Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №08 (61) Август 2021

УДК 372.4

Дата публикации 27.08.2021

Формирование этичного потребления у младших школьников

Зубарева Елена Сергеевна
к. п. н., доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Нижний Тагил, Российская федерация, zes0@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается феномен этичного потребления, обосновывается возможность формирования этичного потребления у младших школьников, представлено содержание работы по формированию этичного потребления у младших школьников.
Ключевые слова: потребительское поведение, этичное потребление, формирование этичного потребления, начальное образование, этичное потребление младших школьников.

Formation of ethical consumption among primary schoolchildren

Zubareva Elena Sergeevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor at the Department of Psychology and Pedagogy preschool and primary education, Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian State Professional and Pedagogical University", Nizhny Tagil, Russian Federation

Abstract: He article examines the phenomenon of ethical consumption, substantiates the possibility of the formation of ethical consumption in younger schoolchildren, presents the content of work on the formation of ethical consumption in younger schoolchildren.
Keywords: consumer behavior, ethical consumption, formation of ethical consumption, primary education, ethical consumption of primary schoolchildren.

Правильная ссылка на статью
Зубарева Е.С.Формирование этичного потребления у младших школьников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 08 (61). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-etichnogo-potrebleniya-u-mladshikh-shkolnikov.html (Дата обращения: 27.08.2021)

Проблема формирования потребительского поведения сегодня становится одной из актуальнейших в мире. Рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов является одним из основных факторов деградации природных систем, которая может привести к дестабилизации биосферы, утрате её целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Возникает общественный запрос на формирование такого вида потребления, в рамках которого покупатель будет задумываться не только о личной выгоде, но и о влиянии выбранного им продукта (товара, услуги) на окружающую среду.

За последние десять или двадцать лет все больше и больше людей во всем мире, в первую очередь в промышленно развитых странах, стали лучше информированы и более осведомлены о происхождении и качестве товаров и услуг, которые они покупают ежедневно. В большем числе случаев это повышает осведомленность покупателя и влияет на потребительскую практику. Данный феномен обычно называют «этическим (этичным) потреблением», а также «осознанным потреблением», «этическим (этичным) консюмеризмом» или «зеленым потреблением».

Феномен этичного консюмеризма (потребления) получил свое начало в конце 19 века. В исследованиях С. Кооса, У. Беку, Н. Штерома доказано, что потребительская активность направлена на защиту не только интересов потребителей, но и окружающей среды путем бойкотирования неэтичных производств и продуктов (товаров).  Осознанность выбора этичных продуктов по их утверждениям определяется следующими условиями: уровень благосостояния страны; способность к использованию знания; глобализация; доступность «этичных» продуктов. Практика этичного потребления формируется в основном в странах с развитой экономикой, но постепенно это явление распространяется на развивающиеся государства [1], [2], [7].

В России исследование этичного потребления как инновационной практики гражданского общества проводилось М. А. Шабановой, которая рассматривала этичное потребление как «…покупку и использование благ, совершаемые не только по соображениям доставляемой ими ценности (ради личного удовольствия, выгоды), но и под воздействием нравственного фактора («что такое хорошо и что такое плохо»), с учетом условий производства и последствий использования этих благ» [4, с. 19].

Согласно исследованиям Шабановой, выбор этичных продуктов российскими потребителями стихиен, не осознан и основывается на нравственной ответственности отдельных граждан. Для осознанного этичного потребления надо обеспечить получение необходимых знаний об этичном потреблении и его негативных последствий, о принципах функционирования экономики.

Начальное образование является решающим этапом в развитии поведения человека, социальной осведомленности и ответственности. В школе у детей формируются ценности и поведение, которые останутся с ними на протяжении всей взрослой жизни. При этом дети все чаще признаются в качестве важной силы на розничном рынке, в качестве одних из основных потребителей, поэтому важно сформировать у детей правильные представления об их будущей социальной роли потребителя и о влиянии потребления на то, что их окружает [3, с. 48].

В связи с этим, можно утверждать, что младший школьный возраст — сензитивный период для формирования навыков этического потребления, так как по мнению С. Кооса, стать этически ориентированным потребителем можно лишь узнав сначала о существовании такого вида потребления и его особенностях, а именно в младшем школьном возрасте закладываются знания, ценности и формируются мотивы поведения [2, с. 79].

С целью исследования состояния вопроса в практике мы, опираясь на идеи М. А. Шабановой, составили опросник для младших школьников, включающий 18 вопросов, отражающих основные аспекты этичного потребления, и провели опрос 40 обучающихся 3-4 классов. Фрагмент опросника и результатов опроса представлен в таблице 1.

Таблица 1. Результаты опроса

Вопрос

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

1

Как часто ты покупаешь или просишь купить предметы (вещи, игрушки), которыми ты потом не пользуешься?

5 %

5%

65%

25%

2

Играешь ли ты всеми игрушками, которые у тебя есть?

-

35%

50%

15%

3

Как часто ты покупаешь или просишь купить предметы (вещи, игрушки), которые красиво упакованы?

15%

5%

45%

35%

4

Как часто ты и/или кто-то в твоей семье используете пластиковую посуду?

 

5%

70%

25%

5

Часто ли в вашей семье выкидывают продукты питания?

-

1%

45%

54%

6

 

Как часто ты оставляешь воду включенной, когда в ней нет необходимости?

-

5%

30%

65%

7

Задумывался ли ты, как производят те или иные предметы (вещи, игрушки), продукты?

-

-

70%

30%

Анализ результатов опроса показал, что большинство младших школьников можно отнести, согласно терминологии М. А. Шабановой, к категории «потенциальных этичных потребителей», то есть потребителей, не имеющих значительного реального опыта этичных поступков, но способных отказаться от неэтичного потребительского поведения. Опрос показал, что дети делают выбор интуитивно, опираясь на социальную желательность, а значит, у них обнаруживается потенциальная готовность к усвоению правил этичного потребления.

В зарубежной практике имеются программы, которые направлены на формирование представлений о видах потребления у обучающихся разных возрастов, например, «Понимание этического консюмеризма (потребления)» («Understanding Ethical Consumerism»), авторы Крейг и Марк Килбургер (Канада) [8], «Выходя за рамки символов: этическое потребление и справедливая торговля» («Going Beyond the Symbols: Ethical Consumerism and Fair Trade»), автор Дженнифер Харрис (Ирландия) [5].

В России известны программы Kinder MBA — Бизнес-школа, в которой реализуются 8 программ, разработанных выпускниками МГУ им. М. В. Ломоносова и МЭСИ; бизнес-школа Startup Academy JUNIOR, 8-дневная программа, проводимая на базе московской школы управления Сколково; обучающие продукты Сбербанка для детей и др. В этих программах в той или иной мере уделяется внимание формированию элементов этичного потребления, но в основном содержание перечисленных программ направлено на обучение детей и подростков принимать эффективные финансовые решения, структурировать свои доходы и расходы, планировать их, а также правильно инвестировать накопленные средства.

Мы полагаем, что в процессе формирования этичного потребления у младших школьников должны быть решены по крайней мере три задачи:

  1. формирование представлений об основах экономики и предпринимательства;
  2. формирование знаний о процессах потребления, производства и утилизации ресурсов, об их разнообразии и о влиянии потребителей и производителей на состояние природных ресурсов;
  3. формирование потребителей, которые в своем выборе товаров и услуг опираются на аспекты этичного потребления.

В рамках решения первой задачи обучающиеся:

— исследуют важность управления личными деньгами, роль банковского дела, бюджетирования и сбережений;

— узнают о природе и различных формах денег, о том, как они используются;

— узнают о последствиях потребительских решений;

— учатся собирать и обрабатывать данные из целого ряда источников, в том числе электронных средств массовой информации и др.;

— учатся применять полученные потребительские и финансовые знания и навыки в сконструированных и реальных ситуациях.

Вторая задача связана с формированием у младших школьников представлений о природе экономической проблемы дефицита: наши потребности и желания неограниченны, но ресурсы, способные удовлетворить эти потребности, ограничены.

Обучающиеся в процессе работы:

— рассматривают факторы, влияющие на расходы ресурсов и анализируют важность информации для потребителей при принятии решений о расходах;

— исследуют то, как общество использует ресурсы;

— расширяют свой экономический словарь, включая такие термины, как потребление, производство, распределение, предприятия и др.;

— учатся принимать потребительские и финансовые решения, которые отражают заботу о себе, о других, об обществе и об окружающей среде, с опорой на полученные теоретические знания.

В ходе решения третьей задачи формируется непосредственно этичное потребительское поведение. Рассмотрим его аспекты.

1. Отказ от покупки ненужных вещей.

В большинстве семей можно обнаружить множество предметов, которые редко используются или не используются никогда (в том числе и игрушки, детская одежда, обувь, продукты питания и т.п.), которые были приобретены необдуманно под воздействием стихийно возникающих желаний. Зачастую все это не только лежит невостребованным, но и безжалостно выбрасывается. Такое потребительское поведение считается неэтичным, так как все ресурсы, вложенные в производство товаров, растрачиваются впустую, напрасно потрачены деньги из семейного бюджета, кроме того, утилизация отходов также наносит вред окружающей среде.

2. Этичное совершение покупок.

Нэрн, А. отмечает, что каждый раз, когда мы делаем покупки, мы «голосуем с помощью нашего кошелька». Тщательно выбирая то, что мы покупаем, и следя за брендами, мы можем выбирать продукты, которые оказывают положительное влияние на людей, планету и животных. Например, покупая продукты, которые не содержат пальмового масла, мы не только сохраняем свое здоровье, но и голосуем за спасение индонезийских тропических лесов и орангутангов, которые в них живут [6, с. 112].

3. Этичное использование ресурсов.

Данный аспект предполагает осознанное отношение к тем ресурсом, которые нами используются ежедневно: вода, газ, электричество и др.

4. Утилизация отходов.

Важным аспектом этичного потребления является ответственное обращение с отходами использованных товаров, так как жизненный цикл почти всех продуктов заканчивается утилизацией. Методы управления отходами делятся на три возможных типа: сокращение потребление, повторное использование и переработка. Таким образом, вопрос утилизации отходов может быть решен потребителем еще на стадии совершения покупки. Например, покупая продукты в биоразлагаемой упаковке или отказываясь использовать пластиковую упаковку при покупке, этичный потребитель может решить некоторые проблемы, связанные с переработкой отходов.

В начальных классах общеобразовательной школы перечисленные выше задачи могут решаться в рамках внеурочной деятельности в формах факультатива, кружка, «бизнес-школы» с использованием игровых методов, метода проекта, моделирования, кейс-методов и т.п.

Таким образом, представленное содержание раскрывает проблему этичного потребления со всех сторон: предпринимателя, производителя, потребителя. Это позволит не только повысить информированность обучающихся в вопросах потребления, производства и утилизации продуктов, но и даст возможность воспитывать младших школьников этически-ориентированными потребителями.


Список литературы

1. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию: пер. с нем. / У. Бек — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 304 с.
2. Коос С. Объясняя этическое потребительское поведение в Европе: эмпирические данные по 19 странам // Экономическая социология. — 2009. — № 2. — С. 76–97.
3. Солодников В.В., Солодникова Н.В. Изучение потребительской социализации детей: обзор зарубежного опыта. Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018; № 2. с. 43–64. Режим доступа: https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-2-43-64 (дата обращения: 14.07.2021).
4. Шабанова М. А. Этическое потребление как инновационная практика гражданского общества в России [Текст]/ М. А. Шабанова // Общественные науки и современность. — 2015. — № 5. — С. 19–34.
5. Harris J. Going Beyond the Symbols: Ethical Consumerism and Fair Trade/ J. Harris. — Activity Pack. — P.: Waterford One World Centre. — 2016. — 30 p.
6. Nairn A. Children and brands [Текст] / А. Nairn // Understanding Children as Consumers D. Marshall (ed.). — London: SAGE Publ. Inc., 2010. — P. 96–114.
7. Stehr N. The Moralization of the Markets/ N. Stehr. — New Brunswick: Transaction Publishers. — 2006. — 378 p.

Расскажите о нас своим друзьям: