Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023

УДК 377. 1174

Дата публикации 30.04.2023

Региональная олимпиада для обучающихся профессиональных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера как средство выявления талантливой, одаренной молодежи

Иванова Татьяна Анатольевна
ведущий специалист отдела научно-инновационных технологий в образовании бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок», ilem210@mail.ru

Аннотация: Выявление, развитие, социализация и поддержка одаренной молодежи выступает в качестве одной из главных проблем современного образования. Одним из направлений по организации оптимальных условий выявления и развития одарённых детей является их активное участие в различных конкурсах, викторинах и олимпиадах [8]. Данная статья представляет собой аналитический обзор основных этапов организации и проведении региональной олимпиады для обучающихся профессиональных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера. Цель - показать роль олимпиады как одно из средств работы педагогов по выявлению одаренных обучающихся, которые стремятся к большему познанию своего родного языка, культуры и его сохранению, акцентировать внимание к проблеме сохранения родных языков в современных условиях через различные формы деятельности, в частности, проведение олимпиады по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера. Участие и подготовка обучающихся к олимпиадам – тема, которая, является чрезвычайно актуальной в настоящее время. Несмотря на актуальность темы, вопросы, касающиеся подготовки к этим испытаниям, подготовки и системы мотивации педагогов, готовых участвовать в данном процессе, недостаточно представлены. С практической точки зрения, необходимость разработки системного подхода к подготовке к подобного рода испытаниям, система работы с потенциальными и действительными участниками олимпиады должна быть многоуровневой и охватывать всех заинтересованных в результате участников – обучающихся, их родителей, педагогов, администрацию образовательной организации, библиотекарей, психологов и других специалистов, работающих в сфере образования. Данная проблематика интересна не только педагогам, которые работают в этом направлении и готовят к участию в соревнованиях, но также и родителям, активно участвующим в процессе образования своих детей. Эти вопросы заслуживают особого внимания административных работников в сфере образования. В статье представлены информационно-аналитические материалы олимпиады для обучающихся профессиональных организаций по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за 2019, 2020, 2021, 2022 годы. Уделено внимание формату проведения олимпиады – очный с использованием дистанционных технологий. При написании статьи использованы отчетные материалы по результатам проведения олимпиады (итоговые протоколы с приложением рейтинговых таблиц, сводные оценочные листы, аналитические отчеты жюри), включая результативность выполнения олимпиадных заданий участниками, анализ разработанных заданий и анализ качества выполнения олимпиадных заданий по родным языкам.
Ключевые слова: олимпиада; Югра; профессиональные образовательные организации; родной язык и литература, дистанционные технологии, одаренные дети, жюри олимпиады.

Regional Olympiad for students of professional educational organizations of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Yugra on native languages and literature of indigenous peoples of the North as a means of identifying talented, gifted children

Ivanova Tatiana Anatolyevna
Researcher at the Research Department of Khanty Philology of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra "Ob–Ugric Institute of Applied Research and Development"

Abstract: Identification, development, socialization and support of gifted youth is one of the main problems of modern education. One of the directions for the organization of optimal conditions for the identification and development of gifted children is their active participation in various competitions, quizzes and Olympiads [8]. This article is an analytical review of the main stages of organizing and conducting a regional Olympiad for students of professional organizations of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Yugra on native languages and literature of indigenous peoples of the North. The aim is to show the role of the Olympiad as one of the means of teachers' work to identify gifted students who strive for greater knowledge of their native language, culture and its preservation, to focus attention on the problem of preserving native languages in modern conditions through various forms of activity, in particular, holding Olympiads on native languages and literature of indigenous small peoples of the North.
Keywords: Olympiad; Ugra; professional educational organizations; native language and literature, distance technologies, gifted children, Olympiad jury.

Правильная ссылка на статью
Иванова Т.А. Региональная олимпиада для обучающихся профессиональных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера как средство выявления талантливой, одаренной молодежи // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/pedagogy/articles/regionalnaya-olimpiada-dlya-obuchayushhikhsya-professionalnykh-obrazovatelnykh-organizatsij-khanty-mansijskogo-avtonomnogo-okruga.html (Дата обращения: 30.04.2023)

С 2019 года в стране реализуется Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Сформировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанную на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся – одно из важных мероприятий Национального проекта «Образования».

Инструментами реализации этих задач являются ряд нормативно-правовых документов, принятых в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и которые определяют основные меры по поддержке способной и талантливой молодежи Югры.

Среди различных форм, методов и приемов работы с одаренными талантливыми детьми необходимо отметить различные олимпиады. Участие в них дает возможность обучающимся проверить свои знания, умения, способности, сравнить свои достижения со своими сверстниками, определиться в будущей профессии, получить возможность для поступления в профильный ВУЗ.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила: «Верхняя палата российского парламента выступила с инициативой проведения олимпиады по родным языкам и литературе. По её словам, турнир развивается. Если год назад задания охватывали всего восемь языков, то сейчас их количество приближается к трём десяткам. В Совете Федерации много внимания уделяют сохранению языкового многообразия России. В нашей стране существует 277 языков и диалектов, при этом состояние 23 из них вызывает беспокойство, добавила она. Этот вопрос обсуждался в ходе встречи с руководителями центров народного творчества и деятелями народного искусства, которую посвятили Году культурного наследия народов России» [7].

Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 2022 год был объявлен Годом культурного наследия народов России, который проводился в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации [6].

Во всех регионах страны в рамках Года культурного наследия проводилось большое количество ярких творческих проектов – форумов, фестивалей, конкурсов, концертных программ, научных конференций и круглых столов, интерактивных событий, марафонов, акций и мастер-классов для детей и молодёжи, выставки и ярмарки мастеров художественных промыслов и ремёсел, культурно-туристические маршруты, гастроли национальных.

В 2022 году стартовало Международное десятилетие языков коренных народов, объявленное Генеральной Ассамблеей ООН.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре проживает более 30 тысяч коренных народов Севера – ханты, манси, ненцы (лесные). Более 4,5 тысячи ведут традиционный образ жизни и живут на стойбищах, говорят на своих родных языках.

Сохранение национальных языков является одной из главных задач региональной национальной политики. Эти задачи закреплены на законодательном уровне:

- Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.12.2001 № 89-оз «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» [8];

- Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.07.2013 № 68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» [9];

 - Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 31.10.2021 № 468-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования» [10];

- Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 2 декабря 2016 г. N 473-п «О Стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями) [11] и др.

В автономном округе разработаны региональные стратегии и программы по этому направлению. В соответствии с нормативными документами ежегодно в Югре проводятся различные мероприятия не только для детей, но и для всех желающих: акция «Говори на родном языке», «Фронтальный диктант на хантыйском, мансийском и ненецком языках», конкурс «Самая читающая семья из числа коренных малочисленных народов Севера» и др. с привлечением семей, общественности. Организатором выше названных мероприятий является бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок».

Уже многие годы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре большое внимание уделяется проведению региональной олимпиады по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера. Основная задача олимпиады – выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у молодёжи, повышение интереса обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера (далее – КМНС) к изучению родного языка, литературы и культуры, и его сохранение.

В 2003 году список предметных олимпиад для школьников, проводимых на территории автономного округа, пополнился олимпиадой по родным языкам и литературе КМНС по решению Департамента образования и молодежной политики автономного округа.

С 2019 года в автономном округе проводится региональная олимпиада для обучающихся профессиональных образовательных организаций (далее – колледжи) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе КМНС. В основном в олимпиаде принимают участие дети народов Севера ханты, манси и лесных ненцев, которые являются носителями языка, культуру своего народа.

Олимпиада проводится в соответствии с приказами Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О проведении Региональной олимпиады для обучающихся профессиональных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера».

Олимпиада проводится очно, с применением информационно-коммуникационных технологий в местах проведения олимпиады (в образовательной организации, где обучаются участники).

Проведение регионального этапа олимпиады в очном формате с использованием дистанционных технологий имеет свои преимущества:

  • оптимизирует систему работы проведения олимпиады в очной форме с использованием дистанционных технологий;
  •  налажена технология организационно-методического сопровождения координаторов, ответственных в местах проведения олимпиады, жюри олимпиады.
  • в местах проведения состязательных туров регионального этапа олимпиады в образовательных организациях определены аудитории, по оснащению приближенные к местам проведения ЕГЭ (наличие видеофиксации, изолированность; наличие современной оргтехники, защищенного канала связи и т.д.).
  • разбор олимпиадных работ, проводимых с использованием информационно-коммуникационных технологий, позволяют выстраивать диалог жюри с участниками олимпиады, что дает возможность выяснить недопонимания в вопросах по заданиям;

Отрицательные стороны проведении регионального этапа олимпиады в очной форме с использованием ИКТ следующие:

– возможны технические сбои со скоростью Интернета, что может нарушить Регламент проведения олимпиады;

– смена координаторов и организаторов в местах проведения олимпиады;

 – незапланированный карантин в образовательной организации и др.

Необходимо отметить, что такой опыт проведения олимпиады в первые в России принадлежит именно Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

Участники олимпиады получают задания в 9.00. На выполнение всех заданий отводится 4 часа. Проверка олимпиадных заданий начинается после завершения олимпиады и предоставления координаторами в местах проведения сканкопий выполненных работ.

Олимпиада проводится по заданиям, разработанными предметно-методической комиссией, которая состоит из сотрудников бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок».

Задания олимпиады состоят из двух частей. Первая часть – родной язык (хантыйский, мансийский, ненецкий (лесной). Задания по хантыйскому языку разрабатываются отдельно по каждому из диалектов – казымский, сургутский, ваховский, шурышкарский. Вторая часть – родная литература (хантыйская, мансийская, ненецкая).

Общая сумма баллов за задания – 100. Максимальная сумма баллов за задания по родному языку – 50 баллов, по родной литературе – 50 баллов.

 

Анализ количественного состава участников региональной олимпиады по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера в 2019 -2022 годы.

Всего за 4 года 2019-2022 годы в Олимпиаде приняло участие 166 обучающихся профессиональных организаций.

В 2022 году в олимпиаде приняли участие 75 обучающихся из 6 профессиональных образовательных организаций (в 2019 – 25, в 2020 – 38, в 2021 году в олимпиаде приняли участие 28 человек). В первые в 2022 году в олимпиаде для обучающихся колледжей приняло участие такое большое количество обучающихся – 75 человек.

 По хантыйскому языку и литературе – 40 человек, мансийскому языку и литературе – 29 человек, ненецкому языку и литературе – 6 человек. Участники олимпиады представляют 1 вид образовательной организаций – образовательная организация профессионального образования (колледжи).

 В нижеследующих таблицах 1,2,3 представлена информация по количественному составу участников в разрезе образовательных организаций.

Таблица 1. Количество участников региональной олимпиады для обучающихся профессиональных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе КМНС (хантыйский язык и литература) в 2019-2022 годах

 

п/п

Наименование ОО СПО

Количество участников

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г

итого

  1.  

БУ «Белоярский политехнический колледж»

6

3

3

12

 

24

  1.  

БУ «Игримский политехнический колледж»

1

5

0

17

 

23

  1.  

БУ «Лангепасский политехнический колледж»

0

8

5

3

 

16

  1.  

БУ «Нижневартовский строительный колледж»

0

0

0

2

 

2

  1.  

АУ «Сургутский политехнический колледж»

4

4

4

4

 

16

  1.  

АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»

6

3

7

2

 

18

Всего

17

23

19

40

99

 

Таблица 2. Количество участников региональной олимпиады для обучающихся профессиональных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе КМНС (мансийский язык и литература) в 2019-2022 годах

 

п/п

Наименование ОО СПО

Количество участников

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г

итого

1.

БУ «Белоярский политехнический колледж»

0

6

5

4

15

2.

БУ «Игримский политехнический колледж»

4

4

0

24

32

3.

 

АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»

3

4

4

1

12

Итого

7

14

9

29

59

 

Таблица 3. Количество участников региональной олимпиады для обучающихся профессиональных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе КМНС (ненецкий язык и литература, лесной диалект) в 2019-2022 годах

 

п/п

Наименование ОО СПО

Количество участников

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г

итого

1.

БУ «Белоярский политехнический колледж»

1

 

0

0

1

2.

БУ «Лангепасский политехнический колледж»

0

1

0

0

1

 3.

БУ «Игримский политехнический колледж»

0

0

0

4

4

 4.

БУ «Нижневартовский строительный колледж»

0

0

0

1

1

 5.

АУ «Сургутский политехнический колледж»

0

0

0

1

1

 

 

1

1

0

6

8

 

 Данные таблицы свидетельствуют, что наибольшее количество участников олимпиады представлены БУ «Игримский политехнический колледж» – 42 участника.

 

Таблица 4. Количество участников региональной олимпиады для обучающихся профессиональных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе КМНС в 2019 -2022 годах по курсам

 

п/п

Годы

Количество участников

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

1

2019 год

6

6

3

10

2

2020 год

15

12

8

3

3

2021 год

6

11

6

5

4

2022 год

31

21

14

9

Итого

58

50

31

27

 

Из таблицы 4 видно, что самыми активными участниками олимпиады являются обучающиеся 1 и 2 курсов. 1 курс – 58 человек, что составляет 35,5% от общего количество участников (166), 2 курс – 50 человек, более 30%.

Анализ участников по гендерному составу (таблица 5) показывает, что девушки составляют более 68% от общего количества участников – 113 чел., юноши – около 32% – 53 чел.

 

Таблица 5. Количество участников региональной олимпиады для обучающихся профессиональных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе КМНС (мансийский язык и литература) в 2019 - 2022 годы (гендерный состав)

 

п/п

Годы

Количество участников

Хантыйский язык

Мансийский язык

Ненецкий язык

 

юноши

девушки

юноши

девушки

юноши

девушки

 

1

2019 год

4

13

0

7

1

0

 

2

2020 год

7

16

4

10

1

0

 

3

2021 год

5

14

2

7

0

0

 

4

2022 год

11

29

14

15

4

2

 

 

всего

27

72

20

39

6

2

 

 

Анализ качественного выполнения заданий региональной олимпиады по родным языкам и литературе КМНС за 2019 - 2022 годы.

 

 В следующих таблицах 6, 7, 8 представлена статистическая информация о качестве выполнения заданий по языкам.

Таблица 6. Качество выполнения олимпиадных заданий по хантыйскому языку и литературе в 2019-2022 годах

 

 

 

годы

 Количество человек

Менее 25%

25% и более, но менее 40%

40% и более, но менее 50%

Более 50% и до 75%

Более 75%

курс

курс

курс

курс

курс

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

2019 г

1

1

 

1

4

1

1

3

 

 

 

1

1

2

 

1

 

 

 

 

2020 г

5

 

 

1

6

3

5

 

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 г

1

 

 

 

2

 

 

1

1

1

 

 

2

3

3

 

1

1

 

3

2022 г

9

2

0

2

1

5

3

1

0

1

0

0

4

2

2

1

3

1

2

1

 

16

3

0

4

13

9

9

5

2

4

0

1

7

7

5

2

4

2

2

4

                                                 

По хантыйскому языку менее 25 от максимально возможных 100 набрало более 23% участников из 99 человек, 25 и более, но менее 40 баллов набрали 36,4% участников, 40 и более, но менее 50 набрали примерно 1% участников, у 21,2% участников – более 50 и до 75 баллов. И самый высокие баллы – более 75 – набрали более 12% участников.

Таблица 7. Качество выполнения олимпиадных заданий по мансийскому языку и литературе в 2019-2022 годах

 

 

 

годы

 Количество человек

Менее 25%

25% и более, но менее 40%

40% и более, но менее 50%

Более 50% и до 75%

Более 75%

курс

курс

курс

курс

курс

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

 

2019 г

1

 

 

1

 

1

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г

 

 

1

 

2

2

2

1

1

1

 

 

 

2

1

 

 

1

 

 

 

2021 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

3

1

 

3

 

 

 

2022 г

8

3

0

0

5

3

0

2

0

0

1

2

0

0

4

0

0

0

1

0

 

 

10

3

1

1

7

6

3

6

1

1

1

2

0

4

8

1

0

4

0

0

 

                                                   

 

По мансийскому языку менее 25 от максимально возможных 100 набрало более 25,4% участников из 59 человек, 25 и более, но менее 40 баллов набрали 37% участников, 40 и более, но менее 50 набрали примерно 1% участников, у 22% участников - более 50 и до 75 баллов. И самый высокие баллы – более 75 – набрали менее 1% участников.

Таблица 8. Качество выполнения олимпиадных заданий по ненецкому языку и литературе в 2019-2022 годах

 

 

 

годы

 Количество человек

Менее 25%

25% и более, но менее 40%

40% и более, но менее 50%

Более 50% и до 75%

Более 75%

курс

курс

курс

курс

курс

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

 

2019 г

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 г

1

3

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

 

 

1

3

1

0

0

2

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

 

                                                   

 

По ненецкому языку менее 25 от максимально возможных 100 набрало более 62,5% участников из 8 человек, 25 и более, но менее 40 баллов набрали 0,25% участников, 40 и более, но менее 50 баллов не набрал никто, более 50 и до 75 баллов – набрал 1 участник. Более 75 баллов никто из участников не набрал.

Анализ показывает, что по всем трем родным языкам низкое качество выполнения заданий (менее 25%) наблюдается преимущественно у первокурсников. Максимально высокие баллы (более 75) выявлены у участников 1 и 4 курсов по хантыйскому языку – по 4 человека. По мансийскому языку лидируют обучающиеся 2 курса. За 4 года по ненецкому языку данного показателя никто из участников не достиг.

В 2022 году средний общий балл и процент выполнения заданий по хантыйскому языку составил 43,6 б., максимальный балл – 87 б., минимальный балл – 11 б; по мансийскому языку по курсам выявлено, что показатель среднего балла составил 34 б., максимальный балл – 75 б., минимальный балл – 12 б. Средний общий балл и процент выполнения заданий по ненецкому языку составил 24,3 б., максимальный балл – 52 б., минимальный балл – 16 б.

 Статистические данные о качестве выполнения заданий показывают отрицательную динамику выполнения участниками олимпиадных заданий как по хантыйскому, так и мансийскому языкам. Отрицательную динамики качества выполнения олимпиадных заданий жюри отмечают со сложностью самих заданий, слабую подготовку участников педагогами – наставниками и др.

В 2022 году после разбора заданий и размещения предварительных результатов по итогам олимпиады на сайте организатора (БУ «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок») https://ouipiir.ru/ апелляций не было [13].

 В ходе оценивания олимпиадных заданий жюри отметило следующее:

– задания, разработанные региональной предметно-методической комиссией использованы полностью;

– при оценивании заданий трудностей не возникало.

Олимпиада состояла из двух туров. В первом туре были задания по фонетике, лексикологии, грамматике, синтаксису, задания на знание фразеологических оборотов, в том числе повышенной сложности ‒ творческое задание.

 Приведем один из вариантов заданий по хантыйскому языку и литературе. Вопросы взяты из олимпиадных заданий по хантыйскому языку (казымский диалект) и литературе для обучающихся профессиональных образовательных организаций, предложенных разработчиками при проведении олимпиады в 2022 году.

I. Родной язык (хантыйский):

 10* Задание повышенной сложности

1. Прочитайте текст.

Ăԓ йис путəр, моньщəн ма путəртԓєм ньаврємԓан пӑта. Мущаӈ икилэӈки, нўша-нўша икилэӈки вɵԓ. Кашəӈ хӑтəԓ ԓєты ԓєтəт пўлəԓ, щи йисəн пушкан ӑнтəм, оԓəӈ мўв омсəм йис йис путəр, кашəӈ хӑтəԓ ԓєты ԓєтəт пўлəԓ шɵкəн вɵйəтԓəԓԓэ, тɵх хӑтəԓ ԓєԓы. Щиты шɵшиԓəтаԓ кўтəн, щи хунəԓ ԓєтутəн кӑншман, пӑԓəӈ нух єԓәмəс. Пӑԓəӈ нух єԓəмəс па щӑԓта, щи вантыйəԓ, хута шикшəк йўх, мосəԓ хӑньємəты…

2. Выберите название, которое соответствует содержанию текста.

1. Хон ики

2. Нўша ики

3. Касǝм ими

3. Ответьте на вопросы на хантыйском языке.

1. Муй кăншман нўша икилэӈки кашəӈ хăтəԓ йăӈхəс?

2. Муй нєм па тăйəԓ нўша ики?

3. Щиты шɵшиԓəтəԓ кўтəн муй нух єԓəмəс?

Правильные ответы: 2. Нўша ики

 3. Модель ответа на вопросы:

 1. Ԓєтəт кăншман йăӈхəс.

 2. Мущаӈ икилэӈки.

 3. Пăԓəӈ нух єԓəмəс.

II. Родная литература (хантыйская)

9. В повести Е. Д. Айпина «У гаснущего очага» есть эпизод, рассказывающий о том, как семья главного героя переезжает в летнее селение. Волосы на голове сидящих в лодке детей Мама смачивает водой, зачерпнув её за бортом. С какой целью Мама совершает это действие?

1. Чтобы дети дожили до первой воды будущего года.

2. Чтобы усмирить водную стихию.

3. Чтобы поблагодарить духа воды.

Ответ: 1. Чтобы дети дожили до первой воды будущего года. [4, 5]

 При составлении олимпиадных заданий разработчиками учитываются основополагающие принципы методики преподавания литературы – связь теории и практики, доступность, последовательность, традиционно используются художественные тексты авторов ханты, манси, ненцев, созданные на русском языке или переведенные профессиональными переводчиками. Художественные тексты не используются на хантыйском, мансийском, ненецком языкам из-за диалектной раздробленности хантыйского языка, в силу чего не представляется возможным, поэтический текст одного автора перевести на четыре диалекта адекватно, сохраняя при этом ритм, рифмовку. Использовать произведения писателей представителей определенного диалекта также нет возможности, так как хантыйская и мансийская литература не обладает таким количеством художников слова в каждом районе округа. Ежегодно разработчики стремятся разнообразить состав заданий с использованием произведений авторов, чтобы повысить интерес у участников к изучению родной литературы, дать общее представление о мало известных авторах, познакомить учащихся с их произведениями в состязательных, конкурсных условиях, дать возможность более глубже изучать и анализировать родную литературу, применив при этом опыт предшествующих лет, аналитику выполненных работ. При этом у разработчиков встает ряд задач, которые нужно решить в определенных условиях олимпиадных заданиях. Для знакомства с новым автором, разработчику нужно подобрать текст, который бы отвечал ряду условий: краткость, цельность восприятия, интересный, цепляющий сюжет, лаконичность. Это способствует пробуждению читательского интереса у учащегося к произведениям национальных авторов [3].

Для заданий разработчики используют тексты авторов, которые являются классиками национальных литератур. Анализ заданий прошлых лет в сборниках олимпиадных заданий в части «Хантыйская литература» показал, что чаще всего используются произведения следующих авторов: Е.Д. Айпина, М.И. Шульгина, М.К. Вагатовой, В.С. Волдина, Р.П. Ругина, Г.Д. Лазарева, так как это самые популярные авторы художественной словесности ханты. По мансийской литературе чаще всего используются произведения следующих авторов: С.С. Динисламовой, Ю.Н. Шесталова, А.С. Тарханова, А.М. Коньковой, М.П. Вахрушевой, П.К. Чейметова. По ненецкой литературе в олимпиадные задания включают произведения Ю.К. Вэллы, Л.В. Лапцуя, В.Н. Ледкова, П.Явтысыя, Н. Ядне.

Согласно Положению о проведении олимпиады для обучающихся профессиональных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе КМНС жюри должно определить 3 победителей и 6 призёров среди участников олимпиады.

Работы участников олимпиады оценивались в соответствии с утвержденными критериями и методикой оценки. Проверялись записи ответов, выполненные в чистовике (сканах). Победителем признавался участник, набравший наибольшее количество баллов из 100 возможных.

По результатам проверки олимпиадных работ выявлены победители по каждому из родных языков (хантыйскому, мансийскому). По ненецкому языку победители не выявлены. Также определены 6 призеров: 3 призера – второе место, 3 призера – третье место.

По окончании проверки работ проведены вебинары с целью разбора заданий; анализа типичных ошибок при выполнении олимпиадных заданий различного уровня; объяснения трудных случаев написания, подведение итогов.

 Таким образом жюри отметило олимпиаду состоявшейся.

В соответствии с п.10.10 Положения о проведении региональной олимпиады для обучающихся профессиональных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе КМНС, утвержденного приказом Департамента образования и науки 28 июля 2022 года №10-П-1733 «Об утверждении Положения о проведении региональной олимпиады для обучающихся профессиональных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера в 2022 году» жюри региональной олимпиады ходатайствует о награждении Благодарственным письмом организатора участников олимпиады, следующих в итоговой таблице за призерами, которые набрали баллов более половины от максимально возможных за творческую активность и познавательный интерес к изучению родных языков и литературы. Все участники получают «Сертификат». Олимпиада имеет информационную поддержку. Вся информация о проведении олимпиады и ее результатах размещаются на сайтах образовательной организации, организатора (https://ouipiir.ru/), а также освещается в средствах массовой информации.

 Состав жюри регионального этапа олимпиады школьников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе КМНС в 2022 году утверждается приказом Департамента образования и науки автономного округа.

Работы участников олимпиады проверяет высококвалифицированное, профессиональное жюри, имеющее огромный опыт в оценке выполненных заданий. В состав жюри входят: доктор педагогических наук – 1 член жюри;

кандидат филологических наук – 4 члена жюри; старший научный сотрудник – 1 член жюри; инженер-исследователь – 1 член жюри, представители объединенной редакции национальных газет «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос» – 2 члена жюри.

Ежегодное проведение олимпиады по родным языкам и литературе КМНС подтверждает, что данное мероприятие актуально и необходимо для всех обучающихся профессиональных организаций, являющихся представителями носителей родного языка; свидетельствует о том, что цель по выявлению наиболее одаренной, талантливой молодёжи, которая стремится к дальнейшему развитию своих способностей, саморазвитию – достигается.

В этом направлении и продолжает работу БУ «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок». Сотрудниками Обско-угорского института проводится большая работа по популяризации олимпиады по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера. Проводятся:

- семинары для учителей родного языка по подготовке к олимпиаде, где проводятся анализ положительных моментов, рассматриваются все ошибки и недочеты в выполненных участниками заданий, даются рекомендации по их решению;

- научно-практический семинар «Обско-угорская литература как философия мировидения»;

- лектории на темы: «Обско-угорские литературы и философский взгляд на мир», «Обско-угорские литературы как слово и знаковые структуры», «Концептуальное осмысление обско-угорской литературы»;

 конкурсы, такие как «История и культура Югры», «Самая читающая семья из числа коренных малочисленных народов Севера».

- научно-практические конференции «Югорские чтения».

Большую помощь педагогам родного языка оказывает сайт БУ «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» www.ouipiir.ru.

На сайте размещены методические рекомендации, сборники олимпиадных заданий прошлых лет. Педагоги-наставники могут использовать их при подготовке обучающихся к олимпиаде. Сами будущие участники олимпиады могут использовать их как тренажеры при подготовке к предстоящим олимпиадам.

Особо хочется отметить размещенный на сайте института интернет – ресурс http://map.ouipiir.ru/ «Литературная карта Юры» [12]. Данная платформа помогает пользователю получить информацию о писателях и поэтах автономного округа не только прошлого века, но и современных авторов. Познакомиться с их биографией, библиографией, с их произведениями. Это дает возможность учащимся и их педагогам-наставникам в подготовке как к олимпиадам по родным языкам и литературе КМНС, так и к другим конкурсным мероприятиям, проводимым в автономном округе. Ресурс систематически пополняется новыми авторами и новыми произведениями. Каждое произведение авторов, включенное в олимпиадные задания, имеет не одностороннее направление воспитания.

 Олимпиада не только поддерживает и развивает интерес к родному языку и литературе, но и стимулирует активность обучающихся при подготовке к выполнению заданий, выходящих за рамки программы, вопросов, требующих дополнительных знаний и креативного подхода к их рассмотрению. Именно таким образом выявляется группа одарённых детей, показывающих высокие результаты по родному языку и национальной культуре и которые готовы участвовать в олимпиадах разного уровня.

 Данная проблематика интересна не только педагогам, которые работают в этом направлении и готовят к участию в соревнованиях, но также и родителям, активно участвующим в процессе образования своих детей. Эти вопросы заслуживают особого внимания административных работников в сфере образования.

Таким образом, участие в региональной олимпиаде дает возможность обучающимся профессиональных организаций из числа КМНС получать новые знания, стимулирует к дальнейшему личностному и интеллектуальному развитию, получение опыта участия в подобных состязаниях и в будущем – приобретении профессии.


Список литературы

1. Кобзева, Н.И. Олимпиада школьников – показатель эффективности учебного процесса/ Н.И. Кобзева. – Текст : непосредственный// Молодой ученый. – 2016. - №23 (127). – С. 486-489. – URL: https://moluch.ru/archive/127/35223 (дата обращения 24.04.2023).
2. Иванова, О.А., Кучеренок С.Н., Щербакова И.О. Подготовка к предметным олимпиадам: теория и практика; монография / под ред. Н.В. Белозеровой, Н.В. Голотвиной, Н.Б. Смольской, – СПб.: Лема, 2017. – 170 с.
3. Герасимова, С. А. Олимпиада школьников по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера: опыт Югры / С. А. Герасимова // Реальность этноса. Роль образования в сохранении и развитии языков и культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: сб. ст. по матер. XVIII Междун. науч.-практич. конф. посвящённой 220-летию Герценовского университета (Санкт-Петербург, 22-23 ноября 2017 г.) / под ред. И.Л. Набока. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – С. 223–228
4. Сборник олимпиадных заданий по хантыйскому языку и литературе. Ч. 1: Хантыйский язык (ваховский диалект). Ч. 2: Хантыйская литература / Ф. М. Лельхова, Е. В. Косинцева, В. Н. Соловар. – Тюмень: Формат, 2016. – 112 с.
5. Сборник олимпиадных заданий по хантыйскому языку и литературе. Ч. 1: Хантыйский язык (казымский диалект). Ч. 2: Хантыйская литература / Ф. М. Лельхова, Е. В. Косинцева, В. Н. Соловар, А. А. Шиянова; отв. за выпуск Н. А. Герляк, Ф. М. Лельхова. – Тюмень: Формат, 2016. – 112 с.

ИСТОЧНИКИ
6.Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России» от 30 декабря 2021 №745 https://www.culture.ru/s/god-kulturnogo-naslediya/o-gode/?ysclid=lb34teef78699073562 (дата обращения: 14.03.2023).
7. Информационный портал фонда «Русский мир»
https://russkiymir.ru/news/307966/?ysclid=lgosx11efv519282466 (дата обращения: 19.04.2023).
8. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.12.2001 № 89-оз «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», электронный ресурс https://depobr.admhmao.ru/obrazovanie-v-yugre/korennye-malochislennye-narody-severa/dokumenty/1710741/zakon-khmao-yugry-ot-04-12-2001-n-89-oz-o-yazykakh-korennykh-malochislennykh-narodov-severa-prozhiva/ (дата обращения 14.03.2023 г.)
9. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.07.2013 № 68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», электронный ресурс https://depobr.admhmao.ru/obrazovanie-v-yugre/korennye-malochislennye-narody-severa/dokumenty/1710747/zakon-khmao-yugry-ot-01-07-2013-n-68-oz-/ (дата обращения 14.04.2023 г.)
10. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 05.10.2018 № 338-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования», электронный ресурс http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/8600201810120010? (дата обращения 14.03.2023 г.)
11. Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 2 декабря 2016 г. N 473-п «О Стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/8600201612090004?ysclid=lgnm2qhj8j716993925 (дата обращения 14.03.2023 г.)
12. Интернет ресурс «Литературная карта Югры» http://map.ouipiir.ru/ (дата обращения 12.07.2022 г.)
13. Итоговые протоколы об утверждении результатов региональной олимпиады для обучающихся профессиональных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера, электронный ресурс https://ouipiir.ru/
(дата обращения 14.04.2023 г.)

Расскажите о нас своим друзьям: