Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №09 (62) Сентябрь 2021

УДК 371

Дата публикации 29.09.2021

Эвристические методы в формировании инновационного поведения педагога

Салманова Джамила Абдулкафаровна
доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Дагестанский Государственный Педагогический Университет» г. Махачкала djamila05@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9660-1406
Билалов Магомед Курбандибирович
доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Дагестанский Государственный Педагогический Университет» г. Махачкала, bilalov79@inbox.ru
Гаджиев Рамазан Далгатович
доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Дагестанский Государственный Педагогический Университет» г. Махачкала, gadjiev82@mail.ru

Аннотация: В статье на основе анализа психолого-педагогической литературы и практики подготовки студентов педагогического вуза представлена характеристика инновационного поведения педагога, представляющая собой проявление внешних качеств личности педагога, в которых раскрываются внутренние особенности специалиста, которые направлены на изменение составляющих современной системы образования. Приводятся структурные элементы инновационной деятельности педагога. Обоснована модель и компонентный состав (мотивационный, содержательный, процессуальный) инновационного поведения педагога, обеспечивающие самореализацию педагога-профессионала в стремлении к непрерывному личностному росту. Рассмотрены эвристические методы в формировании инновационного поведения педагога, такие как метод записной книжки, морфологический анализ, метод матриц открытия, функционально-стоимостный анализ, которые предполагают тесную взаимосвязь и взаимодействие традиций и новаторства, позволяющие делать процесс обучения эффективным. В заключении исследования дается авторское определение термина «формирование инновационного поведения» в контексте заявленной проблематики и определяется значение эвристических методов обучения в процессе формирования инновационного поведения.
Ключевые слова: развитие образования, инновационная деятельность преподавателя, инновационное поведение, смешанное обучение, инновационные технологии, эвристические методы обучения, нововведение.

Heuristic methods of forming innovative behavior of a teacher

Salmanova Jamila Abdulkafarovna
associate professor of the department of pedagogy, candidate of pedagogical Sciences, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education city of Makhachkala
Bilalov Magomed Kurbandibirovich
associate professor of the department of pedagogy, candidate of pedagogical Sciences, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education city of Makhachkala
Gadzhiev Ramazan Dalgatovich
associate professor of the department of pedagogy, candidate of pedagogical Sciences, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education city of Makhachkala

Abstract: Based on the analysis of psychological and pedagogical literature and the practice of training students of a pedagogical university, the article presents the characteristics of the innovative behavior of a teacher, which is a manifestation of the external qualities of the teacher's personality, which reveal the internal characteristics of a specialist that are aimed at changing the components of the modern education system. The structural elements of the innovative activity of the teacher are given. The model and component composition (motivational, substantive, procedural) of innovative behavior of a teacher, providing self-realization of a professional teacher in the pursuit of continuous personal growth, are substantiated. The heuristic methods in the formation of innovative behavior of a teacher, such as the notebook method, morphological analysis, the method of discovery matrices, functional and cost analysis, which assume a close relationship and interaction of traditions and innovation, allow to make the learning process. The author's definition of the term "Formation of innovative behavior" in the context of the stated problems is given in the conclusion of the study, and the value of heuristic teaching methods in the process of forming innovative behavior is determined.
Keywords: development of education, innovative activity of a teacher, innovative behavior, mixed learning, innovative technologies, heuristic teaching methods, innovation.

Правильная ссылка на статью
Салманова Д. А., Билалов М. К., Гаджиев Р. Д. Эвристические методы в формировании инновационного поведения педагога // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 09 (62). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/evristicheskie-metody-v-formirovanii-innovatsionnogo-povedeniya-pedagoga.html (Дата обращения: 29.09.2021)

Современное образование активно развивается благодаря динамичному развитию информационно-коммуникационных технологий, которые не только изменяют образовательную среду, но и требуют изменения образовательных технологий. Однако это, в свою очередь, определяет необходимость совершенствование процесса подготовки педагогических кадров, которые обладают требуемыми навыками и профессиональными качествами, включая креативность, гибкость и адаптивность. От современных педагогов требуются навыки владения и сложными информационными технологиями, и навык приспособления к динамично изменяющимся социальным условиям.

В подобных условиях, инновационное поведение педагога, который способен проектировать и выстраивать учебный процесс, становится одним из наиболее востребованных в профессиональной среде навыков. Именно способность к обеспечению наиболее эффективного образовательного процесса, с использованием новых, релевантным образовательному процессу технологий, позволяет повысить эффективность работы учебного заведения. Не случайно, изучая психолого-педагогическую литературу, мы видим, что вопросы инновационного поведения педагога поднимались исследователями из сферы педагогики достаточно регулярно. В первую очередь, исследователей интересовали вопросы поиска новых механизмов, которые бы подталкивали к инновационной деятельности, вопросы обеспечения применения инновационных педагогических технологий и, собственно, сами инновационные педагогические технологии. В работах Е.А. Быковой [1, с. 103], И.А. Рудалевой [2, с. 117], Г.Н. Тряпициной [3, с. 322], О.А. Шпаковской [4, с. 590] и др. инновационное поведение педагога характеризуется как совокупность качеств личности (креативность, мобильность, нестандартность, интерактивность, гибкость мышления, самокритичность, любознательность), отражающихся в инновационном мышлении и мастерстве педагога и позволяющих ему продуктивно осуществлять инновационную деятельность. Кроме того, авторы соотносят новое в педагогике с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое.

По нашему мнению, инновационное поведение — это проявление внешних качеств личности педагога, в которых раскрываются внутренние особенности данного специалиста, которые направлены на изменение составляющих современной системы образования. Инновационное поведение рассматривают в отечественных исследованиях по-разному. Так, Г.Н. Трапицына и С.Ю. Трапицын рассматривают инновационное поведение как реакцию человека на происходящие вокруг него перемены, как систему деятельности, в которой проявляется субъектное отношение к изменениям [3, с. 321]. Под инновационной педагогической деятельностью рассматривают деятельность педагога, направленную на совершенствование профессионализма педагога по формированию самомотивированной и критически мыслящей личности ребенка [5, с. 58; 6, с. 110]. При этом, развитие инновационного поведения педагога принято считать длительным и достаточно сложным процессом, который подразумевает постепенное совершенствование различных типов навыков, знаний и умений, развитие способностей и трансформацию отношения к собственным профессиональным задачам и методам работы.

Основной проблемой формирования инновационного поведения заключается в том, что развитие новых профессиональных качеств в данном случае должно быть ориентировано не на экстенсивное развитие профессиональных навыков педагогов, а на их интенсивное развитие. Соответственно, увеличение количества нагрузки на студентов должно быть направлено на формирование принципиально нового опыта, формирование специализированных компетенций и развитие творческих способностей.

Как известно, инновационное поведение студента неразрывно связанно с понятием инновационной деятельности педагога. Обратимся к характеристике приведенной деятельности. Инновационная деятельность включает в себя следующие структурные элементы:

- общие (концепции образовательного процесса, основные положения управления образованием) и частные (авторские разработки);

- внутрипредметные (специфичные для отдельного предмета) и общеметодические;

- административные (исходящие от руководителей предписания, определяющие направление образовательной деятельности) и идеологические (вызванные особенностями современного мира);

- системные и стихийно протекающие; частные и массовые;

- элементы на федеральном, национально-региональном уровнях и на основе отдельного учреждения;

- элементы на основе модификаций уже имеющихся методов, комбинированные (смешение старого и нового) и абсолютно новые;

- элементы, ориентированные на методику, такие как проектное, модульное, развивающее, дифференцированное обучение, а также использование на уроках современных технологий.

Соотнося структуру инновационной культуры педагога с инновационным поведением, а также исходя из анализа практики изучения приведенной проблемы, мы можем выдвинуть модель инновационного поведения педагога, состоящую из определенных компонентов, позволяющих целостно воссоздать собирательную картину инновационного поведения педагога. Таковыми, по нашему мнению, являются мотивационный, содержательный и процессуальный компоненты [1, с. 103].

Мотивационный компонент включает в себя: позитивное отношение к использованию инновационных технологий, ожидание положительных результатов, интерес к инновационным технологиям, готовность к творческой деятельности. Также следует отметить, что данный компонент является ключевым в формировании инновационного поведения личности педагога.

Следующий компонент модели – содержательный. Критерием данного компонента являются знания об инновационных технологиях. Показателями данного компонента являются: знание целостного педагогического процесса как объекта деятельности учителя; знания в области методики использования инновационных технологий; постоянный поиск информации о новых идеях и инновациях в системе образования.

Третий компонент модели – процессуальный. Основной критерий процессуального компонента – умение и навыки использования инновационных технологий в практической деятельности специалиста.

Показателями данного компонента выступают использование инновационных технологий на практике; совершенствование процесса использования инновационных технологий [8].

На степень реализации вышеизложенных компонентов, на наш взгляд, влияет ряд факторов, оказывающих воздействие на трансформацию инновационного поведения личности педагога, а следом, и на развитие данной личности. К таковым факторам относится, прежде всего, внутренняя предрасположенность будущего специалиста к этой деятельности, а также переориентация всех форм профессионального образования, повышение квалификации педагога с целью поддержки его как педагога-профессионала в стремлении к непрерывному личностному росту [9, с. 9].

Говоря о технологии инновационной деятельности, ни для кого не секрет, что такой подход является необходимым во всех областях человеческой деятельности. Это означает, что без использования инновационных образовательных технологий в современных условиях невозможно достичь нового качества образовательного процесса.

На наш взгляд, на сегодняшний день, квалификация педагога представляет собой устойчивость перед сложными профессиональными задачами, благодаря которым можно проверить профессионализм и серьезность отношения данного специалиста. Именно от деятельности педагога зависит успех воспитательной работы.

Важно отметить, что частью инновационных технологий являются и информационно-коммуникационные технологии обучения. Среди таких наблюдаются технологии обучения смешанного типа, такие как «перевернутый класс», «ротация станций». Данного рода инновации помогают улучшить внимание и бдительность учащихся. Однако, очевидно, что применение мультимедийных технологий не может быть достойной альтернативой традиционной классно-урочной системе. Только разумное совмещение использования методических приемов и технологических средств может стать залогом успешной работы педагога.

Чтобы сформировать инновационное поведение у будущих педагогов необходимо рассматривать определенные методы, которые по своей сути позволят личности открыть что-то новое, неизведанное.

К таковым можно отнести эвристические методы:

- метод записной книжки, который заключается в фиксировании в специальной записной книжке, блокноте или тетради всех известных фактов, имеющих отношение к решению исследуемой проблемы и результатов обдумывания проблемы и возможных путей ее решения [9, с. 10].

- морфологический анализ, заключающийся в систематическом переборе вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта;

- метод матриц открытия, заключающийся в выборе и изучении поля возможных решений с помощью матрицы, применяемый для систематизации

имеющегося материала и определения отправных пунктов дальнейшего исследования.

- функционально-стоимостный анализ, заключающийся в системном исследовании функций объекта с целью поиска баланса между себестоимостью и полезностью.

Как мы видим, эвристические методы эффективны в формировании инновационного поведения педагога, поскольку именно они помогают увидеть принципиальные особенности поиска нового и интересного. Эвристические методы в образовательном процессе всегда предполагают тесную взаимосвязь обучающего и обучаемого и подразумевают совмещение традиций и новаторства, которые позволяют делать процесс обучения наиболее интересным, разнообразным, информационно-насыщенным и соответствующим времени и новым технологиям, запросам общества и личности [3, с. 322].

Подходя к заключению, необходимо отметить, что формирование инновационного поведения педагога ввиду стремительного развития информационных технологий и общества на сегодняшний день является наиболее актуальной темой, поскольку именно от поведения педагога в рамках данной профессии зависит восприятие любой информации учащимися [11, с. 217]. Формирование инновационного поведения, в данном контексте, логично представлять как процесс развития внешних качеств личности педагога, в которых будут развиваться внутренние особенности будущего специалиста, направленные на изменение составляющих современной системы образования.

Также стоит учитывать тенденции развития данного аспекта образования как необходимой составляющей образовательной деятельности [11, с. 217; 12, с. 108]. Инновационное поведение педагога как предмет развития в образовательной сфере требует пристального внимания, поскольку данный аспект совершенствуется стремительными шагами и сталкиваться с ним будут абсолютно все специалисты.


Список литературы

1. Быкова, Е.А. Формирование мотивации к инновационной деятельности у студентов - будущих педагогов // ПНиО. 2019. - №4 (40). - С. 102-115.

2. Рудалева И.А., Кабашева И.А. Инновационное поведение персонала в организации // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2018. - №6 (102). - С. 116-120.

3. Трапицына, Г.Н., Трапицын С.Ю. Детерминанты инновационного поведения педагогов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №60-3. - С. 320-325.

4. Шпаковская, О.А. Специфика инновационного потенциала личности учителя в процессе профессионально-творческой деятельности // Педагогический журнал. - 2019. - Т. 9. № 1А. - С. 589-603.

5. Козлова, Н.А. Подходы в управлении инновационной деятельностью учителей начальных классов / Н.А. Козлова, О.А. Шишкина // Инновационные технологии обучения, воспитания и социально-психологических процессов: сб. научных трудов по материалам научно-практической конференции. - Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», - 2016. - С. 57-63.

6. Козлова Н.А., Верховных И.В., Забродина И.В. Инновационная образовательная среда как условие повышения профессиональной компетентности педагога // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - №11 (153). - С. 109-113.

7. Собкин В. С., Адамчук Д. В., Жуков И. Д., Янбекова Д. В. Отношение учителей к проблеме внедрения инноваций в практику образования//Человек и образование. – 2014. - № 3. – С. 26-33.

8. Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. М. – 2018. –№2. – 135 с.

9. Елагина В.С., Немудрая Е.Ю. Мотивация инновационной деятельности будущего учителя // Научно-методический электронный журнал концепт. - 2013. - №1. -С 8-13.

10. Салманова, Д.А., Курбанов Т.К. Использование цифровых технологий мультимедийной образовательной среды учебного заведения для организации учебного процесса // Известия дагестанского государственного педагогического университета. - 2019. - №3. - С. 76-81.

11. Курбанов, Т.К. Условия формирования у студентов СПО информационно-коммуникационных компетенций // MODERN SCIENCE. - 2020. - №7-2. - С. 216-220.

12. Прохорова М.П., Шкунова А.А. Особенности инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 106-109.

Расскажите о нас своим друзьям: