Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022

УДК 371.16

Дата публикации 30.11.2022

Экспертный подход в оценке эффективности деятельности профессионально-педагогических ассоциаций

Ханова Татьяна Геннадьевна
канд. пед. наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Оценка эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций» ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», РФ, г. Нижний Новгород, tanyaha10@mail.ru

Аннотация: Целью статьи является исследование особенностей реализации экспертного подхода в оценке результативности деятельности профессионально-педагогических ассоциаций. Рассмотрена сущность экспертизы как способа внешней оценки педагогических процессов или явлений, выделены основные ее компоненты: инициатор, объект и субъект (эксперт), дана их характеристика. Проанализирована структура компетентности эксперта, обозначены основные методы экспертной оценки. Автор отмечает, что основными преимуществами экспертной оценки являются ее независимый внешний характер, достоверность и коллегиальность.
Ключевые слова: экспертиза, экспертный подход, профессионально-педагогические ассоциации, эффективность деятельности, экспертная оценка.

Expert approach in evaluating the effectiveness of the activities of professional pedagogical associations

Khanova Tatyana Gennadyevna
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Leading Researcher, Research Laboratory "Evaluation of the effectiveness of the activities of professional pedagogical associations", Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: The purpose of the article is to study the features of the implementation of the expert approach in assessing the effectiveness of the activities of professional pedagogical associations. The essence of expertise as a method of external assessment of pedagogical processes or phenomena is considered, its main components are identified: the initiator, object and subject (expert), their characteristics are given. The structure of the expert's competence is analyzed, the main methods of expert evaluation are indicated. The author notes that the main advantages of peer review are its independent external nature, reliability and collegiality.
Keywords: expertise, expert approach, professional pedagogical associations, performance efficiency, expert evaluation.

Правильная ссылка на статью
Ханова Т.Г. Экспертный подход в оценке эффективности деятельности профессионально-педагогических ассоциаций // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ekspertnyj-podkhod-v-otsenke-effektivnosti-deyatelnosti-professionalno-pedagogicheskikh-assotsiatsij.html (Дата обращения: 30.11.2022)

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, научный проект № 730000Ф.99.1.БВ10АА00006 «Показатели эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций» в рамках выполнения государственного задания № 073-00081-21-02 от 14.07.2021 г.

Наблюдаемый в последние десятилетия рост активности неформальных педагогических сообществ, именуемых объединениями, ассоциациями и др., вызывает научный интерес ученых, стремление исследовать их типичные особенности и образовательный потенциал, выявить механизмы их функционирования, чтобы оптимизировать их деятельность и тиражировать положительные практики. Опыт деятельности профессиональных педагогических сообществ и ассоциаций (отечественных и зарубежных, федеральных и региональных, однопредметных и мультипредметных и др.) нуждается в изучении, осмыслении и анализе с целью выявления общих тенденций развития, типичных трудностей и ошибок, успешных практик и реальных результатов [1; 2]. Заметим, оценка эффективности деятельности профессиональных сообществ должна быть максимально объективной, всесторонней и многоуровневой. По мнению коллектива научно-исследовательской лаборатории «Оценка эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций», открытой при Мининском университете (Нижний Новгород), оценку деятельности ассоциации должны дать участники и руководители этого объединения, по сути, это будет внутренняя самооценка членами объединения степени своей активности и результативности [3; 4]. Разумеется, критерии оценки/самооценки будут различными для руководителей и участников ассоциаций.

Однако, более достоверной, по нашему мнению, следует считать внешнюю оценку деятельности ассоциации, проводимую специалистом – экспертом в данной области. Надо сказать, что практика разного рода экспертиз в последние годы получила большое распространение в разных областях общественной жизни, и в том числе, в области образования. Так, в настоящее время широко применяется экспертиза авторских курсов, инновационных проектов, методических разработок, образовательных программ, профессиональной деятельности как отдельных педагогов, так и педагогических коллективов, и даже экспертиза детских игрушек и мультфильмов.

Отметим, экспертиза как научное понятие носит междисциплинарный характер и применяется в разных научных областях и сферах человеческой деятельности. Так, выделяют экспертизу научно-техническую, психологическую, медицинскую, криминалистическую, экологическую и другие. Понятие «экспертиза» трактуется в большинстве источников как исследование компетентным специалистом (экспертом) того или иного явления (объекта), завершаемое вынесением мотивированного заключения о результатах [5]. Другими словами, экспертиза – протяженная во времени процедура, позволяющая определить степень соответствия экспертируемого явления, в нашем исследовании, деятельности профессиональных педагогических ассоциаций, некоторым известным эксперту эталонным критериям; при этом оценке подвергается уже завершенная деятельность, ее основные характеристики, свидетельствующие о ее качестве или продуктивности.

При реализации экспертного подхода в оценке деятельности педагогических ассоциаций следует, в первую очередь, определить характер трех основных компонентов экспертизы: инициатор (или заказчик), объект экспертизы и эксперт. Инициировать экспертную процедуру может, во-первых, руководитель ассоциации; такая потребность нередко возникает при необходимости использования экспертных знаний для решения определенных задач: привлечение новых участников и активизация действующих, выявление степени согласованности деятельности участников объединения, мониторирование частоты и охвата проводимых мероприятий разного уровня и направленности, совершенствование уровня вовлеченности членов ассоциации в мероприятия, установление причин снижения активности участников и др. Инициатором экспертизы, формирующим экспертное задание, может быть орган управления образованием, изучающий эффективность деятельности общественно-педагогических объединений в регионе и их потенциал в решении актуальных социально-педагогических проблем. Особо следует отметить, что независимо от того, кто и с какой целью выступает инициатором экспертизы, от эксперта ожидают, в первую очередь, объективной и независимой оценки.

 Объектом экспертизы в нашем исследовании следует рассматривать реальную деятельность конкретной профессионально-педагогической ассоциации, оцениваемую по ряду направлений: учебно-методическое, научно-исследовательское, экспертно-аналитическое, др. Принципиальным является вопрос о критериях и показателях оценки эффективности деятельности педагогических ассоциаций, они должны быть сформулированы четко, однозначно, непротиворечиво. Подходы к определению критериальной базы экспертизы определены в монографии «Разработка и внедрение системной модели оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций» [3].

Эксперт, как носитель специальных знаний, проводит необходимые экспертные процедуры, решая поставленные перед ним задачи, и на основе полученных результатов оформляет экспертное заключение, которое может стать базой для принятия управленческих решений, связанных с перспективой деятельности ассоциации. Экспертный подход ориентируется, главным образом, на личность, компетентность и опыт эксперта (группы экспертов), как специалиста в данной области. Эти компоненты рассматриваются в качестве главного «инструмента» оценивания, поэтому экспертиза всегда будет основана на субъективном мнении конкретного эксперта или экспертной группы.

Общая стратегия экспертизы обусловлена, главным образом, методологическими положениями, на которые ориентируется эксперт в процессе отбора критериев оценки результативности деятельности педагогических ассоциаций [6]. Создание экспертной группы, включающей несколько взаимодействующих прямо или опосредовано компетентных и независимых специалистов с разной профессиональной позицией, отвечает принципу коллегиальности. Коллегиальность экспертизы необходима для объективизации экспертного мнения, адекватного изучаемому явлению и исключающего стереотипные оценки.

Достоверность экспертизы, как один из важнейших критериев ее качества, достигается за счет системного анализа и интерпретации специалистом-экспертом совокупности фактических сведений, полученных из разных источников. Подчеркнем, что экспертиза, в первую очередь, ценна тем, что она независимая и внешняя. В связи с этим, становится понятно, что результат экспертизы в значительной степени обусловлен грамотным подбором и специальной подготовкой (обучением) экспертов. От эксперта в большинстве случаев ожидают убедительных выводов, грамотных рекомендаций, оригинальных идей. Отсюда следует, что определенные требования предъявляются к уровню специальной подготовленности эксперта, статус которого сопряжен с высокой степенью профессионализма, авторитетности и добросовестности. Очевидно, что для проведения объективной оценки деятельности педагогических ассоциаций эксперты должны пройти специальное обучение, которое возможно в форме серии обучающих вебинаров, онлайн-консультаций, краткосрочных курсов и т.д.

В структуре компетентности эксперта Е.Б. Лактионова выделила три компонента: 1) когнитивный, включающий знания о типах профессионально-педагогических ассоциаций, нормативно-правовых основах и специфике их деятельности, этапах и принципах проведения экспертизы; 2) деятельностный компонент, предполагающий владение современными подходами и инструментами для осуществления экспертизы, умение интерпретировать эмпирические данные, составлять экспертное заключение и др.; 3) ценностно-личностный компонент, к которому следует отнести коммуникативную гибкость, толерантность, способность к диалогичности, конструктивизм, владение этическими принципами проведения экспертизы, др. [7].

В процессе проведения экспертизы организуется изучение документации, отражающей деятельность ассоциаций (планов, отчетов, фотоматериалов и др.), изучение сайта (количество участников, анонс предстоящих мероприятий, обратная связь), анкетирование и беседы с руководителями и участниками ассоциации, шкалирование, др. Применение такой совокупности методов позволит собрать представительный набор эмпирических данных, отражающих установки всех участников сообщества, выявить динамику протекающих процессов, и послужит убедительной основой экспертных оценок и рекомендаций [8; 9]. На наш взгляд, в современных условиях стремительно развивающейся цифровизации образования в качестве надежного и технологичного инструмента целесообразно рассматривать электронный сервис, который позволит автоматизировать процедуру экспертизы и осуществлять постоянное мониторирование деятельности ассоциаций по всему спектру направлений, отслеживая динамику и факторы ее трансформации [10; 11]. В настоящее время ведется активная работа по созданию такого сервиса.

Итоговым этапом экспертизы является подготовка экспертного заключения о результативности деятельности педагогической ассоциации, включающего ряд разделов: цели экспертизы, состав экспертной группы, перечень изученных источников, общие результаты оценки по критериям, предложения экспертов.      

Таким образом, экспертный подход в анализе эффективности деятельности профессионально-педагогических ассоциаций, основанный на внешней и независимой оценке компетентного в данной сфере специалиста, может послужить наиболее объективным инструментом, который позволит получить максимально полные и достоверные данные, объективно отражающие динамику и тенденции функционирования профессиональных педагогических объединений. Успех экспертизы обусловлен во многом грамотным подбором экспертов, типом экспертизы и тщательной разработкой ее программы и технологии реализации.


Список литературы

1. Проказина Н.В., Ланцев В.Л. Роль общественно-профессиональных объединений педагогов в условиях модернизации системы учительского роста // Вестник Института социологии. – 2020. – Т. 11. – № 2. – С. 157-173.
2. Соломатин А.М. Роль профессиональных сообществ в реализации инновационных образовательных проектов // Непрерывное образование: XXI век. – 2015. – Вып. 4 (12). – С. 106-118.
3. Разработка и внедрение системной модели оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций / Н. Н. Демидова, Н. В. Белинова, Е. Г. Гуцу [и др.]. – Нижний Новгород: «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2021. – 158 с.
4. Зайцева С.А., Ханова Т.Г. Особенности построения модели оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-4. – С. 102-105.
5. Экспертиза в сфере образования: цели, понятия, инструментарий / Под общ. ред. Л.Е. Курнешовой. – М., 2006.
6. Лактионова Е.Б. Экспертиза как метод оценки качества образовательной среды // Школьные технологии. – 2010. - № 2. – С. 164-174.
7. Лактионова Е.Б. Экспертиза как метод оценки качества образования // Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию психологической науки и образования в Герценовском университете. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.
8. Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Изучение эффективности деятельности профессионально-педагогических ассоциаций // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2021. – № 12 (65). – Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/izuchenie-effektivnosti-deyatelnosti-professionalno-pedagogicheskikh-assotsiatsij.html (Дата обращения: 29.12.2021)
9. Белинова Н.В., Ханова Т.Г. Определение показателей эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-4. – С. 39-44.
10. Белинова Н.В., Сергеева Т.Н. Разработка электронного сервиса оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 74-1. – С. 36-39.
11. Седых Е.П., Житкова В.А. Модель автоматизированной системы оценки эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений города Нижнего Новгорода // Вестник Мининского университета. – 2019. – Т.7. – № 4. – С.1

Расскажите о нас своим друзьям: