Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №09 (74) Сентябрь 2022

УДК 378.147

Дата публикации 20.09.2022

Факторы, затрудняющие адаптационный процесс курсантов 1 курса к условиям учебной и служебной деятельности в образовательных организациях МВД России

Кустов Петр Васильевич
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств, Санкт-Петербургский университет МВД России, РФ, г. Санкт-Петербург, kustov_pv1955@mail.ru
Марченко Елена Михайловна
кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры физической подготовки и прикладных единоборств, Санкт-Петербургский университет МВД России, РФ, г. Санкт-Петербург, elena_mar1980@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрена проблема выявления факторов, оказывающих выраженное негативного влияния на адаптацию первокурсников вузов МВД России. Проанализированы ведущие подходы к определению понятия «адаптация», на основе которых разработана анкета, включающая основные составляющие адаптации, направленная на выявление факторов затрудняющих ее. Также авторы дают практические рекомендации по нейтрализации деструктивных факторов образовательной среды и оптимизации учебно-служебной деятельности в период адаптации.
Ключевые слова: адаптация, приспособление, учебная и служебная деятельность, профессиональное становление, факторы.

Factors that impede the adaptation process of 1st year cadets to the conditions of educational and service activities in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Kustov Petr Vasilievich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Physical Training and Applied Martial Arts, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russian Federation, St. Petersburg
Marchenko Elena Mikhailovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Head of the Department of Physical Training and Applied Martial Arts, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russian Federation, St. Petersburg

Abstract: The article deals with the problem of identifying factors that have a pronounced negative impact on the adaptation of first-year students of the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The leading approaches to the definition of the concept of "adaptation" are analyzed, on the basis of which a questionnaire was developed, which includes the main components of adaptation, aimed at identifying factors that impede it. The authors also give practical recommendations for neutralizing the destructive factors of the educational environment and optimizing educational and service activities during the period of adaptation.
Keywords: adaptation, adaptation, educational and service activities, professional development, factors.

Правильная ссылка на статью
Кустов П.В., Марченко Е.М. Факторы, затрудняющие адаптационный процесс курсантов 1 курса к условиям учебной и служебной деятельности в образовательных организациях МВД России // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 09 (74). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/faktory-zatrudnyayushhie-adaptatsionnyj-protsess-kursantov-1-kursa-k-usloviyam-uchebnoj-i-sluzhebnoj-deyatelnosti-v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-mvd-rossii.html (Дата обращения: 20.09.2022)

Адаптационный период курсантов 1 курса к условиям учебно-служебной деятельности представляет собой важный этап профессионального становления специалиста. От характера направленности и динамики данного процесса во многом зависит либо на поэтапное приспособление к требованиям среды, либо на нарастающий внутриличностный конфликт, внутреннее напряжение, увеличение негативного влияния трудностей, что может привести к дезадаптации первокурсника. Именно поэтому в рамках профилактики срыва социально-психологической адаптации  необходимо выявлять и своевременно нейтрализовать факторы, затрудняющие адаптационный процесс [2, 4, 7].

В психолого-педагогических исследованиях существует множество подходов к определению понятия «адаптации курсантов к учебно-служебной деятельности»: «длительный процесс, который связан с психологической перестройкой личности, а также формированием новой функциональной системы курсанта, соответствующей новым конкретным условиям» (А.Ф.Караваев) [3, с. 183]; «приспособление курсанта непосредственно к требованиям вуза, учебной программы и уставов, определяющих служебную деятельность сотрудника ОВД, а также приспособление к условиям социального окружения  нормам поведения, вырабатываемым в учебной группе» (А.В.Разепин) [6, с. 21]; «приспособление к неформальным и формальным правилам и нормам вуза» (Ю.А.Кравцова, С.С.Астахова) [5, с. 22]; «установление активного и гармоничного взаимодействия личности (курсант) со средой адаптации (учебно-воспитательный процесс в вузе) посредством формирования её когнитивного, аффективного, мотивационно-деятельностного и поведенческого компонентов, а также адаптивности как интегрирующего свойства адаптации (П.Ю.Аксенова)» [1, с. 9].

Под адаптацией первокурсника к учебно-служебной деятельности мы будем понимать  многоуровневый процесс приспособления к образовательной среде системы МВД, включающий мотивационную, социальную, дидактическую и организационную составляющую. Можно говорить об успешно завершенной адаптации при отсутствии проблем на всех уровнях.

В рамках оптимизации адаптационного процесса первокурсников на базе вуза МВД России было осуществлено анкетирование с целью выявления факторов, оказывающих негативное влияние на учебу и службу первокурсников и как следствие затрудняющих их адаптацию. В анонимном анкетировании приняли участие 120 курсантов 1 курса университета. Им была предложена специально разработанная анкета, которая включала

Анкета состояла из следующих тематических блоков:

  1. Мотивационная составляющая. К факторам, определяющим успешность / неуспешность адаптации, относятся: мотивы поступления и выбора специальности, отношение к учебе, информированность о будущей профессиональной деятельности;
  2. Социальная составляющая. Факторами, указывающими на завершенность адаптационного процесса, являются удовлетворенность сложившимися взаимоотношениями как по горизонтали, так и по вертикали, насколько довольны социально-психологическим климатом в коллективе учебного взвода;
  3. Дидактическая составляющая. Факторами адаптации являются степень овладения навыками обучения в вузовской системе, познавательная активность, итоги первой зачетно-экзаменнационной сессии;
  4. Организационная составляющая. К факторам адаптации относятся  соблюдение субординации, режима учебы, распорядка дня.

Рассмотрим основные результаты анкетирования.

Эффективность адаптационного периода также зависит от устойчивости мотивации курсантов к учебно-служебной деятельности, которые в свою очередь зависят от ведущих мотивов поступления в университет. При поступлении в вуз и выборе специальности 78% респондентов руководствовались своим желанием и своими предпочтениями. К основным мотивационным трудностям можно отнести разочарование курсантов выбранной специальностью (29%). Ведь представления о специальности в основном строились на информации, полученной из средств массовой информации, популярных кинофильмов и сериалов, увлекательных рассказов родственников, что во многом романтизировало выбранную профессию и первокурсник не был готов к столкновению с реальными требованиями, ограничениями и запретами, связанными со службой в органах внутренних дел.

По результатам исследования уровня социальной адаптации можно сделать вывод, что 58,8 % опрошенных курсантов оценили  свой коллектив как в основном дружный, в целом сплоченный, однако отмечают, что иногда в отношениях бывают напряженность и конфликты, но это не оказывает деструктивного влияния на эффективность учебно-служебной деятельности. 39,8% отметили, что коллектив дружный, сплоченный, во взаимоотношениях преобладают понимание, поддержка и взаимопомощь. Лишь 1,4 % курсантов негативно оценили социально-психологический климат и отметили, что коллектив скорее разобщен, между одногруппниками часто возникают неприязненные отношения. В целом взаимоотношения, как с младшими командирами, так и с руководством курса и факультета большинство респондентов оценили положительно. На данном уровне курсанты сталкивались с такими трудностями, как необходимость запоминания и воспроизведения, коммуникативных правил взаимодействия со старшим офицерским составом (67%), определенный уровень напряжения при налаживании делового общения с профессорско-преподавательским составом (50%), публичность общения, необходимость выходить из строя, все объявления перед строем (47%).

Как показало анкетирование, больше всего трудностей было связано с дидактической составляющей адаптации. 85 % респондентов указало, что трудно и длительно привыкали к длительности занятий; 79% первокурсников признались, что с трудом усваивают такой объем новой информации; 76% столкнулись с необходимостью восполнить пробелы в школьных знаниях; 67% испытывали трудности при организации своей самостоятельной подготовки; 62% считают, что отсутствие навыка работы с информационным электронными и библиотечными ресурсами существенно тормозят приспособление к вузовской системе подготовки.

К основным трудностям адаптации к организационным требованиям курсанты отнесли: 94% - ранний подъем;  91% - восстановление режима и привыкание к новому распорядку дня, 89% - нехватка времени для отдыха после учебы, 78% - интенсивная физическая подготовка.

В системе морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел с целью  оптимизации
адаптации к условиям учебной и служебной деятельности ежегодно проводятся следующие  мероприятия: изучение материалов личных дел на поступивших в вузы МВД России для определения кандидатов на должности младших командиров и отнесения к категории лиц, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании; проведении консультаций с руководством курса  по вопросам индивидуальных особенностей лиц, отнесенных к нуждающимся в повышенном психолого-педагогическом внимании, а также кандидатов на должности младших командиров; психологическая диагностика индивидуальных особенностей и актуального психического состояния первокурсников; проведение социально-психологических тренингов, направленных на сплочение коллектива и предотвращение барьеров в общении, и сплочение коллективов взводов; проведение занятия, направленного на профилактику суицидальных происшествий среди личного состава; консультации с руководством курса по результатам исследования социально-психологического климата в коллективах взводов, предоставление рекомендаций по работе с лицами, имеющими низкий социометрический статус, с исполняющими обязанности младших командиров, микрогруппами в коллективе взвода; оказание психологической помощи в период процесса адаптации курсантов к условиям учебной и служебной деятельности.


Список литературы

1. Аксёнова П.Ю. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу: автореф. дис. … канд. психол. наук. Рязань, 2011. – 254 с
2. Апальков А. В. Профессиональная адаптация курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2021. - 25 с.
3. Караваев А.Ф. Основы профессионального становления специалистов – сотрудников органов внутренних дел: монография. – Омск: Омская академия МВД России, 2003. – 296 с.
4. Косыгина С. В., Охотников Ю. М. Профессиональная и социально-психологическая адаптация молодых специалистов-сотрудников ОВД: учебно-практическое пособие. Воронеж: ВГПУ, 2019. 152 с.
5. Кравцова Ю.А., Астахова С.С. Организация психологической работы с младшим начальствующим составом: учебно-методическое пособие. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2011. – 116 с.
6. Разепин А.В. Психолого-педагогические аспекты воспитательной работы руководителей учебно-строевых подразделений вуза МВД России: методическое пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. – 96 с.
7. Ульянова И. В., Свинарева О. В. Педагогическое сопровождение курсантов образовательных организаций МВД России в период адаптации к образовательному процессу: Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я. Кикотя, 2018. - 255 с.

Расскажите о нас своим друзьям: