Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №02 (91) Февраль 2024

УДК 37

Дата публикации 29.02.2024

Формирование экзистенциальных навыков студентов-экономистов транспортного вуза на занятиях по иностранному языку

Овчинников Илья Алексеевич
Студент факультета «Публичное управление и социальные коммуникации». Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск, Россия
Приходченко Никита Михайлович
Студент факультета «Публичное управление и социальные коммуникации». Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск, Россия

Аннотация: В данной статье рассматриваются подходы к развитию экзистенциальных навыков через обучение иностранным языкам студентов-экономистов в транспортном университете. Экзистенциальные навыки, включая такие способности, как эмпатия, критическое мышление и целеустремленность, необходимы для целостного развития. Однако в учебных программах высшего образования им часто не уделяется должного внимания. Изучение иностранных языков представляет собой естественную среду для развития экзистенциальных компетенций наряду с профессиональными. Исследование рассматривает соответствующие теории экзистенциального обучения и овладения языком, описываются потребности студентов, изучающих экономику на транспорте, и предлагается интегрированная методология, использующая обсуждение этики и философии, межкультурное сотрудничество, рефлексивные практики и привлечение ценностей для развития самосознания, рефлексии и целеполагания. Предлагаются практические рекомендации для преподавателей иностранных языков по реализации мероприятий по формированию экзистенциальных навыков, адаптированных к контексту экономики транспорта и изучению иностранных языков. В статье утверждается, что такой целостный подход обогатит личностный рост студентов и подготовит их к сотрудничеству, критическому мышлению и целеустремленной жизни.
Ключевые слова: экзистенциальные навыки, изучение иностранных языков, студенты-экономисты, транспортный университет, рефлексия, личностный рост.

Development of existential skills of transport university economics students in foreign language classes

Ovchinnikov Ilya Alekseevich
Student, Siberian Transport University, 191 Dusi Kovalchuk str, Novosibirsk, 630049, Russia
Prikhodchenko Nikita Mikhailovich
Student, Siberian Transport University, 191 Dusi Kovalchuk str, Novosibirsk, 630049, Russia

Abstract: This conceptual article explores approaches for developing existential skills through foreign language education for economics students at a transport university. Existential skills, including capacities like empathy, critical reflection, and purpose, are essential for holistic development. However, they are often overlooked in higher education curricula. Foreign language study provides a natural medium to cultivate existential competencies alongside professional knowledge. This paper reviews relevant theories on existential learning and language acquisition, outlines the needs of transport economics students, and proposes an integrated methodology leveraging discussion of ethics and philosophy, intercultural collaboration, reflective practices, and values engagement to nurture self-awareness and reflection abilities. Practical recommendations are offered for language educators to implement existential skill building activities tailored for transport economics contexts. The paper argues this holistic approach will enrich students’ personal growth and prepare them to cooperate, think critically, and lead lives of purpose.
Keywords: existential skills, foreign language learning, economics students, transport university, reflection, personal growth.

Правильная ссылка на статью
Овчинников И.А., Приходченко Н.М. Формирование экзистенциальных навыков студентов-экономистов транспортного вуза на занятиях по иностранному языку // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 02 (91). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-ekzistentsialnykh-navykov-studentov-ekonomistov-transportnogo-vuza-na-zanyatiyakh-po-inostrannomu-yazyku.html (Дата обращения: 29.02.2024)

В современном быстро меняющемся мире студентам университетов для успешной учебы необходимы не только профессиональные навыки. Развитие широких, адаптивных экзистенциальных навыков становится все более важным, это способно вооружить студентов способностью понимать себя и вдумчиво взаимодействовать с другими людьми в личной и профессиональной жизни [1, 2]. В данном исследовании изучается формирование экзистенциальных навыков в процессе обучения иностранному языку студентов-экономистов в транспортном университете.

Университетские годы представляют собой критический этап для личностного взросления и формирования идентичности. Помимо приобретения знаний в выбранной области, студенты определяют свои ценности, жизненные цели и способы отношения к миру. Студенты-экономисты, в частности, должны решать сложные системные проблемы и этические дилеммы, что требует хорошо развитых экзистенциальных навыков, таких как критическое мышление, эмпатия, устойчивость и рефлексия [3, 4]. Обучение иностранным языкам предоставляет уникальную возможность развить эти навыки. Изучение языка требует открытости к различным точкам зрения и внимательного слушания. Погружение в язык и понятия другой культуры развивает гибкость ума и понимание других людей. Коммуникативная деятельность развивает социально-эмоциональные навыки. При продуманных педагогических подходах обучение иностранным языкам может способствовать развитию экзистенциальных способностей, необходимых современным студентам [5]. В данной статье рассматриваются теоретические основы и предлагаются методические рекомендации для формирования экзистенциальных навыков через обучение иностранному языку студентов-экономистов транспортного университета. Четкое определение целевых навыков, целенаправленное педагогическое проектирование и постоянная рефлексивная практика рассматриваются как основа для раскрытия потенциала изучения языка для развития всей личности. Цель статьи (убрали текст описательного характера) - вооружить студентов-экономистов более глубокими способностями, необходимыми для того, чтобы вести осмысленную жизнь и внести свой вклад в справедливое, сострадательное и устойчивое будущее.

Экзистенциальные навыки — это способности, позволяющие глубже познать себя, проявить самостоятельность, наладить отношения с другими людьми и найти смысл жизни. Они включают в себя такие способности, как критическое мышление, осознание ценностей, эмпатия, рефлексия, устойчивость, открытость к опыту и формирование целостной идентичности [6, 7]. Эти навыки имеют первостепенное значение для личностного роста студентов университета. В частности, для студентов-экономистов сильные экзистенциальные навыки позволяют им критически анализировать социальные последствия экономической политики, оценивать различные точки зрения, принимать этические решения. Исследования показывают, что в высшем образовании экзистенциальному развитию часто не уделяется должного внимания, и студенты отмечают, что после окончания вуза чувствуют себя недостаточно подготовленными в таких областях, как самопонимание, построение отношений и решение жизненных проблем [8, 9]. Таким образом, целенаправленное развитие экзистенциальных способностей должно стать приоритетом в высшем образовании. Целостная система экзистенциальных компетенций обеспечивает прочную основу, определяя основные навыки, мотивации и чувствительность, которые позволяют студентам достигать успеха [10]. Опираясь на иерархию Маслоу, исследования утверждают, что самоактуализация основывается на экзистенциальном росте [11].

Образование в области иностранных языков имеет уникальные возможности для развития экзистенциальных навыков. По мере того, как студенты приобретают новые языковые и культурные знания, они развивают когнитивную гибкость, межкультурную чувствительность и коммуникативные способности, необходимые для взаимоотношений с разными людьми [12]. У изучающих иностранные языки развиваются такие способности, как критическое мышление, открытость и автономность. Кроме того, глубокое изучение литературы и гуманитарных тем на изучаемом языке может подтолкнуть к размышлениям и поиску ценностей [13]. В целом, исследования подтверждают, что изучение иностранных языков обладает богатым потенциалом для целостного развития. Однако ключевое значение имеет педагогическая целенаправленность. Преподаватели должны активно способствовать развитию критического мышления, эмпатического диалога и рефлексивной практики, чтобы в полной мере реализовать все преимущества.

Обучение иностранным языкам студентов экономических факультетов университетов имеет свои особенности и цели. В частности, в транспортном университете существуют дополнительные контекстуальные факторы, которые определяют процесс преподавания и обучения. Студенты-экономисты должны владеть языком в достаточной степени, чтобы понимать академические тексты, проводить исследования и общаться в многоязычной профессиональной среде [14]. Для обсуждения экономических теорий, анализа данных и интерпретации политики необходима специальная лексика. В то же время преподавание языка для этой группы должно развивать широкие компетенции для сотрудничества, межкультурной компетентности и непрерывного обучения [15]. Для студентов, изучающих экономику транспорта, особенно важно свободно владеть специальной терминологией в области транспорта, логистики и мобильности. Студенты также должны уметь конструктивно взаимодействовать с различными заинтересованными сторонами и решать лингвистические проблемы в глобальных транспортных секторах [16]. Помимо профессиональных навыков, важнейшее значение имеет воспитание целостной личности. Студенты стремятся стать этичными, заинтересованными гражданами, способными сотрудничать, преодолевая разногласия, и создавать устойчивые и справедливые транспортные решения [17]. Образование в области экономики транспорта должно расширять возможности студентов в формировании систем мобильности для общественного блага. Поэтому при обучении иностранному языку студентов, изучающих экономику транспорта, необходимо соблюдать баланс между специализированными компетенциями и более широкими гуманистическими целями. Учащимся необходимы словарный запас и свободное владение языком, относящиеся к их области специализации, а также способности к самопознанию, взаимоотношениям с другими людьми, критическому мышлению и целенаправленному вкладу в жизнь общества. В следующем разделе мы рассмотрим педагогические подходы к удовлетворению этой многогранной потребности в обучении.

Учитывая вышеуказанный императив личностного роста студентов-экономистов, целенаправленное развитие экзистенциальных навыков посредством обучения иностранным языкам имеет огромное значение. Предлагаемые ниже методические подходы направлены на целостное развитие способностей к самоанализу, взаимоотношениям с другими людьми, поиску смысла и критической рефлексии. Обсуждение философских и этических тем должно быть интегрировано в уроки, чтобы стимулировать самоанализ и исследование ценностей. Учителя могут приводить философские цитаты, задавать вопросы о целях и морали, а также предлагать сценарии дилемм для обсуждения [18]. Рефлексивное письмо и диалог на значимые темы способствуют внутреннему осознанию. Литература и фильмы на изучаемом языке, в которых исследуется состояние человека, имеют огромную ценность. Обсуждения после чтения/просмотра, в ходе которых учащиеся анализируют мотивы, выбор персонажей и собственные реакции, способствуют развитию критического мышления и эмпатии. Творческие упражнения, такие как ролевые игры, кейсы и проекты, также способствуют экзистенциальной рефлексии. Мероприятия по межкультурной коммуникации, такие как интервью, совместные проекты и презентации для разных аудиторий, развивают открытость, умение слушать и социальные навыки. Очень важны рефлексивные обсуждения динамики взаимодействия и понимания культурных особенностей. Постоянная самооценка и постановка целей, ориентированная на экзистенциальный потенциал, позволяет студентам взять на себя ответственность за свое развитие. Портфолио, документирующие рост в таких областях, как самопознание и целеустремленность, помогают отслеживать прогресс. Эта методика может быть адаптирована к различным уровням владения языком и интегрирована с обучением языку для специальных целей. Цель состоит в том, чтобы использовать богатство языкового обучения для развития целостной личности, готовя студентов к активной и осмысленной жизни.

Чтобы перейти от теории к практике, в заключительной части нашего обзора мы предлагаем преподавателям иностранных языков и лекторам экономических дисциплин на иностранном языке в транспортном вузе следовать следующим рекомендациям в ходе занятий, направленным на развитие критической рефлексии, эмпатии, самосознания и других экзистенциальных навыков:

- заранее узнавать интересы, цели и ценности студентов с помощью вводных бесед и опросов. Это позволит персонализировать цели экзистенциального роста;

- подбирать разнообразные многоплановые тексты и средства массовой информации на социальные, философские и этические темы, имеющие отношение к жизни студентов. При выборе текстов учитывать мнение студентов;

- создавать регулярные возможности для самоанализа с помощью дневников, творческих проектов, самооценки и постановки целей. Просить студентов отслеживать прогресс;

- поощрять вдумчивый диалог с помощью обсуждений в малых группах и чуткого прислушивания к каждому голосу. Обсуждать полученные знания;

- разработать мероприятия по межкультурному сотрудничеству, используя глобальные связи и местное разнообразие. После этого проанализировать динамику общения;

- включить ролевые игры для определения перспектив, анализа дилемм и изучения экономических проблем. Связать полученные знания с будущей профессией студентов;

- давать возможность обсудить сложные концепции, содержащие неопределенность и разногласия. Одобрять процесс сомнения как часть процесса роста;

- быть открытым и прозрачным в отношении своего собственного экзистенциального опыта. Моделировать открытость, эмпатию и критическое мышление в аудитории.

Приведём несколько конкретных рекомендаций для преподавания иностранного языка в русле формирования экзистенциальных навыков у студентов, изучающих экономику транспорта:

- используйте тематические исследования или новостные статьи, в которых обсуждаются этические дилеммы в транспортной отрасли (например, воздействие на окружающую среду, государственные и частные интересы, равноправный доступ). Предложите студентам проанализировать точки зрения различных заинтересованных сторон на целевом языке. Это способствует развитию критического мышления, осознанию ценностей и рассмотрению перспектив;

- привлеките приглашенных докладчиков из разных культур, работающих в сфере логистики, цепочек поставок или мобильности. Пусть студенты подготовят вопросы на целевом языке, пообщаются с гостями и поразмышляют о культурных различиях в общении и деловой практике;

- поручите студентам изучить инициативы по устойчивому развитию транспорта в разных странах/городах и представить свои выводы в виде видеодневника или блога на целевом языке. Это позволит исследовать цель, социальную ответственность и глобальные перспективы;

- проанализируйте литературу, поэзию или фильмы, затрагивающие темы путешествия, мобильности, границ, принадлежности в целевой культуре. Направляйте размышления на возникающие экзистенциальные вопросы идентичности, свободы, человеческой связи;

- используйте ролевые игры, в которых студенты берут на себя роли различных заинтересованных сторон (правительственных чиновников, логистических компаний, групп потребителей и т.д.) и пытаются договориться о транспортной политике или планах проекта, используя целевой язык. Обсудите проблемы сотрудничества и принятия решений в условиях ограничений;

- предложите студентам провести интервью на целевом языке с профессионалами отрасли о балансе между работой и личной жизнью, поиске смысла своей карьеры, преодолении неудач и изменений в динамичном транспортном секторе. Обсудите устойчивость, цель и саморазвитие.

Для дальнейшего совершенствования этого подхода необходимо провести дополнительные эмпирические исследования экзистенциальных навыков. Кроме того, расширение культурного разнообразия материалов и сотрудничества обогатит процесс изучения. Постоянное повышение квалификации преподавателей и создание сообществ практиков может способствовать реализации этого подхода. В целом, воспитание экзистенциального роста позволит студентам, изучающим экономику транспорта, стать полноценными и активными гражданами мира.

В данном исследовании рассматриваются подходы к развитию экзистенциальных навыков через обучение иностранным языкам студентов, изучающих экономику в транспортном вузе. Как утверждается в статье, интеграция философских изысканий, рефлексивных практик, ценностных ориентаций и межкультурного сотрудничества обладает большим потенциалом для целостного развития. Предложенная методология предлагает транспортным университетам путь к развитию всего спектра компетенций, необходимых студентам, - от технических знаний до сложных навыков самопознания, взаимоотношений и поиска цели. Намеренное развитие критического мышления, эмпатии, жизнестойкости и других экзистенциальных способностей будет способствовать личностному росту студентов и подготовит их к сотрудничеству, преодолевая различия, и к осмысленной, активной жизни. В частности, для преподавателей иностранных языков и культур данное исследование предоставляет основу для использования своей деятельности в преобразующих целях. Включая в свои занятия рефлексивный диалог, ролевые игры, анализ дилемм и обсуждение ценностей, преподаватели могут развивать внутреннюю жизнь и мотивацию студентов в сочетании с лингвистическими навыками. В статье предлагаются практические методы в контексте экономики транспорта, позволяющие реализовать такое интегрированное обучение. Дальнейшие исследования должны быть направлены на совершенствование педагогических подходов и эмпирическое изучение результатов формирования экзистенциальных навыков. Дополнительная работа может также расширить культурную и глобальную значимость методики. При внимательном и творческом подходе обучение иностранным языкам может играть центральную роль в развитии экзистенциальных навыков, необходимых студентам для процветания, общения и позитивных изменений.


Список литературы

1. Кобелева Е. П., Матвиенко Е. Н., Комкова А. С. Формирование экзистенциальных навыков студентов в процессе иноязычной подготовки в вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. – С. 6. – DOI 10.17513/spno.32126.
2. Крутько Е. А., Безматерных Н. А., Комкова А.С. Исследование формирования и развития экзистенциальных навыков в русле деятельности студенческих сообществ / Е. А. Крутько, Н. А. Безматерных, А. С. Комкова // Социально-гуманитарные знания. – 2023. – № 3. – С. 50-54.
3. Белоус Е. С. Формирование экзистенциальной компетенции студентов на занятиях РКИ // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. – 2020. – № 1(19). – С. 137-139.
4. Степанов, С. Ю. Экзистенциальная рефлексия как фактор профессионального становления специалистов экстремального профиля / С. Ю. Степанов, П. Л. Лукашевич // Живая психология. – 2023. – Т. 10, № 2(42). – С. 88-96. – DOI 10.58551/24136522_2023_10_2_88.
5. Ляшенко Н. А. Критерии сформированности экзистенциальной компетенции лингвиста на начальном этапе профессиональной подготовки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2022. – № 203. – С. 177-184. – DOI 10.33910/1992-6464-2022-203-177-184.
6. Zubkov A. D. Teaching Foreign Language in Transport University Using Massive Open Online Courses: Pilot Study // International Scientific Siberian Transport Forum TransSiberia - 2021. Volume 2, Новосибирск, 11–14 мая 2021 года. – Новосибирск: Springer Nature, 2022. – P. 92-100. – DOI 10.1007/978-3-030-96383-5_11.
7. Zubkov A. D. Implementation of CLIL Approach via Moocs: Case Study of Siberian Transport University // International Scientific Siberian Transport Forum TransSiberia - 2021, Novosibirsk, 11–14 мая 2021 года. – Switzerland: Springer Nature Switzerland AG, 2022. – P. 1002-1010. – DOI 10.1007/978-3-030-96380-4_109.
8. Крутько Е. А., Комкова А. С., Кобелева Е. П., Агавелян Р. О. Интеграция видеоконтента в процесс обучения профессионально-ориентированному английскому языку в вузе // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 6. – С. 66-75. – DOI 10.15293/1813-4718.2206.06.
9. Агавелян Р. О., Кобелева Е. П., Стучинская Е А., Душинина Е. В. Использование мнемотехник в процессе профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов-экономистов // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 4. – С. 38-50. – DOI 10.15293/1813-4718.2204.03.
10. Zubkov A. D. Discursive Approach to Foreign Language Training via Massive Open Online Courses / A. D. Zubkov // Technologies in a Multilingual Environment: XXII Professional Culture of the Specialist of the Future, St. Petersburg, Russia, 24–26 ноября 2023 года. Vol. 636. – St. Petersburg, Russia: Springer Cham, 2023. – P. 431-439.
11. Комкова А. С., Кобелева Е. П., Стучинская Е. А., Крутько Е. А. Формирование метакомпетенций студентов вуза в процессе научно-исследовательской работы на иностранном языке // Профессиональное образование в современном мире. – 2020. – Т. 10, № 2. – С. 3718-3725. – DOI 10.15372/PEMW20200209.
12. Балмасова Т. А. Из опыта использования мобильных приложений в обучении второму иностранному языку // Вестник педагогических наук. – 2022. – № 8. – С. 224-227.
13. Zubkov A. D. Using MOOCs to Teach Foreign Language Writing to University Students // Integration of Engineering Education and the Humanities: Global Intercultural Perspectives: Proceedings of the Conference, Saint Petersburg, 20–22 апреля 2022 года. Vol. 499. – Saint Petersburg: Springer Nature Switzerland AG, 2022. – P. 23-31. – DOI 10.1007/978-3-031-11435-9_3.
14. A. Komkova, E. Kobeleva, E. Taskaeva, V. Ishchenko Foreign Language Learning Environment: A Case Study of STU // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2022. Vol. 403. – P. 429-437. – DOI 10.1007/978-3-030-96383-5_48.
15. Кирякова О. А. Применение аутентичных видеоматериалов как способ формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыкового вуза // Сибирский учитель. – 2022. – № 1(140). – С. 17-25.
16. Ищенко В. Г., Сергиевская Е. А. Цифровые технологии как магистральные стратегии в развитии современного образования // Заметки ученого. – 2022. – № 7. – С. 126-129.
17. Таскаева Е. Б. Многоязычие в современном мире: культурные традиции и направления исследования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. – 2017. – № 2. – С. 50-57.
18. Кононыхина О. В. Мотивация студентов при дистанционном обучении // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 2-1(53). – С. 107-111. – DOI 10.24412/2500-1000-2021-2-1-107-111.

Расскажите о нас своим друзьям: