Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023

УДК 370

Дата публикации 30.04.2023

Эмпирическое исследование уровня сформированности социально-бытовых навыков у учащихся с умственной отсталостью

Ибрагимова Алие Рустемовна
канд. пед. наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Плохотина Валерия Алексеевна
студентка, кафедра специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

Аннотация: В данном эмпирическом исследовании были изучены уровни сформированности социально-бытовых навыков у учащихся с умственной отсталостью. В статье описана специфика использования методы по выявлению уровня сформированности социально-бытовых навыков. Проанализировав полученные данные, авторы исследования пришли к выводу, что у учащихся с умственной отсталостью наблюдаются определенные особенности в развитии социально-бытовых навыков. Например, у этих детей часто отсутствует умение ориентироваться в пространстве, выполнять простые бытовые навыки, нарушена культура приема пищи и т.д.
Ключевые слова: социально-бытовые навыки, умственная отсталость, коррекционные программы, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, развитие социальных навыков, дети с особыми образовательными потребностями.

Empirical study of the level of formation of social and household skills in students with mental retardation

Ibragimova Aliye Rustеmovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol
Plahotina Valeria Alekseevna
student, Department of Special (Defectological) Education Crimean Engineering Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol

Abstract: In this empirical study, the levels of formation of social and household skills in students with mental retardation were studied. The article describes the specifics of using methods to identify the level of formation of social and household skills. After analyzing the data obtained, the authors of the study came to the conclusion that students with mental retardation have certain features in the development of social and household skills. For example, these children often lack the ability to navigate in space, perform simple household skills, the culture of eating is disrupted, etc.
Keywords: social and household skills, mental retardation, correctional programs, pedagogical supervision, questionnaires, testing, development of social skills, children with special educational needs.

Правильная ссылка на статью
Ибрагимова А.Р., Плохотина В.А. Эмпирическое исследование уровня сформированности социально-бытовых навыков у учащихся с умственной отсталостью// Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/empiricheskoe-issledovanie-urovnya-sformirovannosti-sotsialno-bytovykh-navykov-u-uchashhikhsya-s-umstvennoj-otstalostyu.html (Дата обращения: 30.04.2023)

 

Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен. Произошла смена приоритетов в задачах обучения детей с интеллектуальными нарушениями. На первое место сегодня выходит задача социальной адаптации учащегося. Социальная адаптация представляет активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе.

Формирование социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью является важной социальной проблемой, поскольку эти навыки выступают первоосновой бытовой деятельности и является начальной ступенью трудового обучения, поэтому необходимо постепенное их вовлечение в трудовой процесс: самостоятельному одеванию, пользованию туалетом, умыванию, приему пищи, заправку кровати, уборке и тому подобное [4].

Эмпирическое исследование было реализовано на базе МБОУ «С(К) ОШ «Злагода» город Симферополь. Исследованием были охвачены группы младших школьников с умственной отсталостью, 5-х классов (возраст, 11-12 лет), в общем количестве 22 учащихся.

Обучающиеся были разделены на две равные параметрические выборки: экспериментальная группа – 11 обучающихся; контрольная группа – 11 обучающихся.

Все участники исследования обучаются по адаптированным программам для 5 класса и имеют установленный ПМПК диагноз F 70 (умственная отсталость легкой степени).

Кратко охарактеризуем испытуемых, принявших участие в экспериментальной работе. На уроках обучающиеся проявляют свои знания и умения на недостаточном уровне, на вопросы педагога отвечают неправильно. Для большинства обучающихся характерно недостаточное удержание цели деятельности, сложности в составлении плана действий; при самостоятельной работе не могут использовать свои знания по образцу и в новых условиях. Восприятие нового учебного материала возможно только со слов учителя, при этом неполное, анализ не происходит.

Эмпирическое исследование было реализовано в три взаимосвязанных этапа: констатирующий этап; формирующий этап; контрольный этап.

Перед началом непосредственного проведения эмпирической диагностики, необходимым являлось выделить критерии и показатели сформированности социально-бытовых навыков у учащихся с умственной отсталостью, а так же подобрать диагностический инструментарий исследования.

В качестве диагностических критериев были определены следующие из них: личная гигиена; уход и умение пользоваться одеждой и обувью; культура приема пищи; культура поведения в обществе.

Диагностический материал был подобран из трудов В.В. Воронковой,  Т.А. Девятковой, Г.Г. Зак, С.А. Казаковой и др. [1; 2; 3]

– Критерий «Личная гигиена»

Цель: оценить уровень сформированности социально-бытового навыка «личная гигиена».

Ход диагностики: в ходе диагностики по данной методике учащимся задаются вопросы относительно знаний и соблюдения правил личной гигиены, предлагали решить ситуацию, а также педагог просит продемонстрировать навыки пользования предметами личной гигиены.

– Критерий «Уход и умение пользоваться одеждой и обувью»

Цель: оценить уровень сформированности социально-бытового навыка «Уход за одеждой и обувью».

Ход диагностики: в ходе диагностики по данной методике учащимся предлагается ряд вопросов относительно навыков пользования одеждой и обувью, предлагаются для решения педагогические ситуации, а также моделируется практическое задание.

– Критерий «Культура приема пищи»

Цель: оценить уровень сформированности социально-бытового навыка «прием пищи».

Ход диагностики: в ходе диагностики по данной методике учащихся просят продемонстрировать навыки пользования столовыми приборами, а так же рассказать о правилах этикета за столом. Диагностика так же предполагает решение педагогических ситуаций и ответы на поставленные наводящие вопросы о культуре питания.

– Критерий «Культура поведения в обществе»

Цель: на основе диагностических вопросов оценить уровень сформированности социально-бытового навыка «Культура поведения в обществе».

Ход диагностики: учащимся предлагается ряд вопросов, которые направлены на диагностику знаний, учащихся о нормах поведения в обществе и коллективе.

Бальная система оценивания результатов диагностики по каждому из исследуемых критериев:

0 баллов – навык у учащегося отсутствует, отвечает на вопросы с помощью педагога.

1 балл – навык отсутствует, но при этом учащийся знает для чего он предназначен. В ходе выполнения задания учащийся сотрудничает с педагогом или предпринимает попытки с ним сотрудничать при выполнении того или иного навыка, то есть выполняет действия незначительно.

2 балла – учащийся сотрудничает со взрослым, реализация навыка проходит в партнерстве со взрослым, сопровождается пошаговой инструкцией или комментарием к действию.

3 балла – выполнение задания учащимся при незначительной помощи взрослого.

4 балла – навык у учащегося сформирован, но пользуется им в зависимости от ситуации.

5 – баллов – навык сформирован. Учащийся самостоятельно выполняет задания без подсказок.

Уровни оценивания каждого из диагностических критериев:

Низкий уровень – 0-1 балла

Средний уровень – 2 балла

Достаточный уровень – 3-4балла

Высокий уровень- 5 балл

Максимальное количество баллов, которое мог набрать ребенок по всем исследуемым критериям 20 баллов. На основе анализа полученных данных в соответствии с описанными выше критериями оценки были выделены следующие уровни сформированности социально-бытовых навыков: высокий уровень, достаточный уровень, средний уровень; низкий уровень.

Итак, полученные результаты исследования позволили нам выявить уровень сформированности социально-бытовых навыков у учащихся с умственной отсталостью экпериментальной и контрольной группы.

Наглядно результаты диагностики, полученные на констатирующем этапе исследования в экпериментальной группе представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Уровни сформированности социально-бытовых навыков у учащихся с умственной отсталостью экпериментальной группы (констатирующий этап эмпирического исследования)

Уровень

Критерий

1

Критерий

2

Критерий

3

Критерий 4

Ср. знач.

Уч.

%

Уч.

%

Уч.

%

Уч.

%

Уч.

%

Низкий

6

55

7

64

8

72

7

64

7

64

Средний

4

36

3

27

2

19

3

27

3

27

Достаточный

1

9

1

9

1

9

1

9

1

9

Высокий

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Анализируя результаты экпериментальной группы, полученные на констатирующем этапе исследования, отметим: высокий уровень сформированности социально-бытовых навыков в экпериментальной группе диагностирован не был; достаточный уровень сформированности социально-бытовых навыков был выявлен у 9% (1 обучающегося) учащихся; среднему уровню соответствовали результаты 27% учащихся (3 детей); низкий уровень сформированности социально-бытовых навыков продемонстрировали 64% (7детей) учащихся.

Наглядно результаты диагностики, полученные на констатирующем этапе исследования в контрольной группе представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Уровни сформированности социально-бытовых навыков у учащихся с умственной отсталостью контрольной группы (констатирующий этап эмпирического исследования)

Уровень

Критерий

1

Критерий

2

Критерий

3

Критерий 4

Ср. знач.

Уч.

%

Уч.

%

Уч.

%

Уч.

%

Уч.

%

Низкий

5

45

6

55

7

64

6

55

6

55

Средний

4

37

3

27

2

18

3

27

3

27

Достаточный

2

18

2

18

2

18

2

18

2

18

Высокий

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Анализируя результаты контрольной группы, полученные на констатирующем этапе исследования, отметим: высокий уровень сформированности социально-бытовых навыков в экспериментальной группе диагностирован не был; достаточный уровень сформированности социально-бытовых навыков был выявлен у 18% (2 обучающегося) учащихся; среднему уровню соответствовали результаты 27% учащихся (3 детей); низкий уровень сформированности социально-бытовых навыков продемонстрировали 55% (6 детей) учащихся.

В целом результаты первичной диагностики показали, что уровни сформированности социально-бытовых навыков у учащихся с умственной отсталостью контрольной группы были выше в сравнении с детьми экпериментальной группы.

Полученные результаты в ходе констатирующего этапа эмпирического исследования свидетельствуют о необходимости коррекционных мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности социально-бытовых навыков у учащихся с умственной отсталостью экпериментальной группы.

Для повышения уровня сформированности социально-бытовых навыков у учащихся с умственной отсталостью необходимо проводить коррекционные мероприятия, которые направлены на: обучение социально-бытовым навыкам; использование специальных методик и приемов обучения; работа с родителями и семьей учащихся; индивидуализированный подход; повышение мотивации.

 


Список литературы

1. Воронкова, В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов специальной общеобразовательной школы / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 366 с.
2. Девяткова, Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях: пособие для учителя / Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова; под. Ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 302 с.
3. Зак, Г.Г. Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Г.Г. Зак, О.Г. Нугаева, Н.В. Шульженко // Специальное образование. – 2014. – № 1. – С. 52-59.
4. Кочнева, Т.В. Определение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра / Т.В. Кочнева // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Международной научной конференции – Казань: Молодой ученый, 2018. – С. 107–110.

Расскажите о нас своим друзьям: