Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии 06.01 (59.01) Спецвыпуск

УДК 371

Дата публикации 29.06.2021

Формирование культуры здоровья в процессе подготовки к выполнению испытаний ВФСК ГТО

Малахов Михаил Александрович
преподаватель кафедры «Физической культуры», НГИЭУ. г. Княгинино, Российская Федерация

Аннотация: В статье рассматривается проблема создания соответствующих условий, предполагающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся, поддержание на должном уровне их здорового образа жизни, а также формирование культуры здоровья средствами ГТО. Авторами разработано и экспериментально обосновано содержание процесса физического воспитания по формированию культуры здоровья в процессе подготовки к выполнению испытаний ВФСК ГТО.
Ключевые слова: Обучающиеся, культура здоровья, физическая подготовка, ВФСК ГТО

Formation of a health culture in the process of preparing for the implementation of the tests of the VFSK GTO

Malakhov Mikhail Alexandrovich
teacher of the Department of «Physical Culture», NGIEI, Knyaginino, Russian Federation

Abstract: The article deals with the problem of creating appropriate conditions for the preservation and strengthening of students 'health, maintaining their healthy lifestyle at the proper level, as well as the formation of a culture of students' health by means of TRP. The authors have developed and experimentally justified the content of the process of physical education for the formation of a health culture in the process of preparing for the implementation of the tests of the VFSK GTO.
Keywords: Students, health culture, physical training, VFSK TRP

Правильная ссылка на статью
Малахов М.А. Формирование культуры здоровья в процессе подготовки к выполнению испытаний ВФСК ГТО // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 06 (59). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-kultury-zdorovya-v-protsesse-podgotovki-k-vypolneniyu-ispytanij-vfsk-gto.html (Дата обращения: 29.06.2021)

Культура здоровья в педагогическом процессе рассматривается как цель, результат и содержание взаимодействия воспитанников и учителей. Образование в сфере педагогики здоровья, будучи формообразующей системой, играет важную роль. В приоритет ставятся педагогико-социальные мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для формирования культуры здоровья учащихся, что помогает сохранить, укрепить здоровье растущего поколения.

Важная и серьезная задача всех общеобразовательных учреждений сегодня – это формирование культуры здоровья учащихся средствами ГТО. Всероссийский физкультурный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» - программная, нормативная основа системы физического  воспитания разных групп населения страны. Следовательно, структура комплекса имеет 11 ступеней, включает группы от 6 до 70 лет, и даже старше [22].

Возрождение ГТО в образовательных учреждениях на сегодняшний день – это принципиальное и актуальное явление. Цель вводимого комплекса – дальнейшее повышение уровня физического  воспитания и готовности учащихся к обороне и труду. Будучи уникальной программой физкультурной подготовки, комплекс ГТО выступает в качестве основополагающего компонента в единой системе патриотического воспитания учащихся. Он пропагандирует и популяризирует здоровый образ жизни, повышает уровень физической подготовки формирует культуру здоровья детей. Всё вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Формирование культуры здоровья средствами ГТО».

Целью исследования явилось теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение содержания процесса физического воспитания по формированию культуры здоровья в процессе подготовки к выполнению испытаний ВФСК ГТО. В процессе анализа научной и методической литературы были изучены теоретико-методические аспекты формирования культуры здоровья в процессе физического воспитания. Изучена проблема формирования культуры здоровья студентов в образовательном учреждении, а также особенности формирования культуры здоровья средствами ГТО .

Анализ научно-методической литературы по исследуемым вопросам формирования культуры здоровья  студентов и имеющихся формах, средствах и методах его формирования  дал возможность получить относительно полное представление о состоянии изучаемой  проблемы. Это позволило сформулировать рабочую гипотезу исследования, поставить цель и определить задачи исследования.

Целью педагогического формирующего эксперимента являлось экспериментальное обоснование содержания учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» с направленностью на формирование культуры здоровья средствами ГТО. Экспериментальной исследование проводилось со студентами первого курса НГИЭУ. г. Княгинино.

В содержание процесса физического воспитания в рамках преподавания предмета «Физическая культу и спорт», направленного на формирование культуры здоровья  вошли следующие формы занятий: занятия по дисциплине «Физической культуре», внеурочная деятельность – спортивные секции и кружки. В содержании занятий по физической культуре вошли технологии развития отдельных физических качеств в зависимости от раздела программы, а также предложенные для самостоятельной подготовки к тем или иным испытаниям ВФСК ГТО.

Внеучебная деятельность была представлена теоретическим материалом в рамках аудиторных часов, а также массовыми спортивными соревнованиями  «команда-класс» по испытаниям ГТО, соревнованиями-конкурсами: Соревнования по спортивным играм, учебными соревнованиями внутри групп и потоков, викторинами о комплексе ГТО, спортивно-художественными конкурсами на тему ГТО и др. Были использованы следующие виды анкет 1). анкета «Оценка уровня сформированности основ культуры здорового образа жизни» 

Для оценки уровня сформированности культуры здоровья была использована анкета «Культура здоровья»,  анкета для подростков на выявление интереса к занятиям физической культурой, методика изучения мотивов двигательной активности В.А. Нестерова, И.М. Воротилкиной, В.Е. Могилева.

Полученные результаты исследования уровня сформированности у учащихся основ культуры здорового образа жизни по анкете «Оценка уровня сформированности основ культуры здорового образа жизни» в исследуемой группе представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты исследования по анкете «Оценка уровня сформированности основ культуры здорового образа жизни» в исследуемой группе

Уровень сформированности у учащихся основ культуры здорового образа жизни

Исследуемая группа

Кол-во детей

%

Высокий

2

10

Средний

8

40

Низкий

10

50

Анализ данных, представленных в таблице 1 позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе у двух человек (высокий уровень %) выявлен высокий уровень сформированности основ культуры здорового образа жизни. Такие студенты имеют полное представление о культуре здорового образа жизни и ценностном отношении к своему здоровью. У восьми человек (40%) выявлен средний уровень сформированности основ культуры здорового образа жизни. Эти дети о здоровом образе жизни имеют частичное представление. У десяти учащихся (50%) выявлен низкий уровень сформированности основ культуры здоровья. Такие студенты имеют в небольшой степени или же не имеют вообще представления о здоровом образе жизни.

Результаты методики изучения мотивов двигательной активности (В.А. Нестеров, И.М. Воротилкина, В.Е. Могилев) в исследуемой группе представлены в таблице 2.

Таблица 2 –  Результаты исследования по методике изучения мотивов двигательной активности (В.А. Нестеров, И.М. Воротилкина, В.Е. Могилев) в исследуемой группе

Уровень мотивации двигательной активности

Экспериментальная группа

Кол-во детей

%

Высокий

3

15

Средний

7

35

Низкий

10

50

 

Анализ данных, представленных в таблице 2, позволяет сделать вывод о том, что по данным частоты выбора мотивов по методике изучения мотивов двигательной активности выявлено, что 7 студентов (35%) исследуемой группы в физической культуре привлекает только игра (средний уровень мотивации двигательной активности). Здоровыми, сильными и красивыми хотят стать 3 детей (15%) исследуемой группы (высокий уровень мотивации двигательной активности), заслужить похвалу учителя - соответственно 10 студентов (50%) исследуемой группы (низкий уровень мотивации двигательной активности). Таким образом, результаты методики позволяют сделать вывод, что уровень мотивации двигательной активности студентов исследуемой группы недостаточно высок.

В результате проведения анкетирования  в конце эксперимента более половины студентов исследуемой группы довольны занятиями по дисциплине «Физическая культура», с интересом и желанием относятся к занятиям физической культуры, занимаются спортом в секции, занимаются физическими занятиями самостоятельно, считают, что проводимые занятия физкультурой для них полезны.

Анализ показателей физической подготовленности подростков в конце исследования свидетельствует о  положительном влиянии экспериментального содержания использования средств ГТО на уровень физической подготовленности обучающихся. Сопоставление полученных результатов с испытаниями IV ступени ВФСК ГТО  в конце эксперимента показал, что 80% обучающихся показали  результаты, соответствующие бронзовому значку (таблица 3). Наилучшие результаты были  показаны в тестах на скоростно-силовые способности, силовые способности и скоростную выносливость.

Таблица 3 – Показатели физической подготовленности обучающихся на формирующем этапе эксперимента

Показатели

Девушки

М(X ср)

Нормативы

ВФСК ГТО

(бронзовый значок)

Юноши

М(X ср)

(бронзовый значок)

Нормативы

ВФСК ГТО

(бронзовый значок)

Подтягивание на высокой перекладине хватом сверху (юноши), низкой перекладине из виса лежа (девушки) (см)

10,2±1,5

10

7,2±0,2

6

Прыжок в длину с места (см)

158,3±3,5

150

174,3±1,5

170

2000 м (мин.с)

12,09±0,85

12,10

9,46±0,75

10,00

Наклон вперед  стоя на гимн.скамейке (см)

+5,6±0,02

+5

+5,6±0,02

+4

Бег 60 метров с высокого старта (с)

10,3+0,04

10,6

9,4+0,02

9,6

Челночный бег 3х10 м (с)

9,0+0,01

9,0

8,0+0,02

8,1

Таким образом, повторные результаты методики позволяют сделать вывод, что уровень мотивации двигательной активности студентов исследуемой группы достаточно высок. Большинство студентов понимают смысл занятий физическими упражнениями, видят необходимость в овладении основными движениями и представляют, что с помощью физических упражнений можно добиться красоты и здоровья и заботиться о своём здоровом образе жизни.

Полученные результаты по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что повторная диагностика показала улучшение результатов по всем методикам в исследуемой группе, выявлен высокий и средний уровень сформированности основ культуры здорового образа жизни, высокий и средний уровень сформированности культуры здоровья, высокий и средний уровень интереса к занятиям физической культурой, уровень мотивации двигательной активности студентов исследуемой группы также повысился. Большая часть учащихся находится на высоком уровне сформированности культуры здоровья.


Список литературы

1. Ефремова Ю.С. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «готов к труду и обороне» (ГТО) в системе социокультурного и психолого-педагогического сопровождения родительства // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С.79 - 82.
2. История ГТО [Электронный ресурс] - URL: http://www.gto.ru/history (дата обращения 20.11.2018).
3. Кабачков В. А. Комплекс ГТО в ХХI веке. Оценка физической подготовленности учащихся по результатам выполнения нормативов комплекса «Готов к труду и защите Отечества» в 2008-2010 гг. / Кабачков В. А., Петров В. К., Перова Е. И., Евстратова Т. В. // Вестник спортивной науки. 2014. № 2. С. 47.
4. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» // Рос. газ. 2014. 29с.
5. Фетисов В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах. М.: Спорт, 2015. 80 с.

Расскажите о нас своим друзьям: