Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №08 (97) Август 2024
УДК 372.8
Дата публикации 27.08.2024
Актуальность и востребованность этнологических знаний в студенческой среде полиэтничного региона
Иванова Светлана Юрьевна
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и этнологии Северо-Кавказского федерального университета.
Аннотация: В данной статье автор, опираясь на проведенные в полиэтничной студенческой среде социологические исследования, обосновывает необходимость и актуальность этнологических знаний для современной российской молодежи. Автор обращает внимание на взаимосвязанность в учебно-воспитательном процессе формирования этнокультурной компетентности и гражданской идентичности студентов. В заключении статьи даются рекомендации по обновлению дисциплин социогуманитарного блока и подготовке педагогов к ведению новых и обновленных курсов.
Ключевые слова: этнология, этнокультурные потребности, студенческая молодежь, воспитание, семья, регионоведение, социологический опрос.
Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of Philosophy and Ethnology of the North Caucasus Federal University
Abstract: In this article, the author, based on sociological research conducted in a multiethnic student environment, substantiates the need and relevance of ethnological knowledge for modern Russian youth. The author draws attention to the interconnectedness in the educational process of the formation of ethno-cultural competence and civic identity of students. In conclusion, the article provides recommendations on updating the disciplines of the socio-humanitarian block and preparing teachers to conduct new and updated courses.
Keywords: ethnology, ethnocultural needs, student youth, upbringing, family, regional studies, sociological survey.
Иванова С.Ю. Актуальность и востребованность этнологических знаний в студенческой среде полиэтничного региона // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 08 (97). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/aktualnost-i-vostrebovannost-etnologicheskikh-znanij-v-studencheskoj-srede-polietnichnogo-regiona.html (Дата обращения: 27.08.2024)
Статья подготовлена в рамках выполнения проекта: «Научно-методическое и организационно-техническое обеспечение деятельности регионального центра по включению в образовательные программы высшего образования модуля "Основы российской государственности". № 850000Ф.99.1.БН66АА00000.
Актуальной задачей системы образования является удовлетворение этнокультурных потребностей студенческой молодежи. Диалог, культура межэтнического общения в поликультурной среде возможны лишь тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою самоценность и самодостаточность, видит, понимает и принимает ценности другого партнера в общении. В этом контексте современное образование призвано сформировать у учащейся молодежи систему ценностей, связанных с реальностью модели мира; помочь им овладеть способами и навыками последовательной мыслительной деятельности в интеркультурной коммуникации; дать учащимся представление о них самих, смысле их существования, важнейших жизненных проблемах человека и человечества; сформировать личностные качества, необходимые человеку при его интеграции в иную культуру, навыки толерантного поведения в полиэтничном и поликультурном обществе. Потребности характеризуются как объективное социальное явление, как определенное противоречие: «…потребность есть противоречие между социальным субъектом (человеком, социальной группой, классом, обществом в целом) и объективными условиями его жизнедеятельности, которое разрешается и воспроизводится в процессе осознаваемого деятельностного субъективно-объективного взаимодействия» [1, с. 18].
Таким образом, потребности не могут быть отнесены либо к объективным факторам и условиям, либо к субъективным внутренним побудительным силам. Потребности представляют собой органическое сочетание объективных и субъективных моментов, и относятся как к сфере субъективной реальности, так и к сфере объективной реальности, но имеют объективную обусловленность: «…для того, чтобы человек стал действовать, все побудительные силы, вызывающие его действия, неизбежно должны пройти через его голову: даже за еду и питьё человек принимается вследствие того, что в его голове отражается ощущение голода и жажды, а перестаёт есть и пить вследствие того, что в его голове отражается ощущение сытости. Воздействие внешнего мира на человека запечатлевается в его голове, отражается в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, словом, в виде «идеальных стремлений», и в этом виде они становятся «идеальными силами» [2, c. 290]. На уровне личности социальные потребности обнаруживаются в мотивах, желаниях, побуждающих человека к деятельности и связанных с получением определенных знаний, умений и навыков. Образовательные потребности личности можно рассматривать только во взаимосвязи с образовательными потребностями общества, в этом и заключается социологический подход к анализу данной проблемы. Согласование потребностей и интересов является важнейшим шагом успешности политики вообще и политики в образовании. Однако в настоящее время результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что разрыв между образованием и потребностями государства, общества и личности увеличивается.
Внедрение в образовательные программы модуля «Основы российской государственности» и связанных с ним дисциплин представляет собой механизм реализации государственного заказа в сфере образования по обеспечению межнационального согласия и единства, безопасности страны. Важным этапом в этой работе является анализ актуализированности и согласованности образовательных потребностей личности (обучающихся), общества и государства в этой сфере.
В апреле-мае 2024 г. в рамках выполнения работ по проекту «Научно-методическое и организационно-техническое обеспечение деятельности регионального центра по включению в образовательные программы высшего образования модуля «Основы российской государственности» на 2024 год проведен опрос студентов в вузах Северного Кавказа с целью определения их потребностей в информации об этноконфессиональных и региональных особенностях современного российского общества. Были выявлены и проанализированы этнокультурные потребности студентов в овладении родным языком, в углубленных познаниях об истории своего народа, об элементах и специфике народной культуры, традиций, духовных ценностей. Результаты опроса были учтены при разработке учебного пособия «Этнология и регионоведение».
Актуальность этнологической проблематики обусловлена тем, что Российская Федерация – полиэтничное государство, в котором проживают представители более 190 этнических общностей. Сохранение этнокультурного многообразия страны, являющееся одним из приоритетов государственной национальной политики, предполагает повышение этнологической грамотности населения, уважение к традициям, языкам, культурному наследию всех народов России. Учитывая достаточно высокий уровень этнополитической напряженности, наличие конфликтов с этническим компонентом, необходимо развивать культуру межнационального общения, гармонизировать межэтнические и межконфессиональные отношения, в первую очередь в молодежной среде. Важность этнологических знаний и компетентности возрастает в ситуации нарастания миграционных потоков в Российскую Федерацию. В связи с этим, актуализируется задача внедрения новых и дополнения существующих учебных курсов, направленных на формирование общекультурных компетенций. Позитивное развитие этнонациональных отношений в Российской Федерации невозможно без научного изучения и обсуждения многих проблемных вопросов национальной политики в рамках образовательного процесса. Российские студенты являются активными участниками межэтнических и межконфессиональных отношений, требующих специальных знаний, умений и навыков.
Россия – страна регионов. При имеющемся высоком уровне общенационального единства региональные отличия остаются существенными. Информация о других российских регионах, а иногда и о регионе своего проживания, у многих молодых российских граждан не всегда носит целостный характер. Курс «Этнология и регионоведение» призван дополнить и систематизировать знания учащихся о российских регионах. Такой подход будет способствовать укреплению общероссийской идентичности и сохранению этнокультурных традиций студенческой молодежи. Опрос проводился во всех субъектах Российской Федерации в составе Северо-Кавказского федерального округа. Всего опрошено 1350 студентов, из которых 35,4% – юноши, 64,6% – девушки; 49,7% участников опроса получают гуманитарное образование, 29,0% – техническое, 21,3% – образование по естественным наукам. В соответствии с целью исследования основную массу выборочной совокупности составили студенты 1-2 курсов.
По результатам опроса, более 70% участников опроса согласны с тем, что для успешной реализации жизненных планов в России, которая включает в себя большое количество регионов, с полиэтничным и поликонфессиональным населением молодые люди должны иметь представление об этноконфессиональных и региональных особенностях современного российского государства и общества. Ответы на вопрос: «Россия является одним из самых больших государств в мире, включающим в себя большое количество регионов, с полиэтничным и поликонфессиональным населением. Согласны ли Вы с тем, что для успешной реализации жизненных планов в такой стране молодые люди должны иметь знания о следующих особенностях» распределились следующим образом. (Рисунок 1).
Рисунок 1. Мнение респондентов о необходимости этнорегионального компонента в содержании образования.
В соответствии с данными, приведенными в рисунке 1, наиболее востребованными в среде современных студентов являются знания о региональной структуре России, наименее востребованными – знания о конфессиональных особенностях различных регионов. Знания о социально-экономических и социокультурных особенностях СКФО занимают третье место по критерию востребованности среди студентов. Можно предположить, что часть опрошенных, давших такой ответ, планирует свои жизненные стратегии вне региона. При некотором сокращении масштабов в последние годы отток молодежи продолжает оставаться острой проблемой Северного Кавказа. Сравнительно низкий интерес к конфессиональным особенностям регионов – 65%, можно объяснить, во-первых, низким уровнем воцерковленности среди молодежи, синкретизмом и эклектикой их религиозных убеждений; во-вторых, ориентацией молодых людей на витальные ценности и установкой на коммерциализацию знаний. Другой важной причиной является стремление молодежи адаптироваться к законам информационного общества, в котором важнейшие коммуникативные процессы (в том числе и религиозные) сейчас осуществляются виртуально.
Степень своей осведомленности об этноконфессиональных и региональных особенностях современного российского общества участники опроса оценивают в среднем в 3,7 балла по 5-балльной шкале. Самой низкой является самооценка участниками опроса степени своей осведомленности о социально-экономических особенностях различных регионов России, самой высокой – о культуре и традициях разных регионов России и о социально-экономических и социокультурных особенностях Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости пополнения знаний молодежи об этнических особенностях культуры. Серьезную общественную проблему представляет то, что происходящее под влиянием глобализации размывание этнической идентичности способствует снижению интереса, прежде всего у молодого поколения, к этнической культуре и традициям. Даже при наличии видимого интереса к своим этническим корням, он носит поверхностный характер и чаще всего ограничивается бытовыми рамками. Российские студенты являются активными участниками межэтнических и межконфессиональных отношений, требующих специальных знаний, умений и навыков. С методической и содержательной точки зрения это предусматривает ознакомление студентов не только с этнической картой России, но и вовлечение их в обсуждение наиболее интересных и характерных её особенностей, таких, как:
1) элементы материальной культуры (одежда, пища, жилища, народное искусство);
2) специфика духовной культуры (обычаи, ценности, нравы, верования, нормы поведения).
Обращение к этим особенностям позволит сформировать у обучающихся представление о России не только посредством знания своей собственной культуры, но и через знакомство с особенностями материальной и духовной культур других народов страны. Фрагментарно эти знания содержатся в курсах «История России», «Основы российской государственности», однако более системный характер они приобретают в новых учебных курсах, разрабатываемых в ходе реализации всероссийского проекта по актуализации содержания социально-гуманитарных дисциплин, «История культуры России», «Этнология и регионоведение». Реализация этих дисциплин предполагает большую самостоятельную научно-исследовательскую работу студентов, поскольку ни один учебник не сможет вместить описание этнокультурных особенностей народов, населяющих Россию. Вполне объяснимым и психологически оправданным выглядит запрос молодежи на развлекательный и более легкий контент при получении знаний. Однако, это ставит перед системой гуманитарного образования сложные научно-методические задачи: как сформировать интерес и осознанное понимание учащимися необходимости изучения истории и специфики развития народов и регионов на подлинно научных основах, как не ограничиться только фольклористикой.
Изучение этнологии способствует профилактике межэтнических конфликтов, способствует взаимообогащению культур, делает жизнь в социуме и профессиональное становление психологически комфортнее. «Молодежь как носитель новых функций в обществе, которые в ближайшем будущем будут доминировать в глобальном масштабе, нуждается в ином воспитании в связи с фундаментальной трансформацией мира. Это объясняется тем, что глобальные проблемы человечества, реальные процессы и формы глобализации обладают молодежным измерением. И именно молодые люди чувствуют последствия экономических и социальных кризисов, чаще участвуют в межнациональных конфликтах» [3. c.31].
Этнологические знания помогают воспитанию у молодого поколения и устойчивых патриотических установок. «Патриотизм» одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Патриотическое воспитание, как и нравственное невозможно осуществить по инструкциям или добровольно-принудительно, это должен быть зов сердца, души воспитуемого» [4, с. 303]. Вместе с тем знания о народах России и их исторических особенностях позволяют внести в гражданское и этническое сознание и самосознание молодежи важные элементы разумности, серьезности и обдуманности. Для воспитания национальной терпимости и патриотизма требуется пропаганда этнологических знаний.
Таким образом, результаты опроса показывают, что у студентов потребности в информации о социально-экономических и социокультурных особенностях регионов России присутствуют на уровне общего развития личности, но не актуализированы как фактор профессионального становления. Выявлено существенное противоречие в когнитивной сфере обучающихся студентов, состоящее в том, что, признавая в целом необходимость знаний об этнической и региональной структуре нашего государства, и фактически объективно оценивая свой уровень знаний в этой сфере как средний, они не видят конкретной необходимости в подобных знаниях для реализации в осваиваемой профессии. Разрешение подобных противоречий видится в следующих мерах учебно-методического и воспитательного характера:
- введение дисциплины «Этнология и регионоведение», направленной на формирование базовых этнологических компетенций, знакомство с российскими регионами во всей полноте их этнического, религиозного, культурного и языкового своеобразия, внесет свой весомый вклад в дальнейшее становление российской гражданско-политической нации и российского государства-цивилизации;
- система образования должна стать одним из основных субъектов, способных воздействовать на формирование гражданских качеств молодежи и сформировать новые социокультурные ориентиры, имеющие государственную и общественную значимость, в первую очередь, патриотизм, уважение к культурам народов России, интерес к традициям и обычаям;
- в настоящее время актуализировалась задача обновления дисциплин социогуманитарного блока в двух аспектах: во-первых, с точки зрения привнесения в них содержательных и ценностно-смысловых компонентов, направленных на решение государственных задач; во-вторых, с точки зрения приведения их содержания в соответствие друг с другом с целью исключения радикальных противоречий в освещении событий и фактов;
- нужна система подготовки и переподготовки педагогических кадров на базе ведущих вузов, имеющих научные школы по данному направлению, которая будет способствовать интеграции нового знания в учебный процесс в новых формах, соответствующих эпохе «цифрового общества», но сохраняющих традиции понимания важности воспитания, о которых говорил К. Д. Ушинский: «Лучше иметь одного хорошего воспитателя в школе, чем целый десяток отличных учителей» [5].
Список литературы
1. Марченко Т. А. Потребность как социальное явление. – М.: Высшая школа, 2009. – С. 18.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Полн. собр. соч. – Т. 21, Гл. 2. – С. 290.
3.Чижевич Т.А. Межнациональные конфликты в молодежной среде // «Общество, философия, история, культура». №7. 2017. С.30 -32.
4. Бобко Н.М., Обидина М.М. «Сущность понятия «Патриотизм» для современной молодежи в России сегодня». Форум молодых ученых. № 2.(30). 2019. С. 302-307.
5.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии: с рисунками: [т. 1-2] / [сочинение] Константина Ушинского. - 4-е издание, напечатанное без перемен со 2-го издания, исправленного самим автором. - Санкт-Петербург : Типография Н. А. Лебедева, 1878-1879. 482 с.