Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №08 (97) Август 2024

УДК 378.146

Дата публикации 27.08.2024

Демонстрационный экзамен по дисциплине «Основы вожатской деятельности» как новая форма аттестации студентов педагогического вуза

Сергеева Алена Александровна
канд. пед. наук, доцент института инновационных образовательных практик, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула, zayac8607@mail.ru

Аннотация: В статье проанализировано значение и специфика организации демонстрационного экзамена по дисциплине «Основы вожатской деятельности» для студентов третьего курса. Представлен алгоритм подготовки и проведения демонстрационного экзамена как нетрадиционной формы аттестации обучающихся, обоснованы критерии и показатели оценивания, а также обобщены результаты апробации данной процедуры аттестации. Даны рекомендации по подготовке и проведению данной аттестационной процедуры в рамках других педагогических дисциплин.
Ключевые слова: демонстрационный экзамен, процедура аттестации, вожатская деятельность, студент педагогического вуза, процесс обучения, алгоритм экзамена.

Demonstration exam in the discipline “Fundamentals of leader activity” as a new form of certification for students of a pedagogical university

Sergeeva Alena Aleksandrovna
Cand. Sci. (Ped.), associate professor of institute of innovative educational practices, Tula State Pedagogical University, Russia, Tula

Abstract: The article analyzes the specifics of organizing a demonstration exam in the discipline “Fundamentals of Leader Activities.” An algorithm for preparing and conducting a demonstration exam is presented, evaluation criteria and indicators are justified, and the results of testing this certification procedure are summarized. Recommendations on the content and organizational parts of the demonstration exam are formulated, recommendations are given on how to conduct this certification procedure within the framework of other pedagogical disciplines
Keywords: demonstration exam, certification procedure, leader activity, student of a pedagogical university, learning process, exam algorithm.

Правильная ссылка на статью
Сергеева А.А. Демонстрационный экзамен по дисциплине «Основы вожатской деятельности» как новая форма аттестации студентов педагогического вуза // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 08 (97). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/demonstratsionnyj-ekzamen-po-distsipline-osnovy-vozhatskoj-deyatelnosti-kak-novaya-forma-attestatsii-studentov-pedagogicheskogo-vuza.html (Дата обращения: 27.08.2024)

На современном этапе развития системы высшего профессионального образования происходит изменение подходов к подготовке и последующей аттестации обучающихся. Особенно значим сегодня вопрос совершенствования высшего педагогического образования, в результате получения которого будущий учитель должен освоить не только систему теоретических знаний, но и овладеть комплексом общепрофессиональных, профессиональных и универсальных компетенций, а также на практике апробировать их [1, с.9]. Сделать это возможно в рамках осуществления процедуры оценивания освоения дисциплин, носящей практико-ориентированных характер, что также позволяет сформировать у будущих специалистов ценностное отношение к профессии.

Анализируя подходы к определению сущности понятия «демонстрационный экзамен», мы рассматриваем его как процедуру аттестации студентов, которая определяет уровень их владения профессиональными умениями и навыками. Вслед за Н.А. Пановым, Т.В. Макеевой, А.Н. Таракановой и др., также необходимо сделать акцент на том, что что демонстрационный экзамен «направлен на определение уровня освоения обучающимися материала, предусмотренного образовательной программой, и степени сформированности профессиональных умений и навыков путём проведения независимой экспертной оценки выполненных обучающимся практических заданий в условиях реальных или смоделированных педагогических процессов» [2, с. 197; 3, с.52-53; 4, с. 244].

В ТГПУ им. Л.Н. Толстого демонстрационный экзамен как формат аттестации используется не только в рамках процедуры государственной итоговой аттестации, но и в текущем контроле, при организации курсовых зачетов и экзаменов. Преподаватели и студенты при этом отмечают, что подобная поэтапность его введения позволяет лучше адаптироваться к новой форме проверки сформированности компетенций у обучающихся, пошагово знакомиться с элементами данной оценочной процедуры.

В процессе демонстрационного экзамена по дисциплине «Основы вожатской деятельности» проверяется сформированность у студентов ряда общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Зачет в такой нетрадиционной форме базируется на принципах добровольности (предоставление возможности выбора альтернативного традиционного формата аттестации), объективности (соблюдение критериев и показателей оценивания), доступности (наличия всех необходимых средств), системности и открытости [5, с. 213-214].

Задание, предлагаемое студентам при подготовке к демонстрационному экзамену по дисциплине «Основы вожатской деятельности», предполагает разработку и проведение игры как досугового события для определенной целевой аудитории (воспитанники различных возрастных групп).

При подготовке и проведении зачета в формате демонстрационного экзамена соблюдаются следующие этапы:

1) подготовительный этап, в рамках которого студенты заранее определяют тип и тематику игры, готовят ее подробный конспект и все необходимое оборудование и/или раздаточный и мультимедийный материал;

2) демонстрационный этап, предполагающий непосредственную презентацию обучающимися не только заранее подготовленных конспектов, но и самой игры; для это все студенты по очереди, выступая в качестве вожатого, проводят игру со своими однокурсниками, принимающими на себя роли воспитанников указанного возраста;

3) оценочный этап осуществляется экспертами в соответствии с требованиями утвержденной в вузе балльно-рейтинговой системы и представляет собой анализ разработанного конспекта игры и ее демонстрации.

Отметим, что в процессе анализа результатов демонстрационного экзамена по дисциплине «Основы вожатской деятельности» преподавателями используется специальная критериальная база.

Оцениванию подлежат следующие критерии:

  • актуальность,
  • целеполагание и планируемые результаты,
  • возрастосообразность,
  • владение педагогическими технологиями, методами и приемами,
  • владение организационными навыками,
  •  владение способами диалогового взаимодействия,
  • рациональность организации воспитательного пространства.

Данная процедура аттестации была апробирована на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого институтом инновационных образовательных практик в весеннем семестре 2023-2024 уч.г. Участие в ней принимали 75 студентов 3 курса факультета естественных наук и факультета русской филологии и документоведения. В каждой экспертной группе работали по 3 преподавателя института инновационных образовательных практик (всего 6 человек).

По итогам проведения данной аттестационной процедуры было отмечено, что все обучающиеся успешно справились с разработкой конспекта игры и ее демонстрацией. Положительными эффектами данного образовательного события можно считать его объективность, открытость, рациональность, комплексность и практикоориентированность. К основными трудностям, выявленным в ходе организации и проведения демонстрационного экзамена, его участники относили недостаточное время на подготовку в течение семестра, невысокую степень заинтересованности у части студентов, шаблонность в подготовке конспектов игр и недостаточный учет индивидуальных и возрастных особенностей потенциальных воспитанников.

Полученный опыт проведения демонстрационного экзамена позволил сформулировать рекомендации по проведению данной аттестационной процедуры в рамках других педагогических дисциплин, таких как «Технология и организация воспитательных практик», «Теория и методика обучения (предметная область)». Отмечена необходимость системной и длительной подготовки обучающихся в течение семестра, проведение со студентами консультаций по содержательной и организационной частям экзамена.

Выявленные в процессе организации и проведения негативные и положительные моменты демонстрационного экзамена по дисциплине «Основы вожатской деятельности» позволят нам в дальнейшем скорректировать механизм его организации и проведения, что повысит эффективность данной аттестационной процедуры, поскольку на сегодняшний день   демонстрационный экзамен является инновационной формой аттестации обучающихся педагогических вузов, позволяющей им отработать навык решения профессионально-педагогических задач в условиях, приближенных к реальному образовательному процессу.

 


Список литературы

1. Воронушкина, О. В. Демонстрационный экзамен в педагогическом вузе: первые результаты / О. В. Воронушкина // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2023. – № 4(57). – С. 7-16.
2. Макеева, Т. В. Организация профессиональных (демонстрационных) экзаменов в системе высшего педагогического образования / Т. В. Макеева // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 76-4. – С. 195-199.
3. Панов, Н. А. Модели демонстрационного экзамена для промежуточной/итоговой аттестации / Н. А. Панов, А. Н. Тараканова // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. – 2020. – № 1(47). – С. 49-55.
4. Смоляр, А.И. Комплексный итоговый экзамен в педагогическом вузе: подходы и содержание / А.И. Смоляр, С.Г. Зоголь // Азимут научных исследований: педагогика и психология. / 2017. – Т.6. - №3 (20). – С.242-245.
5. Зоголь, С. Г. Об оценке готовности будущего учителя к воспитательной работе в ходе комплексного государственного экзамена / С. Г. Зоголь, А. И. Смоляр // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2022. – № 1-3(62). – С. 211-214.

Расскажите о нас своим друзьям: