмечается, ценностные ориентиры для судей подразумевают способность к законному и в то же время гуманному, а в совокупности – справедливому анализу жизненных сценариев, ставших предметом спорного общественного отношения и предложенных для правосудного рассмотрения [2].

Традиционно подобные «социальные заказы» адресуются системе образования, комплекс поставленных задач для которой неуклонно расширяется, а средства для их достижения – интенсифицируются [3]. Как следствие, одной из масштабных модернизационных мер следует считать повсеместное внедрение в федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) компетентностного подхода, составившего новую методологическую парадигму в современном образовании. В связи с этим обращают на себя внимание понятия «компетенция» и «компетентность» как ключевые характеристики соответствующего подхода, оценка сформированности которых может свидетельствовать об эффективности образовательного процесса. По итогам анализа дефиниций указанных понятий авторам настоящей статьи представляются наиболее оправданными доктринальные трактовки, имеющие личностно ориентированный характер, то есть отталкивающиеся от рефлексивно-когнитивного развития обучающегося, – указанных воззрений придерживались, в частности, С.Г. Вершловский, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин и другие представители педагогической науки.

Вместе с тем, рассматривая действующие ФГОС высшего образования по юридическим специальностям (направлениям подготовки) [4], не обнаружим в их содержании упоминания непосредственно о личностных качествах, имеющих профессиональное значение в контексте будущей деятельности выпускников. Безусловно, формирование и укоренение определенных ценностных установок предполагается в разрезе всех видов компетенций, и все же в отсутствие прямо поименованного перечня данные мероприятия остаются на усмотрение организации, разрабатывающей и реализующей образовательный и воспитательный процесс. Отсутствие конкретики по данному вопросу на нормативно-правовом уровне вполне объяснимо, поскольку личностные качества относятся к числу субъективных характеристик, а морально-нравственные категории, положенные в их основу – весьма широки для восприятия ввиду свойства оценочности. Тем не менее, даже при указанных обстоятельствах не следует игнорировать проблему формирования профессионально значимых личностных качеств обучающихся, для чего предлагается рассматривать ее с педагогической точки зрения.

Ориентируясь на практические реалии, следует отметить, что вопрос морально-нравственных установок волнует также и профессиональное судейское сообщество, примером чему является утвержденный в 2012 г. Кодекс судейской этики. Как отмечается в преамбуле данного документа, «правосудие предполагает соблюдение каждым судьей правил профессиональной этики, честное и добросовестное исполнение своих обязанностей, проявление должной заботы о сохранении как своих личных чести и достоинства, так и достоинства и авторитета судебной власти» [5].

Итак, ознакомление с содержанием Кодекса судейской этики позволяет сформировать первичный перечень профессионально значимых качеств, относящихся к личности судьи, – это компетентность, независимость, объективность, беспристрастность, справедливость, честность, добросовестность, толерантность, корректность в общении, стремление к безусловной законности и обоснованности принимаемых решений. Перечисленные качества являются важной составляющей деятельности каждого профессионала, но вместе с тем, как справедливо отмечает Э.Ф. Зеер, применительно к разным областям деятельности данные характеристики составляют неповторимый «ансамбль» [6]. Следовательно, ключевое значение приобретает совокупная целостность указанных качеств, в нашем случае именуемая внутренним убеждением судьи [7]. В связи с опытностью и авторитетностью судейского сообщества, выработавшего настоящие нравственно-этические ориентиры, акцентированность на перечисленные качества, безусловно, должна быть учтена при разработке и реализации образовательных программ по подготовке профильных кадров.

В данном свете следует обратить внимание на отраслевую методологию, применяемую в структуре профессиональной подготовки специалистов для судебной системы. Ввиду упомянутой динамичности современного мира здесь активизируется тенденция к междисциплинарности [8]. Вместе с тем, на наш взгляд, центральнообразующим для рассматриваемой группы профессий, относящихся к типу «человек – человек», является гуманно-ориентированный подход, уделяющий приоритетное внимание духовно-нравственным аспектам взаимодействия с обучающимися [9]. Как представляется, указанный подход содержит весьма эффективный инструментарий культурологического, аксиологического и личностно развивающего характера.

Далее следует обратить внимание на методическое сопровождение рассматриваемых задач, реализуемых в рамках основных профессиональных образовательных программ по подготовке специалистов для судебной системы. Здесь считаем уместным использовать «формулу» отечественного педагога О.Е. Лебедева, согласно которой формирование итоговой компетентности достигается посредством полного и беспрерывного прохождения трех уровней обучения – эмпирического, конструктивного и творческого [10].

На первом (эмпирическом) этапе обучающимся предлагается ознакомиться с некоторым «готовым» знанием, без предъявления требований к его оригинальной интерпретации и применению в практической деятельности. Это теоретический период. В нашем случае речь может идти об изучении морально-этических норм в форме отдельных категорий (например, справедливость, честь, совесть и др.), преподаваемых с позиции вопросов об их происхождении и общепризнанном значении. Важную роль здесь играют и мероприятия воспитательной направленности, – они способствуют осознанию значимости морали и нравственности для общества и государства в целом, а также персонально для человека и гражданина.

На втором (конструктивном) этапе целеполагание направлено на раскрытие морально-нравственных норм в усложненной форме (например, профессиональный долг, судейская этика и др.). Это период действенности. Предполагается глубокое осознание обучающимися причинно-следственных связей между субъективными явлениями, формируется персональное отношение к рассматриваемым общественным процессам сквозь призму профессионально ориентированных этических стандартов поведения. В образовательной среде на данном этапе полезным считаем применение института кураторства (наставничества) с целью направленной коррекции воспитательного процесса по отдельным вопросам, вызывающим затруднения у обучающихся.

На третьем (творческом) этапе студенты самостоятельно управляют социальными траекториями со своим участием, в том числе в роли будущих профессионалов. Это период практики. Время, когда усвоенные конструкты могут быть интерпретированы под контекст личных и профессиональных задач и впоследствии составить аргументированный базис для принятия волевых решений по отношению к различного рода ситуациям, сопровождающим течение реальных юридических сценариев. Принимая во внимание особенности профессиональной подготовки специалистов для судебной системы, здесь обратим внимание на весьма перспективный «клинический» подход [11], – привлечение студентов к работе так называемых «юридических клиник», в которые обращаются за бесплатной юридической помощью граждане из числа малозащищенных категорий населения и лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Вовлеченность в указанный процесс полностью соответствует нашему целеполаганию: обучающиеся в процессе работы финализируют свою профессиональную компетентность, заключающуюся в совокупном применении юридических знаний, умений и навыков с опорой на профессионально значимые личностные качества.

Таким образом, фактическая взаимообусловленность между личностными качествами, проявляемыми судейскими кадрами, и динамикой течения современных общественных процессов – неоспорима. Олицетворяя одну из ветвей государственной власти, а значит, имея в своем распоряжении по праву должностного статуса влиятельные регуляторы, заключающиеся в рассмотрении спорных правоотношений, судьи по определению должны ориентироваться на комплекс высоконравственных внутренних установок. В совокупности с законными основаниями морально-нравственное усмотрение судьи составляет итоговое решение, от которого зависят интересы всех участников рассматриваемого дела, а в ракурсе функционирования судебной системы в целом – социально-правовая стабильность внутри государства. В связи с указанными обстоятельствами представляется важным инициировать внедрение системного подхода к формированию профессионально значимых личностных качеств в структуре подготовки будущих специалистов для судебной системы. В практическом понимании указанная проблема распадается на ряд педагогических задач, взятых в методологической, методической, психологической, организационной и других плоскостях, реализацию которых следует считать одним из приоритетных направлений современного образования. Иными словами, мероприятия по разрешению рассмотренной проблемы в долгосрочной перспективе направлены на гармонизацию общественной жизни, что полностью соответствует социальным задачам системы образования.

 


Список литературы

1. Бондарев В.Г., Цыплакова Е.П. Подготовка работников системы правосудия в условиях преобразований в современной России // Теория и практика общественного развития. – 2022. – № 7 (173). – С. 112-116.
2. Самойлова А.А. Профессиональный долг судьи: социально-психологический аспект // Право и правосудие в современном мире. Сборник статей по материалам ежегодной научной конференции студентов, магистрантов и соискателей. Часть I / Под общ. ред. В.П. Очередько. – СПб.: Северо-Западный филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия», 2016. – С. 335-339.
3. Семенова Л.М. Дуальный подход к обучению в высшей школе как ответ на социальный заказ // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – Т. 10. – № 2. – С. 1-12.
4. Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (ред. от 13.12.2021) // Российская газета. – 2013. – № 247.
5. Кодекс судейской этики (утвержден VIII Всероссийским съездом судей от 19.12.2012) (ред. от 01.12.2022) // Бюллетень актов по судебной системе. – 2013. – № 2.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие для вузов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 478 с.
7. Корнакова С.В. Усмотрение как результат формирования внутреннего убеждения судьи // Lex Russica. – 2022. – Т. 75. – № 5 (186). – С. 107-116.
8. Бондарев В.Г. Профессиональная подготовка специалистов для судебной системы: актуальные проблемы междисциплинарных исследований // Профессиональная подготовка специалистов для судебной системы в контексте междисциплинарных исследований: сборник материалов Всероссийского круглого стола / Под общ. ред. В.Г. Бондарева, Е.П. Цыплаковой. – СПб: Астерион, 2023. – С. 12-15.
9. Шрайбер Е.Г. Компетентностный подход в воспитании профессионально значимых личностных качеств будущих юристов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2010. – № 12 (188). – С. 25-30.
10. Лебедев О.E. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. –№ 5. – С. 3-12.
11. Самойлова А.А. Перспективы развития юридического клинического образования в России // Роль юридической клиники в системе оказания бесплатной юридической помощи: сборник статей по материалам Межвузовского круглого стола, 3 апреля 2023 г., Санкт-Петербург, Северо-Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» / Под общ. ред. Е.А. Низамовой, Ю.О. Хоршевой, Л.А. Гавриловой-Петровой. – СПб: Астерион, 2023. – С. 25-30.

Расскажите о нас своим друзьям: