Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №08 (97) Август 2024

УДК 37.01

Дата публикации 27.08.2024

Философско-педагогическая мысль второй половины XIX века по вопросам доступности образования (Н. И. Пирогов и К. Д. Ушинский)

Шарапаева Наталья Александровна
магистрант кафедры медиаобразования Института журналистики, коммуникации и медиаобразования, Московский педагогический государственный университет, sbatmena@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются философско-педагогические идеи отечественных педагогов-философов К. Д. Ушинского и Н. И. Пирогова по вопросам доступности образования. Анализируются их взгляды на роль образования в развитии личности и общества, а также на необходимость создания равных условий для получения образования всем категориям населения. Особое внимание уделяется идеям педагогов-философов о преодолении внешних и внутренних препятствий, мешающих доступности образования, и о необходимости формирования понимания смысла обучения у каждого ученика. Статья также затрагивает вопросы семейного воспитания и начального образования как основы для последующего образования. Осмысление идей К. Д. Ушинского и Н. И. Пирогова может помочь при разработке современных основ создания равных возможностей в получении образования для всех членов общества.
Ключевые слова: доступность образования, философско-педагогические идеи, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов.

Philosophical and pedagogical thought of the second half of the XIX century on the issues of accessibility of education (N. I. Pirogov and K. D. Ushinsky)

Sharapaeva Natalya Aleksandrovna
Graduate student of the Department of Media Education, Institute of Journalism, Communication and Media Education, Moscow State Pedagogical University

Abstract: The article discusses the philosophical and pedagogical ideas of Russian teachers-philosophers K. D. Ushinsky and N. I. Pirogov on the accessibility of education. Their views on the role of education in the development of personality and society, as well as on the need to create equal conditions for education for all categories of the population are analyzed. Special attention is paid to the ideas of teachers-philosophers about overcoming external and internal obstacles that hinder the accessibility of education, and the need to form an understanding of the meaning of learning for each student. The article also addresses the issues of family education and primary education as the basis for further education. Understanding the ideas of K. D. Ushinsky and N. I. Pirogov can help in developing modern foundations for creating equal educational opportunities for all members of society.
Keywords: accessibility of education, philosophical and pedagogical ideas, K. D. Ushinsky, N. I. Pirogov.

Правильная ссылка на статью
Шарапаева Н.А. Философско-педагогическая мысль второй половины XIX века по вопросам доступности образования (Н. И. Пирогов и К. Д. Ушинский) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 08 (97). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/filosofsko-pedagogicheskaya-mysl-vtoroj-poloviny-xix-veka-po-voprosam-dostupnosti-obrazovaniya-n-i-pirogov-i-k-d-ushinskij.html (Дата обращения: 27.08.2024)

Вопрос о доступности образования выступает одним из ключевых аспектов социальной справедливости. Особенно стремительное развитие в философско-педагогической мысли данный вопрос получил во второй половине XIX – начале XX вв. Это было связано с идеями просвещения и гуманизма, а также с потребностью в образованной рабочей силе для удовлетворения потребностей индустриального общества. Особое внимание вопросу доступности образования в своих трудах уделяли отечественные педагоги-философы К. Д. Ушинский и Н. И. Пирогов. Ведущей задачей данной статьи стало представление основных идей ученых (К. Д. Ушинского и Н. И. Пирогова) по различным аспектам доступности образования, а также выделение ключевых принципов, лежащих в основе их концепций, включая предложения по улучшению системы образования для расширения её доступности для всех групп населения. Рассмотрение и осмысление их философских концепций также может помочь при разработке современных основ создания равных возможностей в образовании в современном обществе.

Источниковой базой исследования послужили опубликованные труды отечественных педагогов-философов второй половины XIX – начале XX вв.: К. Д. Ушинского и Н. И. Пирогова.

Одним из первых важнейших философско-педагогических трудов Н. И. Пирогова, в котором были отражены его взгляды на важнейшие направления доступности образования, стали «Вопросы жизни». Философский характер педагогической статьи Н. И. Пирогова подчеркнул известнейший российский педагог К. Д. Ушинский, который отметил: «Здесь в этом вопросе, на который мы невольно натолкнулись, разбирая статьи Н. И. Пирогова, показывается вся та тесная связь, которая существует между воспитанием и философскими науками и которой так упорно не хотят многие понять у нас. Н. И. Пирогов первый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа – «вопрос жизни» [1, с. 273].

В этом сочинении внимание Пирогова сосредоточено, прежде всего, на тех недостатках организации образования, которые мешают полномерной реализации идеи доступности для всего населения. К числу подобных препятствий отнесены внешние: социальные, финансовые ограничения и ограничения по полу на пути получения образования и внутренние: ложные стереотипы обучающихся, выстроенные на идеях карьеры через образование; денежных перспективах, полученных в результате привилегированного образования. Эти идеи ученый подчеркивал постоянно. Естественно, что Н. И. Пирогов на первое место в достижении доступного для всех образования ставит решение проблем внешних и внутренних одновременно, поскольку «ни одно образованное правительство, как бы оно не нуждалось в специалистах, не могло не убедиться в необходимости общечеловеческого образования» [2, с. 325]. Доступное образование, по мысли Пирогова, это не столько открытые для всех учебные заведения, не чинящие никаких препятствий при поступлении, а когда в них существует такая модель образования, которая формирует понимание каждым учеником смысла обучения, текущих и дальнейших жизненных ориентиров ученика вне зависимости от его социального положения, нравственных качеств: долга, ответственности, убеждений.

Отдельно в этом сочинении Н. И. Пирогов касается вопроса о необходимости значительного расширения доступности образования для женщин. Поскольку в воспитании женщины, по мысли ученого, заключается воспитание всего человечества, то этот аспект находил отражение во многих его работах.

Различные сочинения и речи Н. И. Пирогова затрагивали и конкретные вопросы доступности образования. Например, в отношении проблемы обеспечения социального равенства в получении всех ступеней образования он выделял причину, «которая производит несогласие, зависть и вражду между различными классами одного и того же народа. Бедный класс завидует богатому; богатый призирает бедного; сильный – слабого; короче, причина в начале сословном, глубоко вкоренившемся в человеческое общество» [2, с. 827, 828].

Сословные, или как их называл сам Н. И. Пирогов, «кастовые» ограничения в образовании вели не только к социальным проблемам, но и к формированию порочных безнравственных идеалов у учащегося. Ученый вполне категорично, идя в разрез с популярными во второй половине XIX века идеями о ненужности давать повышенное образование «низшим» сословиям, отмечал: «Только одно слишком неравномерно распределенное образование в различных слоях общества действительно вредит ему. Только при таком ненормальном распределении вкореняется убеждение, что образование должно быть монополией привилегированных каст, и только при господстве таких взглядов переходы массами из одного класса в другой нарушают общий порядок. Но кто же не видит, что распространение общечеловеческого образования между всеми классами именно и назначено устранить ненормальное состояние общества. И не этим ли путем только можно уничтожить бездну, разделяющую касты» [2, с. 131]. По наблюдениям Н. И. Пирогова, сословное образование и сословная школа, ставившие свои идеалы в противовес современным требованиям и запросам, нередко извращали ценностные основания образования. В подобных условиях ученик привыкал, благодаря сословному характеру образования, смотреть на мир через призму своих прирожденных прав и привилегий [7, с. 321-326].

Еще более определенно ученый раскрывал свой взгляд на доступность образования от народных училищ до университетов, подчеркивая необходимость равных прав на высшее образование всех граждан: «Идеально-нормальное состояние просвещения в обществе было бы то, если бы все без различия, одним путем вступали в жизнь: путем широким – университетским. Это значило бы, чтобы все, без различия сословий и состояний, были бы обязаны пройти общий гимназический курс, поступить в университет, избрать один из его факультетов, и потом уже выйти в жизнь, следуя одному избранному пути. Этим, обязательным для всех граждан способом просвещение равномерно распространилось бы через все среды общества, и избрание того или другого рода жизни молодым человеком [здесь – обоего пола – Н. Ш.] совпадало бы с окончанием его университетского учения» [2, с. 360-361].

В качестве важного аспекта доступности образования Н. И. Пирогов выделяет преемственность учебных заведений, справедливо полагая, что без решения этого вопроса невозможно решение вопроса о социальных ограничениях: «Каждое из училищ должно быть и преддверием другого и открывать выход в жизнь» [2, с. 360-361]. Решение этого вопроса он связывал во многом с подготовкой педагогов как высоконравственных лиц, понимающих свое предназначение, уважающих учеников и понимающих названные выше организационные и образовательные трудности на пути к всеобщему доступному образованию [2, с. 192-193].

Другим фактором, обеспечивающим реализацию принципа доступности образования, было создание такой школы, которая бы готовила к дальнейшей жизни и формировала разносторонние качества в учащихся. Эта мера, в свою очередь, обеспечила бы приток учащихся в школы. Однако для этого необходимо было ликвидировать, по терминологии Пирогова, «кастовость» образования. Таким образом, все философско-педагогические идеи Н. И. Пирогова в вопросе доступности образования имели теснейшую связь друг с другом, создавая целостную систему.

Идеи доступности образования можно найти и в трудах другого выдающегося педагога-философа К. Д. Ушинского. Его философско-педагогическое наследие огромно, поэтому будем использовать наиболее интересные аспекты, на которые другие педагоги, писавшие о проблемах доступности образования во второй половине XIX века, как правило, не обращали внимание.

Доступность образования для всех категорий населения признавалась Ушинским главным факторов развития образования и, соответственно, то, что мешало доступности, тормозило и дальнейший прогресс в образовании. К одному из таких факторов относилось семейное воспитание. Оно, по мнению Константина Дмитриевича, во многом формировало отношение ребенка к учебному заведению и образованию в целом и либо подталкивало к обучению, либо отторгало. И если родители не видят смысла в образовании или его повышении, то ни о какой доступности образования для данной семьи говорить не приходится. Рассматривая вопросы семейного воспитания, К. Д. Ушинский указывает на целый ряд важных недочетов семейного воспитания, к которым относит: семейный эгоизм, когда родители думают только о сугубо прикладных задачах образования, необходимых для поддержания дохода семьи; «аристократизм», присущий семьям различных социальных групп, при котором родители прививают своим детям рассматривать образование, прежде всего, как путь к карьере.

Отдельное внимание Ушинского было посвящено рассмотрению значимости для человека начального образования и овладения грамотностью (в широком смысле слова), поскольку они обеспечивают доступность для последующего образования. Он писал: «Я считаю грамотность только тогда важным приобретением для человека, когда он вместе с нею получает желание и умение пользоваться ею как следует» [3, с. 323]. Одним из путей получения такого начального образования, которое бы готовило к получению образования среднего, признавалась сама организация учебного процесса в народных училищах учителем. Каждый учитель должен содействовать нравственному развитию своих учеников, поддерживать порядок и дисциплину на учебных занятиях таким образом, чтобы ребенок привыкал соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других людей [8, с. 335-340]. Именно такой взгляд на важность осознания каждым ребенком значимости образования содержался практических во всех учебных пособиях и научных трудах ученых XIX века [4, с. 230-231]. Это качество вместе с развитием в начальной школе интеллектуальных качеств, памяти, мышления, воображения, а также умения самостоятельно, без помощи учителя приобретать новые знания поможет получить в дальнейшем не только среднее, но и высшее образование.

Еще одним препятствием на пути к реализации повсеместной доступности образования К. Д. Ушинский считал недостаток не только учителей, но и школ. Поскольку многие дети не имели возможности получить даже начальное образование. В одном из писем, направленных в Россию в период командировки в Швейцарию, Ушинский восклицал: «Теперь именно настает пора, когда России всего более нужны школы хорошо устроенные и учителя, хорошо подготовленные, и много, много школ нужно!»

Другой отечественный мыслитель начала XX века – П. Ф. Каптерев, рассуждая об образовательном идеале, отмечал: Это такой человек, который владеет не только разносторонним знанием, но и умением им распоряжаться, который не только знающ, но и сообразителен, у которого есть царь в голове, единство в мыслях; который умеет не только думать, действовать, но и работать физически, и наслаждаться красотой в природе и искусстве» [5, с. 179]. По мнению П. Ф. Каптерева, только такой человек способен продолжать образование и реализовывать «внутреннюю» доступность, т.е. способность и желание учиться. Именно эти идеи были положены уже в начале XXI века в основу концепции государственных образовательных стандартов [6].

Таким образом, вторая половина XIX – начало XX вв. ознаменовалась значительным прогрессом в философско-педагогической мысли по вопросам доступности образования. В этот период общественное сознание стало все более осознавать важность образования для каждого члена общества, вне зависимости от социального статуса или материального благосостояния. Процессы индустриализации и увеличение численности населения стимулировали рост спроса на образование, что привело к необходимости его повсеместного доступа.

Философско-педагогическая мысль этого времени подчеркивала, что образование является ключевым инструментом для развития личности и общества в целом, и его доступность должна быть гарантирована всем без исключения. Подобного рода взгляды нашли отражение в трудах великих ученых того времени, таких как К. Д. Ушинский и Н. И. Пирогов, которые внесли выдающийся вклад в обсуждение этой проблемы. Они подчеркивали важность создания условий для образования всех членов общества, чтобы обеспечить равные возможности для всех.

В качестве ведущих идей, предложенных ими, можно выделить следующие:

- предоставление равных прав и возможностей на получение образования в желаемом уровне и объеме всем социальным группам, то есть отсутствие каких-либо ограничений по приему в учебные заведения на основе социального происхождения;

- предоставление женщинам равного с мужчинами доступа к получению образования;

- преодоление не только внешних, но и внутренних препятствий, мешающих доступности образования, через формирование понимания смысла обучения у каждого ученика и развитие его интереса к образованию.

Отечественные педагоги-философы поддерживали идею широкого доступа к образованию как основы для научного и технологического прогресса общества. Они оказали значительное влияние на реформирование образовательной системы дореволюционной России и способствовали созданию более справедливого и равноправного общества.

 

 


Список литературы

1. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова // Избранные педагогические сочинения. Т.1. – М.: Учпедгиз, 1939. – 413 с.
2. Сочинения Н. И. Пирогова: Изд. в память столетия со дня рождения Николая Ивановича Пирогова 1810 - 13 ноября - 1910. Т.1. – Киев: Пирогов. т-во, 1910. – 180 с.
3. Русская школа / Сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2015. — 688 с.
4. Рыжов А. Н. Генезис педагогических терминов в России (XI – начало XXI вв.) Дисс. … доктора пед. наук. – Москва, 2013. – 455 с. – EDN SUNNWD.
5. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева; сост. П. А. Лебедев; Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1982. — 703 с.
6. Концептуальные основы разработки структуры и содержания сопряженных государственных образовательных стандартов / В. И. Блинов, М. П. Войтеховская, П. Л. Волк [и др.]. – Томск: Томский государственный педагогический университет, 2007. – 188 с. – ISBN 978-5-89428-283-1. – EDN QVULIN.
Список источников
7. История педагогики и образования: Учебник / А. И. Пискунов, А. Н. Джуринский, М. Г. Плохова [и др.]. – 4-е изд., пер. и доп. – Москва: М.: Издательство Юрайт, 2015. – 452 с. – (Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-9916-5492-0. – EDN TYPYUH.
8. История педагогики и образования: Учебник / А. Н. Джуринский, А. И. Пискунов, В. И. Блинов [и др.]. – 4-е изд., пер. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 452 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-00981-1. – EDN ZFPQIA.

Расскажите о нас своим друзьям: